Урок -путешествие "Словообразование"
методическая разработка по русскому языку (5 класс)
Данная форма урока выбрана с целью повышение мотивации учебной деятельности за счёт нестандартной формы урока.
Ресурс включает методическую разработку, презентацию, дидактический материал: тест «Корни с чередованием», тест «Правописание приставок».
Данный урок является завершающим в разделе «»Словообразование. Орфография».
Форма путешествия позволяет охватить максимальное количество изученных орфограмм и качественно подготовиться к контрольной работе по разделу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.doc | 376.5 КБ |
urok-puteshestvie_slovoobrazovanie.rar | 2.55 МБ |
Предварительный просмотр:
Фисивная Любовь Павловна,
учитель русского языка и литературы
МОУ «СОШ № 16» г. Балаково Саратовской области
Урок-путешествие по теме « Словообразование. Орфография»
Данная форма урока выбрана с целью повышение мотивации учебной деятельности за счёт нестандартной формы урока.
Ресурс включает методическую разработку, презентацию, дидактический материал: тест «Корни с чередованием», тест «Правописание приставок».
Данный урок является завершающим в разделе «»Словообразование. Орфография».
Форма путешествия позволяет охватить максимальное количество изученных орфограмм и качественно подготовиться к контрольной работе по разделу.
Методическая разработка урока
урока русского языка для 6 класса.
Тема: Словообразование. Орфография.
Повторение изученного в разделе. (слайд 1)
Тип урока: повторение изученного в разделе.
Форма организации работы с учащимися: урок – путешествие. (соревнование команд)
Дидактические материалы: тест «Корни с чередованием», тест «Правописание приставок».
Цели:
1) образовательные: обобщить изученный материал по разделам русского языка (фонетика, морфемика, орфография); формировать умения применять полученные знания на практике;
2) развивающие: развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность учащихся;
3) воспитательные: воспитывать любовь к родному языку. (слайд 2)
1. Организационный момент. Здравствуйте, ребята, сегодня мы отправимся в путешествие в страну «Словообразования». Впереди нас ожидают самые необычные острова. Мы побываем в гостях у других племен, вступим в состязание с самозванцами, примерим враждующие племена, посетим далекие острова.
Но нам непременно нужно найти остров «Словообразования, чтобы стать еще грамотнее и образованнее». (Слайд 3)
Разделитесь на команды. Будем помогать друг другу! И еще, на протяжении всего путешествия нам будет помогать дипломат - Правило. Отправимся мы с вами на корабле «Знание». За каждый правильный ответ вы будете получать 1 балл. В конце урока мы посчитаем баллы и получим только отличные оценки!
Итак, в добрый путь.
1. Дипломат Правило ведет нас на корабль. Как вы понимаете слово дипломат, а может дипломант? Как называются такие слова» (паронимы) . Входным билетом станет блиц-опрос.
1. Блиц – опрос. (слайды 4, 5,6) Проверка (слайд 7)
1 команда | 2 команда |
В какой разделе науки о языке изучается, с помощью чего образовано слово. (словообразование) | как называется наука о языке, в которой изучается, из каких значимых слов состоит слово? (морфемика) |
Какие морфемы изучаются в разделе «Словообразование»? Корень, приставка, суффикс, окончание, основа. | Назовите неморфологические способы образования слов (переход слов из одной части речи в другую) |
Назовите виды разбора слова. (морфемный, словообразовательный, этимологический) | Что относится к морфологическому способу образования? (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение основ, сложение целых слов, сложение начальных букв, сложение начальных звуков.)) |
Слайд 8 – карта.
- Остров корневых морфем. (слайд 9), проверка (слайд 10)
Приближаемся к острову Корневых морфем. Объединим враждующие племена. В приведенных словах представлены два омонимичных корня . Разбейте их на два гнезда по лексическому значению ( по 1 б за каждый правильный ответ)
1 команда - вод - | 2 команда -гор-: |
заводь, | горка, |
водный, | горец, |
заводной, | загорелый, |
проводка, | горение, |
проводник, | горный, |
вывод, | выгоревший, |
подводить,. | гористый, |
водяной, | горючий, |
Безводный, | предгорье, |
подводный, | пригорок, |
водитель | пригорать |
слайд 11 - карта
3. Посещение племени чередующихся гласных.
(слайд 12 - 16), проверка (слайд – 17)
Подъезжаем к племени Чередующихся гласных. На этом острове томятся заточение два племени: корни с чередование гласных о и а, «ослиные» корни. К нам на помощь пришел Правило. Освободим заложников, поможем им вернуться домой. Отгадайте загадки устно, выпишите слова, в которых есть корни с чередованием: 1 команда о – а, 2 команда е - и
1. Постелю рогожку, посею горошку,
положу калач, никому не взять. (Небо, звезды, месяц.)
2. Что выше леса, краше света, без огня горит? (Солнце.)
3. Белый Тихон с неба спихан.
Где пробегает – ковром устилает. (Снег.)
4. Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает. (Снег.)
5. Осенью в щель заберется, а весной проснется. (Муха.)
6. Летают, кружатся, на землю ложатся,
С земли не встают и тут пропадут. (Листья.)
7. Сверху зелено, снизу красно, в землю вросло. (Морковь.)
8. Чудо с чудом сошлось кругом:
дыр много, а выскочить некуда. (Решето.)
9. Захочу, так поклонюсь, а поленюсь, так повалюсь. (Топор.)
10 ) Пришла из лесу птичница кур посчитать. (Лиса.)
Физкультминутка. (слайд 18, 19, 20)
Слайд 21 – карта.
Выбираемся из ловушки! (слайд 22) Тест раздается на листочках по вариантам.
Корни с чередованием. В 1
Слайд 23 – карта.
4. Самозванцы. (слайд 24, 25) , проверка (слайд 26)
Благодарные племена проводили своих спасителей. И вдруг, откуда ни возьмись самозванцы. Правило рассказал нам одну историю: не всегда легко определить самозванца. Однажды я встретился с двумя такими: угол – укол. Кто из них самозванец? Правило продолжил свой рассказ. Всю ночь я анализировал, рассуждал. Слово угол явно непроизводное, не образовалось же оно от слова гол! От него можно образовать целый ряд однокоренных: уголок, угловатый, треугольник... Продолжите сами, если захотите. А вот с уколом не все так просто. Ведь когда получается укол? Когда кто-то кого-то уколол, чаще всего врач больного. Получается, что укол – производное от глагола уколоть! Так ведь? Вот и найден самозванец.
Стали мешать нашему путешествию, но кто они эти самозванцы. Это те, которые только внешне кажутся непроизводными, а на самом деле очень даже производные. Найдем их! Маленькая подсказка. Будем рассуждать так: чтобы получился ход, надо сначала начать ходить; чтобы получилась тишь, нужно, чтобы сначала все стало тихим.
Таким способом образуются обычно только существительные – от глаголов или прилагательных
Лед, | мелочь, |
синь, | даль, |
клев, | удар,. |
мед, | доклад, |
взгляд, | проход, |
бег, | разбег, |
рожь, | коготь, |
сушь, | угон, |
мена, | топь, |
мир | выход |
Слайд 27 - карта
5. Остров приставок. (слайд 28, 29), проверка (слайд 30)
У нас прекрасное настроение. Пребывая в хорошем расположении духа мы пристали к острову Орфография. На этом острове живут две сестрицы – приставки пре- и при-.
Правило рассказал нам историю их жизни. Жили-были в стране Орфографии две сестры-приставки. Одну звали Пре, а другую – При. Жили они, поживали, но с самого детства они были очень разные.
Пре была очень жадной и хвастливой. Ей всегда хотелось все делать лучше всех. А от зависти к сестре она даже преграждала ей путь к знаниям. И, как каждая большая хвастушка, любила покрасоваться перед всеми своими успехами и достоинствами.
В отличие от Пре, При была очень скромной и доброй. Из-за ее хорошего отношения ко всем окружающим все хотели все время быть с ней вместе, спрашивали у нее совета и просили помочь по хозяйству. Всегда все дела При доводила до конца и не стремилась быть первой. Была она вся в заботах, и времени у нее было очень мало.
Так жили они да жили, но вот настало время распределять между ними обязанности (ведь каждая морфема в стране Орфографии имеет свое значение). Так все договорились: Пре захотела употребляться в значении «очень» (и только потому, что была хвастливой). А так как она дружила с приставкой Пере, то для простоты запоминания сказала, что будет писаться и в тех словах, где вместо нее может стоять ее подружка.
Поскольку все «лучшие» возможности забрала себе Пре, сестра При согласилась, что будет указывать на приближение, действие, совершающееся в интересах кого-то другого. Но их мама объявила, что ей можно доверить и доведение дел до конца, и действия, сделанные совсем немного, чуть-чуть, а еще и совмещение двух действий.
Поможем сестрам найти слова-союзники. А в корабельном дневнике опишем свой визит к президенту этого острова.
1 команда выписывает слова с приставкой при-, вторая команда выписывает слова с приставкой пре-
НА ПР_ЕМЕ У ПР_ЗИДЕНТА.
На приеме у пр_зидента было много пр_морских гостей. Пр_зидента пр_ветствовали пр_поднятыми руками. Пр_зидент пр_сел на пр_чудливый стул. Началось заседание пр_зидиума. Все кричали, переругивались, пр_вставали, пр_седали. Пр_зидент пр_кратил заседание. Оно возобновилось, когда все попр_молкли. Пр_зидент выразил пр_знательность пр_морским гостям за пр_стройку, которую они пр_делали к пр_зидентскому дворцу. Пр_морские гости захлопали так, что пр_зидент аж пр_вскочил со своего пр_восходного стула. Заседание пр_зидиума закончилось, все разошлись, и пр_зидент пр_лег отдохнуть на роскошном мягком-пр_мягком диване.
Слайд 31- карта.
6. Гавань сложные слова. (слайд 32, 33, 34), проверка – слайд 35
Мы с успехом справились и с этим испытание, дальше наш корабль держит путь в гавань «Сложные слова» А там кого только нет! Все сказочные герои собрались в одном месте. И уже несколько дней ждут отплытия на Родину. Мы вызвались помочь и им. В каком направлении их отправлять? Для этого надо объяснить, почему их так зовут: Какие из этих слов сложные? Какими способами они образованы? У каких еще сказочных героев имена построены на основе словосложения?
1 команда | 2 команда |
1) Синеглазка; | 2) Златовласка; |
3) Белоснежка; | 4) Черномор; |
5) Мойдодыр; | 6) Мальчик-с-пальчик; |
7) Золушка; | 8) Жар-птица; |
9) Незнайка; | 10) Людоед; |
11) Конек-Горбунок; | 12) Снегурочка; |
13) Дед Мороз | 14) Красная Шапочка. |
Слайд 36 – карта.
7. Острова Ы и И. (слайд 37, 38) проверка - 39
Попрощавшись с сестрами, мы отправились на острова Ы и И. Чтобы попасть на острова необходимо знать пароль. Если в слове после приставки пишется буква И , поднимаем вверх правую руку, если нет – сидим с опущенными руками. Ошибающийся выбывает. Правильно прошедшие испытание ставят себе 3 балла. Графически покажите выбор орфограммы. От..скать квартиру, меж..нститутский турнир, роз..грыш лотереи, роз..ск, преступника, из..скания геологов, сверх..нтересное мероприятие, пред..дущий сезон. меж..здательский, сверх..мпульсивный, суб..нспектор, контр..гра, транс..орданский, дез..нфекция, супер..нтересный, пост..мпрессионизм, пан..сламизм об..скать, . Спорт..нвентарь, мед..нститут, фин..нспектор, пред..стория, меж..нтернатский, без..нициативный, спорт..гра, сверх..зобретатель.
Слайд 40 - карта
8.Острова словообразования. (слайд 41)
Берем курс на Родину. Для этого нам нужно пройти таможню острова Словообразования. Для этого мы должны решить тест. Время 5 минут. Решение тестов по вариантам.
1В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
пр..увеличивать, пр..одолеть, пр..града
бе..дарно, бе..пристрастный, ра..шифровать
о..далённый, на..треснутый, на..пиленный
из..мать, дез..нформация, от..граться
2В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
в …дании театра, не…доровый вид, бе…жизненный
пр…сутствовать, пр…сечь, пр…ступление
спорт...нвентарь, контр...гра, без…звестный
в...южный, с...ёмка, от…явленный
3. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
пр…одолевать, пр…лежание, пр...беречь
с…митировать, без…мянный, с…грать
нера…чётливый, ра…плескать, бе…дельник
об…ективный, под...ем, интер…ер
2 вариант
1 В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
грузопод...ёмность, из…явить, в...юга
переи…дание, во…главил, ра…четливый
пр…рвать, пр…ступить закон, пр…образиться
чере…чур, бе…жалостный, ра…мешать
2 В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
и…подлобья, ра…мечтался, ра…жаловать
на пр…еме, пр…небрегать, пр…обладание
меж…нститутский, без…мянный, из…скать
кинос..емка, раз..яренный, суб…ективный
3В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
вз…мать налоги, без…нерционный, раз…скать
из…бличить, от…гнать, пр…дедушка
пр…мерить, пр…обрести, пр…дать форму
в …дании вокзала, ра…бираться, бе…компромиссный
Подведение итогов. Слайд 42Какое увлекательное путешествие у нас получилось. Где же мы побывали? Что нам запомнилось? Подведение итогов. Посчитайте количество баллов, набранных за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...