Однородные члены предложения
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Рагузина Галина Ивановна

Цель:            развитие навыка постановки  знаков препинания в предложениях с однородными членами предложения.

Задачи:     

– образовательная: способствовать выработке умений и навыков по применению знаний об однородных членах предложения на письме, различать однородные и неоднородные определения, строить структурные схемы предложения.

–  развивающая:      формирование умения лаконично, полно и содержательно отвечать, делать обобщающие выводы, развитие наглядно-образное мышления, памяти и умения сравнивать и анализировать, развитие различных граней внимания.,

– воспитательная:    содействовать воспитанию рационального распределения        времени, и ответственному отношению к предмету.

                          Тип урока:         комбинированный

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_rus_yaz_odnor_chleny.doc69 КБ

Предварительный просмотр:


Разработка урока русского языка в 8-ом классе по теме:

 «Однородные члены предложения.

Обобщение и систематизация знаний»

Тема:        Однородные члены предложения. Обобщение и систематизация знаний.

Цель:          развитие навыка постановки  знаков препинания в предложениях с однородными членами предложения.

Задачи:        

– образовательная: способствовать выработке умений и навыков по применению знаний об однородных членах предложения на письме, различать однородные и неоднородные определения, строить структурные схемы предложения.

–  развивающая:         формирование умения лаконично, полно и содержательно отвечать, делать обобщающие выводы, развитие наглядно-образное мышления, памяти и умения сравнивать и анализировать, развитие различных граней внимания.,

– воспитательная:    содействовать воспитанию рационального распределения        времени, и ответственному отношению к предмету.

Тип урока:         комбинированный

Методы организации учебной деятельности:

  • фронтальная,
  • индивидуальная,
  • ученик – компьютер,
  • ученик – учитель,
  • ученик – блок-схема.

Оборудование и ТСО        1. Персональный компьютер.

2. Программное средство учебного назначения обучающий тренажёр по русскому языку «Фраза».

3. Учебное пособие по образовательной технологии «ИнтеллекТ».

4. Пособие по подготовки к экзаменам по русскому языку практикум.

        5. Блок-схема: «Однородные члены предложения».

Педагогические технологии: технология полного усвоения.

Межпредметные связи:

                ИНФОРМАТИКА – основные навыки пользователя ПК;

                ОБЖ – техника безопасности при работе с ПК.

Термины: однородные члены предложения, подлежащее, сказуемое, определение, обстоятельство, дополнение, обобщающее слово,  части речи, грамматические признаки, синтаксическая роль.

План урока:

Этап урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Время

1.

Организационный момент

Проверка готовности к уроку.

Проверка готовности к уроку, проверка присутствующих, сообщение темы и цели урока

2 мин

2.

Проверка домашнего задания

Взаимопроверка домашнего упражнения.

Проверка домашнего упражнения, исправление допущенных ошибок.

5 мин

3.

Повторение изученного

Рассказ двоих учеников по опорной таблице с заполнением пропущенных элементов.

Весь класс подбирает примеры.

Проверка знания терминов и их значений у учащихся по теме.

8 мин

4.

Практическая часть

  1. Выполнение задания в тетради.

  1. Выполнение задания в пособии по ОТИ.

  1. Выполнение проверочной работы учащимися, разделёнными на две группы.

Инструктаж выполнения упражнения, проверка правильности выполнения.

Контроль за соблюдением требований к выполнению задания.

Контроль за соблюдением требований к выполнению задания.

10 мин

3 мин

8 мин

5.

Подведение итогов

Анализ достижения цели урока

Анализ достижения цели урока и оценка знаний учащихся

2 мин

6.

Домашнее задание

Запись домашнего задания

Комментирование домашнего задания

2 мин

Ход урока:        

  1. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку,

проверка присутствующих,

сообщение темы и цели урока.

  1. Проверка домашнего задания (взаимопроверка) Упр 291.
  2. Повторение изученного материала

Связный рассказ учащихся об однородных членах предложения по опорной таблице с заполнением пропущенных элементов.

1.

2.

IV. Практическая часть

  1. Выполнение задания в тетради. (Учащиеся списывают с доски предложения, составляя к ним схемы, расставляя знаки препинания, один ученик выполняет работу у доски).
  1. На крышах домов, на деревьях, на скамейках аллеи – всюду лежал снег.
  2. По вечерам он читал, или играл в шахматы, или смотрел телевизор.
  3. Бывают люди нерешительные, ни рыба ни мясо.
  4. Выбрали в магазине новые кожаные кроссовки.
  5. Пушкин собирал песни и сказки и в Одессе, и в Кишиневе, и в Псковской губернии.

2. Выполнение задания № 3 из пособия по образовательной технологии «ИнтеллекТ» на развитие переключаемости внимания (стр. 38)

Инструкция по выполнению. Задание необходимо выполнять так, как оно сформулировано, носит разноуровневый характер (А – наименьшей сложности, В – средней, С – наивысшей), класс должен быть условно разделён на 3 группы, возможен самостоятельный выбор уровня сложности. Обязательно соблюдать временные рамки выполнения – 3 минуты.

Уровень А

Тема: Однородные члены предложения.

Правописание окончаний слов разных частей речи

Задание. Читая текст, расставляйте, где это необходимо, знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения и попутно вставляйте пропущенные буквы в окончаниях слов разных частей речи.

Всё хорошо в природ..  но вода – красота всей природы. Почти то же можно сказать о лесе. Полная красота всякой местност.. состоит именно в соединени.. воды с лесом.

Леса – хранители вод. Деревья закрывают  землю от палящ..х лучей летн..го солнца  от иссушительных ветров. Прохлада и сырость живут в их тени и не дают иссякнуть стояч..й или текуч..й влаг.. .

Все породы деревьев смолистых как то сосна ель пихта и прочие называются красным лесом, или краснолесьем. Все остальные породы например дуб вяз осокорь липа берёза осина ольха и другие называются черным лесом, или чернолесьем. К нему принадлежат и ягодные деревья черёмуха и рябина. К чернолесью же причисляются все породы кустов калина и орешник  жимолость и шиповник.

Я не люблю красного леса  его вечной  однообразной  мрачной зелен.., то песчаной, то глинистой почвы. Я с малых лет привык любоваться как лиственными  так и ягодными деревьями.

Любуешься белоствольн..й развесист..й берёзой. Хороши и клён  и вяз и дуб. Коренаст  крепок и могуч бывает многолетн..й дуб.

Уровень В

Тема: Однородные члены предложения.

Правописание окончаний слов разных частей речи

Задание. Читая текст, расставляйте, где это необходимо, знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения и попутно вставляйте пропущенные буквы в окончаниях слов разных частей речи.

Их встрет..шь на земле  на коре и ветвях деревьев   на старых заборах и крышах  на камня   везде. Форма у них самая различная то стел..тся пластинки с изящно и причудливо изрезанным.. краями  то ветвистые кустики или свисающие с ветвей бородатые плет.. . Иногда это трубочки с расширенными в виде граммофона верхушками. А нередко, особенно на камнях, лишайники имеют вид бугорчатых  зернистых скоплений или порошкообразных корочек. Окраска их очень разнообразная  ярко-зелёная зеленовато-серая  коричневая  сероватая  желтоватая  оранжевая и красноватая. Лишайники первыми поселяются на камнях  на оголённых почвах   на вулканическ..х извержениях   словом  на безжизненных местах. Они выдерживают любые кислоты, растворяющ.. бесплодные скалы, и усеивают минеральные соли, которые недоступны другим организмам. Отмирая, лишайники перегнивают. А на образовавш..йся почв.. сел..тся другие растения. Растут они очень медленно – нарастают в год на один – пять миллиметров. Лишайники чрезвычайно выносливы. В тундр.. они легко перенос..т стапятидесятиградусные морозы, а в пустын.. Африк.. или Азии – изнуряющ.. шестидесятиградусную жару.

Уровень В

Тема: Однородные члены предложения.

Правописание окончаний слов разных частей речи,

НЕ со словами разных частей речи

Задание. Читая текст, расставляйте, где это необходимо, знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения и попутно вставляйте пропущенные буквы в окончаниях слов разных частей речи, раскрывайте скобки.

Ну всё, пора и честь знать! Обвожу прощальным взглядом (не) богатое убранство избы   старое зеркало   обтянутое черным   пошатнувшийся   грубо прихваченным гвоздём к стене отнюдь (не) новый гардероб. На верх его в спешке набросано какое-то никому (не) нужное барахло   а именно   бумаги скрепки  нитки  старая копилка с выбитым меловым задом. На жёлтом серванте белеет кружевная накидка   по ней вразброс старая гребёнка и чернеющий изломом цветной камешек   узкогорлая штуковина (не) известного назначения  в которую сунуто три давних бумажных цветка хрустальная вазочка словом всякое барахло. В вазочке, кстати, (не) подписанные никем, (не) отправленные открытки с разными праздниками с Первым  маем   и с Октябрём   и с Новым годом. Здесь же, в вазочке напёрсток и катушки с обрывками ниток  иголки и пуговицы, головные заколки и (не) взрачная новогодняя игрушка.

На стене забыто лепятся два портрета в (не) больших плоских деревянных рамках послевоенного образца. В одной рамке двое  курносый мужичок   стриженый под раскольника и баба. Она с грубым массивным лбом и тяжёлым подбородком, меж которыми запало  потерялось всё остальное   глаза   брови   губы и только нос (не) дал себя погасить и спрятать, из ничего возникший на взмахе, (не) покорно вознёсся он.

3. Выполнение проверочной работы учащимися, разделёнными на две группы.

10 человек выполняют упражнение на ПК в программе обучающего тренажёра «Фразы», варианты 485, 486, 487

Остальные учащиеся выполняют упражнения 1 вариант № 451, 2 вариант № 453, 3 вариант № 459 в практикуме по русскому языку.

V. Подведение итогов

- Что нами сделано за урок?

- Какие правила пунктуации мы повторили?

- Выставление и комментарии оценок.

VI. Домашнее задание.

  1. Повторить правила постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами предложения.
  2. Выполнить упр. № 294.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Однородные члены предложения.Знаки препинания при однородных членах предложения"

Однородные члены предложения - одно из проявлений структурно-семантической категории синтаксиса - однородности,которая обнаруживается и на уровне сложного предложения.В блоке однородных членов е...

Учебное занятие: "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами"

данное занятие предполагает закрепление знаний об однородных членах предложения;формирование умения находить однородные члены в предложении и ставить знаки препинания в предложениях с однородными...

презентация к учебному занятию: "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами"

данная презентация помогает сделать занятие более эффективным, усилить мотивацию обучающихся к изучению русского языка...

Учебное занятие по русскому языку "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами".Учебное занятие сопровождается мультимедийной презентацией.

Методическая цель: внедрение личностно ориентированных технологий обучения.Образовательные цели: - закрепление знаний об однородных членах предложения;- формирование умения находить однородные чл...

8 класс Однородные члены предложения. Знаки препинания между однородными членами предложения.

8 класс Однородные члены предложения. Знаки препинания между однородными членами предложения....