Система работы над ошибками
учебно-методический материал по русскому языку (7 класс)
Использование работы над ошибками для формирования орфографической зоркости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_raboty_nad_oshibkami.docx | 33.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п.Головановский»
Балаковского района Саратовской области
Фестиваль педагогического мастерства
Тема: «Активизация логического мышления на уроках русского языка при выполнении работы над ошибками»
Форма: представление опыта работы
Учитель русского языка и литературы
Сачкова Людмила Анатольевна
I квалификационная категория
Август 2014 год
Активизация логического мышления учащихся на уроках русского языка при выполнении работы над ошибками
Цели:
- мобилизация учащихся на преодоление пробелов в знаниях;
- интенсивное обучение правописанию;
- реализация дифференцированного подхода;
- овладение искусством грамотности письма с учетом учебных затруднений;
- воспитание орфографической зоркости у учащихся путем развития логического мышления при выполнении работы над ошибками.
Задачи:
- внедрить в практику учебного процесса таблицы, позволяющие повысить эффективность работы над ошибками;
- приучать учащихся к самостоятельности при анализе своих ошибок, тем самым активизировать логическое мышление на уроках русского языка;
- поставить на новую ступень индивидуальную работу.
Методика преподавания русского языка накопила значительный опыт формирования и совершенствования орфографической грамотности учащихся. Этот опыт базируется на теоретических исследованиях в психологии и педагогике. Освоение учащимися орфографических норм осуществляется в современной методике по следующим направлениям:
- способы интенсификации обучения орфографии (как интенсивно изучать орфографию);
- формирование орфографических умений и навыков на основе понятий “орфограмм” и “опознавательные признаки орфограмм”;
- формирование орфографических умений и навыков на основе применения алгоритмов; диагностика при обучении орфографии;
- работа над ошибками.
Как показывает опыт работы, у учеников часто наблюдается разрыв между знанием правил и умением практически их применять. Постепенно складывающийся навык объяснять свою ошибку, связывать написание слова с изученным правилом, повышает грамотность ученика. Медленно, но, верно приучая, в конце концов, анализировать слово и в момент его написания. Большое значение для преодоления этого разрыва имеет диагностика ошибок и работа над ними. Так как именно эти направления помогают формировать у учащихся фундаментальное орфографическое умение орфографической зоркости – умения находить орфограммы в письменном слове и предвидеть их в устном слове, мобилизует их на преодоление пробелов в знаниях, развивает логическое мышление и умение самостоятельно анализировать допущенные ошибки и знать о своих орфографических недочётах. Успех работы по этим направления заключается в регулярном её проведении и требовательности учителя к качеству её выполнения, а также в разнообразии видов и форм и заинтересованности учащихся.
Работу по этим направлениям начинаю с первых уроков. В начале учебного года провожу диагностический словарный диктант. По результатам его анализа выбираю наиболее трудные для класса орфограммы. По каждой из выбранных орфограмм провожу работу в течение трёх дней, занимая на уроке русского языка всего несколько минут. В первый день ученики пишут в рабочих тетрадях словарный диктант из 10–12 слов, содержащих выбранную орфограмму. Диктант проверяется сразу же: слова записываются на классной доске, и учитель поясняет их правописание, ученики проверяют допущенные ими ошибки.
Домашнее задание: составить рассказ из 4–5 предложений с использованием нескольких слов из словарного диктанта.
На второй день ученики обмениваются тетрадями (взаимопроверка) для чтения составленных рассказов. Оценку ставят на полях, одна – две работы оцениваются учителем.
Домашнее задание: подготовиться к контрольному диктанту, для чего записать под диктовку (родителей, друзей) 10–15 слов с выбранной орфограммой.
На третий день проводится контрольный диктант из 20 слов с той же орфограммой (10 новых слов и 10 прежних слов).
Приведу тексты подобных словарных диктантов для 5 класса.
Диагностический словарный диктант:
- Увядать, косьба, искусство, искусный, бельё, шёл, сберечь,смотришь, трудится, пляшет,растение
- Извинить, робкий, честный, бурьян, щётка, сжечь, расходиться, положить.
Тренировочные словарные диктанты:
- Безударные гласные в корне слова (помирить, померить и т.д.)
- Проверяемые согласные в корне слова (косьба, робкий и т.д.)
И так далее по всем орфограммам.
Использование диагностического словарного диктанта создаёт возможность для объективного выявления наиболее трудных для класса и отдельных учеников орфограмм, а также даёт первый материал для составления таблицы “Работа над ошибками”.
Обычный анализ ошибок, допущенных учащимися в диктантах и самостоятельных работах неэффективен. Учитель только сам ведёт учёт пробелов в знаниях учеников и знает слабые места каждого ученика, сами же ученики не имеют перед глазами постоянно списка своих ошибок, забывают про них и повторяют их вновь и вновь.
Итоговым заданием может быть и творческая работа, имеющая элементы игры, такие как “Штурм Крепости ошибок”. Цель работы – развитие умения пользоваться справочной литературой, предупреждение ошибок опережающего знакомства с правилом.
На доску выписываются все слова, где были допущены ошибки, в том числе и слова с неизученной орфограммой с указанием, например, части слова, части речи. Предлагается с помощью словарей и другой справочной литературы объяснить правописание данных слов. Далее устно проверяется выполненная работа.
Как показывает опыт, эти задания вызывают интерес у учащихся и привлекают их внимание к работе над ошибками.
СИСТЕМА РАБОТЫ НАД ОШИБКАМИ
Предмет: русский язык, урок-повторение
Тема: «Работа над ошибками»
45 минут)
Класс: 7 класс
Технологии: компьютер, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал.
КОНСПЕКТ УРОКА.
Тема: Работа над ошибками
Цели:
- образовательные: сделать анализ контрольного диктанта и подготовить ребят к домашней работе над ошибками;
- воспитательные: воспитывать чувство уважения друг к другу, умение слушать товарищей, радоваться их успехам;
- развивающие: развивать речь, логическое мышление школьников, творческие способности, умение работать с тестами.
Задачи:
- обучающие: совершенствовать навыки нахождения орфограмм и пунктограмм, которые вызвали наибольшие трудности в контрольном диктанте после изучения тем «Причастие и деепричастие», и исправления ошибок;
- развивающие: развивать речь детей, пополнять их словарный запас, развивать умение кратко и ясно излагать свои мысли;
- воспитывающие: воспитывать умение общаться со сверстниками, слушать товарищей, радоваться успехам одноклассников.
Ход урока
1.Приветствие, краткий анализ контрольной работы (как написали диктант, количество «5», «4», «3», «2»).
2. Объявление целей и задач урока (слайд 2), настрой ребят на продуктивную работу (во время урока ребята могут заработать отметки в журнал, а за выполнение домашней работы над ошибками отметку получит каждый ученик).
3. Орфографическая разминка.
а) Найдите закономерность и продолжите ряд… (слайд 3,4). В хорошо подготовленном классе работу можно организовать по рядам. При проверке ученик обязательно проговаривает правило и приводит примеры из тетради (можно перейти на слайд с опорным конспектом правила.
б) Найдите и исправьте ошибки…(слайд 5,6) Учащиеся работают в листах, затем меняются и выставляют за данный вид работы друг другу отметки (без ошибок – «5», 1 ошибка – «4», 2-3 ошибки – «3») и подписываются. По щелчку можно проверить работу.
4. Сгруппируйте слова по орфограммам (слайд 7). Работа с таблицей (листы у ребят на партах). По щелчку в каждой строчке появляется правильный ответ. (Можно при необходимости перейти на слайд с опорным конспектом правила) 5. Работа с текстом (текст диктанта по щелчку появляется на 8 слайде). Задание к тексту находится на 9,10,11 слайдах. В зависимости от подготовки класса работу можно организовать в парах, можно индивидуально со взаимопроверкой (листы с заданиями - на партах, текст диктанта - в тетрадях). Можно сначала вместе выполнить задания, которые находятся на слайде 9, проверить их, а затем дать задания со слайда 8,9.
6. Проверка и оценивание знаний происходит на каждом этапе урока. Листы с заданиями дети дома вклеивают в тетради для контрольных работ и за домашнюю работу получают отметку в журнал.
7. Организация рефлексивной деятельности учащихся – самый трудный этап, задачи которого можно решить посредством беседы:
Какие знания или умения вы приобрели на данном уроке?
Было ли трудно вам оценить себя, свои знания?
Если было трудно/нетрудно – почему?
Какие у вас оценки, результаты?
Если допущены ошибки – что нужно сделать, чтобы их исправить?
Что необходимо доработать?
Каково ваше домашнее задание?
Домашнее задание:
- Пользуясь материалами урока, сделайте работу над ошибками.
- Какими вы представляете себе эти деревья? Напишите мини-сочинение (4-5 предложений), сохраняя авторский стиль.
Примечание. Домашнюю работу над ошибками учащиеся выполняют следующим образом: слова, в которых допустили ошибки, выписывают, объясняют графически орфограммы, если нужно, подбирают проверочные слова, на каждое правило записывают еще по 2 примера; если учащийся пропустил знак препинания, то обязательно выписывает предложение, графически объясняет постановку знака препинания, составляет схему, подбирают из учебника или из художественной литературы 1 предложение на это правило и записывают, объясняя пунктограмму. После такого урока над ошибками, как правило, даже слабые учащиеся выполняют домашнюю работу на «хорошо».
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. РАБОТА С ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ.
Слайд 1. Тема урока.
Слайд 2. Цели и задачи урока.
Слайд 3,4. Орфографическая разминка. Найти закономерность, продолжить ряд
Слайд 5,6. Орфографическая разминка. Найдите и исправьте ошибки…
Слайд 7. Работа с таблицей.
Слайд 8. Работа с текстом. По щелчку появляется текст контрольного диктанта.
Слайд 9,10,11. Задания к тексту.
Слайд12.Чередование гласной в корне.
Слайд13.Орфограммы в корне.
Слайд 14. Вводные слова.
Слайд 15.Обособленные определения, выраженные причастным оборотом.
Слайд 22. «Спасибо!».
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ.
Задание 1. Найдите закономерность и продолжите ряд:
- Тянулись, боролись, моховой…
- Сучьями, деревьям …
- Семечка, лисичка, кочка…
Задание 2. Найдите и исправьте ошибки.
- Назат
- Лисичька
- Жывые
- Прокололи
- Несчасную
- Клубочек
- Ростут
- Лисичка свернувшаяся
- Прилитал
- Толстея
- Радостной
- В блудово болото
- Говориш
- Насквось
- Сплились
- Ктото
- Одичавшая собака
- Сучьями
Задание 3. Сгруппируйте слова по орфограммам.
| |
| |
| |
| |
5. И-Ы после Ц | |
6. Ь после шипящих | |
7. Правописание звонких и глухих согласных | |
8. Правописание окончаний прилагательных и причастий | |
9. Н-НН в суффиксах прилагательных и причастий | |
10. Дефис между частями слова | |
11. Правописание приставок | |
12. НЕ с разными частями речи |
Задание 4.
- Из предложений 1-4 выпишите слово с чередующейся гласной в корне.
_________________________________________________________
- Из предложений 5-6 выпишите слова с приставками, которые пишутся всегда одинаково, независимо от произношения.
_________________________________________________________
- Из предложений 6 -9 выпишите слово(а), правописание которых определяется правилом «Не с прилагательным пишется слитно, если слово не употребляется без не».
____________________________________________________________
- Из предложений 7-9 выпишите слов(о)а правописание которого(ых) определяется правилом: «Не с полными причастиями пишется раздельно, если есть зависимое слово.
_________________________________________________________
- Выпишите номер предложения с вводным словом.
_________________________________________________________
6.Выпишите номера бессоюзного(ых) предложений.
_________________________________________________________
7.Выпишите номер сложноподчинённого предложения.
_________________________________________________________
8.Выпишите номер(а) простого(ых) предложения(ий) с обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
__________________________________________________________
9.Выпишите основу предложения 6.
__________________________________________________________
10. Укажите количество основ в 4 предложении.
___________________________________________________________
1.Лет двести тому назад ветер-сеятель принес два семечка в Блудово болото: семя сосны и семя ели. 2. Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня...3. С тех пор уже лет, может быть, двести эти ель и сосна вместе растут. 4.Их корни с малолетства сплелись, их стволы тянулись вверх рядом к свету, стараясь обогнать друг друга...
5.Деревья разных пород боролись между собой корнями за питание, сучьями - за воздух и свет. 6. Поднимаясь все выше, толстея стволами, они впивались сухими сучьями в живые стволы и местами насквозь прокололи друг друга.
7.Злой ветер, устроив деревьям такую несчастную жизнь, прилетал сюда иногда покачать их. 8.И тогда деревья так стонали и выли на все Блудово болото, как живые существа, что лисичка, свернувшаяся на моховой кочке в клубочек, поднимала вверх свою острую мордочку. 9.До того близок был живым существам этот стон и вой сосны и ели, что одичавшая собака в Блудовом болоте, услыхав его, выла от тоски по человеку
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы над ошибками через анализ контрольных работ как фактор повышения качества обученности (выступление)
Выступление на заседании педагогического совета «Аналитическая деятельность учителя: содержание, результаты, пути совершенствования"...
Система работы над ошибками в таблицах
Эта работа дается мною в дополнение презентации "Система работы над ошибками как средство формирования орфографической зоркости". Чтобы понятен был принцип, я привожу пример конкретной работы, убрав и...
Система работы над ошибками
Материал рассчитан для учителей-языковедов по работе над ошибками учащихся......
ФГОС Урок развивающего контроля: Работа над ошибками контрольной работы по теме: "Изменения, происходящие с веществами"
Урок развивающего контроля состоит из двух этапов: контрольная работа и работа над ошибками....
Система работы над ошибками 5-7 классы
Данная работа является раздаточным материалом для ученика. Этот материал можно использовать как при работе над ошибками после написания контрольного диктанта, так и ежеурочно при повторении...
Работа над ошибками контрольной работы по теме "Словосочетание" 8 класс (презентация)
Работа над ошибками контрольной работы по теме "Словосочетание" 8 класс (презентация)...
Система работы над ошибками
Использование работы над ошибками для формирования орфографической зоркости....