Организация работы над ошибками через анализ контрольных работ как фактор повышения качества обученности (выступление)
материал (русский язык) по теме
Выступление на заседании педагогического совета «Аналитическая деятельность учителя: содержание, результаты, пути совершенствования"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
baldina_m.i._vystuplenie_na_pedsovete.zip | 963.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1
г. Калининска Саратовской области»
Педагогический совет
«Аналитическая деятельность учителя:
содержание, результаты, пути совершенствования
Организация работы над ошибками через анализ контрольных работ как фактор повышения качества обученности
Балдина М.И., учитель русского языка
и литературы МБОУ «СОШ № 1
г. Калининска Саратовской области»
г. Калининск - 2012
(слайд 1) Достижение обязательных результатов обучения всеми учащимися становится сегодня одной из важнейших задач обучения. На это нацеливает учителей и программа по любому учебному предмету, в которой организация достижения школьниками уровня обязательной подготовки, повышение качества обученности рассматривается как принципиальная особенность учебного процесса.
Естественно, что степень достижения обязательных результатов обучения проверяется учителем посредством проведения различного вида контрольных работ.
Будучи составной частью процесса обучения, контроль имеет образовательную, воспитательную и развивающую функции. Но главная функция контроля, конечно, диагностическая. При этом цель учителя очевидна — получить информацию об уровне усвоения учащимися учебного материала в рамках выносимой на контроль темы.
А какова цель ученика? Если перед ним нет конкретной, осознаваемой им цели, то правомерно ли говорить о возможности получения положительного результата его деятельности? Если к отсутствию цели и мотивированности деятельности ребенка во время проведения контрольной работы добавить еще состояние тревоги, которое в той или иной степени испытывают большинство учащихся, то можно предположить, что полученный результат контроля будет много ниже реального уровня усвоения учеником учебного материала. Почему?
Пожалуй, нет такого учителя русского языка, который не задумался над этой проблемой. Казалось, что все уже отработано, испробованы разные методики, но ожидаемого результата приходится ждать. И тогда задаешься вопросом: почему опять допущена ошибка? Что не увидел ученик? Вроде и правило знает, и что-то шепчет под нос во время диктанта, и комментирует правильно, а результат не радует. Каковы же основные причины, порождающие ошибки учащихся? (слайд 2)
- невнимание, рассеянность, поспешность;
- ученик не понимает значения слова, словосочетания, предложения, смысла текста;
- работает медленно, не успевает применить свои знания;
- не видит орфограммы ( нет орфографической зоркости)
И снова возвращаемся к работе над ошибками.
Работа над ошибками вызывала интерес ещё у методистов прошлого века. Так Н.К. Кульман писал: «Никогда, по возможности, не допускай своих учеников ни видеть ошибок, ни делать их (Кульман Н.К. Методика русского языка. – СПб. – 1912. – с.181). Такой же точки зрения придерживался В.А.Флеров: «…Ни под каким видом нельзя допускать, чтобы дети видели, а тем более писали слова орфографически неправильно». И далее: «Ни одной ошибки для глаз, ни одной ошибки для руки». (Флеров В.А. Наглядность письма в освещении современной психологии. – СПб. – 1912. – с.32). Аналогичные рекомендации давались и другими методистами прошлого. Стремление оградить учащихся от зрительного и руководительного восприятия ошибочных написаний, конечно, имеет известный смысл. В то же время сводить проблему работы над ошибками только к ограждению детей от запоминания орфографически искажённых слов нельзя. Более того, боязнь ошибок, с одной стороны, ограничивает выбор методических приёмов, с другой – ведёт к механическому запоминанию орфограмм.
«Подобная «ошибкобоязнь», - отмечает Д.Н. Богоявленский, - часто приводила к тому, что при выборе приёмов обучения орфографии учитель избегал таких, которые, как, например, творческие письменные работы учеников или упражнения с пропущенными буквами, не позволяли учителю не допускать появления ошибок у ученика». Наоборот, «…если ученик сам «додумается», какое правило он нарушил в данном случае, то можно предполагать, что те системы ассоциации, которые лежат в основе усвоения правила, у него актуализировались (конечно, если правильная формулировка правила не возникла у него по чисто внешним ассоциациям)». (Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. – М., 1975).
Вопрос о работе над ошибками полностью не разработан и в современной методике, хотя методисты сделали очень много в этом направлении. Большое внимание работе над ошибками и их предупреждению уделено в трудах Н.С. Рождественского,
Д.Н.Богоявленского, Н.Н. Алгазиной и др.
В работе «Обучение орфографии в начальной школе» Н.С. Рождественский отмечает, что важными условиями работы над ошибками являются учёт ошибок, их предупреждение и преодоление.
Систематическая и целенаправленная работа над ошибками воспитывает у детей орфографическую зоркость, ответственное отношение к письму, стремление оформлять свои мысли грамотно.
На каждом уроке учитель сталкивается с различными видами ошибок, с необходимостью их исправления. Целенаправленная работа над ошибками требует их систематизации. При этом главную роль должны сыграть группы ошибок, которые объединены общими причинами их появления, общей методикой работы над ними. Такая систематизация ошибок позволяет наметить пути их исправления и предупреждения этих ошибок в дальнейшем.
Через многое приходилось пройти. Сначала словарные диктанты на уроках, затем комментированное письмо, разные формы зачетов, шпаргалки для запоминания. Открытий не собираюсь делать. Хочу поделиться тем, что наработано по этой проблеме. Работа над ошибками проводится после каждого диктанта. После изложений, сочинений ученики ее делают самостоятельно. В рабочих тетрадях, выполняя домашнее задание, сначала делают работу над ошибками и только потом упражнение.
После очередного диктанта для этой цели отводится целый урок. Сначала идет коллективная работа, и ее я веду по тем ошибкам, которые допущены большинством учащихся.
Для того чтобы эту работу дети могли выполнять осознанно, знакомим их с классификацией ошибок (слайд 3)
Приёмы работы над ошибками могут быть самыми разнообразными. Они зависят от типа правил, на которые допущены ошибки, от подготовленности класса, от умения учащихся работать самостоятельно и других условий. К этим приёмам относятся:
исправление учащимися ошибок, отмеченных учителем особыми знаками на полях
объяснение учащимися правописания тех слов, в которых ими были допущены ошибки;
подбор проверочных слов к данным словам;
выбор слов из «Словаря» для сопоставления и проверки их написания;
взаимопроверка работ учащимися;
подбор аналогичных примеров с данной орфограммой;
письменный орфографический разбор или разбор слова по составу;
выписывание слов и словосочетаний из текста диктанта с определёнными орфограммами и составление с ними предложений, связных рассказов и др.
Для каждой орфограммы свой набор действий (алгоритмов) (слайд 4)
Методы и приемы, используемые при работе над ошибками:
- Использование наглядно-графического изображения слова (слайды 5)
- использование опорных схем (слайд 6)
- использование текстов с графическими изображениями для проверки (слайды 7-8)
Добиться грамотного письма и правильной русской речи только за счет уроков русского языка практически невозможно. Поэтому очень важна межпредметная связь. Со значением, правописанием слов учащиеся знакомятся на уроках математики, истории, географии, биологии. В тетрадях по этим предметам ведется среди прочего и словарная работа. А на уроках обществознания часто пишут сочинения. Знания по этим дисциплинам часто помогают в работе над ошибками. Например, слово квадрат дети проверяют латинским словом квадра, с которым познакомились на математике. Слова с корнем гео- , био- , встречающиеся им на уроках географии, биологии, объясняют с точки зрения их образования.
(слайды 9-12) Элементы этимологического анализа слов должны быть использованы прежде всего в работе над словами с непроверяемым написанием, которые даются в программе по русскому языку на каждом году обучения. Большая часть этих слов имеет беспроверочные, с точки зрения современного русского языка, орфограммы. Традиционные формы работы по усвоению такого типа слов (списывание с пропуском орфограмм, запись слов по слуху и др.) оказываются не всегда эффективными. К тому же,
преобладание контролирующих видов работ над тренировочно–обучающими приводит к большому количеству ошибок. Правописание таких слов остается у многих детей неосвоенным, если в их обучении исключалась активная мыслительная деятельность. Известно, что учащихся начальных классов привлекает все новое, неожиданное. Неожиданность, необычность в работе со словами становится тем раздражителем, который рождает осмысленный интерес у ребенка к явлениям языка.
РАБО′ТА – (ист.) тяжелый рабский труд; раб, рабство.
СОЛДА′Т – (ист.) военный в Италии, служащий за малые деньги; со′льдо – название мелкой итальянской монеты.
БАГАЖ – вещи, кладь, перевозимая отдельно от ее хозяина–пассажира.
Это слово восходит из древнескандинавского языка – багги – “узел” франц. – баг – “пакет”, багаже – “тюки, дорожные вещи”.
Багаж – баг = “пакет”.
БЕРЕЗА – лиственное дерево с белой корой и с сердцевидными листьями.
Это слово общеславянское. Дерево названо по белому цвету коры: бер – “светлый, ясный, белый”.
Береза – бер = “светлый, ясный, белый.”
КАРТИНА – произведение живописи: выполненное в красках, на бумаге, доске, ткани.
Это слово общепринятой этимологии не имеет. Предполагают образование с суффиксом ина от карта. Восходит к латин. карта – “лист бумаги”.
Картина – карта = “лист бумаги”.
МАЛИНА – кустарниковое растение со сладкими темно–красными ягодами, а так же сами ягоды его.
Слово общеславянское. Большинство ученых предполагает, что название ягода получила по цвету плодов. Не исключено, однако, что в основу названия был положен признак плода, состоящего из малых частей.
Малина – мал, малый = “состоящая из малых частей”.
Как еще разнообразить работу над ошибками, чтобы такие уроки не казались скучными? Используем элементы игровой технологии: (слайд 13)
- аукцион «Кто больше?»
- кроссворд «По следам моих ошибок»
- творческая работа «Письмо ученому соседу»
- пресс-конференция «Ответь на мой вопрос» (в старших классах)
- игра «Корректор» (ориентирована на выполнение заданий ГИА и ЕГЭ)
С оснащением кабинетов компьютерной техникой появилась возможность использовать ИКТ в работе над ошибками (тренажеры, игры типа «Корректор» и т.д.) (слайд 14)
Новый продукт — «Грамотей-ДОМ» — чистый тренажер, в нем нет отдельной функции тестирования. «ДОМ» имеет режима наработки навыка:
на словах одного выбранного правила;
на смесь из пяти правил (игровой режим «Дом»).
В программе реализована новая модель работы над ошибками. Сразу же после ошибки в «стакане» появляется синяя полоса («слой»), после чего ученик должен будет трижды правильно написать (вставить букву) то же самое слово.
Если ученик снова ошибся, появляется еще один синий слой, и теперь ученику, придется уже шесть раз правильно написать это слово, прежде чем продолжить тренаж.
Таким образом, программа, не давая прямой подсказки, заставляет ученика:
воспринять аналоговый сигнал об ошибке;
самостоятельно (!) найти вариант верного написания слова;
трижды написать слово правильно, закрепляя тем самым новый навык. При этом рекомендуется слово трижды орфографически проговорить, еще более усиливая эффективность тренажа.
Модель тренажа смеси слов (в игре «Дом») отличается тем, что слова даются на пять правил текущего уровня (всего уровней, как и в Эвересте – 21). Модель работы над ошибками в «Доме» аналогична режиму отработки отдельного правила. Но наказание за ошибку более жесткое: появляется не только синий слой, все ранее набранные в стакане слои «обрушиваются» и все приходится начинать сначала. Но построить «Дом» значительно проще, чем покорить «Эверест», поэтому в «Дом» с удовольствием играют и ученики младшего возраста и с невысокой грамотностью.
Новая статистика: по каждому слову (+-++---++++). После семи правильных ответов подряд слово исключается из тренажа на отдельное правило, но дается при тренировке на смеси правил (в игровом режиме «Дом).
Кроме того, учащимся рекомендуем работу с материалом интернет-порталов по русскому языку: (слайд 15)
- Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык»
Учебный материал предлагается в виде таблиц, схем, что делает его более структурированным, упрощает восприятие. Предлагается описание слов в различных словарях (орфографическом, толково-словообразовательном, русских синонимов и др.). Имеется возможность поиска грамотного написания слова по заданной части; предлагается толкование запрашиваемого слова в разных словарях. Имеется библиотека электронных литературных источников (книг, статей, изучаемых в рамках школьной программы). Можно проверить знания с помощью интерактивных диктантов и подготовиться к олимпиадам по русскому языку. Даны интерактивные упражнения по заданным темам.
- Основные правила грамматики русского языка
Весь материал представлен на одной странице, содержит основные правила грамматики русского языка в виде таблиц, удобных для быстрого повторения правил
- Система дистанционного обучения «Веди» — Русский язык
Сайт предназначен для проверки и совершенствования знаний в правописании.
- Справочная служба русского языка
- Справочно-информационный портал по русскому языку. Большое количество интересного и полезного материала для учеников.
- Культура письменной речи
Портал в целом содержит теоретический и практический материал для самостоятельного изучения и повторения основных разделов русского языка и литературы. Теория распределена по темам, имеются нормативные документы по организации и проведению аттестации учащихся
Используя различные формы, методы и приемы, анализируя деятельность учащихся, приходим к выводу, что работа над ошибками – одна из основных форм преодоления пробелов в знаниях и умениях учащихся. Эта работа приносит пользу только тогда, когда она находится постоянно в центре внимания учителя.
(слайд 16) О значении своевременного реагирования на ошибки известный чешский педагог Ян Амос Коменский писал: “Любая ошибка превращается из маленького “снежка” в большой “снежный ком” неуспеваемости, если на эту ошибку сразу же не реагировал учитель при непременном привлечении самого учащегося к её осознанию и последующему труду, направленному на её полное преодоление”.
Использованная литература
- Букатов В.М., Ершова А.П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приёмов обучения: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2001
- Иванов В.В., Потиха З.А. Исторический комметнарий к занятиям по русскому языку в средней школе: Пособие для учителя. – М.: Просвещение,1985
- Тоцкий П.С. Орфография без правил. – М.: Просвещение, 1991
- Шахова Л.А. Работа над ошибками. Учебное пособие. - Тамбов: 2006.
Интернет-ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Инновационные технологии как фактор повышения качества обучения географии».
Вряд ли у кого есть сомнения в том, что новые инновационные технологии помогают лучше усвоить и понять материал, но в чём их преимущество?Об этом и рассказано в моей работе; а также рассказано об...
ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА – ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ.
Скоро останутся лишь две группы работников: те, кто контролирует компьютеры, и те, кого контролируют компьютеры. Постарайтесь попасть в первую.Соловейчик С.Л....
Методическая тема:«Активизация познавательного интереса учащихся на уроках и во внеурочное время как один из факторов повышения качества обучения учащихся в развивающейся среде».
Необходимость и целесообразность обращения к темеОтечественный педагог М.В. Остроградский писал: «…Скука является самой опасной отравой. Она действует беспрестанно; она растет, овладевает человеком и ...
Презентация выступления на тему: "Совершенствование контроля знаний и умений учащихся - фактор повышения качества обучения"
Данный материал является выступлением на педагогическом совете. Содержание социальной составляющей в экономической географии направлено на социализацию - на усвоение учеником определенной системы знан...
Метод проектов как фактор повышения качества обучения на уроках английского языка.
Преподаватели начального профобразования, используя нестандартные подходы в обучении, желают заинтересовать учебной дисциплиной, увлечь обучающихся будущей профессией, воспитать у них самостоятельност...
Доклад "Самостоятельная работа как фактор повышения качества обучения"
В докладе представлены формы и методы организации самостоятельной работы....
«Работа с детьми, имеющими особые образовательные потребности как фактор повышения качества образования».
laquo;Работа с детьми, имеющими особые образовательные потребности как фактор повышения качества образования»....