Урок русского языка в 6 классе: Обобщение по теме "Имя числительное". Виртуальная экскурсия.
методическая разработка по русскому языку (6 класс)

Шаповалова Евгения Яковлевна

Урок повторения и обобщения по теме "Имя числительное" с использованием краеведческого материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока42.46 КБ
Файл Презентация к уроку2.61 МБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе по теме

«Имя числительное. Повторение  и обобщение изученного».                           Виртуальная экскурсия».

Цели:

  1. обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Имя числительное»;
  2. проверить сформированность  знаний, умений и навыков употребления числительных в устной и письменной речи учащихся;
  3. развивать устную и письменную речь учащихся;
  4. воспитывать любовь к родному краю;
  5. формировать коммуникативные навыки;
  6. воспитывать чувство патриотизма.  

Тип урока: виртуальная экскурсия по Республике Коми, реке Печоре и городу Печора.

Оборудование: компьютерная презентация, проектор, выставка книг  о Печоре, карточки с текстами.

Ход урока:

Оргмомент. Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы совершим   экскурсию по родному краю, по нашему городу и поселку, по нашей республике. А что такое экскурсия? Вот что говорит Толковый словарь Ожегова. (слайд 2)  Экскурсия – 1. группа экскурсантов   Пример: Приехала экскурсия.  2. - коллективная поездка (прежде также индивидуальная) куда-нибудь, посещение чего-нибудь с образовательной, познавательной целью.  Пример: Экскурсия в музей. Поехать на экскурсию в заповедник.

Слово учителя:  Наша экскурсия виртуальная – т.е. поездку по нашей республике, реке и городу мы совершим  с помощью компьютера.                         А рассказывая  об истории, географическом положении и достопримечательностях города, нельзя обойтись без имен числительных. Поэтому ещё и повторим всё, что вы изучили об имени числительном.

РАБОТА С ТЕКСТОМ (распечатка на партах):  

Республика Коми лежит в суровых северных землях, здесь короткое, холодное лето и суровая зима. Республика простёрлась от 59 до 68 градусов северной широты. Площадь республики велика даже по меркам нашей огромной страны – 415,9 тысяч квадратных километров. Почти  14 таких государств, как Бельгия, уместилось бы на этой площади. Температура воздуха колеблется от  + 33 лето до -58 градусов зимой (такая температура была зимой 1978 года).

  1. задание: прочитать текст, определить стиль текста. Каковы признаки этого стиля? (научный, точность и конкретность).
  2.  С помощью каких частей речи достигается точность? (С помощью имён числительных).  А что это за часть речи? (определение имени числ.)
  3. Выписать из данного текста словосочетания  сущ.+ числ, определить разряд количественных числительных.

Учитель: Какая, по-вашему, самая большая река в республике? (конечно, наша Печора)  (слайды 4-6)

РАБОТА С ТЕКСТОМ (распечатка на партах):     

Печора протекает в Республике Коми и Ненецком автономном округе.  Берет начало река на склонах одного из хребтов Уральских гор.  Исток Печоры расположен на высоте 670 м над уровнем моря.     Река  берёт начало из родника среди камней на горе Печер-Я-Тальяс-Сахль, что в переводе значит «Гора, которая родила  Печору». Длина реки составляет 1809 км.                                                                                                                  Печора является самой крупной рекой Севера.   Она приносит  Баренцеву морю ежегодно около 130 кубометров пресной воды. Это в полтора раза больше годового  стока  Днепра и Дона.  В бассейне Печоры  34 570 рек и ручьев и более 60 тысяч озер.    Протяженность реки составляет 1809 километров.

1. Чтение про себя. Что нового вы узнали из этого текста?

2. Чтение вслух, с правильным произношением форм числительных.

3. Выписать словосочетания ЧИСЛ + СУЩ.

4. Объяснить правописание числительных.

Учитель:  Печора – это не только река, но и город.  Давайте пройдемся по его площадям и улицам.  Перед нами на слайде - памятник известному отечественному исследователю и путешественнику Русанову В. А, установленный на набережной города.  Владимир Русанов – полярный исследователь, совершивший несколько экспедиций на Новую Землю в период с 1907 по 1911 годы. Именно он открыл самый большой ледниковый щит в Евразии (слайды12-13)

Сообщение ученика:   Памятник В. Русанову  в г. Печора был открыт в 1967 году. Его автором является известный скульптор Республики Коми Ю. Г. Борисов. Это самый первый в России монумент исследователю, который в 1901-1903 совершил в здешних местах экспедицию. Проплывая по р. Печоре, Владимир Русанов посмотрел на место, где в настоящее время находится  г. Печора, и сделал надпись в своем дневнике с предположением о том, что вскоре там построят город, а на берегу разобьют прекрасный парк. Как оказалось, слова исследователя были вещими. Эта пророческая фраза сейчас высечена на постаменте. Сегодня памятник В. Русанову – символ города. Всем, кто сюда приезжает, местные жители советуют обязательно посмотреть на эту главную местную достопримечательность.                                    (слайд № 8)

РАБОТА С ТЕКСТОМ (распечатка на партах):  

На живописном правом берегу реки среди множества опор электролиний вздымается огромная труба. Это Печорская ГРЭС. Строительство первой станции блочного типа в Коми республике началось в 1979 году. С тех пор введены в эксплуатацию пять агрегатов из двенадцати общей мощностью 845 тысяч киловатт. Дымовая труба электростанции имеет высоту 250 метров. Станция снабжает электроэнергией республику Коми, является самой мощной станцией региона и производит около 38,2 % электроэнергии в республике. Сейчас мощность  ГРЭС достигла 1 миллиона киловатт.                                   (слайд №9)

В 10 км от Печоры находится станция Кожва. Здесь проходит железная дорога, построенная в годы ВОВ. Для строительства моста через реку  была демонтирована 130-метровая ферма моста через Шексну и фермы перекрытия для строящегося в Москве Дворца Советов, разобран один из мостов через канал Москва-Волга. Из Изъяю (станция Кожва-1) без пересадок можно доехать до 130 городов Российской Федерации  (слайд №10)

1. Выразительное чтение текста. Определить  его стиль, доказать (научный, точность и конкретность)

2. Рассказать о целых и дробных числительных, привести примеры из текста.

Учитель: Много историй, связанных с охотой на медведя, хранят в памяти житель Коми края. Послушаем одну из них. Ваша задача – найти в тексте числительные,               о которых мы сегодня еще не говорили.

РАБОТА С ТЕКСТОМ (распечатка на партах):        

О силе медведя ходят легенды. Знали об этом и двое охотников из Каджеромского леспромхоза, насторожив петлю из крепкого стального троса на медвежьей тропе. Конец её был привязан к могучей колодине, которую, казалось, и трактором не свернёшь. В петлю попался матерый зверь. В бешеной злобе он вырыл по кругу глубокую траншею. Оба охотника были опытными медвежатниками, и каждому захотелось покичиться,  похвастаться своей смелостью. К зверю они подошли почти вплотную, и только после этого один из них выстрелил в упор в лобастую медвежью голову. В следующее мгновение произошло невероятное: пуля, отрикошетив, завыла тревожной трелью. Медведь рванулся вперед, громадная колодина сдвинулась с места. Два удара лапой – и тот, кто стрелял, упал с раздробленным черепом, а второй отлетел в сторону. У него оказались сломанными ключица, ребра, изуродована нога.  Медведь, от рывка вывихнув шейные позвонки, издох мгновенно…   Лишь через трое суток случайно наткнулись геологи на оставшегося в живых охотника.

  1. Назовите числительные,  о которых мы сегодня еще не говорили.
  2. Приведите примеры  словосоч. с собирательными числительными.
  3. Как склоняются собират. числительные?
  4. Что вы можете рассказать о собирательных числительных  ОБА-ОБЕ?
  5. Допишите окончания: об… ногами, по об… сторонам, на об…  руках, с об…  мальчиками, на дв..  велосипедах, с дв…  девочками.

Учитель: (слайд № 13)  Живет в нашем городе замечательный человек, Борис Степанович Хватов, автор нескольких поэтических сборников. Родился он в 1937 году в городе Владимире. Закончив Горьковский пединститут в 1959 году, приехал в Печору и проработал учителем русского языка и литературы 50 лет. Также он много работал над собиранием материалов о Печорских лагерях. При школе №83  есть музей ГУЛАГа, который существует уже 26 лет. Долголетний труд Б.С. Хватова и его мастерство педагога-наставника в 1996 году были отмечены почетным званием «Заслуженный учитель школы РСФСР». Борис Степанович                                                                                                                                            избирался депутатом Печорского горсовета. На протяжении всей работы в Печоре он принимал активное участие в общественной жизни города. Б.С.Хватов — один из организаторов городского отделения общества «Мемориал», его усилиями создан и работает мемориальный музей при СОШ № 83.                                                                                 Бориса Степановича Хватова знают в городе и как поэта и художника. Он – автор четырех стихотворных сборников. Его пейзажи не раз радовали печорцев на различных выставках, а в 1996 году в городском краеведческом музее была организована персональная выставка его работ.   В 2000 году ему присвоено звание «Почетный гражданин города Печоры». Такие люди – гордость нашего города, нашего края.

РАБОТА С ТЕКСТОМ (распечатка на партах):        

Борис Степанович Хватов – замечательный человек, автор нескольких поэтических сборников. Родился он в 1937 году в городе Владимире. Закончив Горьковский пединститут в 1959 году, приехал в Печору и проработал учителем русского языка и литературы 50 лет. Также он много работал над собиранием материалов о Печорских лагерях. При школе №83  есть музей ГУЛАГа, который существует уже 26 лет. Долголетний труд Б.С. Хватова и его мастерство педагога-наставника в 1996 году были отмечены почетным званием «Заслуженный учитель школ РСФСР». А в 2000 году ему присвоено звание «Почетный гражданин города Печоры».

1. Выпишите числительные вместе с сущ. и определите их разряд.                                                2. Рассказать  о порядковых  числ-х.

Учитель: (слайд №14)  Наше путешествие подходит к концу. Сегодня вы многое  узнали о реке и городе Печора, увидели, как прекрасна наша земля. Я думаю, что вы   всегда будете любить эти места. Послушайте стихотворение  печорского поэта Евгения  Лазарева (читает ученик).

Это Родина наша.

На крутом берегу вырос город Печора

и в зеркальные воды глядит.

летом здесь незакатные зори,

Между ночью и днем – лишь прозрачная нить.

А зимой город в снежном наряде,

манит окнами теплых огней.

Мы ему круглый год очень рады,

и для нас нету града милей.

Города есть, конечно, и больше, и краше,

Где людская жизнь вечно бурлит.  

Но Печора давно стала Родиной нашей.

Ну, а Родину надо любить!

Рефлексия.  Анкета  (распечатана для каждого):  

Подчеркните нужное слово:

1. На уроке я работал                                        2. Своей работой на уроке я                                3. Урок для меня показался                                    4. За урок я                                                                   5. Мое настроение                                         6. Материал урока мне был

активно / пассивно                                    доволен / не доволен                                              коротким / длинным                                          не устал / устал                                                стало лучше / стало хуже                             понятен / не понятен                                          полезен / интересен / скучен

 Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру «Мой край родной»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 4

Неизмеримы мощь твоя и сила, величие и слава на века. И в песнях ты гремишь на всю Россию Печора-мать, великая река!

Слайд 5

Печора приносит Баренцеву морю ежегодно около 130 кубометров пресной воды. Это в полтора раза больше годового стока Днепра и Дона. В бассейне Печоры 34 570 рек и ручьев и более 60 тысяч озер. Протяженность реки составляет 1809 километров.

Слайд 7

Город Печора с самолёта

Слайд 12

Закат окрасил речку в цвет багряный и ветер шевелит волну тихонько. Где б ни был ты, а в сердце постоянно Печора-мать. Родимая сторонка!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка, 6 класс "Порядковое числительное"

Урок находится в рамках образовательной программы по русскому языку, поставленных задач урока, темы инновационной деятельности «Использование информационных технологий на уроках русского языка»С...

урок русского языка 6 класс тема: Имя числительное

Урок изучения нового материала по учебнику Разумовской М. М.  Урок построен так, что новый материал дается не в готовом виде, а познается учащимися в процессе исследования теоретического...

урок русского языка 6 класс тема: Имя числительное

Урок изучения нового материала по учебнику Разумовской М. М.  Урок построен так, что новый материал дается не в готовом виде, а познается учащимися в процессе исследования теоретического...

Урок русского языка с использованием здоровьесберегающих технологий "Имя числительное как часть речи" в 6 классе

Автор делится опытом своей работы по применению новых педтехнологий на уроке русского языка...

урок русского языка по теме «Обобщение знаний по теме «Имя числительное»

Урок направлен на повторение и обобщение материала об имени числительном: знания о классификации числительных по значению, по составу,  склонение числительных, употребление их в речи....

Конспект урока русского языка. 8 класс. Обобщение по теме "Односоставные предложения"

Конспект урока русского языка. 8 класс. Обобщение по теме "Односоставные предложения".   Цель урока: овторить и систематизировать изученный материал об односоставных предложениях...

Конспект урока русского языка "Повторение и обобщение. Причастие и деепричастие".(7 класс,русский язык)

Урок по теме "Причастие,деепричастие" проведен с целью поввторения и обобщения пройденного материала по данной теме.На уроке использованы различные формы организации учащихся, такие как самостоятельна...