Урок русского языка в 6 классе: Обобщение по теме "Имя числительное". Виртуальная экскурсия.
методическая разработка по русскому языку (6 класс)
Урок повторения и обобщения по теме "Имя числительное" с использованием краеведческого материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 42.46 КБ |
Презентация к уроку | 2.61 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 6 классе по теме
«Имя числительное. Повторение и обобщение изученного». Виртуальная экскурсия».
Цели:
- обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Имя числительное»;
- проверить сформированность знаний, умений и навыков употребления числительных в устной и письменной речи учащихся;
- развивать устную и письменную речь учащихся;
- воспитывать любовь к родному краю;
- формировать коммуникативные навыки;
- воспитывать чувство патриотизма.
Тип урока: виртуальная экскурсия по Республике Коми, реке Печоре и городу Печора.
Оборудование: компьютерная презентация, проектор, выставка книг о Печоре, карточки с текстами.
Ход урока:
Оргмомент. Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы совершим экскурсию по родному краю, по нашему городу и поселку, по нашей республике. А что такое экскурсия? Вот что говорит Толковый словарь Ожегова. (слайд 2) Экскурсия – 1. группа экскурсантов Пример: Приехала экскурсия. 2. - коллективная поездка (прежде также индивидуальная) куда-нибудь, посещение чего-нибудь с образовательной, познавательной целью. Пример: Экскурсия в музей. Поехать на экскурсию в заповедник.
Слово учителя: Наша экскурсия виртуальная – т.е. поездку по нашей республике, реке и городу мы совершим с помощью компьютера. А рассказывая об истории, географическом положении и достопримечательностях города, нельзя обойтись без имен числительных. Поэтому ещё и повторим всё, что вы изучили об имени числительном.
РАБОТА С ТЕКСТОМ (распечатка на партах):
Республика Коми лежит в суровых северных землях, здесь короткое, холодное лето и суровая зима. Республика простёрлась от 59 до 68 градусов северной широты. Площадь республики велика даже по меркам нашей огромной страны – 415,9 тысяч квадратных километров. Почти 14 таких государств, как Бельгия, уместилось бы на этой площади. Температура воздуха колеблется от + 33 лето до -58 градусов зимой (такая температура была зимой 1978 года).
- задание: прочитать текст, определить стиль текста. Каковы признаки этого стиля? (научный, точность и конкретность).
- С помощью каких частей речи достигается точность? (С помощью имён числительных). А что это за часть речи? (определение имени числ.)
- Выписать из данного текста словосочетания сущ.+ числ, определить разряд количественных числительных.
Учитель: Какая, по-вашему, самая большая река в республике? (конечно, наша Печора) (слайды 4-6)
РАБОТА С ТЕКСТОМ (распечатка на партах):
Печора протекает в Республике Коми и Ненецком автономном округе. Берет начало река на склонах одного из хребтов Уральских гор. Исток Печоры расположен на высоте 670 м над уровнем моря. Река берёт начало из родника среди камней на горе Печер-Я-Тальяс-Сахль, что в переводе значит «Гора, которая родила Печору». Длина реки составляет 1809 км. Печора является самой крупной рекой Севера. Она приносит Баренцеву морю ежегодно около 130 кубометров пресной воды. Это в полтора раза больше годового стока Днепра и Дона. В бассейне Печоры 34 570 рек и ручьев и более 60 тысяч озер. Протяженность реки составляет 1809 километров.
1. Чтение про себя. Что нового вы узнали из этого текста?
2. Чтение вслух, с правильным произношением форм числительных.
3. Выписать словосочетания ЧИСЛ + СУЩ.
4. Объяснить правописание числительных.
Учитель: Печора – это не только река, но и город. Давайте пройдемся по его площадям и улицам. Перед нами на слайде - памятник известному отечественному исследователю и путешественнику Русанову В. А, установленный на набережной города. Владимир Русанов – полярный исследователь, совершивший несколько экспедиций на Новую Землю в период с 1907 по 1911 годы. Именно он открыл самый большой ледниковый щит в Евразии (слайды12-13)
Сообщение ученика: Памятник В. Русанову в г. Печора был открыт в 1967 году. Его автором является известный скульптор Республики Коми Ю. Г. Борисов. Это самый первый в России монумент исследователю, который в 1901-1903 совершил в здешних местах экспедицию. Проплывая по р. Печоре, Владимир Русанов посмотрел на место, где в настоящее время находится г. Печора, и сделал надпись в своем дневнике с предположением о том, что вскоре там построят город, а на берегу разобьют прекрасный парк. Как оказалось, слова исследователя были вещими. Эта пророческая фраза сейчас высечена на постаменте. Сегодня памятник В. Русанову – символ города. Всем, кто сюда приезжает, местные жители советуют обязательно посмотреть на эту главную местную достопримечательность. (слайд № 8)
РАБОТА С ТЕКСТОМ (распечатка на партах):
На живописном правом берегу реки среди множества опор электролиний вздымается огромная труба. Это Печорская ГРЭС. Строительство первой станции блочного типа в Коми республике началось в 1979 году. С тех пор введены в эксплуатацию пять агрегатов из двенадцати общей мощностью 845 тысяч киловатт. Дымовая труба электростанции имеет высоту 250 метров. Станция снабжает электроэнергией республику Коми, является самой мощной станцией региона и производит около 38,2 % электроэнергии в республике. Сейчас мощность ГРЭС достигла 1 миллиона киловатт. (слайд №9)
В 10 км от Печоры находится станция Кожва. Здесь проходит железная дорога, построенная в годы ВОВ. Для строительства моста через реку была демонтирована 130-метровая ферма моста через Шексну и фермы перекрытия для строящегося в Москве Дворца Советов, разобран один из мостов через канал Москва-Волга. Из Изъяю (станция Кожва-1) без пересадок можно доехать до 130 городов Российской Федерации (слайд №10)
1. Выразительное чтение текста. Определить его стиль, доказать (научный, точность и конкретность)
2. Рассказать о целых и дробных числительных, привести примеры из текста.
Учитель: Много историй, связанных с охотой на медведя, хранят в памяти житель Коми края. Послушаем одну из них. Ваша задача – найти в тексте числительные, о которых мы сегодня еще не говорили.
РАБОТА С ТЕКСТОМ (распечатка на партах):
О силе медведя ходят легенды. Знали об этом и двое охотников из Каджеромского леспромхоза, насторожив петлю из крепкого стального троса на медвежьей тропе. Конец её был привязан к могучей колодине, которую, казалось, и трактором не свернёшь. В петлю попался матерый зверь. В бешеной злобе он вырыл по кругу глубокую траншею. Оба охотника были опытными медвежатниками, и каждому захотелось покичиться, похвастаться своей смелостью. К зверю они подошли почти вплотную, и только после этого один из них выстрелил в упор в лобастую медвежью голову. В следующее мгновение произошло невероятное: пуля, отрикошетив, завыла тревожной трелью. Медведь рванулся вперед, громадная колодина сдвинулась с места. Два удара лапой – и тот, кто стрелял, упал с раздробленным черепом, а второй отлетел в сторону. У него оказались сломанными ключица, ребра, изуродована нога. Медведь, от рывка вывихнув шейные позвонки, издох мгновенно… Лишь через трое суток случайно наткнулись геологи на оставшегося в живых охотника.
- Назовите числительные, о которых мы сегодня еще не говорили.
- Приведите примеры словосоч. с собирательными числительными.
- Как склоняются собират. числительные?
- Что вы можете рассказать о собирательных числительных ОБА-ОБЕ?
- Допишите окончания: об… ногами, по об… сторонам, на об… руках, с об… мальчиками, на дв.. велосипедах, с дв… девочками.
Учитель: (слайд № 13) Живет в нашем городе замечательный человек, Борис Степанович Хватов, автор нескольких поэтических сборников. Родился он в 1937 году в городе Владимире. Закончив Горьковский пединститут в 1959 году, приехал в Печору и проработал учителем русского языка и литературы 50 лет. Также он много работал над собиранием материалов о Печорских лагерях. При школе №83 есть музей ГУЛАГа, который существует уже 26 лет. Долголетний труд Б.С. Хватова и его мастерство педагога-наставника в 1996 году были отмечены почетным званием «Заслуженный учитель школы РСФСР». Борис Степанович избирался депутатом Печорского горсовета. На протяжении всей работы в Печоре он принимал активное участие в общественной жизни города. Б.С.Хватов — один из организаторов городского отделения общества «Мемориал», его усилиями создан и работает мемориальный музей при СОШ № 83. Бориса Степановича Хватова знают в городе и как поэта и художника. Он – автор четырех стихотворных сборников. Его пейзажи не раз радовали печорцев на различных выставках, а в 1996 году в городском краеведческом музее была организована персональная выставка его работ. В 2000 году ему присвоено звание «Почетный гражданин города Печоры». Такие люди – гордость нашего города, нашего края.
РАБОТА С ТЕКСТОМ (распечатка на партах):
Борис Степанович Хватов – замечательный человек, автор нескольких поэтических сборников. Родился он в 1937 году в городе Владимире. Закончив Горьковский пединститут в 1959 году, приехал в Печору и проработал учителем русского языка и литературы 50 лет. Также он много работал над собиранием материалов о Печорских лагерях. При школе №83 есть музей ГУЛАГа, который существует уже 26 лет. Долголетний труд Б.С. Хватова и его мастерство педагога-наставника в 1996 году были отмечены почетным званием «Заслуженный учитель школ РСФСР». А в 2000 году ему присвоено звание «Почетный гражданин города Печоры».
1. Выпишите числительные вместе с сущ. и определите их разряд. 2. Рассказать о порядковых числ-х.
Учитель: (слайд №14) Наше путешествие подходит к концу. Сегодня вы многое узнали о реке и городе Печора, увидели, как прекрасна наша земля. Я думаю, что вы всегда будете любить эти места. Послушайте стихотворение печорского поэта Евгения Лазарева (читает ученик).
Это Родина наша.
На крутом берегу вырос город Печора
и в зеркальные воды глядит.
летом здесь незакатные зори,
Между ночью и днем – лишь прозрачная нить.
А зимой город в снежном наряде,
манит окнами теплых огней.
Мы ему круглый год очень рады,
и для нас нету града милей.
Города есть, конечно, и больше, и краше,
Где людская жизнь вечно бурлит.
Но Печора давно стала Родиной нашей.
Ну, а Родину надо любить!
Рефлексия. Анкета (распечатана для каждого):
Подчеркните нужное слово:
1. На уроке я работал 2. Своей работой на уроке я 3. Урок для меня показался 4. За урок я 5. Мое настроение 6. Материал урока мне был
активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / интересен / скучен
Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру «Мой край родной»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Неизмеримы мощь твоя и сила, величие и слава на века. И в песнях ты гремишь на всю Россию Печора-мать, великая река!
Печора приносит Баренцеву морю ежегодно около 130 кубометров пресной воды. Это в полтора раза больше годового стока Днепра и Дона. В бассейне Печоры 34 570 рек и ручьев и более 60 тысяч озер. Протяженность реки составляет 1809 километров.
Город Печора с самолёта
Закат окрасил речку в цвет багряный и ветер шевелит волну тихонько. Где б ни был ты, а в сердце постоянно Печора-мать. Родимая сторонка!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка, 6 класс "Порядковое числительное"
Урок находится в рамках образовательной программы по русскому языку, поставленных задач урока, темы инновационной деятельности «Использование информационных технологий на уроках русского языка»С...
урок русского языка 6 класс тема: Имя числительное
Урок изучения нового материала по учебнику Разумовской М. М. Урок построен так, что новый материал дается не в готовом виде, а познается учащимися в процессе исследования теоретического...
урок русского языка 6 класс тема: Имя числительное
Урок изучения нового материала по учебнику Разумовской М. М. Урок построен так, что новый материал дается не в готовом виде, а познается учащимися в процессе исследования теоретического...
Урок русского языка с использованием здоровьесберегающих технологий "Имя числительное как часть речи" в 6 классе
Автор делится опытом своей работы по применению новых педтехнологий на уроке русского языка...
урок русского языка по теме «Обобщение знаний по теме «Имя числительное»
Урок направлен на повторение и обобщение материала об имени числительном: знания о классификации числительных по значению, по составу, склонение числительных, употребление их в речи....
Конспект урока русского языка. 8 класс. Обобщение по теме "Односоставные предложения"
Конспект урока русского языка. 8 класс. Обобщение по теме "Односоставные предложения". Цель урока: овторить и систематизировать изученный материал об односоставных предложениях...
Конспект урока русского языка "Повторение и обобщение. Причастие и деепричастие".(7 класс,русский язык)
Урок по теме "Причастие,деепричастие" проведен с целью поввторения и обобщения пройденного материала по данной теме.На уроке использованы различные формы организации учащихся, такие как самостоятельна...