Урок по теме "Морфемика"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Подробная технологическая карта по ФГОС. Расписаны все УУД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_russkogo_yazyka.docx | 42.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка
составила Сидоренко Алеся Николаевна
Класс: 5
УМК: Русский язык. 5 класс. Учеб.для общеобразоват. организаций. В 2ч. Ч.2/ Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова.– М.: Просвещение, 2012. – 176с.
Тема: Морфемика.
Тип урока: урок-обобщение и закрепление изученного.
Цели урока:
воспитывающие:
– стимулировать развитие интереса к русскому языку у обучающихся;
– формировать положительную мотивацию обучения;
– способствовать осознанию потребности в образовании и самообразовании;
развивающие:
– способствовать развитию коммуникативных качеств у обучающихся;
– содействовать развитию связной устной монологической и диалогической речи у обучающихся;
–развивать умение рассуждать, делать выводы, извлекать нужную информацию из текста;
обучающие:
– формировать представление о том, что изучает морфемика;
–прививать обучающимся навыки находить и обозначать морфемы в словах;
– формировать у обучающихся умение работать со схемами.
.
Личностные результаты:
– осознание потребности в развитии и саморазвитии;
– восприятие русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;
Предметные результаты:
– обучающиеся запоминают , что изучает морфемика,;
–определяют морфемы в словах;
–образовывают новые слова с помощью морфем и работают со схемами.
Метапредметные результаты:
– способность осознавать цели учебной деятельности и пояснять их;
– умение поставить цель и организовать ее достижение;
–владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами русского литературного языка;
– рефлексивное мышление, самооценка и самоанализ.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Оборудование: интерактивная доска, карточки, учебник, ромашки.
Основные понятия: морфемика, окончание, суффикс, приставка..
Методы: словесный метод, наглядный метод, метод выполнения практических упражнений, метод самостоятельной работы.
План урока:
I. Организационно-мотивационный этап (2 мин.);
II. Мобилизирующий этап. Актуализация знаний. Формирование обучающимися темы и цели урока. (6 мин.);
III. Закрепление изученного материала (23 мин.);
IV. Рефлексия. Домашнее задание (4 мин.).
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
I. Организационно-мотивационный этап Цель этапа: создание эмоционально-положительного настроя на урок. Мотивирование к учебной деятельности. | – Здравствуйте, ребята. Садитесь. -Приготовьте все необходимые принадлежности. -У вас на партах карточки, поднимите ту, которая соответствует вашему настрою на работу. | Дети готовятся к уроку, приветствуют учителя. Психологически настраиваются на урок. Поднимают карточку с определённым смайлом (тревога, спокойствие или настроены на работу). | Регулятивные: самоконтроль; подготовка к уроку; Психологический настрой на урок; Коммуникативные: взаимодействие с учителем и сверстниками; |
II. Мобилизирующий этап. Актуализация знаний. Формирование обучающимися темы и цели урока Цель этапа: заинтересовать обучающихся, подготовить к работе, сформулировать тему, определить цель урока | - Обратимся к эпиграфу урока. Слово делится на части, - Ребята, как называется раздел русского языка, позволяющий делить слово на части, и как называются эти части? –Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься? -Сформулируйте тему урока. - Как вы думаете, что мы должны знать, чтобы у нас урок прошёл продуктивно и что мы должны уметь делать? Запишите в тетрадь число и тему. -- Како -Какие морфемы могут входить в основу? -Что называется окончанием? - Что необходимо сделать, чтобы правильно определить окончание? Приведите пример. – Чтение сл | -Читают эпиграф. -Морфемика, морфемы. Высказывают предположения. -Морфемика. -Что изучает морфемика; что называется окончанием, основой, приставкой, суффиксом, корнем. Находить и выделять морфемы в словах; образовывать новые слова; работать со схемами. -Все, кроме окончания. - Окончание - значимая часть слова, служащая для образования форм слова; единственная изменяемая часть слова. -Изменить форму слова. Окно-окна. | Познавательные: Общеучебные универсальные действия: поиск и выделение информации; построение логической цепи рассуждений, ее доказательство; Коммуникативные: взаимодействие с учителем и сверстниками; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка; Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно); Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения); |
III. Закрепление изученного материала Цель этапа: Актуализация знаний. Выполнение учебных действий на основе языкового материала. Совершенствование навыков использования правил. | –Прочит –На слайде представлены слова, самостоятельно выделите в них окончания. Сторона, мороз, медведи, прекрасный, станция. -А теперь обменяйтесь тетрадками и проведите взаимопроверку. – Ребята, здесь нам встретилось интересное слово. Подумайте, какое окончание у слова станция? Правильно, станци-я -А какая здесь орфограмма? Вы её изучали недавно. - Давайте вспомним правило «Ы-И после Ц». Кто может рассказать? -Молодцы, теперь выполним задание, чтобы закрепить знания по этому материалу. -Замените развернутые определения одним словом-синонимом. Объясните написание орфограммы.
5. Учреждение для охраны общественного порядка. (Полиция.) -Хорошо, мы с вами повторили правило ы-и после ц. А теперь все встанем, проведем физкультминутку. Смотрите на видео и повторяйте движения за пандой. -Немного отдохнули, продолжим работу. Давайте попробуем образовать слова-корни, отбросив суффиксы и приставки. Выделите морфему, подобрав однокоренные слова. Например : безветренный – ветер, закружиться – круг. Наябедничать - , законченный - , намучиться - , продрогнуть - , ответвление - , непринужденный - . -Вы отлично справились с этим заданием. Давайте ещё раз вспомним, как правильно выделить корень? –Догадайтесь по опорным словам о какой профессии идёт речь. Выделите в них суффикс. Указка, мел - …… (УЧИТЕЛЬ). Звери, цирк -…… (ДРЕССИРОВЩИК). Коньки, клюшка -…… (ХОККЕИСТ). Самолет, шлем - ……. (ЛЕТЧИК). Метла, тачка - …… (ДВОРНИК). Мяч, бутсы - …… (ФУТБОЛИСТ). -Для чего же служит суффикс в словах? -Следующее задание выполним по рядам. Игра «Ромашка» -Каждый ряд получит листок бумаги с изображенной на нем ромашкой, внутри которой записан глагол (нести, давать, шить). Вам надо с помощью приставок образовать новые слова и вписать их в лепестки ромашки. Не забудьте выделить приставки. Начинаем с конца ряда. -Откройте упр. 709 Проведём морфемный разбор нескольких слов. Жёлтенький, отрядный, вбежал. -Молодцы. Вы справились с этим заданием. Чтобы закрепить весь пройденный материал, давайте запишем слова в 4 столбика соответственно схемам. | Бел -Самостоятельно выполняют задание в тетрадях. На слайде ответы, обучающиеся проводят взаимопроверку. -Я. -ы-и после ц. - БУКВА И ПОСЛЕ Ц ПИШЕТСЯ В КОРНЯХ СЛОВ И СЛОВ НА -ЦИЯ БУКВА Ы ПОСЛЕ Ц ПИШЕТСЯ В ОКОНЧАНИЯХ И СУФФИКСАХ В КОРНЯХ СЛОВ ИСКЛЮЧЕНИЯХ (ЦЫГАН НА ЦЫПОЧКАХ ЦЫКНУЛ ЦЫПЛЁНКУ'' ЦЫЦ! '' Ребята по очереди работают у доски. -Выполняют физкультминутку.
Ребята выполняют задание у доски, выделяют корень. -Чтобы найти корень в слове, надо подобрать однокоренные (родственные) слова и найти в них общую часть. Отгадывают профессии и по очереди записывают у доски, обозначают суффикс. -Служит для образования новых слов, хотя может использоваться и при образовании формы одного слова. Выполняют задание по рядам, по очереди образовывают слово, выделяют приставку, проговаривают с учителем. Один человек у доски, остальные в тетрадях. 2 человека выполняют задание у доски, остальные по вариантам (учитель выборочно проверяет). 1) Окно, | Коммуникативные: взаимодействие с учителем и сверстниками; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка; Регулятивные: взаимоконтроль; Познавательные: построение цепилогических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей; Личностные: любовь и уважение к русской литературе, природе на примере стихотворения; Логические универсальные действия: -построение логической цепи рассуждений; -доказательство; Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения); Личностные УУД: умение применять в учебном процессе способы снятия напряжения; умение включаться в общую деятельность; здоровье сберегающая технология; Познавательные: построение цепи логических рассуждений; формирование целостной системы об однокоренных словах; Логические УУД: выдвижение гипотез и их обоснование; Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка. |
V. Рефлексия. Домашнее задание. Цель этапа: подвести итог, оценить свою работу на уроке, создавать условия для совершенствования коммуникативных умений | – Ребята, на этом наш урок подходит к концу. Давайте подведем итоги. О чём мы сегодня говорили? -Что к концу урока мы должны знать и уметь? – Достигли ли мы цели? -–Откройте свои дневники и запишите домашнее задание: Выполнить морфемный разбор 10 слов. Выставление отметок и оценок за урок. – Всем спасибо. До свидания! | -О морфемике, частях слова. -Что изучает морфемика, уметь находить и обозначать морфемы. -Да. Обучающиеся анализируют, как усвоили материал, что получилось, и что не получилось, почему. Формируют конечный результат своей работы на уроке. Благодарят учителя за урок, прощаются. | Регулятивные: контроль, самоконтроль; Коммуникативные: взаимодействие с учителем и сверстниками; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка; Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; развитие умения извлечь главное, подвести итог; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...