Открытый урок по русскому языку в 5 классе по теме "Его величество Текст!"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Рогачева Дарья Сергеевна

 


Предлагаемый конспект "открытого" урока русского языка иллюстрирует подачу материала пятиклассникам по теме "Его величество Текст!" (признаки текста) с использованием технологий деятельностного типа: продуктивного чтения, проблемно-диалогового обучения, проектного обучения в продуктивных заданиях,технологии оценивания. Предлагаемый урок построен как урок повторения, обобщения и систематизации знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_5_klass.docx32.15 КБ

Предварительный просмотр:

«Открытый» урок по русскому языку в 5 классе по теме:

«Его величество Текст!» (Признаки текста)

Технологии деятельностного типа

Тема

продуктивное чтение, проблемно-диалоговое обучение, проектное обучение в продуктивных заданиях,технология оценивания

Рр Его величество Текст! (Признаки текста)

Гл. 1, § 15.

Язык животных

Тип урока

Коды целей урока

Урок повторения, обобщения и систематизации

Предметные

Метапредметные

Личностные

12.1

2.1.1.4,

3.2.1,

4.3.1

1.3.4

Ход урока.

I. Оргмомент. Целеполагание.

– Тема нашего сегодняшнего урока (учитель приоткрывает пока только первую часть): «Его величество Текст!». Вот такое интересное название! А почему мы написали слово «текст» с большой буквы? Потому что мы обращаемся к Тексту как к живому существу, мы олицетворяем его, наряду с кошкой и собакой. Давайте же с ним познакомимся. Каков этот господин Текст? И всякое ли предложение мы можем назвать текстом? Итак, цель нашего урока – повторить понятие «текст»; сформировать умение соотносить содержание высказывания с формой его выражения.

II. Мотивационно-побуждающий этап.

  1. Проверка домашнего задания.

Выполнение упр. 84. Как продолжение записей – выполнение упр. 82. Тетради собираются.  

  1. Словарная работа.

Смысл, интеллигент, баснописец, аллегория, мораль.

  1. «Ударник».

ТекстовОй.

III. Теория.

– Обратимся к нашему учебнику, откроем § 15 Главы 1 (стр. 52 – 53). Это текст о тексте, если можно так выразиться. Кто хочет прочитать текст вслух? Обратите внимание: текст можно видеть (письменный текст) и слышать (текст звучащий, устный). Сейчас Вы сможете и увидеть его, читая теоретический материал названного параграфа, и услышать, слушая своего одноклассника. Итак, внимательно слушаем, читаем и находим признаки текста.        

Чтение и слушание текста.

– Теперь обсудим теоретический материал. Какие особенности текста мы можем назвать?

В тетрадях ребята кратко фиксируют:

Признаки текста:

1) текст состоит из нескольких предложений, следовательно, он обладает членимостью и имеет границы, т.е. начало и конец (но количество предложений – не главный признак текста; как доказать?);

2) предложения связаны общим смыслом (иначе говоря, целостность);

3) предложения соединяются с помощью языковых средств связи (иначе говоря, связность).  

– Кто повторит наизусть полное определение понятия «текст»? А кто выделит в этом определении 3 ключевые слова, соответствующие 3 выделенным нами признакам текста?

        Текст – это сочетание предложений, связанных в единое целое общим смыслом с помощью разных средств связи.

         – Ребята, скажите, а какой может быть текст. Интересный, глубокий, содержательный, поучительный, захватывающий, трогательный; связный, красивый, выразительный, образный. Сегодня мы будем знакомиться только с такими совершенными текстами. Как по-разному эти прилагательные характеризуют текст? Одни – с точки зрения содержания; другие – с точки зрения формы, языковых особенностей.    

IV. Тренинг.

1. Выполнение упр. 85.

– Прочитаем про себя примеры, данные авторами учебника, и выполним задание упражнения – какие из этих примеров не являются текстами, почему? Первый пример является текстом? Да, потому что предложения в нем объединены общим смыслом. Они все о значении речи, которая делает нас интеллигентными людьми. А еще что объединяет предложения? Если Вы внимательны, то нетрудно увидеть, как все предложения связаны грамматически. Обратите внимание на то, как первое предложение связано со вторым. Найдите повторяющееся слово. Слово «надо».

Займемся вторым примером. Это текст? Нет, это уже не текст, это разрозненные предложения, хотя вроде бы они и рассказывают о животных Австралии, и объединены одной общей мыслью, но это не текст, нет между предложениями связующих элементов, а они необходимы, чтобы смысл не потерялся.

Третий пример – текст? Да, это большое предложение, представляющее фрагмент текста.

Четвертый пример? Перед нами пословицы. Что такое пословица? Пословица – это уникальный жанр фольклора, который передает мудрость народа и, несмотря на свою немногословность, в одной фразе отражает важный смысл, приравниваясь к тексту. Но мы сейчас имеем дело с 2 пословицами? Есть ли между ними общий смысл? Да, значит, с полным правом мы называем эти предложения  текстом.    

2. Выполнение задания 2 к упражнению. 

– Одно из объяснений может быть связано с тем, что Д.С. Лихачев – известный ученый (и текст у него получился соответствующий), а Л.Н. Толстой – известный писатель-прозаик (поэтому для него естественно повествование о девочке Аксютке в художественной манере).

3. Устное выполнение упр. 86. Фиксирование элементарных средств связи между предложениями.

4. Выполнение упр. 87. До прослушивания – ответы на вопросы в задании 1. Учитель дополняет ответы ребят:

Эзоп – полулегендарный баснописец, по преданию, раб, горбатый и уродливый.

Эзоп – мудрец из народа, по преданию, был сброшен со скалы жрецами, которые видели в нем соперника, влиявшего на настроения народа.

Об Эзопе рассказывают немало историй, похожих на притчи либо анекдоты.

К примеру, когда баснописца однажды на улице встретил градоправитель, спросивший, куда тот держит путь. Эзоп ответил:

 Не знаю!

Правитель  возмутился, позвал стражу и велел отвести Эзопа в тюрьму.

 А что я тебе говорил? – воскликнул Эзоп,  мог ли я знать, идя по улице, что попаду в тюрьму?

Правитель, удивленный остроумием раба, отпустил его на свободу.

Басни Эзопа предельно лаконичны, т.е. коротки, и заключают в себе источник большинства классических басенных сюжетов.

В самые мрачные периоды истории, когда за правдивое слово можно было лишиться головы, человечество не впадало в немоту лишь потому, что в арсенале у него был Эзопов язык, язык аллегории, иносказания.

Можно было выражать свои мысли, воззрения, протесты в сюжетах из жизни животных, птиц, рыб. С помощью басен Эзоп преподавал потомкам азы мудрости.

После прослушивания – ответы на вопросы в задании 2.

Далее – заполнение таблицы согласно заданию 5:

Язык – самое лучшее, что есть на свете

Язык – самое худшее, что есть на свете

строить города, получать знания, выражать любовь, развивать культуру народов, изучать науки

огорчать, разочаровывать друг друга, лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться, делать людей врагами, вызывать войну,  разрушать города и даже целые государства,  вносить в жизнь горе и зло,  предавать и оскорблять

– Обратите внимание, получается, что чаще мы пользуемся языком для выражения негативных проявлений. Разве это правильно? Как же быть?

– Что общего в рассказе о баснописце и в высказывании Л.Н. Толстого: «Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись от такого слова, которое разъединяет людей»?  

 – Кроме человеческого языка, существует язык природы, язык животных, когда мы без слов способны понять, что происходит вокруг нас, что нам хочет сказать любимый котенок. И все-таки, если утка ведет утят на пруд, произносит «Кря-кря!», и все утята вслед за ней бегут в воду, можно ли утверждать, что утка на самом деле говорит.

5. Работа в группах.

– Каждой группе сейчас будет предложен свой текст, но в итоге Вы все должны дать ответ на поставленный вопрос:

«Язык» муравьев

Обезьяний «язык»

   Муравьи слепы. Однако они прекрасно ориентируются, общаются друг с другом. Оказывается, у них есть свой особый язык – «язык» запахов. На теле муравья расположены особые органы – железы внешней секреции. Они-то и выделяют пахучие вещества – ферономы. Найдя пищу, например мертвую гусеницу, муравей на обратном пути метит дорогу следовым запахом. По нему другие муравьи находят гусеницу, и каждый из них, возвращаясь в муравейник, метит дорогу тем же запахом. Чем больше запас пищи, тем сильнее пахнет след.

В Нью-Йоркском зоопарке ученые записывали на магнитофон «болтовню» обезьян. Но начался дождь, и эксперименты пришлось прервать. Через день ученые воспроизвели магнитофонную запись. Обезьяны, услышав крики, которые они издавали при приближении дождя два дня назад, бросились под навес, не обращая внимания на то, что на небе не было ни облачка.

– Итак, к каким выводам пришли группы?

Короткие сообщения представителей каждой группы.

– Особенно привлекают ученых голоса птиц. Вспоминаются строки из стихотворения М. Матусовского:

Хорошо ночевать нам в палатке, 
Через лес проходить напрямик, 
Знать до тонкостей птичьи повадки, 
Понимать их веселый язык. 
Нас приветствуют звонкие птицы, 
Шум листвы и журчанье ручья. 
Так шагать по земле и учиться 
До чего интересно, друзья!

– Проверим, знают ли наши группы голоса птиц. Задание на соотнесение:

Орлы, журавли, тетерева, сороки, дятлы, коршуны, ласточки – барабанить, бормотать, клекотать, курлыкать, стрекотать, щебетать.  

V. Контроль.

 – Расположите предложения в таком порядке, чтобы получился текст.

1) Их общим предком был древнерусский язык.

2) Русский язык, как и белорусский и украинский, относится к группе восточнославянских языков.

3) Его создателями считаются святые равноапостольные Кирилл и Мефодий.

4) В основу древнерусского языка был положен старославянский язык, который был языком всех православных славян.  

5) Не случайно этих деятелей еще называют учИтелями словенскими.

– Докажите по плану (см. признаки текста), что получившийся набор предложений является текстом.  

6. Рефлексия.

 – Посмотрите, тексты могут быть разными и выражаться по-разному. Чем бы Вы дополнили схему-таблицу?

монолог

проза

веселый

устный

ТЕКСТ

письменный

грустный

стихи

диалог

– Какие интересные факты Вы узнали сегодня на уроке? Чему Вы научились? Какие знания, умения и навыки Вы считаете особенно полезными для себя?

Домашнее задание. Гл. 1, § 15, упр. 88 (кроме задания 3) или упр. 87 (задание 6).  

Проекты (по выбору):

1) Определите значение слова «язык» в следующих пословицах: язык голову кормит; язык до Киева доведет; без языка и колокол нем; язык мой – враг мой. Напишите, что объединяет все пословицы.

2) Определите значение слова «слово» в следующих пословицах: на великое дело – великое слово; ласковое слово – что великий день; ласковое слово и кость ломит. Придумайте свой вариант пословицы о слове.

3) К слову нужно относиться бережно. Недаром поэт В. Шефнер писал:

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Составьте небольшой рассказ в подтверждение слов поэта.

4) Ученым известно свыше 30 случаев, когда дети вырастали среди животных… Продолжите начатый текст, приведя конкретные примеры и сделав определенные выводы.

5) Известно ли Вам, что в классических гимназиях в дореволюционной России изучали шесть языков: три живых и три мертвых. Как Вы понимаете выражения «живой язык» и «мертвый язык»? Напишите об этом.

6) Объясните смысл фразы из рассказа В.Г. Короленко «Без языка»: «Правду говорят, без языка человек как слепой или малый ребенок». Для того чтобы выполнить это задание, необходимо в первую очередь прочитать рассказ писателя.

7) Перепишите в тетрадь Заповеди Христа. Как Вы считаете, какие из них так или иначе связаны с владением человеческим словом?

8) Выполнение задания 3 к упр. 88. При выполнении этого проекта обратитесь к аудиозаписям упр. 32, 40, 45. Максимально используйте ресурсы Интернета.  Узнайте больше о «языке» пчел, о птичьем «языке» и т.д. Рассказывая о птицах, используйте аудиозаписи птичьих голосов.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характеристика человека как вид текста. Урок развития речи.Разработка открытого урока по русскому языку.8 класс

Конспект урока развития речи составлен по учебнику Л.А.Тростеновой,Т.А.Ладыженской "Русский язык" 8 класс, М. "Просвещение",2011. Урок проводится после изучения главных и второстепенных членов предлож...

Открытый урок по русскому языку 5 класс

Открытый урок по русскому языку в 5 классе в коррекционной школе 8 вида. Тип урока формирование  знаний и умений. Урок с призентацией....

Открытый урок по русскому языку 6 класс

Открытый урок по русскому языку 6 класс...

Открытый урок по русскому языку. Обучение написанию сжатого изложения по тексту В. Ю. Драгунского «Друг детства»

Познакомить учащихся со способами сжатия текста на этапе подготовки к написанию сжатого изложения.Предметные цели: освоение и совершенствование знаний о тексте, его структуре, проблематике, особенност...