Урок по теме "Союз. Повторение изученного"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Урок по теме "Союз. Повторение изученного" содержит задания разного уровня, дает возможность подготовиться к сочинению по картине Б.Кустодиева "Масленица"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
союз повторение | 52.5 КБ |
презентация к уроку по теме "Союз" | 488 КБ |
Задания 1 уровня | 28.5 КБ |
Задания 2 уровня | 28.5 КБ |
Задания 3 уровня | 28.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме «Повторение изученного по теме «Союз»
Подготовила и провела учитель высшей категории
МБОУ «Музыкально – эстетический лицей имени А.Г.Шнитке»
г. Энгельса Саратовской области
Петрова Лилия Викторовна
Тип урока: повторительно-обобщающий
Вид урока: «картинки с выставки»
Технология: элементы технологии развивающего и дифференцированного обучения
Цель: 1.закрепить и обобщить сведения о союзах (морфологические признаки, правило постановки запятой в СП и в предложениях с однородными членами; уметь: находить союзы в предложениях и определять их разряд по значению; правильно использовать их в своей речи; конструировать СП и предложения с однородными членами, связанными союзами).
2.спосбствовать развитию навыков обобщения материала, навыков контроля и самоконтроля;
3. воспитывать интерес к традициям прошлого нашей страны, интерес к искусству.
Оборудование: индивидуальные и разноуровневые карточки, репродукция картины Б.М.Кустодиева «Масленица»,таблица «Сочинительные и подчинительные союзы».
Ход урока
1. Слово учителя:
Ребята, сегодня мы подводим итог изучению темы «Союзы». Мы вспомним все, чему научились в течение нескольких уроков: сочинительные и подчинительные союзы и их назначение; покажем, что умеем уместно употреблять их в речи и ставить запятую в сложном предложении и в предложениях с однородными членами, а также составлять текст и предложения с такими конструкциями. А поможет нам в этом замечательная картина Б.М.Кустодиева «Масленица». Но сначала запишем домашнее задание.
2. Д\З
Дома вам предстоит вспомнить сегодняшний разговор, сочетания с союзами, а также предложения, с которыми вы сегодня работали и подобрать материалы к сочинению , которое можно начать словами «Глядя на картину Б.М.Кустодиева «Масленица…»
(См. слайд 2)
Масленица – широкий, раздольный русский праздник, который , провожая зиму, торопит весну. И у нас сейчас масленичная неделя. Давайте встретим праздник обрядовой песней в исполнении фольклорного ансамбля МЭЛ им. А.Г.Шнитке «Красота».
3. Лексическая работа. (См слайд 3)
- Ярмарка –устраиваемый регулярно , в определенное время года и в определенном месте торг, на котором бывают также различные увеселения
- Балаган – в России 18 –начала 20 в.: временная легкая дощатая постройка для жилья, ярмарочной торговли и зрелищ
- Павильон – небольшая легкая постройка в садах, парках.
- Аттракцион – 2. устройство для развлечения в парках, на детских площадках и т.п.
А теперь давайте вспомним, какая часть речи называется союзом.
4. Актуализация знаний теории по опорной схеме.
5. Работа с текстом. (См. слайд 4)
Разноуровневое задание.
Задание.Уровень 1
Восстановите в данном тексте союзы.
Масленица – это праздник проводов зимы… встречи весны. Символом масленицы считались блины, … блин, круглый, поджаренный, напоминал солнце. А солнцу всегда поклонялись … славили его все народы. Каждый день масленицы имел свое название: встреча, заигрыши, лакомка, разгул, «тещины вечерки», «золовкины посиделки». Неделя завершалась «прощеным днем». Родственники и друзья ходили друг к другу не праздновать,… с «повинением». Они просили прощение за умышленные … случайные обиды … огорчения, причиненные в текущем году. Любовь … дружба ценились выше всего, … поклоны … мольбы не считались унизительными.
Задание. Уровень 2
Восстановите в данном тексте союзы, расставьте знаки препинания.
Масленица – это праздник проводов зимы и встречи весны. Символом масленицы считались блины, потому что блин, круглый, поджаренный, напоминал солнце. А солнцу всегда поклонялись и славили его все народы. Каждый день масленицы имел свое название: встреча, заигрыши, лакомка, разгул, «тещины вечерки», «золовкины посиделки». Неделя завершалась «прощеным днем». Родственники и друзья ходили друг к другу не праздновать, а с «повинением». Они просили прощение за умышленные или случайные обиды и огорчения, причиненные в текущем году. Любовь и дружба ценились выше всего, поэтому поклоны … мольбы не считались унизительными.
Задание. Уровень 3
Восстановите в данном тексте союзы, расставьте знаки препинания. Подчеркните грамматические основы.
Масленица – это праздник проводов зимы … встречи весны. Символом масленицы считались блины, … блин, круглый, поджаренный, напоминал солнце. А солнцу всегда поклонялись … славили его все народы. Каждый день масленицы имел свое название: встреча, заигрыши, лакомка, разгул, «тещины вечерки», «золовкины посиделки». Неделя завершалась «прощеным днем». Родственники и друзья ходили друг к другу не праздновать, … с «повинением». Они просили прощение за умышленные … случайные обиды … огорчения, причиненные в текущем году. Любовь … дружба ценились выше всего, …поклоны … мольбы не считались унизительными.
КЛЮЧ. (См. слайд 5)
Масленица – это праздник проводов зимы и встречи весны. Символом масленицы считались блины, потому что блин, круглый, поджаренный, напоминал солнце. А солнцу всегда поклонялись и славили его все народы. Каждый день масленицы имел свое название: встреча, заигрыши, лакомка, разгул, «тещины вечерки», «золовкины посиделки». Неделя завершалась «прощеным днем». Родственники и друзья ходили друг к другу не праздновать, а с «повинением». Они просили прощение за умышленные или случайные обиды и огорчения, причиненные в текущем году. Любовь и дружба ценились выше всего, поэтому поклоны и мольбы не считались унизительными.
Прочтем получившийся текст. Определите тему текста. Сравните союзы в последнем предложении. Чем они отличаются? Верно, разрядом по значению. Давайте проверим, насколько хорошо вы умеете определять разрядов союзов.
6. Выборочно-распределительный диктант (цифровой)
(цель: закрепить умение определять разряды союзов)
Задание.
1 колонка: Выпишите номера предложений с сочинительными союзами. 3, 5, 6
2 колонка: Выпишите номера предложений с подчинительными союзами.1, 2, 4
1. Один из иностранных гостей, который посетил Россию в 1698 году, писал об этом празднике с порицанием. 2. Он считал, что все восемь дней масленицы продолжается обжорство, пьянство… 3.Пиршественную особенность масленицы иноземный гость отметил, а самого праздника не разглядел. 4. Хотя различные увеселения , катальные горы, карусели, качели – вошли в употребление в царствование Екатерины II , они остаются любимыми всеми и в наши дни.
5.Катания вереницами, с музыкой,песнями, лицедейством устраивались на масленицу не только в городах, но и в селах. 6.На картине Б.М. Кустодиева «Масленица»(1916 год)представлены скачущие тройки, кони в нарядной сбруе, пестрые карусели, катание с гор, расписные балаганы, однако большее место занимает пейзаж, величавое изображение русской природы.
КЛЮЧ (См. слайд 6)
Сочинительные союзы 3,5,6
Подчинительные союзы и союзные слова 1,2,4
1 который
2 что
3 а
4 хотя
5 не только…, но и
6 однако
Составьте схему последнего предложения. Какую роль играют сочинительные союзы, подчинительные?
7. Рассказ о художнике. ( Рассказ учащегося).
Работа по развитию речи.
Действительно, мы очень часто употребляем союзы в речи, потому что они помогают нам соединить однородные члены и части сложного предложения. Это делает нашу речь выразительнее, богаче. Но иногда допускаем ошибки.
Задание: Вам предстоит исправить грамматические ошибки, заменив деепричастные обороты синонимическими конструкциями (сложными предложениями или предложениями с однородными членами), а заодно вспомнить деепричастный оборот.
Глядя на картину Б.М.Кустодиева «Масленица», проникаешься веселым настроением и чувством радости. На переднем плане картины изображена упряжка лошадей. Она , взбивая снег копытами, словно взлетает над землей. Молодежь с криком и смехом съезжает с горки и, оказываясь прямо у балаганчика.
Художник, заметив удивительное в окружающем мире, и рассказал об этом людям.
КЛЮЧ (См. слайд 7)
Когда мы смотрим на картину Б.М.Кустодиева «Масленица», то проникаемся веселым настроением и чувством радости. На переднем плане картины изображена упряжка лошадей. Они , взбивая снег копытами, словно взлетают над землей. Молодежь с криком и смехом съезжает с горки и оказывается прямо у балаганчика.
Художник заметил удивительное в окружающем мире и рассказал об этом людям.
8. Работа с разноуровневыми карточками. (См.слайд 8)
Мы продолжаем работу над обобщением темы, и я хочу вам предложить продемонстрировать уровень своих знаний по разделу «Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, потому что».
Уровень 1
Раскройте скобки
Что(бы) еще рассказать…; использует яркие краски, что(бы)…; отличался гостеприимством, щедростью, а так(же)…; это то(же) одно из масленичных развлечений; солнце так(же) похоже на блин, вкусный и горячий ; что (бы) ни изобразил – все красиво; заметишь, потому (что) будешь внимателен; хочешь, что(бы) наступила Масленица.
Уровень 2
Представьте, что вам нужно описать увеселения русского народа на Масленицу. Составьте предложения с данными сочетаниями, чтобы их можно было использовать в вашем тексте. Раскройте скобки.
Что(бы) еще рассказать…; использует яркие краски, что(бы)…; отличался гостеприимством, щедростью, а так(же)…; это то(же) одно из масленичных развлечений; солнце так(же) похоже на блин, вкусный и горячий ; что (бы) ни изобразил – все красиво; заметишь, потому (что) будешь внимателен; хочешь, что(бы) наступила Масленица.
Уровень 3
Представьте, что вам нужно описать увеселения русского народа на Масленицу. Составьте текст. Раскройте скобки.
Что(бы) еще рассказать…; использует яркие краски, что(бы)…; отличался гостеприимством, щедростью, а так(же)…; это то(же) одно из масленичных развлечений; солнце так(же) похоже на блин, вкусный и горячий ; что (бы) ни изобразил – все красиво; заметишь, потому (что) будешь внимателен; хочешь, что(бы) наступила Масленица.
Выполненные задания проверяются индивидуально.
9.Итоги урока.
Сегодня мы вспомнили, что такое союз, показали, что знаем разряды союзов по значению,
умеем правильно и уместно употреблять их в речи. Кроме того, мы повторили тему
«Слитное написание союзов также, тоже, зато». А еще мы познакомились с удивительной
Картиной М.Б.Кустодиева «Масленица».
В 2007 году отмечался юбилей - 130 лет со дня рождения художника. В Москве и Астрахани
проходил Российский фестиваль детского художественного творчества, в котором приняли
участие и учащиеся Музыкально – эстетического лицея им. А.Г.Шнитке города Энгельса Саратовской области.
Об этом мы узнаем, посмотрев альбом «Хороша страна Кустодия», где почетные
места занимают работы наших учащихся: Кузнецовой Алены, Мягковой Александры,
Горячевой Алины.
Приходите к нам на Масленицу!
Домашнее задание: подберите материалы к сочинению по плану. (См. слайд 9)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
. Словарная работа Ярмарка –устраиваемый регулярно , в определенное время года и в определенном месте торг, на котором бывают также различные увеселения Балаган – в России 18 –начала 20 в.: временная легкая дощатая постройка для жилья, ярмарочной торговли и зрелищ Павильон – небольшая легкая постройка в садах, парках. Аттракцион – 2. устройство для развлечения в парках, на детских площадках и т.п.
Разноуровневое задание Восстановите в данном тексте союзы. Восстановите в данном тексте союзы, расставьте знаки препинания. Восстановите в данном тексте союзы, расставьте знаки препинания. Подчеркните грамматические основы.
Ключ проверки задания Масленица – это праздник проводов зимы и встречи весны. Символом Масленицы считались блины, потому что блин, круглый, поджаренный, напоминал солнце. А солнцу всегда поклонялись и славили его все народы. Каждый день Масленицы имел свое название: «встреча», «заигрыши», «лакомка», «разгул», «тещины вечерки», «золовкины посиделки». Неделя завершалась «прощеным днем». Родственники и друзья ходили друг к другу не праздновать, а с»повинением». Они просили прощение за умышленные или случайные обиды и огорчения, причиненные в текущем году. Любовь и дружба ценились выше всего, поэтому поклоны и мольбы не считались унизительными.
Ключ проверки цифрового диктанта Сочинительные союзы – 3,5,6 Подчинительные союзы и союзные слова– 1,2,4 1 который 2 что 3 а 4 хотя 5 не только…, но и 6 однако
Ключ проверки задания по развитию речи Когда мы смотрим на картину Б.М.Кустодиева «Масленица», то проникаемся веселым настроением и чувством радости. На переднем плане картины изображена упряжка лошадей. Они, взбивая снег копытами, словно взлетают над землей. Молодежь с криком и смехом съезжает с горки и оказывается прямо у балаганчика. Художник заметил удивительное в окружающем мире и рассказал об этом людям.
Обобщение темы. Слитное написание союзов тоже, также, чтобы. Что(бы) еще рассказать…; использует яркие краски, что(бы)…; отличался гостеприимством, щедростью, а так(же)…; это то(же) одно из масленичных развлечений; солнце так(же) похоже на блин, вкусный и горячий ; что (бы) ни изобразил – все красиво; заметишь, потому (что) будешь внимателен; хочешь, что(бы) наступила Масленица.
План сочинения по картине Б.М.Кустодиева «Масленица» 1.Из истории празднования Масленицы. 2. Картина Б.М.Кустодиева «Масленица» - это рассказ о народном празднике. 3. Композиция картины: а) взгляд сверху на заснеженный город; б) праздничное небо. 4. Важные сцены, рассказывающие о народном веселье: а) катание с гор на санках; б) представление на площади; в) катание в санях; г) песни под гармонь. 5. Краски, используемые художником. 6. Мое отношение к картине.
Предварительный просмотр:
ЗАДАНИЯ К УРОКУ ПОВТОРЕНИЯ И ОБОБЩЕНИЯ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ «СОЮЗ»
Ученика/цы 7 класса МЭЛ.им.А.Г.Шнитке _______________________________________
УРОВЕНЬ 1
1.Опорная схема
СОЮЗ –служ ч.р. простой
Связ.одн. чл. и прост.предл.. составной
в составе сложного одиночный В его коллекции есть марки и значки
Не изменяется . повторяющ. и марки, и значки
Не явл. Членом предлож. двойной как марки, так и значки
СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ
(равноправие) (подчинение)
*соединительные *причины *условия
*противительные *целевые *сравнения
*разделительные *времени *изъяснит.
2. Задание.Уровень 1
Восстановите в данном тексте союзы.
Масленица – это праздник проводов зимы… встречи весны. Символом масленицы считались блины, … блин, круглый, поджаренный, напоминал солнце. А солнцу всегда поклонялись … славили его все народы. Каждый день масленицы имел свое название: встреча, заигрыши, лакомка, разгул, «тещины вечерки», «золовкины посиделки». Неделя завершалась «прощеным днем». Родственники и друзья ходили друг к другу не праздновать,… с «повинением». Они просили прощение за умышленные … случайные обиды … огорчения, причиненные в текущем году. Любовь … дружба ценились выше всего, … поклоны … мольбы не считались унизительными.
3. Цифровой диктант.
Сочинительные союзы
Подчинительные союзы и союзные слова
4. Работа по развитию речи.
Задание: Вам предстоит исправить грамматические ошибки, заменив деепричастные обороты синонимическими конструкциями (сложными предложениями или предложениями с однородными членами), а заодно вспомнить деепричастный оборот.
Глядя на картину Б.М.Кустодиева «Масленица», проникаешься веселым настроением и чувством радости. ____________________________________________________________________________
На переднем плане картины изображена упряжка лошадей. Она , взбивая снег копытами, словно взлетает над землей.
____________________________________________________________________________
Молодежь с криком и смехом съезжает с горки и, оказываясь прямо у балаганчика.
____________________________________________________________________________
Художник, заметив удивительное в окружающем мире, и рассказал об этом людям.
_____________________________________________________________________________
5. Раскройте скобки
Что(бы) еще рассказать…; использует яркие краски, что(бы)…; отличался гостеприимством, щедростью, а так(же)…; это то(же) одно из масленичных развлечений; солнце так(же) похоже на блин, вкусный и горячий ; что (бы) ни изобразил – все красиво; заметишь, потому (что) будешь внимателен; хочешь, что(бы) наступила Масленица.
Предварительный просмотр:
ЗАДАНИЯ К УРОКУ ПОВТОРЕНИЯ И ОБОБЩЕНИЯ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ «СОЮЗ»
Ученика/цы 7 класса МЭЛ.им.А.Г.Шнитке _______________________________________
УРОВЕНЬ 2
1.Опорная схема.
СОЮЗ –служ ч.р. простой
Связ.одн. чл. и прост.предл.. составной
в составе сложного одиночный В его коллекции есть марки и значки
Не изменяется . повторяющ. и марки, и значки
Не явл. Членом предлож. двойной как марки, так и значки
СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ
(равноправие) (подчинение)
*соединительные *причины *условия
*противительные *целевые *сравнения
*разделительные *времени *изъяснит.
2. Задание. Уровень 2
Восстановите в данном тексте союзы, расставьте знаки препинания.
Масленица – это праздник проводов зимы и встречи весны. Символом масленицы считались блины….. блин, круглый, поджаренный, напоминал солнце. А солнцу всегда поклонялись и славили его все народы. Каждый день масленицы имел свое название: встреча, заигрыши, лакомка, разгул, «тещины вечерки», «золовкины посиделки». Неделя завершалась «прощеным днем». Родственники и друзья ходили друг к другу не праздновать … с «повинением». Они просили прощение за умышленные или случайные обиды и огорчения, причиненные в текущем году. Любовь и дружба ценились выше всего …….поклоны … мольбы не считались унизительными.
3. Цифровой диктант.
Сочинительные союзы
Подчинительные союзы и союзные слова.
4. Работа по развитию речи.
Задание: Вам предстоит исправить грамматические ошибки, заменив деепричастные обороты синонимическими конструкциями (сложными предложениями или предложениями с однородными членами), а заодно вспомнить деепричастный оборот.
Глядя на картину Б.М.Кустодиева «Масленица», проникаешься веселым настроением и чувством радости. ____________________________________________________________________________
На переднем плане картины изображена упряжка лошадей. Она , взбивая снег копытами, словно взлетает над землей.
____________________________________________________________________________
Молодежь с криком и смехом съезжает с горки и, оказываясь прямо у балаганчика.
____________________________________________________________________________
Художник, заметив удивительное в окружающем мире, и рассказал об этом людям.
_____________________________________________________________________________
5. Представьте, что вам нужно описать увеселения русского народа на Масленицу.
Раскройте скобки, составьте предложения.
Что(бы) еще рассказать…; использует яркие краски, что(бы)…; отличался гостеприимством, щедростью, а так(же)…; это то(же) одно из масленичных развлечений; солнце так(же) похоже на блин, вкусный и горячий ; что (бы) ни изобразил – все красиво; заметишь, потому (что) будешь внимателен; хочешь, что(бы) наступила Масленица.
Предварительный просмотр:
ЗАДАНИЯ К УРОКУ ПОВТОРЕНИЯ И ОБОБЩЕНИЯ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ «СОЮЗ»
Ученика/цы 7 класса МЭЛ.им.А.Г.Шнитке _______________________________________
УРОВЕНЬ 3
1.Опорная схема.
СОЮЗ –служ ч.р. простой
Связ.одн. чл. и прост.предл.. составной
в составе сложного одиночный В его коллекции есть марки и значки
Не изменяется . повторяющ. и марки, и значки
Не явл. Членом предлож. двойной как марки, так и значки
СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ
(равноправие) (подчинение)
*соединительные *причины *условия
*противительные *цели *сравнения
*разделительные *времени *изъяснит.
2. Задание. Уровень 3Восстановите в данном тексте союзы, расставьте знаки препинания. Подчеркните грамматические основы.
Масленица – это праздник проводов зимы … встречи весны. Символом масленицы считались блины … блин, круглый, поджаренный, напоминал солнце. А солнцу всегда поклонялись … славили его все народы. Каждый день масленицы имел свое название: встреча, заигрыши, лакомка, разгул, «тещины вечерки», «золовкины посиделки». Неделя завершалась «прощеным днем». Родственники и друзья ходили друг к другу не праздновать, … с «повинением». Они просили прощение за умышленные … случайные обиды … огорчения, причиненные в текущем году. Любовь … дружба ценились выше всего …поклоны … мольбы не считались унизительными.
3. Цифровой диктант.
Сочинительные союзы
Подчинительные союзы и союзные слова
4. Работа по развитию речи.
Задание: Вам предстоит исправить грамматические ошибки, заменив деепричастные обороты синонимическими конструкциями (сложными предложениями или предложениями с однородными членами), а заодно вспомнить деепричастный оборот.
Глядя на картину Б.М.Кустодиева «Масленица», проникаешься веселым настроением и чувством радости. ____________________________________________________________________________
На переднем плане картины изображена упряжка лошадей. Она , взбивая снег копытами, словно взлетает над землей.
____________________________________________________________________________
Молодежь с криком и смехом съезжает с горки и, оказываясь прямо у балаганчика.
____________________________________________________________________________
Художник, заметив удивительное в окружающем мире, и рассказал об этом людям.
____________________________________________________________________________
5.Представьте, что вам нужно описать увеселения русского народа на Масленицу. Раскройте скобки. Составьте текст
Что(бы) еще рассказать…; использует яркие краски, что(бы)…; отличался гостеприимством, щедростью, а так(же)…; это то(же) одно из масленичных развлечений; солнце так(же) похоже на блин, вкусный и горячий ; что (бы) ни изобразил – все красиво; заметишь, потому (что) будешь внимателен; хочешь, что(бы) наступила Масленица.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка модульного урока по теме "Повторение изученного о прилагательном"
Модульное обучение содействует развитию самостоятельности учащихся, их умения работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала. Дети учатся работать самостоятельно, учатся целеп...
тема урока Имя прилагательное. Повторение изученного в V классе. (Второй – третий урок повторения) 2 часа.
Урок по теме "Имя прилагательное. Повторение изученного. 5 класс" направлен не только на повторение данной части речи, на правописание имен прилагательных, но и на отработку умения использ...
Презентация к уроку по теме "Повторение изученного по теме "Причастие""
Презентация предназначена для повторения изученного по теме "Причастие" в 7 классе, но может быть использована для подготовки к ГИА и ЕГЭ....
Конспект урока русского языка "Повторение изученного по морфемике и словообразованию в 9 классе"
Конспект урока русского языка по теме "Повторение изученного по морфемике и словообразованию в 9 классе" разработан в соответствии с требованиями "Программы" по русскому языку для учащихся общеобразов...
Презентация к уроку русского языка "Повторение изученного материала за курс 5 класса"
Данный материал предназначен для повторения пройденного материала в 5 классе...
Презентация урока по теме "Повторение изученного по тепе "Деепричастие".
Презентация урока по теме "Повторение изученного по тепе "Деепричастие". (Урок-путешествие)...
Презентация урока по теме "Повторение изученного по тепе "Деепричастие".
Презентация урока по теме "Повторение изученного по тепе "Деепричастие". (Урок -путешествие)....