Методическая разработка урока по теме: Обучающее сочинение-рассуждение по цитате в 9 классе. (задание ОГЭ 9.2)
методическая разработка по русскому языку (9 класс)

Смышляева Марина Владимировна

Данная разработка урока предоставляется в помощь учителям русского языка 9 классов, а также репетиторам, занимающимся подготовкой к ОГЭ. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Обучающее сочинение-рассуждение по цитате в 9 классе. (задание ОГЭ 15.2)

Цели и задачи:

Дать понятие о структуре сочинения по цитате. Сформировать навык формулирования тезиса,  аргументов, микровыводов частей и вывода. Сформировать навык связывать структурные части сочинения в единый текст. Составить алгоритм написания сочинения, который впоследствии будет использоваться учениками на экзамене.

Совершенствовать навык работы с текстом.

Сформировать у обучающихся представление об основных качествах настоящего мужчины.

Оборудование: Распечатанный текст Куклина на каждой парте, памятка основных понятий

  • Здравствуйте ребята! Сегодня мы научимся писать сочинение-рассуждение по цитате. Эта тема является одной из трех тем, которые вам будут предложены в экзаменационной работе на ОГЭ она обозначена  как 15.2. А также на ЕГЭ вы тоже будете писать похожее сочинение. Главное в этой теме понять текст и уметь аргументировать свои умозаключения, то есть в самом тексте находить доказательства темы.
  • Для начала вспомните из каких частей состоит любой текст рассуждения? (Ответ: тезис→доказательства→вывод)
  • Вспомните, что такое тезис? Для подсказки у вас на партах лежат памятки, где даны определения понятиям, которые нам понадобятся в течение урока.

Памятка:

Тезис  - («тезис» происходит от греч. thesis и означает «утверждение».)Это краткое изложение основных мыслей исследования.

Микровывод - (микро- + вывод = “маленький вывод”) Основная мысль, логический итог или вывод части текста, сочинения.

Аргумент - развернутое доказательство, подтверждающее тезис.

Вывод - итог, заключение, к которому приходит автор текста, сочинения. Вывод должен перекликаться с темой, но быть шире ее, подводить черту сказанному и формулировать какое-либо нравственное правило, справедливое для большинства людей.

  •  Итак, что такое тезис?
  1. Формулирование тезиса

  1. Чтение текста Куклина и задания к нему. (Читает учитель)

Текст:

1)Встречи с этими людьми вот уже в четвёртый раз происходили у меня примерно в одно и то же время у начала довольно крутой каменистой тропы, сбегающей к морю. (2)На обычном и весьма потрёпанном «Орлёнке» катился симпатичный пацан лет десяти, а впереди на прекрасном велосипеде восседала его мама.

(3)У этой круто уходящей вниз каменистой тропы она неловко сходила с велосипеда и неуклюже начинала семенить по осыпи.

(4)Мальчишка застывал наверху.

(5)И всякий раз повторялась одна и та же сцена.

(6)— Слезай... — даже не оборачиваясь, начинала твердить мать. (7)— Слезай сейчас же! (8)Дальше мы идём пешком.

(9)— Ну, мамочка... (10)Можно, я съеду? — просительно тянул мальчишка.

(11)— Мамочка...

(12)И он приводил неоспоримый технический аргумент:

(13)— У меня же тормоза хорошие...

(14)— Слезай с велосипеда... — ровным голосом продолжала мать, глядя вниз, чтобы не подвернуть ногу. (15)— Это опасная, крутая тропа. (16)Дальше ты должен идти пешком...

(17)Я понимал, как мальчишке хотелось съехать, как хотелось испытать себя! (18)Но он, видимо, очень любил свою мать и был весьма дисциплинированным сыном. (19)Он мучительно сопел, снедаемый тайным желанием испытать себя на спуске, который, наверное, казался ему головокружительным цирковым аттракционом. (20)Он горестно вздыхал и начинал спускаться следом за молодой женщиной. (21)Мелкие камешки чугунного цвета, подымая сухую белую пыль, струйками сыпались из-под его кроссовок.

(22)— А ты прилично ездишь... — сказал я ему однажды. (23)— У меня есть идея! (24)Давай сегодня после обеда встретимся на тропе. (25)С велосипедом.

(26)Я тебя подстрахую...

(27)— Ну, давай! — сказал я, когда мы встретились в назначенное время. (28)— Только сначала, для первого раза, не слишком разгоняйся.

(29)Я встал на тропе в единственном по- настоящему опасном месте, чтобы перехватить мальчишку в случае чего. (30)Махнул ему рукой — он ринулся вниз.

(31)Первый спуск, как того и следовало ожидать, оказался неудачным. (32)В крутом вираже мальчишка не удержался и с разгона примчался в заросли прибрежной ежевики.

(33)То, что он сначала принял за кровь, пропахав на спине приличное расстояние в кустарнике, оказалось просто спелым ягодным соком...

(34)— Ничего... (35)В море отмоешь... — утешил я его, помогая выбраться на тропу, и полувопросительно добавил: (36)— Давай снова?

(37)Он кивнул и начал карабкаться к повторному старту; поцарапанный нос его отчаянно задрался вверх.

(38)На втором спуске велосипед попал в желобок, заполненный гравием, колёса буксанули, и мальчишка вылетел из седла через голову.

(39)Замазав слюной ссадины на локтях и колене, он снова упрямо полез вверх.

(40)При новом лихом спуске — с ветерком, с воплем — велосипед, словно вздыбленный всадником мустанг, затормозил на узкой полоске галечного пляжа...

(41)Славный мальчишка был горд и счастлив неописуемо....

(42)Мы отмыли в море наши боевые шрамы, выстирали запылённую одежду. (43)Домой по тропе, которая уже не казалась такой крутой и опасной, мы подымались вместе. (44)Одной рукой я придерживал на плече «Орлёнка», а другой — обнимал узкие, но крепкие и горячие плечики. (45)А потом мальчишка улыбнулся и взял меня за руку своей твёрдой ладошкой. (46)И мы пошли дальше, держась за руки. (47)И я гордился тем, что со мной рядом шёл настоящий мужчина.

(По Л. Куклину)

15.2

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Я гордился тем, что со мной рядом шёл настоящий мужчина».

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

15.3

Как Вы понимаете значение слова ЦЕЛЕУСТРЕМЛЁННОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое целеустремлённость», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.

  1. Ответы на вопросы:
  • Какую цитату и из текста нам предстоит объяснить?
  • Кому она принадлежит? ( рассказчику)
  • Где находится эта фраза? ( в финале рассказа)
  • Вам предстоит сформулировать тезис, как вы думаете, что вам нужно для этого сделать? ( Ответить на вопрос темы)
  • Что значит, «Я гордился тем, что со мной рядом шёл настоящий мужчина». Кого герой называет настоящим мужчиной? (Мальчика, который научился преодолевать крутой спуск)
  • Что значит быть настоящим мужчиной? (ответ:Уметь преодолевать трудности, не бояться опасностей и нести ответственность за свои поступки хотя бы за себя самого)
  • Как вы думаете, что изменилось в мальчике с тех пор, после того, как он преодолел это препятствие? (Ему очень хотелось попробовать спуститься с горы, но он не мог ослушаться маму, которую очень любил и не хотел волновать. Рассказчик помог ему сделать это. Получилось не сразу, но когда получилось, герой почувствовал уверенность в себе)
  • Важен ли для ответа на вопрос темы тот факт, что рассказчик ему помог? (Нет. Ведь настоящим мужчиной он называет мальчика, поэтому про помощь можно опустить)
  1. Построение сочинения

Давайте сформулируем начало нашего сочинения

Запись в тетрадях:

Текст Л. Куклина завершается фразой: “ ...я гордился тем, что со мной рядом шёл настоящий мужчина”. Эти слова адресованы мальчику, который ...

-Как можно закончить фразу? Продолжите устно.

(ответ: ...на глазах у рассказчика преодолел на велосипеде крутой спуск).

  • Далее в тексте должен прозвучать ответ на вопрос, почему рассказчик назвал мальчика настоящим мужчиной? Для этого сначала в двух-трех предложениях формулируем пересказ ситуации, описанной в тексте, а затем ответ на вопрос

Запись в тетрадях:

Это случилось не сразу. Мальчик… падал с велосипеда...

  • Сколько раз он падал с велосипеда? Как можно продолжить фразу? 

(...дважды падал с велосипеда, набивая ушибы и ссадины, пачкая одежду. И все же он достиг своей цели.)

  • Дальше мы должны как бы подвести итог, сделать микровывод первой части. Что такое микровывод? Прочтите, пожалуйста определение из памятки.
  • Теперь мы должны выполнить непростую задачу. Нам предстоит сделать такой микровывод, который одновременно служил бы тезисом. Я не случайно оставила вам в текстах тем 15.3. Посмотрите , какое слово там нужно объяснить? (Целеустремленность). Используя это слово, сформулируйте ответ на вопрос темы.
  • Запишем получившееся предложение:

Действительно, такая целеустремленность присуща настоящему мужчине.

Итак, что мы с вами сделали? (Ответили на вопрос темы с помощью краткого пересказа части текста, сделали микровывод, который одновременно стал тезисом к нашему сочинению)

Пометьте это на полях эту часть: Ответить на вопрос темы, пересказать ситуацию, сделать микровывод (тезис).

II. Формулировка аргументов.

Теперь ваша задача привести аргументы.

  • Что такое аргумент? Прочитайте определение в памятке
  • Давайте попробуем понять, зачем рассказчик подробно описывает как он, каждый раз встречая мальчика с мамой на спуске, каждый раз наблюдал одну и ту же сцену? Зачем автору нужен этот эпизод? (Чтобы показать отношение мальчика к маме)

Почему мальчик слушался свою маму? (Он оберегал и любил маму) 

  • Подтвердите это словами из текста
  •  Как вы считаете оберегать и любить мать - это мужское качество или нет? (Да)
  • Иными словами  это и есть один из аргументов, который мы должны привести в подтверждение темы . Формулируем предложение:

На горной тропинке мальчик всегда подчинялся требованию мамы…

  • Какому требованию? Сформулируйте устно.

 (...слезать с велосипеда и идти пешком по крутому спуску.)

  • В подтверждение своих слов мы должны вставить цитату. Какую?

“Он, видимо, очень любил свою мать и был весьма дисциплинированным сыном.”(18) Оберегать от волнений маму - это тоже по-мужски. - микровывод и первый аргумент.

  • Кто отвечал за мальчика, когда он находился вдвоем с мамой? (мама)
  • А когда он смог осуществить свое желание? (Когда рассказчик пригласил его покататься и только он сам отвечал за себя, за свои ссадины, царапины и ушибы)
  • Сколько раз герой падал, прежде чем преодолеть спуск? (дважды)
  • Как бы вы охарактеризовали эту черту характера (Настойчивость, упорство, целеустремленность)
  • Найдите предложение, в котором говориться , что несмотря на ссадины парень упрямо идет к своей цели. ((39)Замазав слюной ссадины на локтях и колене, он снова упрямо полез вверх.)
  • Формулируем второй аргумент и пишем начало предложения

Осуществить свое желание мальчик решается только после того, как рассказчик …

-Закончите предложение устно

( ...приглашает его покататься на велосипедах.)

  • Вы сказали он дважды падает. Как это случается? Зачитайте прямо по тексту.
  • Формулировать второй аргумент. Нам нужно сказать о настойчивости и целеустремленности мальчика поэтому записываем части предложения:

Парень дважды падает … “врезавшись в заросли прибрежной ежевики”....

 “колеса буксанули” вылетает “из седла через голову”. Но... несмотря на боль,”замазав слюной ссадины на локтях и колене, он снова упрямо полез вверх”(39) Ведь теперь только он сам…

-Что он делает?

(отвечает за свои ссадины и царапины)

  • Какой мы здесь сделаем микровывод?

Нести ответственность - черта настоящего мужчины - микровывод

  • Чего добивается в конце концов мальчик? (преодолевает спуск) Это нам тоже нужно отразить в тексте. Пишем начало предложения:

И парень… (добивается своего)

  • Подтвердите это цитатой

”При новом лихом спуске — с ветерком, с воплем — велосипед, словно вздыбленный всадником мустанг, затормозил на узкой полоске галечного пляжа…” (40)

Что мы делали? (Кратко пересказывали фрагменты текста, которые могут служить доказательствами, анализировали текст, приводили примеры-цитаты, делали микровывод для каждого доказательства)

Помечаем это на полях: Проанализировать предложения текста, привести цитаты, сделать микровывод (аргумент)

3. -  Оба аргумента из теста приведены. Теперь мы должны сделать вывод, расширяющий границы темы.

-Что такое вывод?

- А что значит расширяющий границы темы? ( Вывод должен перекликаться с темой, но быть шире ее, подводить черту сказанному и , возможно, стать небольшими открытием.)

  • О чем он может быть? (О целеустремленности, о будущем мальчика, о том, что настоящий мужчина начинается с преодоления)

Формулируем:

Рассказчик не зря с большим чувством уважения говорит о своем спутнике.

  • Что делал мальчик на пути к своей цели (преодолевал препятствия, боль страх). Победил ли он их? (Да)

Ведь, на мой взгляд, любой настоящий мужчина вырастает из преодоления собственного боли, комплексов, страха. Мужественность - это всегда маленькая победа над собой.

  • Подводим итог третьей части. Что мы делали? (Подводили итог написанному, рассуждали о том, что такое настоящий мужчина, о мужественности)

Помечаем на полях - Сделать вывод, расширяющий границы темы.

  • Итак мы создали схему сочинения-рассуждения по цитате.

Дома вы вставите недостающие части предложений, чтобы у вас получилось готовое сочинение. Помните, что у вас должен получиться красивый связный текст.

Посмотрите на поля, где мы помечали части. У нас получился алгоритм, который вы сможете использовать на экзамене. Мы с вами сегодня научились писать сочинение по цитате, то есть выполнять задание 15.2 ОГЭ

Спасибо за урок! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока химии по теме: "Закон сохранения массы веществ". 8 класс.

Практико-значимый проект, с применением ИКТ и здоровьесберегающих технологий на различных этапах урока....

Методическая разработка урока английского языка по учебнику В.П. Кузовлева, 7 класс с использованием ИКТ

Методическая разработка урока английского языка по учебнику В.П. Кузовлева для 7-го класса общеобразовательных учреждений к разделу «Do you have an Example to...

Методические разработки урока русского языка по теме "Собирательные числительные" в 6 классе, внеклассного мероприятия "Город, что сердцу дорог!" в 8 классе и календарно-тематического планирования по литературе в 6 классе

Урок по теме «Собирательные числительные» относится  к типу уроков объяснения нового материала.  В его  структуре выделяются следующие компоненты: организационный момент,  повторен...

Методическая разработка урока по теме "Обучение сочинению-рассуждению на примерах произведений И.С.Тургенева"

Данная методическая разработка позволяет менять тексты в зависимости от того, что изучается в данный момент по литературе в этом классе....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ В 8-М КЛАССЕ Тема урока: «Знаешь ли ты Санкт-Петербург?» «Do you know St.Petersburg? »

Задачи урока: Формирование иноязычной коммуникативной, ценностно-смысловой, учебно-познавательной и информационной компетенции средствами английского языка через использование современных технол...

Методическая разработка урока «Подготовка к ОГЭ по теме: Количественные параметры информационных объектов, задание № 1»

Методическая копилка дидактических материалов для использования в подготовке к ОГЭ в 9 классе....