Урок русского языка в 5 классе. Тема: Антонимы
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Антонимы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_po_teme_antonimy.docx | 31.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок: Антонимы (5 класс)
Цель деятельности учителя | Повторить и систематизировать понятия «лексическое значение слова», «синонимы»; познакомить обучающихся со словами, противоположными по значению; ввести понятие «антонимы»; научить подбирать антонимы к словам. |
Тип урока | Комбинированный урок |
Планируемые образовательные результаты | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать понятие «антонимы», роль использования антонимов в речи; уметь находить антонимы в предложениях; подбирать антонимы к указанным словам, используя «Школьный словарь антонимов» М.Р. Львова; группировать антонимы по общему смысловому признаку; использовать антонимы в речи. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): умение находить, преобразовывать и передавать информацию; выполнять различные социальные роли в группе и в коллективе; использовать современные телекоммуникационные технологии. Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования |
Методы и формы обучения | Наблюдение над языком, эвристический метод, индивидуальная, групповая, фронтальная работа. |
Образовательные ресурсы | http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html 1 september.ru/subjects http://som.fsio.ru/subject.asp?id= 10000192 |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор |
Наглядно-демонстрационный материал | Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем |
Основные понятия | Антонимы, синонимы, лексическое значение слова |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению нового материала | Вступительное слово. Ребята, великий русский писатель К.Г. Паустовский говорил: «Для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий». Слова бывают разные. Есть вежливые слова: «здравствуйте», «до свидания», «спасибо». Есть дорогие нашему сердцу: «мама», «папа». Есть сладкие и вкусные: «торт», «варенье», «конфета». Слов очень-очень много. Вот как об этом написал М. Пляцковский в стихотворении «Какие бывают слова»: (слайд 2): Есть сладкое слово - конфета, | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. | фрон тальная | Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу Регулятивные: Планируют необходимые действия Коммуникативные: работают в парах | Устные ответы |
2.Актуализация и пробное учебное действие | Словесно-иллюстративный рассказ, просмотр мультимедийной презентации, сопровождающей ход урока | -Какой раздел науки о языке изучает слова? (слайд 3) (Лексика.) - Ребята, что такое лексика? (Все слова языка.) -Большинство слов имеет лексическое значение. Что это такое? (Лексическое значение – это смысл слова, то, что слово обозначает.) - Сколько лексических значений может иметь слово? -Какие слова называются однозначными? Многозначными? Приведите примеры. -Что такое омонимы? Синонимы? Приведите примеры. Создаёт проблемную ситуацию, в которой учащиеся обнаруживают недостаток знаний и желание активно преодолевать возникающие противоречия в процессе учебной деятельности (самостоятельно или при незначительной помощи учителя) Давайте проведём игру: “Угадай слово”. Я читаю лексическое значение слов, а вы записываете эти слова в тетрадь (слайд 4).
Ответы: экскурсия, эскалатор, квадрат, Солнце, экскаватор, атмосфера, синонимы. | Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, показывают знакомство с лингвистическими терминами. | Фронтальная. индивидуальная | Познавательные: Осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, классификации, устанавливают причинно-следственные связиРегулятивные: Принимают и сохраняют учебную задачу Коммуникативные:задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают собственную точку зрения | Устные ответы, письменные работы |
3.Выявление места и причины затруднения | Беседа, обсуждение результатов предыдущего этапа. | -Ребята, было ли задание, которое не смогли выполнить? Почему? | Обдумывают результаты проделанной работы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов. | Индивидуальная, групповая. | Личностные: осознают свои трудности: и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы | Устные ответы |
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся | Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими её на себя. - Посмотрите, перед вами стихотворение (слайд 5): Мороз и солнце; день чудесный! -Выпишите сказуемые и подберите к ним слова с противоположным значением. Дополняет ответы. - Как вы думаете, ребята, каковы цели нашего урока сегодня? | Формулируют тему и цели учебной деятельности под руководством учителя, высказывают собственные мысли, обосновывают свою точку зрения. Делают выводы. | Индивидуальная, групповая | Личностные: способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: Извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. | Устные ответы |
5. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта | Подбор слов-примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, словесно-иллюстративный рассказ. | -Ребята, на прошлом уроке мы с вами говорили о синонимах – словах, близких по значению, но разных по звучанию и написанию. Но русский язык необыкновенно богат и разнообразен. В нашем языке есть и такие слова, которые имеют противоположное значение – это антонимы (анти – против, онима – имя) (слайд 6). Сегодня мы с вами поговорим о роли антонимов в нашей речи, научимся подбирать антонимы к словам, находить их в тексте, правильно употреблять в речи, работать со словарями. Запишите тему сегодняшнего урока: “Антонимы”. Употребление антонимов, как и синонимов, делает речь более яркой, богатой, выразительной. Но необходимо помнить, что антонимичные пары возможны лишь у таких слов, значения которых соотносительны. Например: добрый - злой, высоко - низко, друг – враг и т.д. Не все слова могут иметь антонимы. Например:дерево, доска, мел, дом. Антонимы – это обязательно слова одной и той же части речи. При выборе антонимов необходимо также учитывать возможность многозначности слова. Так слово низкий может быть антонимом не только к слову высокий (низкий дом – высокий дом), но и к слову благородный (низкий поступок – благородный поступок), возвышенный (низкая цель – возвышенная цель). | Смотрят презентацию, осваивают на слух информацию, осваивают лингвистические термины. | фронтальная | Регулятивные: Планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия операции, действуют по плану Коммуникативные : строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач | Записи в тетрадях |
Физкультминутка | Учитель называет пары слов. Если называет синонимы, учащиеся приседают, антонимы - бег на месте. | Выполняют элементарные физические упражнения | Фронтальная | Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье | ||
5. Первичное закрепление с комментированием. | Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике | -Откройте учебник. Рассмотрите иллюстрацию и закончите начатые предложения. Подчеркните антонимы. Определите, какой частью речи они являются. Игра с классом Учитель называет слово, а ученик должен подобрать антоним (по цепочке) (слайд 7). Горе – радость; | Выполняют упражнения, отвечают на вопросы, выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями | Индивидуальная, групповая | Личностные: приобретают новые знания, совершенствуют имеющиеся Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебника | Устные ответы, письменные работы |
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника, обсуждение результатов, работа в группах | -Выпишите из упражнения антонимы, обозначающие: 1. Время, 2. Цвет,3. Размер, 4. Температуру, 5. Место (слайд 8). Сегодняшний – вчерашний; широкий – узкий; белый – чёрный; тогда-теперь; яркий - тусклый; короткий – длинный; утро - вечер; высокий – низкий; жара - холод; близко – далеко; горячий – холодный; подземный – надземный; бледный – румяный; вверх – вниз; нагреть – остудить. - Выполните упражнение 370 учебника. Спишите пословицы и подчеркните в них антонимы. Работа в группах 1 группа – К одному слову можно подобрать несколько слов с противоположным значением, если это слово многозначное. Какие слова называют многозначными? Свежий хлеб – черствый хлеб 2 группа ТЕСТ 1. Найти неверно составленную пару антонимов: Трудолюбивый – ленивый Молодость – старость Справа – слева Низкий – высоко Весёлый – грустно Вперёд – назад Светлый – тёмный Худой – толстый 2. Найти однокоренные антонимы: Правда – ложь Друг – враг Счастье – несчастье Верх – низ Война – мир Правда – неправда Дело – безделье Молодость – старость 3. Найти слово, которое не имеет антонима: - вход - рука - неприятель - толстый - молчать - друг - худой - железный 4. Вставь подходящий по смыслу антоним: -Корень учения горек, да плод его … . - Не было бы счастья, да … помогло. -Тяжело в учении - … в бою. - Ученье – свет, а неученье - … . - Хороша верёвка длинная, а речь… . - Подальше положишь, … возьмёшь. Самостоятельное выполнение разных по сложности упражнений, подобранных учителем в соответствии с уровнем подготовки класса. | Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, осознают правило контроля, и успешно используют его в решении учебных задач Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы | |||
7. Включение в систему знаний и повторение | Игра “Наоборот” (слайд 9). А теперь пришел черед Сыграть в игру “Наоборот”. Скажу я слово высоко, Создает условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом непосредственно на уроке | Принимают участие в обучающей игре. Выполняют задание | Индивидуальная, групповая работа | Познавательные: используют знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу, исправляют и объясняют ошибки | Оценивание работы на уроке |
Литература
1. Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч./ [Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др; науч. ред. Н. М. Шанский].- 8-е изд. - М.: Просвещение, 2018.
2. Богданова Г. А. Уроки русского языка в 5 классе: Кн. для учителя / Г. А. Богданова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2003.
3. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс. – 3-е изд. – М.: ВАКО, 2017.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. 10 класс. Тема: « Душа родного города». (Обучение написанию сочинения - рассуждения).
Цели:Øформирование навыков правильного выделения проблем исходного художественного текста и обучение комментированию;Øвыработка навыков определения и формулирования проблемы текста, авторской по...
Урок русского языка. 10 класс, тема "Комплексный анализ текста. Готовимся к ЕГЭ".
Урок русского языка. 10 класс, тема "Комплексный анализ текста. Готовимся к ЕГЭ". Цели:формирование навыков правильного выделения проблем исходного художественного текста и обучение комментирован...
Урок русского языка. 9 класс, тема "Сложные предложения с разными видами связи».
Цель урока: систематизировать знания учащихся о сложной синтаксической конструкции, схеме ее разбора и постановке знаков препинания между частями ССК.Задачи урокаОбучающая – углубление пре...
Презентация урока русского языка. 8 класс. Тема занятия: «Обособление обстоятельств. Построение предложений с обособленными обстоятельствами»
Данная презентация демонстрирует работу учеников по закреплению изученного материала по теме "Обособление обстоятельств". Детям предлагаются упражнения, связанные с преобразованием с...
Конспект урока русского языка 5 класс. Тема урока "Словосочетание"
Данный урок ориентирован на учебник "Русского языка" под ред. А.Ю.Купаловой. Тип урока : комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний)...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...
Урок русского языка 6 класс Тема: «Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе».
Тип урока: урок обобщения и систематизация знаний.Цель: повторить и систематизировать изученный материал; развитие коммуникативной компетенции; воспитание познавательного интереса.Задачи:- обобщить по...