Урок русского языка в 5 классе. Тема: Антонимы
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Антонимы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_po_teme_antonimy.docx31.53 КБ

Предварительный просмотр:

Урок:  Антонимы (5 класс)

Цель деятельности учителя

Повторить и систематизировать понятия «лексическое значение слова», «синонимы»; познакомить обучающихся со словами, противоположными по значению; ввести понятие «антонимы»; научить подбирать антонимы к словам.

Тип урока

Комбинированный урок

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать понятие «антонимы», роль использования антонимов в речи; уметь находить антонимы в предложениях; подбирать антонимы к указанным словам, используя  «Школьный словарь антонимов» М.Р. Львова; группировать антонимы по общему смысловому признаку; использовать антонимы в речи.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): умение находить, преобразовывать и передавать информацию; выполнять различные социальные роли в группе и в коллективе; использовать современные телекоммуникационные технологии.

Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования

Методы и формы обучения

Наблюдение над языком, эвристический метод, индивидуальная, групповая, фронтальная работа.

Образовательные ресурсы

http://www.uroki.net

http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html

http://www.zavuch.info

1 september.ru/subjects

http://www.intergu.ru

http://som.fsio.ru/subject.asp?id= 10000192

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем

Основные понятия

Антонимы, синонимы, лексическое значение слова

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы

урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая

деятельность

учащихся

Формы

организации взаимодействия

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

Промежуточный

контроль

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению нового материала

Вступительное слово.

Ребята, великий русский писатель К.Г. Паустовский говорил: «Для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий». Слова бывают разные. Есть вежливые слова: «здравствуйте», «до свидания», «спасибо». Есть дорогие нашему сердцу: «мама», «папа». Есть сладкие и вкусные: «торт», «варенье», «конфета». Слов очень-очень много. Вот как об этом написал М. Пляцковский в стихотворении «Какие бывают слова»:

 (слайд 2):

Есть сладкое слово - конфета,
Есть быстрое слово - ракета.
Есть кислое слово - лимон,
Есть слово с окошком - вагон.
Есть слово колючее - ежик,
Есть слово промокшее - дождик.
Есть слово упрямое - цель,
Есть книжное слово - страница,
Есть слово лесное - синица.
Есть слово пушистое - снег.
Есть слово веселое – смех.

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.

фрон

тальная

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу Регулятивные:

Планируют необходимые действия Коммуникативные: работают в парах

Устные

ответы

2.Актуализация и пробное учебное действие

Словесно-иллюстративный рассказ, просмотр мультимедийной презентации, сопровождающей ход урока

-Какой раздел науки о языке изучает слова?  (слайд 3)

(Лексика.)

- Ребята, что такое лексика? (Все слова языка.)

-Большинство слов имеет лексическое значение. Что это такое? (Лексическое значение – это смысл слова, то, что слово обозначает.)

- Сколько лексических значений может иметь слово?

-Какие слова называются однозначными? Многозначными? Приведите примеры.

-Что такое омонимы? Синонимы? Приведите примеры.

Создаёт проблемную ситуацию, в которой  учащиеся  обнаруживают  недостаток знаний и желание активно преодолевать возникающие противоречия в процессе учебной деятельности (самостоятельно или при незначительной помощи учителя)

Давайте проведём игру: “Угадай слово”. Я читаю лексическое значение слов, а вы записываете эти слова в тетрадь

(слайд 4).

  1. Поездка.
  2. Движущаяся лестница в метро.
  3. Прямоугольник с равными сторонами.
  4. Раскаленное небесное тело (звезда), вокруг которого вращается Земля и другие планеты.
  5. Машина с большим ковшом.
  6. Газообразная оболочка, окружающая Землю, некоторые другие планеты, Солнце и звезды.
  7. Слова, близкие или одинаковые по значению, но разные по звучанию и написанию.

Ответы:  экскурсия, эскалатор, квадрат, Солнце, экскаватор, атмосфера, синонимы.

Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, показывают знакомство с лингвистическими терминами.

Фронтальная.

индивидуальная

Познавательные:

Осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, классификации, устанавливают причинно-следственные связиРегулятивные:

Принимают и сохраняют учебную задачу

Коммуникативные:задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают собственную точку зрения

Устные ответы, письменные работы

3.Выявление места и причины затруднения

Беседа, обсуждение результатов предыдущего этапа.

-Ребята, было ли задание, которое не смогли выполнить? Почему?

Обдумывают результаты проделанной работы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов.

Индивидуальная, групповая.

Личностные: осознают свои трудности: и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке  своих действий, поступков

Познавательные:

устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы

Устные ответы

4. Целеполагание и  построение проекта выхода из затруднения

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов  учебной и умственной деятельности учащихся

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими её на себя.

- Посмотрите, перед вами стихотворение (слайд 5):

 Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
(А. С. Пушкин)

-Выпишите сказуемые и подберите к ним слова с противоположным значением.

Дополняет ответы.

- Как вы думаете, ребята, каковы цели  нашего урока сегодня?

Формулируют тему и цели учебной деятельности под руководством учителя, высказывают собственные мысли, обосновывают свою точку зрения. Делают выводы.

Индивидуальная, групповая

Личностные: способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные:

Извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Устные ответы

5. Творческая практическая деятельность по реализации  построенного проекта

Подбор слов-примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, словесно-иллюстративный рассказ.

-Ребята, на прошлом уроке мы с вами говорили о синонимах – словах, близких по значению, но разных по звучанию и написанию. Но русский язык необыкновенно богат и разнообразен. В нашем языке есть и такие слова, которые имеют противоположное значение – это антонимы (анти – против, онима – имя) (слайд 6).

Сегодня мы с вами поговорим о роли антонимов в нашей речи, научимся подбирать антонимы к словам, находить их в тексте, правильно употреблять в речи, работать со словарями.

Запишите тему сегодняшнего урока: “Антонимы”.

Употребление антонимов, как и синонимов, делает речь более яркой, богатой, выразительной.

Но необходимо помнить, что антонимичные пары возможны лишь у таких слов, значения которых соотносительны. Например: добрый - злой, высоко - низко, друг – враг и т.д.

 Не все слова могут иметь антонимы. Например:дерево, доска, мел, дом.

Антонимы – это обязательно слова одной и той же части речи.

При выборе антонимов необходимо также учитывать возможность многозначности слова. Так слово низкий может быть антонимом не только к слову высокий (низкий дом – высокий дом), но и к слову благородный (низкий поступок – благородный поступок), возвышенный (низкая цель – возвышенная цель).

Смотрят презентацию, осваивают на слух информацию, осваивают лингвистические термины.

фронтальная

Регулятивные:

Планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия операции, действуют по плану

Коммуникативные : строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач

Записи в тетрадях

Физкультминутка

Учитель называет пары слов. Если называет синонимы, учащиеся приседают, антонимы - бег на месте.

Выполняют элементарные физические упражнения

Фронтальная

Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье

5. Первичное закрепление с комментированием.

Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике

-Откройте учебник. Рассмотрите иллюстрацию и закончите начатые предложения. Подчеркните антонимы. Определите, какой частью речи они являются.

Игра с классом

Учитель называет слово, а ученик должен подобрать антоним (по цепочке) (слайд 7).

Горе – радость;
Большой – маленький;
Низкий – высокий;
Белый – черный;
Друг – враг;
Хороший – плохой;
Сложный – простой;
Синоним – антоним;
Мальчик – девочка;
Хорошо – плохо;
Зима – лето.

Выполняют упражнения, отвечают на вопросы, выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями

Индивидуальная, групповая

Личностные: приобретают новые знания, совершенствуют имеющиеся

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебника

Устные ответы, письменные работы

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника, обсуждение результатов, работа в группах

-Выпишите из упражнения антонимы, обозначающие: 1. Время, 2. Цвет,3. Размер, 4. Температуру, 5. Место

(слайд 8).

Сегодняшний – вчерашний;

широкий – узкий;

белый – чёрный;

тогда-теперь;

яркий - тусклый;

короткий – длинный;

утро - вечер;

высокий – низкий;

жара - холод;

близко – далеко;

горячий – холодный;

подземный – надземный;

бледный – румяный;

вверх – вниз;

нагреть – остудить.

- Выполните упражнение 370 учебника. Спишите пословицы и подчеркните  в них антонимы.

Работа в группах

1 группа

– К одному слову можно подобрать несколько слов с противоположным значением, если это слово многозначное. Какие слова называют многозначными?

Свежий хлеб – черствый хлеб
Свежая рубашка –грязная рубашка
Свежее утро – теплое утро
Легкий труд – тяжелый труд
Легкий путь – трудный путь
Легкий ветер – сильный ветер.

2 группа

ТЕСТ

1. Найти неверно составленную пару антонимов:

Трудолюбивый – ленивый

Молодость – старость

Справа – слева

Низкий – высоко

Весёлый – грустно

Вперёд – назад

Светлый – тёмный

Худой – толстый

2. Найти однокоренные антонимы:

Правда – ложь

Друг – враг

Счастье – несчастье

Верх – низ

Война – мир

Правда – неправда

Дело – безделье

Молодость – старость

3. Найти слово, которое не имеет антонима:

- вход

- рука

- неприятель

- толстый

- молчать

- друг

- худой

- железный

4. Вставь подходящий по смыслу антоним:

-Корень учения горек, да плод его … .

- Не было бы счастья, да … помогло.

-Тяжело в учении -  … в бою.

- Ученье – свет, а неученье - … .

- Хороша верёвка длинная, а речь… .

- Подальше положишь, … возьмёшь.

Самостоятельное выполнение разных по сложности упражнений, подобранных учителем в соответствии с уровнем подготовки класса.

Регулятивные:

контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, осознают правило контроля, и успешно используют его в решении учебных задач

Коммуникативные:

осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы

7. Включение в систему знаний и повторение

Игра “Наоборот” (слайд 9).

А теперь пришел черед

Сыграть в игру “Наоборот”.

Скажу я слово высоко
А ты ответишь: … (низко).
Скажу я слово 
далеко
Ты возразишь мне: … (близко).
Скажу я слово: 
потерял
А ты кричи скорей:… (нашел).
Скажу тебе с укором: 
трус
Ты гордо скажешь: я - … (храбрец).
Теперь 
начало я скажу, 
А ты ответишь: нет, … (конец).

Создает условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом непосредственно на уроке

Принимают участие в обучающей игре. Выполняют задание

Индивидуальная, групповая работа

Познавательные: используют знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Регулятивные: оценивают свою работу, исправляют и объясняют ошибки

Оценивание работы на уроке

Литература

1. Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч./ [Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др; науч. ред. Н. М. Шанский].- 8-е изд. - М.: Просвещение, 2018.

2. Богданова Г. А. Уроки русского языка в 5 классе: Кн. для учителя / Г. А. Богданова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2003.

3. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс. – 3-е изд. – М.: ВАКО, 2017.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 10 класс. Тема: « Душа родного города». (Обучение написанию сочинения - рассуждения).

Цели:Øформирование навыков правильного выделения проблем исходного художественного текста и обучение комментированию;Øвыработка навыков определения и формулирования проблемы текста, авторской по...

Урок русского языка. 10 класс, тема "Комплексный анализ текста. Готовимся к ЕГЭ".

Урок русского языка. 10 класс, тема "Комплексный анализ текста. Готовимся к ЕГЭ". Цели:формирование навыков правильного выделения проблем исходного художественного текста и обучение комментирован...

Урок русского языка. 9 класс, тема "Сложные предложения с разными видами связи».

Цель урока: систематизировать знания учащихся о сложной синтаксической конструкции, схеме ее разбора и постановке знаков препинания между частями ССК.Задачи урокаОбучающая  – углубление пре...

Презентация урока русского языка. 8 класс. Тема занятия: «Обособление обстоятельств. Построение предложений с обособленными обстоятельствами»

Данная презентация демонстрирует работу учеников по  закреплению изученного  материала по теме "Обособление обстоятельств". Детям предлагаются  упражнения, связанные с преобразованием с...

Конспект урока русского языка 5 класс. Тема урока "Словосочетание"

Данный урок ориентирован на учебник  "Русского языка" под ред. А.Ю.Купаловой.  Тип урока : комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний)...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Урок русского языка 6 класс Тема: «Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе».

Тип урока: урок обобщения и систематизация знаний.Цель: повторить и систематизировать изученный материал; развитие коммуникативной компетенции; воспитание познавательного интереса.Задачи:- обобщить по...