Стратегия обучения письму с целью развития критического мышления ( из опыта работы учителя русского языка и литературы)
статья по русскому языку

Иванова Юлия Павловна

В данной статье подробно описывается такой прием работы над материалом как конспектирование: рассматривается роль данного способа при усвоении учебного материала, типичные ошибки при составлении конспекта, перечисляются наиболее простые приемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_konferentsii1.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Иванова Ю.П., учитель

ГБОУ школа № 507 Московского района

Санкт-Петербурга

ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ

Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка

Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не одной памятью.

        Л.Н.Толстой

Современные педагогические технологии предлагают учителю достаточно широкий спектр  различных форм, видов, методов и  приемов обучения для реализации программы ФГОС: «Групповые технологии», «Дистанционное обучение», «Дифференцированное обучение», «Здоровьесберегающая технология», «Игровые технологии», «Индивидуальное обучение», «Интегральная технология», «Информационно-коммуникационная технология», «Исследовательская технология», «Кейс-технология», «Коллективная система обучения», «Коучинг», «Лекционно-семинарско-зачетная система обучения», «Личностно-ориентированная технология», «Модульное обучение», «Обучение в сотрудничестве», «Проблемное обучение», «Проектная технология», «Развивающее обучение», «Технология развития «критического мышления», «Разноуровневое обучение», «Сетевая технология», «Технология инновационных систем оценивания (портфолио, рейтинг)», «Технологии, ориентированные на действия», «Технологическая карта», «Технология «Дебаты», «Технология решения исследовательских задач (ТРИЗ)», «Технология схемных и знаковых моделей учебного материала», «Эвристическое обучение» и другие.

Особой универсальностью среди них , на мой взгляд, обладает проблемное обучение.

Суть проблемного обучения состоит в том, что преподаватель не сообщает знаний в готовом виде, но ставит перед учащимися проблемные задачи, побуждая искать пути и средства их решения.

Универсальность же этого способа в том, что он подходит для практически любого урока, любой темы, любого тапа урока, не требует большой подготовки, не занимает много времени на уроке, позволяя при этом за короткое время создать устойчивую мотивацию для учащихся, одновременно формируя всю дальнейшую направленность урока:  помогает увидеть и сформулировать проблему, задавая цели и задачи, планируя способы достижения этой цели, намечая способы контроля результата и т.д.

Методических приемов создания проблемных ситуаций множество:

  • учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
  • сталкивает противоречия практической деятельности;
  • излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
  • предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций;
  • побуждает учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуаций, сопоставлять факты;
  • ставит конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения;
  • определяет проблемные теоретические и практические задания;
  • ставит проблемные задачи с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения.

На своих уроках я использую такие приемы создания проблемных ситуаций:


          Опережающее домашнее задание. Это может быть упражнение на тему, которую только будем изучать на следующем уроке. При этом детям разрешено то, в чем они сомневаются, писать карандашом или оставлять пустое место. И, конечно, они знают, что прежде чем сдавать домашнюю работу, она будет отработана в классе и у них будет возможность задать все возникшие у них вопросы. Возникшие при выполнении вопросы – это и есть проблема, которую будем решать на уроке. Таким образом, у «сильных» учеников есть еще и возможность самостоятельно изучить тему будущего урока.

Например, по теме « Пунктуация сложного предложения» после урока, на котором дети учились разделять запятой части сложного предложения, дать домашнее упражнение с заданием просто подчеркнуть грамматические основы в предложениях с уже расставленными знаками препинания. В предложениях должны иметься общие второстепенные члены, вводные слова, обращения, побуждение или вопрос.

При повторении, переходящем в проверку домашнего задания спросить у ребят, как же так могло получиться? Может быть, у этих предложений есть что-то общее? Школьники сами должны вывести правило. Учитель может лишь помочь, спросив, что же общего в побудительных и вопросительных предложениях. ( Побуждение или вопрос, относящиеся сразу к обеим частям). Потом это дополнение включается в общее правило как исключение и составляется алгоритм действий при постановке знаков препинания в сложном предложении, где первый пункт – нахождение грамматических основ, а второй – проверка, нет ли в предложении чего-то общего, что позволяет не ставить запятой между частями и т.д.

Создание ситуации, при которых возможны сразу несколько правильных ответов.

Например, при изучении темы «Бессоюзное сложное предложение» учитель может предложить найти детям грамматические основы предложения, записанного на доске:

 « Бабушка сердилась внучка не слушалась».а потом прочитать его с правильной интонацией. Добиться, чтобы прозвучали как минимум 3 разные интонации. Задать вопрос: какая же интонация верная? На этот вопрос нельзя ответить, рассматривая предложение вне контекста. Чего не хватало, чтобы понять, какие отношения должны быть между частями? Союза. Чем же только связаны части БСП? Интонацией. Как при отсутствии союза все же показать, с какой интонацией должно быть прочитано отдельное БСП? Знаками препинания. Итак, сформулируйте тему урока, назовите главную проблему, цели и задачи, способы поиска решения, методы контроля.

Столкновение противоречий практической деятельности.

Например, по теме «Состав слова. Корень» после создания алгоритма, в котором в пункте «Выдели корень – найди самое короткое однокоренное слово» предложить учащимся найти корень слова начинающий. У части учащихся будет выделен корень –нач- с самым коротким словами  «начал», «начну», а у части – чин- с однокоренными словами  «зачин», «почин», «учинять» и т.д. Учащиеся должны предложить проверку слова по морфемному словарю. Учитель должен предложит несколько версий словарей, в которых тоже предложены разные варианты. Тогда учащиеся должны сделать вывод о том, что верить стоит более новой версии словаря. Общий вывод: при подозрении на то, что самое короткое слово, найденное для выделения корня,  может уже считаться устаревшим, обращаться к новым версиям морфемных словарей ( в т.ч. онлайн-словарей, например, Тихонова). Далее можно предложить закрепление данного материала на подобранных учителем сложных словах с использованием словарей. Домашним индивидуальным заданием можно дать составление самостоятельной подборки трудных слов с сомнительными корнями.

Итак, даже эти три примера доказывают, что использование такой современной технологии как проблемное обучение (или ее элементов) достаточно легко организует самостоятельное изучение темы учащимися на любом этапе урока, организуя и направляя весь его дальнейший ход, мотивируя и активизируя познавательную деятельность учеников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассная работа как средство развития творческих способностей обучающихся ( Из опыта работы учителя русского языка и литературы)

Актуальность выбранной темы обусловлена современными тенденциями социально-экономического развития нашей страны, повышением роли человеческого фактора во всех сферах деятельности, которые предполагают...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ ГИМНАЗИИ №24 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ КРАСАВИНОЙ ЕЛЕНЫ ПАВЛОВНЫ. ТЕМА ОПЫТА «МОНИТОРИНГ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА».

В последние годы многие крупные эксперименты, проводимые в сфере образования, в области психологии и дидактики, направлены на перестройку и совершенствование существующей образовательной системы с цел...

Методические рекомендации по формированию толерантных установок на уроках русского языка и литературы (из опыта работы учителя русского языка и литературы) Фархутдиновой Р.Н.

В современном мире актуальным становится развитие толерантных установок в обучении и воспитании детей. Формирование навыков толерантного поведения у учащихся может происходить за счёт гармонизации ...

Из опыта работы учителя русского языка и литературы «Школьная газета как средство развития творческих способностей учащихся».

Статья-отчёт о работе над созданием школьной газеты для выступления на семинаре "Развитие творческих способностей учащихся"....

Из опыта работы учителя русского языка и литературы "Использование педагогических (творческих) мастерских на уроках русского языка и литературы".

Статья для выступления на методическом объединении учителей русского языка и литературы об актуальности образовательной технологии "Творческая мастерская"....