Статья "РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ: СТРАТЕГИИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБСУЖДЕНИЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ)"
статья по русскому языку
Предварительный просмотр:
Силиверстова Н.Б., учитель русского языка
и литературы ГБОУ школы № 593
с углубленным изучением английского языка
Невского района Санкт-Петербурга
РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ: СТРАТЕГИИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБСУЖДЕНИЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ)
«Когда человек мыслит критически, то он активно
стремится к пониманию происходящего путем его осмысления,
оценки свидетельств и глубокого постижения
процесса мышления как такового».
«Проявить скептицизм означает отказаться принимать
утверждение на веру и вместо этого обдумать,
насколько оно заслуживает доверия».
Том Чатфилд
Хуан Рамон Хименес писал: «Если тебе дадут линованную бумагу, пиши поперек». Именно это высказывание использовал Рэй Брэдбери в качестве эпиграфа к роману «451 градус по Фаренгейту». Действительно, общество предлагает человеку мировоззренческий шаблон. Удобно жить, не выходя за рамки этого шаблона. Но человек, подвергающий сомнению «истины», анализирующий происходящее вокруг, способен раздвинуть границы привычного мировосприятия.
Современная школа с новыми образовательными стандартами, на мой взгляд, ставит перед педагогическим сообществом важную задачу- воспитать человека, способного мыслить критически. Только такое вдумчивое мировосприятие способно рождать гениальные идеи, поддерживающие прогресс. Технологии развития критического мышления помогают организовать на уроке процесс поиска, учат ученика размышлять над прочитанным, задавать вопросы и находить ответы, совершать открытия и радоваться полученному результату. Такие качества должны быть присущи и современному молодому человеку, начинающему свой жизненный путь. Эти же качества, формирующие критическое мышление, необходимы любому выпускнику школы для его успешной социализации в современном обществе.
Термин «критическое мышление» известен из работ таких известных психологов, как Дж.Брунер, Л.С.Выготский, Э.Гозиев, Ж.Пиаже.
Критическое мышление-это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Это способность ставить новые, полные смысла вопросы; вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы; принимать независимые продуманные решения.
Дэвид Клустер в работе «Что такое критическое мышление?» так определяет данное понятие:
«1. Критическое мышление есть мышление самостоятельное.
2. Информация является отправным, а не конечным пунктом критического мышления, ведь чтобы прийти к какой-то мысли, надо переработать множество фактов, идей, текстов, то есть информации.
3. Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить.
4. Критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами.
5. Критическое мышление есть мышление социальное. Когда мы спорим, читаем, обсуждаем, возражаем и обмениваемся мнениями с другими людьми, мы уточняем и углубляем свою собственную позицию».
Цель технологии развития критического мышления - обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс (развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни - умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.) При этом педагоги должны научить школьников:
- выделять причинно-следственные связи;
- рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;
- отвергать ненужную или неверную информацию;
- понимать, как различные части информации связаны между собой;
- выделять ошибки в рассуждениях;
- делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек;
- избегать категоричности в утверждениях;
- быть честным в своих рассуждениях;
- определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам;
- выявлять предвзятое отношение, мнение и суждение;
- уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения;
- подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи;
- отделять главное от существенного в тексте или в речи и уметь акцентировать на первом.
Данная технология относится к типу рамочных. Своеобразной рамкой, в которую вписывается урок, является так называемая базовая модель, состоящая из трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии. Такая структура урока, по мнению психологов, соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего тебе понадобятся полученные знания и как ты их сможешь применить. Каждая стадия имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.
С вызова нередко начинается работа в режиме проблемного обучения. В классической педагогической литературе используется понятие «создание мотива к обучению». Ситуацию вызова может создать педагог умело заданным вопросом, демонстрацией неожиданных свойств предмета, рассказом об увиденном. Учащиеся при этом находятся в активной позиции и уже на первом этапе урока ставят собственные цели изучения, определяют желаемый результат в освоении темы.
На стадии осмысления происходит направленная и осмысленная работа ученика с информацией. В традиционном построении урока это близко к этапу изучения новой темы, когда ученик должен попытаться сопоставить новую информацию с тем, что он уже знал по данной теме, он преломляет новый материал через призму своих целей, собственных вопросов, готовится к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного. Постановка целей в процессе знакомства с новой информацией осуществляется при её наложении на уже имеющиеся знания. Таким образом, ученик следит за собственным пониманием самостоятельно.
Стадия «Рефлексия»- завершающая часть урока, построенного на основе традиционного подхода: учитель подводит итог урока, проверяет, какой материал был усвоен учащимися. Стадия рефлексии — это стадия размышления. Ученики систематизируют новую информацию по отношению к уже имеющимся у них представлениям, а также в соответствии с категориями знания (понятия различного ранга, законы и закономерности, значимые факты). При этом сочетание индивидуальной и групповой работы на данном этапе является наиболее целесообразным. Учащиеся помнят лучше всего то, что они поняли в собственном контексте, выражая это своими собственными словами. Такое понимание носит долгосрочный характер.
Существует множество приемов технологии критического мышления. Остановлюсь на стадии «Вызов» и поподробнее опишу некоторые приемы, заслуживающие, на мой взгляд, особого внимания.
1.«Корзина идей»-прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы и предлагает учащимся за определенное время выписать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием. Важно, чтобы школьники выписывали все ассоциации, приходящие им на ум.
2. Прием «Верные и неверные утверждения» может быть началом урока. Учащиеся, выбирая «верные утверждения» из предложенных учителем, описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил). Затем просьба к учащимся установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) мы возвращаемся к данным утверждениям и просим учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.
3. «Лови ошибку» -педагогический прием, выросший из реальных ошибок учителей, благодаря их же находчивости и креативности стал действенным и популярным. При объяснении нового материала или желая заострить внимание учащихся на проблемном месте в задании, педагог намеренно допускает ошибку (одну или несколько). Можно заранее оповестить детей о ее наличии. Обнаружив неточность, учащиеся вносят коррективы, оглашают правильный вариант.
Использовать такую хитрость, как ознакомление ребят с заведомо ложной информацией, содержащей неточности, искаженные факты, можно на любом этапе урока, в любом классе. Подготовка учителя должна быть обязательна. Важно учитывать способности учащихся, имеющиеся знания и опыт, необходимые для обнаружения ошибок, нахождения правильного варианта и аргументации своего выбора.
Поподробнее опишу некоторые приемы на стадии «Осмысление», часто применяемые мною на уроках литературы.
1.«Чтение с остановками». Данный прием содержит все стадии технологии и имеет следующий алгоритм работы:
1 стадия - вызов. Конструирование предполагаемого текста по опорным словам, обсуждение заглавия рассказа и прогноз его содержания и проблематики. На данной стадии на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить, о чем будет текст.
2 стадия - осмысление. Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета.
3 стадия - рефлексия. Заключительная беседа.
2. «Вопросы автору» -методика, которая позволяет развивать способность читателя, слушателя вести постоянный диалог с автором, что делает процесс восприятия - чтения активным и вдумчивым. Остановки при восприятии - чтении и размышления над прочитанным-услышанным-увиденным, предусмотренные в схеме данной методики, формируют один из основных навыков активного читателя-слушателя-зрителя - задавать себе вопросы и искать ответы на них в разных частях текста.
3.Взаимоопрос-один из способов работы в парах. Технология применения: два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и задают друг другу вопросы разного уровня по содержанию прочитанного. Данная форма способствует развитию коммуникативных навыков.
Отмечу некоторые приемы, используемые на стадии «Рефлексия».
1.«Письмо по кругу» предполагает групповую форму работы. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Детям нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовывать свое мнение с членами группы. Каждый член группы записывает несколько предложений на заданную тему, затем передает свой листок соседу. Получив листок, сосед продолжает его размышления. Листочки двигаются до тех пор, пока к каждому не вернется листок, в котором были написаны его первые предложения.
2. «Перепутанные логические цепочки»- прием, когда учитель предлагает учащимся ряд утверждений, среди которых есть верные, а есть и неверные. Учащиеся работают индивидуально, читают текст, отмечают перепутанные цепочки, обсуждают свои результаты в группе, уточняют, исправляют.
3.«Синквейн» -методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк. При этом написание каждой из них подчинено определенным принципам, правилам. Таким образом, происходит краткое резюмирование, подведение итогов по изученному учебному материалу. Синквейн является одной из технологий критического мышления, которая активирует умственную деятельность школьников, через чтение и письмо. Написание синквейна - это свободное творчество, которое требует от учащегося найти и выделить в изучаемой теме наиболее существенные элементы, проанализировать их, сделать выводы и коротко сформулировать, основываясь на основных принципах написания стихотворения.
Итак, использование технологии критического мышления позволяет создать такую обучающую среду, когда ученик не только исходит из своих особенностей, но и поставлен в такие обстоятельства, что вынужден проявлять активность, действовать в условиях выбора, преодолевать возникшие затруднения, при этом создаются условия для обучения каждого учащегося в зоне его ближайшего развития, формирования коммуникативных умений и навыков, успешности и признания. Данная технология позволяет ученику учиться управлять собой, своими мыслями и разумно пользоваться речью, удовлетворять свои потребности в самореализации, повышении статуса, в творчестве, общении, познании.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассная работа как средство развития творческих способностей обучающихся ( Из опыта работы учителя русского языка и литературы)
Актуальность выбранной темы обусловлена современными тенденциями социально-экономического развития нашей страны, повышением роли человеческого фактора во всех сферах деятельности, которые предполагают...
Стратегия обучения письму с целью развития критического мышления ( из опыта работы учителя русского языка и литературы)
В данной статье подробно описывается такой прием работы над материалом как конспектирование: рассматривается роль данного способа при усвоении учебного материала, типичные ошибки при составлении консп...
Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке (из опыта работы учителя русского языка и литературы)
Самостоятельный поиск информации является одним из ключевых навыков, необходимых для жизни в нашем обществе. Информация постоянно обновляется, поэтому, чтобы быть компетентным и востребованным, челове...
Развитие критического мышления обучающихся: стратегии организации обсуждения
Развитие критического мышления обучающихся: стратегии организации обсуждения...
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО (из опыта работы учителя английского языка )
В данном материале рассматривается ТРКМЧП, применяемая автором в своей работе на уроках английского языка по УМК "Английский в фокусе"....
Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке (из опыта работы учителя русского языка и литературы)
Неотъемлемой частью современного урока является инициатива и мыслительная активность обучающихся, но проблема выработки форм и методов обучения не только обеспечивающих прочные знания основ наук, но и...
Статья "Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке (из опыта работы учителя русского языка и литературы)"
Данная статья рассматриваает особенности формирования у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке. Данные наблюдения зафиксированы в ходе моей работы на уроках русского языка...