Система работы в 5-11 классах по формированию навыков культуры речи, в том числе и при подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку
статья по русскому языку
В статье описывается созданная учителем система углублённой работы по культуре речи в 5-11 классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2019_sistema_raboty_po_kulture_rechi_statya.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы Форманенко Тамары Ивановны,
учителя русского языка и литературы
МБОУ СОШ города Пионерского
Калининградской области
Система работы в 5-11 классах по формированию навыков культуры речи, в том числе и при подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку
Неотъемлемой частью общей культуры человека является культура речи, то есть умение пишущего или говорящего излагать свои мысли в соответствии с содержанием, правильно и выразительно.
Социально-экономические изменения в нашей стране способствовали тому, что в последние годы заметно повысился интерес к проблемам культуры устной речи среди самых различных слоев общества. Владение нормами литературного произношения, словоупотребления и словообразования, умение выразительно и правильно оформить звучащую речь постепенно осознаётся многими как насущная общественная необходимость
Уровень языковой и коммуникативной компетентности выпускников средней общеобразовательной школы оценивается в ходе проведения Единого государственного экзамена по русскому языку.
В КИМах ЕГЭ по русскому языку знания выпускников по культуре речи проверяются в следующих заданиях:
1. Орфоэпическая норма (4 - норма ударения);
2. Лексическая норма (3 - выбор лексического значения слова,5- выбор паронима, 6 - нахождение и исправление лексической ошибки, 24 – нахождение различных лексических единиц);
3. Грамматическая норма
Морфологическая норма (7 - нахождение ошибки в образовании формы слова);
Синтаксическая норма (8 – определение типа грамматической ошибки);
4. Характеристика содержательных и языковых особенностей текста (23- определение типов речи и логической связи между предложениями; 26 – характеристика выразительных средств; 27 - создание собственного высказывания (сочинение) на любом уровне сложности (базовом, повышенном, высоком).
Как показывают результаты Единого государственного экзамена по русскому языку последних лет, выпускники школ весьма слабо ориентируются в вопросах культуры речи, испытывают трудности в классификации речевых и грамматических ошибок, неверно выполняют задания, проверяющие владение различными языковыми нормами.
Проводя диагностическое тестирование учащихся 10 класса в начале учебного года, выявляем недостаточный уровень подготовленности школьников к выполнению практически всех указанных выше заданий. Из заданий по культуре речи наибольшую трудность вызывают задания 4-8.
Основной проблемой в организации работы по культуре речи на уроках русского языка следует считать отсутствие в ней целенаправленности и системы, недостаточное внимание учителей к изучению речевых и грамматических ошибок, допускаемых школьниками в письменных работах и устных высказываниях.
Совершенно очевидно, что в сознании юного человека должно быть сформировано представление о «речевом идеале», образце, в соответствии с которым должна строиться правильная речь. Воспитание речевой культуры учащихся – длительный и сложный процесс, который предполагает целенаправленную систематическую работу по ознакомлению с нормами литературной речи, предупреждению и исправлению различных речевых ошибок, начиная с 5 класса.
В связи с этим считаем, что, руководствуясь общими научно–методическими рекомендациями ученых–филологов и методистов, учитель может создать свою целенаправленную систему работы по культуре речи. Нами был разработан мобильный динамический блок уроков, упражнений, заданий, тестов, основным содержанием которых является систематическая углубленная работа со словом, с различными видами языковых норм.
Данный блок, или цикл, уроков в классах среднего звена (5 – 9 классы) назван «Встреча со словом». В классах старшей ступени (10 – 11 классы) подобные занятия проходят под названием «Культура речи».
На данных уроках ставим перед собой следующие задачи:
- формировать и развивать у школьников высокую речевую культуру: умение говорить и писать, соблюдая языковую норму;
- научить наблюдать за своей речью и речью окружающих с точки зрения её правильности, соотносить с реальной речевой практикой нормы, усвоенные из учебников, справочников, словарей, анализировать речевой поток;
- воспитывать уважительное и бережное отношение к русскому языку как национальному достоянию, прививать любовь к яркому, выразительному, меткому русскому слову.
Уроки с таким названием включены в тематическое планирование и проводятся обычно в начале изучения большого раздела программы, примерно 1 – 2 раза в месяц.
На основании многолетней практической работы, а также исследования литературы научно–методического характера нами разработана и апробирована авторская классификация различных видов работ по формированию у школьников высокого уровня речевой культуры.
1 группа – работы общего характера, формирующие общую лингвистическую компетенцию учащихся, т. е. знания об истории лингвистики, об ученых–филологах, словарях.
- Расскажу об ученом – филологе (индивидуальные сообщения учащихся, компьютерные презентации)
- В гостях у трех (четырех, пяти) наук (работа с лингвистическими терминами)
- В гостях у словарей (сообщения учащихся, презентации о различных словарях, краткие рассказы о слове с помощью словаря).
2 группа – упражнения по формированию практических навыков культуры речи.
- Диктор (индивидуальная работа учащихся с мини–карточками или мини–текстом с целью овладения фонетической (орфоэпической) нормой).
- Справочное бюро (учащийся рассказывает о незнакомом слове с помощью Толкового словаря, а также выполняет дополнительные грамматические задания).
- Эрудит (старшеклассники объясняют лексическое значение слов, записанных на мини–карточках).
- Верно ли? (блиц–игра по определению лексического значения слов с последующей проверкой).
- Различай паронимы.
- Узнай слово по иноязычному корню и запиши однокоренные слова.
- Аукцион «трудных» слов (учащиеся подбирают как можно больше слов с данным древнерусским или иноязычным корнем).
- Почему мы так говорим (устные сообщения школьников о происхождении фразеологизмов).
- Поставь слово в нужную форму (упражнения, способствующие овладению морфологической нормой).
- Составь предложение (словосочетание) – ученики тренируются в составлении предложений с деепричастными оборотами, однородными членами и т. п.
- Редактор (в процессе групповой и индивидуальной работы школьники находят случаи нарушения различных видов языковых норм, проводят анализ неправильно построенных синтаксических единиц, исправляют речевые ошибки).
- Найди эпитеты (метафоры, оксюморон и т.д.) - работа с художественным текстом как образцом правильной, яркой, выразительной речи
3 группа – работы, направленные на языковое просвещение учащихся
- Проведение устных лингвистических журналов «Говорите правильно!», «Правильно ли мы говорим по-русски?»
- Создание тематических творческих с лучшими работами учащихся.
- Оформление красочных поэтических тетрадей со стихами изучаемых на уроках литературы поэтов.
- Выпуск лингвистических бюллетеней «К истокам слова», «Почему мы так говорим».
- Выпуск стенных газет о русском языке.
- Оформление в классе (школе) уголка по культуре речи.
- Обзоры научно–популярных книг по культуре речи.
Предлагаемый блок работ является мобильным и динамичным, названные работы могут быть проведены в разноуровневых классах при изучении всех без исключения разделов и тем школьного курса русского языка. Большинству работ даны интересные названия, привлекающие внимание школьников, вызывающие активность детей при их выполнении.
Содержание урока «Встреча со словом» составляют несколько (5 – 8 в зависимости от подготовленности учащихся каждого класса) работ, взятых из нескольких групп предложенной классификации. Такой урок представляет собой урок– игру со словом. Он дает каждому ребенку возможность проявить себя в интересной для него деятельности, развивает такие качества личности, как общительность, раскованность, умение и желание взаимодействовать в коллективе.
В старших классах занятия характеризуются более высоким теоретическим уровнем: учащиеся знакомятся с понятием « языковая норма», получают сведения о ее видах, о классификации речевых и грамматических ошибок. Постоянно ведется работа по формированию у старшеклассников навыков речевого самоконтроля.
Приступая в 10 классе к подготовке к ЕГЭ по русскому языку, внимательно изучаем демонстрационные варианты, вычленяем задания по культуре речи. У каждого ученика на уроке имеется экземпляр Орфоэпического словника и Словарика паронимов, с которыми ведется систематическая работа на протяжении 2-х лет. Внимание учеников обращается на то, что в подвижности русского ударения состоит объективная трудность усвоения акцентных норм. Учащимся постоянно работают с указанными выше справочниками, постепенно отрабатывая правильное произношение и словоупотребление. Постоянная и целенаправленная работа со словарем паронимов способствует обогащению словарного запаса учащихся, формированию навыка нахождения лексической ошибки.
Следует отметить тот факт, что в классах, где систематическая углублённая работа со словом, описанная выше, велась с 5 класса, результаты выполнения заданий ЕГЭ по культуре речи являются стабильно высокими.
Таким образом, предлагаемая система работы по формированию у школьников навыков культуры речи (как в 5-9, так и в 10-11 классах) достаточно результативна и эффективна и действительно способствует повышению речевой культуры школьников. Неоспорим тот факт, что знание языковых норм - самая лучшая опора, самое верное подспорье и самая надежная рекомендация для каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности.
Источники информации
- Голуб И.Б. Стилистика современного русского языка. – М., 2011
- Костомарская И.В., Руденко А.К. Русский язык. Тесты и задания по культуре речи. 8-11 класс. М., 2010.
- Розенталь Д.Е. Практическая стилистика русского языка. – М., 2013
- Смирнова Л.Г. Культура русской речи. – М., 2014
- http://www.philol.msu.ru/~rkief/index.php?option=com_content&view=article&id=281:2015-12-09-23-34-41&catid=34:publications&Itemid=
- urok.1sept.ru/статьи/569356/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические материалы "Система работы учителя по подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку"
Методические рекомендации "Система работы учителя по подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку" представляют собой информацию, определяющую наиболее эффективные варианты организации работы по ...
Формирование навыков культуры речи на уроках русского языка и во внеурочной деятельности
Сегодня как никогда для педагога особенно важно пробудить интерес к звучащему слову, научить детей почувствовать...
Сообщение по теме "Система организации подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку" (из опыта работы)
Подготовка к сочинению по русскому языку к ЕГЭ должна строиться по плану в соответствии с алгоритмом написания сочинения....
Рабочая программа дополнительных курсов в 10-11 классах "Система подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку"
Программа составлена на основе действующих образовательных стандартов по русскому языку и в полном соответствии с КИМами ФИПИ за 2016 год. Цель программы - обеспечение качественной подготовки уч...
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА учителя русского языка и литературы по проблеме «Работа с одаренными школьниками: подготовка учащихся к олимпиадам по русскому языку, углубленный курс русского языка (в условиях внедрения ФГОС)
Работа с одаренными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. О...
Система подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку( из опыта работы)
Система подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку( из опыта работы)...
Система подготовки учащихся к ОГЭ по русскому языку (из опыта работы)
Методическая разработка...