сочинение-описание по фотографиям В.Гиппенрейтера
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс)

Захарова Элла Юрьевна

Презентации и конспекты уроков развития речи по фотографиям В. Гиппенрейтера

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Подготовка к сочинению-описанию по фотографии В. Гиппенрейтера «Сухие стволы сосен».

Тип урока: развитие речи

Технология: развития критического мышления посредством чтения и письма

Форма работы: коллективная, групповая, индивидуальная

Задачи урока:

Образовательный аспект: 

  • закрепить и углубить представление об описании;
  • создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации;
  • познакомить с творчеством фотографа Гиппенрейтера;
  • учить школьников использовать эмоционально-выразительные средства языка;
  • формировать умение описывать пейзажи по фотографии.

Развивающий аспект: 

  • развивать интеллектуальные умения: выделять главное, ставить перед собой вопросы и цели, устанавливать причинно-следственные связи, критически анализировать информацию; развивать речевые навыки;
  • развивать учебно-информационные умения: извлекать информацию для небольшого сообщения из доступных источников;
  • развивать творческие способности. 

Воспитательный аспект:

  • способствовать воспитанию культуры умственного труда; интереса к предмету; любви, бережного отношения к  родному языку;
  • способствовать формированию коммуникативных качества  личности (сотрудничество, умение выслушать собеседника и высказать свою точку зрения);
  • воспитывать эстетический вкус, интерес к искусству фотографии и к творчеству фотографов; любовь к природе, чувство прекрасного.

Оборудование урока:

  • репродукции фотографий В. Гиппенрейтера;
  • запись композиции Э. Кортазара; 
  • раздаточный материал для обучающихся (Справочный материал);
  • Толковый Словарь С.И. Ожегова, В.В. Даля.

Этапы урока

  1. Стадия вызова. Введение в тему. Постановка учебной цели.
  1. Выразительное чтение текста В. Солоухина подготовленным учеником (можно наизусть) и  его анализ.
  2. Стратегия «Вопросительные слова».
  3. Актуализация знаний.
  1. Стадия осмысления.
  1. Сообщение ученика (краткая презентация фотографий).
  2. Устное описание фотографии.
  3. Задание-эксперимент.
  4. Интересные находки. Проверка домашнего задания.
  1. Стадия рефлексии.

Ход урока

Запись числа и темы урока.

  1. Стадия вызова.

Введение в тему. Постановка учебной цели.

  1. Выразительное чтение текста В. Солоухина подготовленным учеником (можно наизусть) и его анализ.

Я перебираю в памяти места, какие видел, и убеждаюсь, что видел мало. Но это не так уж страшно. Можно даже, сидя всю жизнь на одном клочке, увидеть необыкновенно много. Все зависит от пытливости и остроты глаза. Ведь всем известно, что в самой малой капле отражается калейдоскоп света и красок, - вплоть до множества оттенков совершенно разного зеленого цвета в листьях бузины или в листьях ольхи. Кстати, листья ольхи похожи на детские ладони – с их нежностью припухлостью между тоненьких жилок.

Индивидуальная работа – 2 человека:

  • выписать на доске значение слова пытливый из Толкового словаря С.И. Ожегова;
  • подобрать однокоренные слова к слову пытливый (пытаться, попытка, любопытный, опыт, опытный).

Вопросы для анализа текста

Беседа с классом.

  1. Определите тему текста (о чем?)
  2. Определите основную мысль. В каком предложении содержится основная мысль? Можно записать это предложение как эпиграф? Что такое эпиграф?

(Все зависит от пытливости и остроты взгляда) Запись эпиграфа.

Какого стиля текст?

  1. А что значит пытливость? Какого человека можно назвать пытливым? Подберите синоним к слову. Что такое синоним? Проверка индивидуального задания (работа со словарем С.И. Ожегова).

Запись в тетрадь: пытливый, любопытный, любознательный, стремящийся все знать, понимать.

Кто же сегодня будет самым пытливым, у кого будет острый взгляд?

  1. Стратегия «Вопросительные слова».

А для начала давайте определимся: какую цель ставим перед собой на уроке? Сформулируйте вопросы, используя слова «что», «какие», «как», «зачем». (Проверяем глубину понимания цели, например,  я сегодня хочу узнать, как писать сочинение-описание, что такое описание, зачем нужно уметь писать сочинения, где это пригодится, какие средства выразительности используются в описании?).

  1. Актуализация знаний.

Что такое описание как тип речи? Прочитаем справочный материал на партах, отметим особенности текста-описания. (Читает ученик).  Мы на предыдущих уроках развития речи создавали тексты-описания осени. Осень в ваших сочинениях была яркой, золотой, дарящей радость,  гармонию, множество красок. Но природа все время разная. И фотография способна запечатлеть эти неповторимые мгновения.

По фотографии В. Гиппенрейтера «Сухие стволы сосен» вы будете писать домашнее сочинение (рассмотрите цветную вклейку 9 в учебнике).

  1. Стадия осмысления.

Кто автор фотографии?

  1. Сообщение ученика (краткая презентация фотографий). Запись в тетрадь.

Вадим Гиппенрейтер – великий фотограф, который известен не только в России, но и в Европе, США. Это человек, который объехал всю нашу страну, автор многочисленных фотоальбомов, уникальный человек, посвятивший свою жизнь защите природы.

У.: Можно сказать, что профессия фотографа предполагает такие качества, как пытливость и остроту взгляда?

2. Устное описание фотографии.

Обратимся к фотографии «Сухие стволы сосен». Что изображено? Какое общее впечатление от фотографии? (Обращаем внимание на план сочинения в «Справочном материале»).

(Производит мрачное впечатление, грустное, тяжелое, задумываешься, почему они сухие, какими они были раньше).

У.: Что на переднем плане? Стволы занимают центральное место на фотографии.  Какие цвета преобладают на заднем плане? Основная мысль фотографии? Что нам хотел сказать автор?

(Природа необычайна, неповторима и величественна в любом проявлении, будь то золотая аллея берез или сухие перекрученные ветром сухие стволы деревьев. Нужно быть пытливым и внимательным, чтобы это видеть и понимать).

Готовим рабочие материалы для сочинения.

3. Задание-эксперимент.

У.: А зачем нужны деревья? Что бы ответил поэт?

В одной притче о деревьях я прочитала, что деревья нужны для того, чтобы слушать музыку ветра. А еще говорят, что «музыка – это поэзия воздуха» (Жан Поль). Для многих поэтов звучащая музыка была и является непременным условием творчества. Стихия музыки подпитывает вдохновение, создает удивительную атмосферу для выражения собственных чувств и настроений. Предлагаю вам прослушать музыкальную композицию Эрнесто Кортазара (пианиста и композитора) и письменно выразить свои эмоции, чувства, настроение от музыки и фотографии «Сухие стволы сосен».

Запись в тетрадь:

  • 1 ряд, слушая музыку, записывает «я вижу…»
  • 2 ряд записывает «я чувствую…»
  • 3 ряд «я представляю…»

Это могут быть слова, словосочетания, предложения.

Звучит музыка (2 мин.)

  1. Интересные находки. 

Проверка домашнего задания.

У.: Дома вы подбирали выразительные средства, которые можно использовать при описании леса, неба, травы, деревьев. Послушаем ваши варианты.

  Материал для описания деталей фотографии есть также в «Справочном  материале» на партах. Вы можете взять его домой. Обратите внимание на план сочинения. Не забудьте передать основную мысль фотографии. Запишите домашнее задание – написать сочинение-описание по фотографии В. Гиппенрейтера «Сухие стволы сосен». Объем сочинения 10-12 предложений.

  1. Стадия рефлексии.

У.: Какие из заданий привели вас к новым идеям? Что вы чувствовали, когда находились в своем мире фантазий, идей?

Заключительное слово учителя.

Увы, очень редко мы обращаем внимание на проплывающие в небе облака или шепчущиеся между собой осенние листья, танцующие хороводы берез или плачущие струи дождя…

Смотрите и учитесь наслаждаться. И постарайтесь не забывать, что мир вокруг нас полон самой совершенной живописи, надо лишь внимательнее смотреть на него…

Попробуйте сделать свои интересные  находки в природе, а если умеете фотографировать, то сделайте снимки. Мы устроим выставку лучших работ. А по самому интересному снимку напишем следующее сочинение-описание…Удачи! Спасибо за общение, умные и необычные мысли.

Выставление оценок.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Подготовка к сочинению-описанию по репродукции фотографии В. Гиппенрейтера «Сухие стволы сосен»

Справочный материал

  1. Что такое описание.

Описывать можно место, предметы, животных, людей, состояние природы, состояние человека. Поэтому среди описаний выделяют описание места,  описание состояния (среды или человека), описание предмета.

В описании автор описывает предмет, то есть рассказывает о его одновременных признаках.

В научном стиле описание предмета бывает предельно полным. В художественном стиле выделяются самые яркие  признаки предмета, создающие его образ, они могут передаваться и эпитетами, сравнениями, словами в переносном значении, словами с оценочными суффиксами. Например:

Липовые яблоки были крупные и прозрачно-желтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось как стакан свежего липового меда. В середине чернели зернышки. Потрясешь, бывало, спелым яблоком около уха, слышно, как гремят семечки (В. Солоухин).

  1. План сочинения.
  1. Каково общее впечатление от фотографии?
  2. Что изображено в центре фотографии? Что на заднем плане?
  3. Что я почувствовал, глядя на фотографию? О чем задумался? Основная мысль.

Запомните правописание слов: ничего живого, все искорежено, корни торчат вверх, необычные, неповторимые, необъяснимые, загадочные, застывшие.

  1. Интересные находки.

Детали

Художественные средства выразительности

Стволы сухих сосен

Кривые, искореженные, перекрученные ветром, торчащие вверх; заостренные, как клюв дятла; серые, мрачные, высохшие, причудливые

Трава

Зеленая, желтоватая, яркая, сочная

Стволы деревьев в лесу

Стройные, тонкие, устремленные вверх, светлые, шумят нескончаемым шумом, от них веет вечностью, космосом, стоят равнодушными великанами

Небо

Голубоватое, нежное, светлое

Камень

Серый, мрачный, темный, огромный



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.

Тема урока: Сочинение – описание по фотографии В. Гиппенрейтера «Сухие стволы сосен».

Составила: Климова Александра Владимировна.

Тип  урока: урок развития речи.

Цели:

- научить писать сочинение – описание по фотографии;

- сформировать умение выражать основную мысль (идею) прямо сформулированной или провести её с помощью соответствующего отбора деталей;

- воспитывать любовь к слову.

-  обогащать лексикон учеников заимствованной лексикой.

Формируемые ключевые компетентности: готовность делать осознанный и ответственный выбор, аспекты информационной, социальной и коммуникативной компетентностей.

Оборудование: проектор, компьютер, экран, презентация.

Универсальные учебные действия (УУД):

Личностные: оценивают важность различения «красивого» и «некрасивого», потребности в «прекрасном» и отрицания «безобразного».

Регулятивные: соотносят результат своей деятельности с целью и оценивают его.

Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи.

Коммуникативные: учатся критично относиться к собственному мнению.

Технологическая карта урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивация к учебной деятельности. (3 мин.)

Цель:

  • мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;
  • осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке.

1.Приветствие учащихся.

Проверка готовности к уроку. Психологический настрой.

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.

 

 Самоопределение (Л1, осуществление гражданской идентификации личности)

Целеполагание (Р1, принятие учебной задачи)

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К1, общение и взаимодействие, планирование учебного сотрудничества (К2, ориентировка на позицию партнера, К5, формулировка)

2.Актуализация знаний и пробное учебное действие. (10 мин.)

Цель:

  • актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;
  • актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;
  • зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия

2.Ознакомление со структурой текста типа описания предмета.

Строение текста типа описания предмета.

Описывать можно место, предметы (вещи, животных, людей), состояние (природы, человека). Поэтому среди описаний выделяют описание места, состояния, описание предмета.

В описании предмета говорится о признаках предмета. Сообщение о признаках является «новым», основной информацией. В «данном» же сам предмет или его части.

В научном стиле описание предмета бывает предельно полным. В художественном стиле выделяются самые яркие его признаки, создающие его образ.

В описаниях предмета научного стиля признаки обычно выражаются прилагательными и существительными с прямым, часто отвлеченным значением. В художественных описаниях предмета используются более разнообразные языковые средства. Это и прилагательные с конкретным значением, и существительные, и глаголы, и наречия. В художественных описаниях предмета встречаются сравнения, употребление слов в переносном значении.           

Получают раздаточный материал, работают вместе с учителем.

Л4, формирование картины мира культуры как порождения предметно-преобразующей деятельности человека, Л7, формирование позитивной самооценки, Р2, планирование своих дйствий, Р5, адекватное восприятие оценки учителя Р7, оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, К5, формулирование собственного мнения, К6, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, П3, построение речевого высказывания в устной форме.

3. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи (10 мин.)

Цель: воспитывать личность со сформированными коммуникативными навыками, умеющими работать в команде, брать на себя ответственность; прививать чувство уважения к общечеловеческим ценностям (социальная компетенция); учить видеть предмет как часть целого.                          

Организация учебной деятельности, консультация по мере необходимости, контроль выполнения задания; организация индивидуальной, групповой и коллективной форм работы.

3.Изучение  репродукции фотографии В. Гиппенрейтера «Сухие стволы сосен»; работа по вопросам к упр.50, стр. 22:

-Что изображено на фотографии? 

(Перекрученные ветром сухие стволы сосен).

-Какова тема и основная мысль фотографии?

Основная мысль текста обычно передает отношение автора к предмету речи, его оценку изображаемого (с.320)

 (тема текста – сухие стволы сосен, основная мысль – о величии природы, ее неповторимости)

Все в природе прекрасно и не только в момент цветения, но есть красота и в сухих стволах сосен, искореженных, торчащих вверх.

-Как вы будете выражать основную мысль: прямо сформулируете или проведете ее с помощью соответствующего отбора деталей?

-Какие детали отберете для этого?(Работа с эпитетами)

Детали

Художественные средства выразительности к этим деталям

Стволы сосен

Кривые, искореженные, торчащие вверх; заостренные, как клюв дятла;  серые, мрачные, высохшие; причудливые

Трава

Зеленая, желтоватая, яркая, сочная

Стволы деревьев в лесу

Стройные,  тонкие, устремленные вверх, светлые

Небо

Голубоватое, нежное, светлое

Камень

Серый, мрачный, темный, огромный

Изучают фотографию, работают по вопросам.

Отвечают на вопросы.

Подбирают эпитеты.

Контроль (Р4, учет правила в планировании и контроле способа решения)

Оценка (Р7, оценка правильности выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки)

Коррекция  (Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок)

Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач (П3, построение речевого высказывания в устной и письменной форме)

Управление поведением партнера (К7, построение понятых для партнера высказываний, учитывающих, что он знает и видит, а что нет, К 10, использование речи для регуляции своего действия)

Динамическая пауза (2 мин.)

Цель: сменить вид деятельности.

Отгадайте кто это?

Бурый, мохнатый, косолапый. (Медведь)

Зелёный, сладкий, сахарный. (Арбуз)

Спелое, круглое, сочное. (Яблоко)

Хитрая,  рыжая, пушистая. (Лиса)

Вкусная, сочная, синяя. (Слива)

Маленький, желтый, пушистый. (Цыпленок)

Умные,  активные,  дружелюбные. (это вы, ребята.)

Для хорошей работы головного мозга (Потереть носик ладошкой, потереть влево 5–10 раз, вправо  5–10 раз)

Учащиеся отгадывают загадки, связанные с темой «Имя прилагательное» и изображают предмет

Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

4. Включение изученного в систему знаний.(15 мин.)

Цель:

  • мотивировать учащихся к деятельности;

  • координировать деятельность учащихся;

  • контролировать

выполнения заданий

Мотивация и координация деятельности учащихся, контроль выполнения задания

4.Работа со словарем: ничего живого, все искорежено, корни торчат вверх

 5.  Составление плана сочинения – описания. 

Вступление.

Основная часть.

Заключение.

6.Напишите сочинение-описание запечатленной фотографом картины. Озаглавьте текст. (Работа с черновиком. )

7.Чтение вслух и анализ написанных сочинений.

Учащиеся выполняют  задания. При проверке

оценивают себя.

Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р4, осуществление итогового и пошагового контроля по результату, Р5, адекватное восприятие оценки учителя, Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок)

Самоопределение (Л6, самооценка личности, Л7, формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)

5.Рефлексия. (5 мин.)

Цель:

  • оценить результаты собственной деятельности
  • повторить способ нового знания

Рефлексия


- Удалось решить поставленную задачу?

- Каким способом?

- Какие получили результаты?

- Что нужно сделать ещё?

- Где можно применить новые знания?

- Оцените свою работу на уроке. Работу класса

Домашнее задание:

Повторить ЗСП – 5, 7, 10

Отвечают на вопросы учителя.

Учащиеся высказывают свое впечатление от урока. Каким сегодня был урок?

Умение выражать свои мысли (К1, понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, К3,4, учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве)

Рефлексия (П5, структурирование знаний, П16, 17,выдвижение гипотез и их обоснование)

Смыслообразование (Л7, формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока в формате ФГОС : «Зима. Описание зимней природы». Подготовка к сочинению – описанию. Технологическая карта урока.

Урок развития речи в 6 классе с использованием технологии критического мышления.Цели урока.1. Познавательный аспект: опираясь на художественные тексты, репродукции, личные наблюдения учащихся, подгото...

"Художественное описание животного.Сочинение - описание на основе наблюдений".

Представленный материал по развитию  речи предназначен для учащихся 5-6 классов.В материале подробно описана подготовка к сочинению и работа по предупреждению орфографических и речевых ошибок....

Описание внешности человека по репродукции картины В.А. Серова "Девочка с персиками" (подготовка к сочинению-описанию)

Автобиографические данные В.А. Серова, история создания картины. Составление плана к письменной работе....

Открытый урок по теме: "Описание поэтических предметов. Подготовка к сочинению-описанию"

Открытый урок, посвященный подготовке к написанию сочинения-описания по картине П. П. Кончаловского "Сирень в корзине". Урок предназначен для проведения в 6 классе...

Урок развития речи в 6 классе. Подготовка к сочинению. Описание природы. Зима. Описание картины К.Ф.Юона "Русская зима. Лигачёво".

Презентация для урока развития речи в 6 классе может быть использована при обучении русскому языку по программе В.В.Бабайцевой....

Конспект урока: "Подготовка к сочинению-описанию по фотографии В. Гиппенрейтера «Сухие стволы сосен»".

Тема урока: Подготовка к сочинению-описанию по фотографии В. Гиппенрейтера «Сухие стволы сосен» по учебнику «Русский язык: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В....

Конспект урока по написанию сочинения-описания по картине Сочинение-описание по картине В. Сурикова «Взятие снежного городка».

Данный урок по типу является уроком развития речи. В начале урока предполагается повторить сведения о жанре будущего высказывания учащихся с помощью репродуктивной беседы. Затем учащиеся должны послуш...