сочинение-описание по фотографиям В.Гиппенрейтера
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс)
Презентации и конспекты уроков развития речи по фотографиям В. Гиппенрейтера
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема урока: Подготовка к сочинению-описанию по фотографии В. Гиппенрейтера «Сухие стволы сосен».
Тип урока: развитие речи
Технология: развития критического мышления посредством чтения и письма
Форма работы: коллективная, групповая, индивидуальная
Задачи урока:
Образовательный аспект:
- закрепить и углубить представление об описании;
- создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации;
- познакомить с творчеством фотографа Гиппенрейтера;
- учить школьников использовать эмоционально-выразительные средства языка;
- формировать умение описывать пейзажи по фотографии.
Развивающий аспект:
- развивать интеллектуальные умения: выделять главное, ставить перед собой вопросы и цели, устанавливать причинно-следственные связи, критически анализировать информацию; развивать речевые навыки;
- развивать учебно-информационные умения: извлекать информацию для небольшого сообщения из доступных источников;
- развивать творческие способности.
Воспитательный аспект:
- способствовать воспитанию культуры умственного труда; интереса к предмету; любви, бережного отношения к родному языку;
- способствовать формированию коммуникативных качества личности (сотрудничество, умение выслушать собеседника и высказать свою точку зрения);
- воспитывать эстетический вкус, интерес к искусству фотографии и к творчеству фотографов; любовь к природе, чувство прекрасного.
Оборудование урока:
- репродукции фотографий В. Гиппенрейтера;
- запись композиции Э. Кортазара;
- раздаточный материал для обучающихся (Справочный материал);
- Толковый Словарь С.И. Ожегова, В.В. Даля.
Этапы урока
- Стадия вызова. Введение в тему. Постановка учебной цели.
- Выразительное чтение текста В. Солоухина подготовленным учеником (можно наизусть) и его анализ.
- Стратегия «Вопросительные слова».
- Актуализация знаний.
- Стадия осмысления.
- Сообщение ученика (краткая презентация фотографий).
- Устное описание фотографии.
- Задание-эксперимент.
- Интересные находки. Проверка домашнего задания.
- Стадия рефлексии.
Ход урока
Запись числа и темы урока.
- Стадия вызова.
Введение в тему. Постановка учебной цели.
- Выразительное чтение текста В. Солоухина подготовленным учеником (можно наизусть) и его анализ.
Я перебираю в памяти места, какие видел, и убеждаюсь, что видел мало. Но это не так уж страшно. Можно даже, сидя всю жизнь на одном клочке, увидеть необыкновенно много. Все зависит от пытливости и остроты глаза. Ведь всем известно, что в самой малой капле отражается калейдоскоп света и красок, - вплоть до множества оттенков совершенно разного зеленого цвета в листьях бузины или в листьях ольхи. Кстати, листья ольхи похожи на детские ладони – с их нежностью припухлостью между тоненьких жилок.
Индивидуальная работа – 2 человека:
- выписать на доске значение слова пытливый из Толкового словаря С.И. Ожегова;
- подобрать однокоренные слова к слову пытливый (пытаться, попытка, любопытный, опыт, опытный).
Вопросы для анализа текста
Беседа с классом.
- Определите тему текста (о чем?)
- Определите основную мысль. В каком предложении содержится основная мысль? Можно записать это предложение как эпиграф? Что такое эпиграф?
(Все зависит от пытливости и остроты взгляда) Запись эпиграфа.
Какого стиля текст?
- А что значит пытливость? Какого человека можно назвать пытливым? Подберите синоним к слову. Что такое синоним? Проверка индивидуального задания (работа со словарем С.И. Ожегова).
Запись в тетрадь: пытливый, любопытный, любознательный, стремящийся все знать, понимать.
Кто же сегодня будет самым пытливым, у кого будет острый взгляд?
- Стратегия «Вопросительные слова».
А для начала давайте определимся: какую цель ставим перед собой на уроке? Сформулируйте вопросы, используя слова «что», «какие», «как», «зачем». (Проверяем глубину понимания цели, например, я сегодня хочу узнать, как писать сочинение-описание, что такое описание, зачем нужно уметь писать сочинения, где это пригодится, какие средства выразительности используются в описании?).
- Актуализация знаний.
Что такое описание как тип речи? Прочитаем справочный материал на партах, отметим особенности текста-описания. (Читает ученик). Мы на предыдущих уроках развития речи создавали тексты-описания осени. Осень в ваших сочинениях была яркой, золотой, дарящей радость, гармонию, множество красок. Но природа все время разная. И фотография способна запечатлеть эти неповторимые мгновения.
По фотографии В. Гиппенрейтера «Сухие стволы сосен» вы будете писать домашнее сочинение (рассмотрите цветную вклейку 9 в учебнике).
- Стадия осмысления.
Кто автор фотографии?
- Сообщение ученика (краткая презентация фотографий). Запись в тетрадь.
Вадим Гиппенрейтер – великий фотограф, который известен не только в России, но и в Европе, США. Это человек, который объехал всю нашу страну, автор многочисленных фотоальбомов, уникальный человек, посвятивший свою жизнь защите природы.
У.: Можно сказать, что профессия фотографа предполагает такие качества, как пытливость и остроту взгляда?
2. Устное описание фотографии.
Обратимся к фотографии «Сухие стволы сосен». Что изображено? Какое общее впечатление от фотографии? (Обращаем внимание на план сочинения в «Справочном материале»).
(Производит мрачное впечатление, грустное, тяжелое, задумываешься, почему они сухие, какими они были раньше).
У.: Что на переднем плане? Стволы занимают центральное место на фотографии. Какие цвета преобладают на заднем плане? Основная мысль фотографии? Что нам хотел сказать автор?
(Природа необычайна, неповторима и величественна в любом проявлении, будь то золотая аллея берез или сухие перекрученные ветром сухие стволы деревьев. Нужно быть пытливым и внимательным, чтобы это видеть и понимать).
Готовим рабочие материалы для сочинения.
3. Задание-эксперимент.
У.: А зачем нужны деревья? Что бы ответил поэт?
В одной притче о деревьях я прочитала, что деревья нужны для того, чтобы слушать музыку ветра. А еще говорят, что «музыка – это поэзия воздуха» (Жан Поль). Для многих поэтов звучащая музыка была и является непременным условием творчества. Стихия музыки подпитывает вдохновение, создает удивительную атмосферу для выражения собственных чувств и настроений. Предлагаю вам прослушать музыкальную композицию Эрнесто Кортазара (пианиста и композитора) и письменно выразить свои эмоции, чувства, настроение от музыки и фотографии «Сухие стволы сосен».
Запись в тетрадь:
- 1 ряд, слушая музыку, записывает «я вижу…»
- 2 ряд записывает «я чувствую…»
- 3 ряд «я представляю…»
Это могут быть слова, словосочетания, предложения.
Звучит музыка (2 мин.)
- Интересные находки.
Проверка домашнего задания.
У.: Дома вы подбирали выразительные средства, которые можно использовать при описании леса, неба, травы, деревьев. Послушаем ваши варианты.
Материал для описания деталей фотографии есть также в «Справочном материале» на партах. Вы можете взять его домой. Обратите внимание на план сочинения. Не забудьте передать основную мысль фотографии. Запишите домашнее задание – написать сочинение-описание по фотографии В. Гиппенрейтера «Сухие стволы сосен». Объем сочинения 10-12 предложений.
- Стадия рефлексии.
У.: Какие из заданий привели вас к новым идеям? Что вы чувствовали, когда находились в своем мире фантазий, идей?
Заключительное слово учителя.
Увы, очень редко мы обращаем внимание на проплывающие в небе облака или шепчущиеся между собой осенние листья, танцующие хороводы берез или плачущие струи дождя…
Смотрите и учитесь наслаждаться. И постарайтесь не забывать, что мир вокруг нас полон самой совершенной живописи, надо лишь внимательнее смотреть на него…
Попробуйте сделать свои интересные находки в природе, а если умеете фотографировать, то сделайте снимки. Мы устроим выставку лучших работ. А по самому интересному снимку напишем следующее сочинение-описание…Удачи! Спасибо за общение, умные и необычные мысли.
Выставление оценок.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подготовка к сочинению-описанию по репродукции фотографии В. Гиппенрейтера «Сухие стволы сосен»
Справочный материал
- Что такое описание.
Описывать можно место, предметы, животных, людей, состояние природы, состояние человека. Поэтому среди описаний выделяют описание места, описание состояния (среды или человека), описание предмета.
В описании автор описывает предмет, то есть рассказывает о его одновременных признаках.
В научном стиле описание предмета бывает предельно полным. В художественном стиле выделяются самые яркие признаки предмета, создающие его образ, они могут передаваться и эпитетами, сравнениями, словами в переносном значении, словами с оценочными суффиксами. Например:
Липовые яблоки были крупные и прозрачно-желтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось как стакан свежего липового меда. В середине чернели зернышки. Потрясешь, бывало, спелым яблоком около уха, слышно, как гремят семечки (В. Солоухин).
- План сочинения.
- Каково общее впечатление от фотографии?
- Что изображено в центре фотографии? Что на заднем плане?
- Что я почувствовал, глядя на фотографию? О чем задумался? Основная мысль.
Запомните правописание слов: ничего живого, все искорежено, корни торчат вверх, необычные, неповторимые, необъяснимые, загадочные, застывшие.
- Интересные находки.
Детали | Художественные средства выразительности |
Стволы сухих сосен | Кривые, искореженные, перекрученные ветром, торчащие вверх; заостренные, как клюв дятла; серые, мрачные, высохшие, причудливые |
Трава | Зеленая, желтоватая, яркая, сочная |
Стволы деревьев в лесу | Стройные, тонкие, устремленные вверх, светлые, шумят нескончаемым шумом, от них веет вечностью, космосом, стоят равнодушными великанами |
Небо | Голубоватое, нежное, светлое |
Камень | Серый, мрачный, темный, огромный |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.
Тема урока: Сочинение – описание по фотографии В. Гиппенрейтера «Сухие стволы сосен».
Составила: Климова Александра Владимировна.
Тип урока: урок развития речи.
Цели:
- научить писать сочинение – описание по фотографии;
- сформировать умение выражать основную мысль (идею) прямо сформулированной или провести её с помощью соответствующего отбора деталей;
- воспитывать любовь к слову.
- обогащать лексикон учеников заимствованной лексикой.
Формируемые ключевые компетентности: готовность делать осознанный и ответственный выбор, аспекты информационной, социальной и коммуникативной компетентностей.
Оборудование: проектор, компьютер, экран, презентация.
Универсальные учебные действия (УУД):
Личностные: оценивают важность различения «красивого» и «некрасивого», потребности в «прекрасном» и отрицания «безобразного».
Регулятивные: соотносят результат своей деятельности с целью и оценивают его.
Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи.
Коммуникативные: учатся критично относиться к собственному мнению.
Технологическая карта урока.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока в формате ФГОС : «Зима. Описание зимней природы». Подготовка к сочинению – описанию. Технологическая карта урока.
Урок развития речи в 6 классе с использованием технологии критического мышления.Цели урока.1. Познавательный аспект: опираясь на художественные тексты, репродукции, личные наблюдения учащихся, подгото...
"Художественное описание животного.Сочинение - описание на основе наблюдений".
Представленный материал по развитию речи предназначен для учащихся 5-6 классов.В материале подробно описана подготовка к сочинению и работа по предупреждению орфографических и речевых ошибок....
Описание внешности человека по репродукции картины В.А. Серова "Девочка с персиками" (подготовка к сочинению-описанию)
Автобиографические данные В.А. Серова, история создания картины. Составление плана к письменной работе....
Открытый урок по теме: "Описание поэтических предметов. Подготовка к сочинению-описанию"
Открытый урок, посвященный подготовке к написанию сочинения-описания по картине П. П. Кончаловского "Сирень в корзине". Урок предназначен для проведения в 6 классе...
Урок развития речи в 6 классе. Подготовка к сочинению. Описание природы. Зима. Описание картины К.Ф.Юона "Русская зима. Лигачёво".
Презентация для урока развития речи в 6 классе может быть использована при обучении русскому языку по программе В.В.Бабайцевой....
Конспект урока: "Подготовка к сочинению-описанию по фотографии В. Гиппенрейтера «Сухие стволы сосен»".
Тема урока: Подготовка к сочинению-описанию по фотографии В. Гиппенрейтера «Сухие стволы сосен» по учебнику «Русский язык: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В....
Конспект урока по написанию сочинения-описания по картине Сочинение-описание по картине В. Сурикова «Взятие снежного городка».
Данный урок по типу является уроком развития речи. В начале урока предполагается повторить сведения о жанре будущего высказывания учащихся с помощью репродуктивной беседы. Затем учащиеся должны послуш...