Подготовка к написанию сочинения в 9 классе (15.3)
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Методическая разработка урока поможет познакомить учеников с форматом сочинения 15.3 по теме "Что такое раскаяние?".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_9_klass_15.3.docx19.98 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения 15.3 в формате ОГЭ»

Цели урока:

1)сформировать у школьников навыки написания сочинения - рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3).

2) выявление умения учащихся понимать основную мысль прочитанного текста, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы.

-3)усвоение учащимися одного из основных нравственных принципов, которым должны руководствоваться все люди, формирование культуры ведения беседы.

Задачи:

1) образовательные: расширение и углубление знаний по культуре речи; предупреждение орфографических ошибок, умение самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста, то есть смысловой цельностью и структурной связностью;

2) развивающие: развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения выражать личностно-эмоциональное отношение к теме;

3) воспитательные: формирование таких нравственных качеств учащихся, как милосердие, доброта, раскаяние.

Методы обучения: проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации.

Организационные формы: беседа, приёмы активизации мыслительной деятельности: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком и литературой.

Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, историей, литературой. Анализ текста, составление алгоритма написания сочинения-рассуждения задания 15.3

Основные особенности использования цифровых образовательных ресурсов: иллюстративные материалы интернет-ресурсов, содержащие справочные данные и иллюстративный материал по данной теме.



Ход урока.

I. Организационный момент.

1) Приветствие учащихся. Постановка цели урока. Задачи.

2) Запись даты, темы урока в тетрадь.

II. Работа над построением сочинения - рассуждения.

  1. Организационный момент.

Слово учителя.

Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать с небольшой притчи Александра Выженко «Греховеды». Послушайте ее.

Пришли однажды к Старчику авторы книги «Грешная душа».

— Есть ли ещё среди грехов такие, о которых мы не знаем, — спросили они.

— Есть, — сказал Старчик, — Грех — напоминать, что существуют грехи, ещё и призывать людей к раскаянию.

Как вы понимаете эту притчу?

Как вы думаете, о какой нравственной категории пойдет речь на уроке?

Конечно, о раскаянии.

Сегодня нам предстоит написать сочинение по тексту Р.П.Погодина, в котором поднимаются проблемы нравственно-этического плана.

Готовясь  к написанию сочинения-рассуждения 15.3 на тему «Что такое раскаяние?», мы прежде всего должны определить значение этого слова.

2. Словарная работа.

Обратимся к словарю С.И.Ожегова.

Раскаяние- чувство сожаления по поводу своего поступка, проступка.

Словарь Ушакова дает нам следующее толкование:

Раскаяние- сожаление о совершенном неправильном или ошибочном поступке.

Как мы видим, определение этого понятия в разных словарях практически одинаковое.

3. Работа в группах.

1. Учитель делит класс на 2 группы, раздает карточки, на которых записаны различные морально-нравственные категории: благородство, доброта, совесть, трусость, предательство, раскаяние, человечность.  Предлагает одной группе дать определение понятиям, а другой – подобрать произведения, которые можно было бы использовать при написании литературного аргумента.

2.1группа готовить ответ на тему «Схема сочинения 15.1»

2 группа готовит ответ на тему «Схема сочинения 15.2»

4. Выразительное чтение текста.

5. Вопросы классу:

1). Какова схема построения сочинения-рассуждения ( композиция) ?

-Тезис.

-Аргументы (доказательства)

-Вывод.

2). Что такое тезис, аргументы, вывод?

Тезис – это положение, утверждение, которое требуется доказать.

Аргументы – это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис.

Вывод – это заключение, итог проведённого рассуждения.

6. Знакомство со схемой построения сочинения 15.3

 Памятка № 1.

1. Вступление. Определение предложенного в задании слова. Комментарий определения.

2. Первый пример – аргумент из текста + комментарий.

3. Второй пример - аргумент из вашего жизненного опыта (из читательского) + комментарий.

4. Заключение.

Как видите, наша схема немного отличается от схемы сочинения-рассуждения 15.1. Один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта (или из художественного произведения).

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полостью переписанный текст, без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

7. Работа над построением текста сочинения - рассуждения.

Клише для сочинения 15.3. ОГЭ по русскому языку:

1. Тезис:

 На мой взгляд, раскаяние- это...(или)

По моему мнению, раскаяние - это... (или)

Мне кажется, что раскаяние - это... (или)

Я думаю, что раскаяние - это... (или)

Что такое раскаяние? Немногие над этим размышляют. Я считаю, что...

2. Аргумент 1:

Обратимся к тексту ..., в котором говорится о... (или)

В тексте ... поднимает проблему...

В предложении № ... автор говорит о том, что... (или)

3. Аргумент 2:

Свое мнения я могу подтвердить примерами из жизненного опыта... (или)

В жизни мы часто наблюдаем... (или)

Однажды я был свидетелем события, которое... Как-то раз...

4. Заключение:

Можно сделать вывод, что... (или)

Таким образом, можно заключить, что... (или)

В заключение я хочу сказать, что...

Данные клише призваны лишь помочь вам в формулировании мыслей, использовать именно эти фразы вовсе не обязательно. Сочинение по заданию 15.3. может выглядеть и более творчески, если вы постараетесь. Обязательным условием является соблюдение структуры сочинения.

Тезис можно начать с вопросительного предложения: «Что такое раскаяние?» или : «Часто ли мы задумываемся о том, что такое раскаяние?»

Как найти аргументы в тексте?

Пожалуй, самым трудным является поиск аргументов в тексте. Как найти аргументы в тексте? Если Вы не очень хорошо разбираетесь в средствах художественной выразительности, то перед экзаменом их, конечно, лучше повторить. В задании 15.3. использовать их в качестве аргумента не обязательно, но умелое использование выразительных средств обязательно будет оценено проверяющим. На самом экзамене большим подспорьем Вам станет, как ни странно, сама экзаменационная работа.

Аргумент № 1 вы берете из прочитанного текста. Задумайтесь о проблеме, поднятой в тексте, о том, как разрешается данная проблема в тексте.

Аргумент № 2 вам подскажет собственный жизненный опыт. Задумайтесь о том, актуальна ли данная проблема в настоящее время? Как проявляется проблема в наши дни? Можете подобрать аргумент из литературного произведения, точно указав его автора и название.

Осталось написать вывод. Вывод к сочинению – это общий итог, подтверждающий выдвинутый тезис, без него рассуждение будет незаконченным. Вывод должен быть связан по смыслу с тезисом.

9.Рефлексия.

 Что осталось непонятым?

Какие вопросы возникли?

10. Домашнее задание: написать сочинение – рассуждение на морально – этическую тему 15.3 по предложенному тексту Р.П.Погодина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме: Сочинение на ЕГЭ. Упражнения для подготовки к написанию сочинения- рассуждения по предложенному тексту.

Данный материал представляет 10 заданий к предложенному тексту. Задания помогают сформулировать проблему, прокомментировать её, выявить авторскую позицию. Кроме того, необходимо прямую речь перевести ...

Подготовка к написанию сочинения 11 класс

Подготовка к написанию сочинения (урок - обобщение), 11 класс Цель урока - закрепить полученные учащимися знания, проанализировать  текст, высказать свою точку зрения.Учащимся  с помощь...

КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3) Патриотизм.

КОНСПЕКТ УРОКАрусского языка в 9 классеПодготовка к написанию сочинения-рассуждения  в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)Патриотизм.  Этот урок – продол...

Подготовка к ЕГЭ (Часть С) План-конспект урока русского языка в 10 классе Подготовка к написанию сочинения - рассуждения (часть С, ЕГЭ) Тема «Учимся понимать исходный текст»

Разработка открытого урока по русскому языку  в 10 классе с использованием компьютерного оборудования. Учить анализировать содержание исходного, подготовить к написанию  сочинения-рассуждени...

Конспект урока развития речи в 9 классе.(Урок мужества) ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)».

Конспект урока развития речи в 9 классе.(Урок мужества)ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения  в рамках   подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполне...

Тексты для подготовки к написанию сочинения (9 класс)

Текты с ФИПИ для написания итогового сочинения....