Открытый урок
учебно-методический материал по русскому языку (11 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_otkrytogo_zanyatiya_po_literature.doc | 169.5 КБ |
slovosochetanie._vidy_slovosochetaniy.pptx | 419.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка открытого занятия по русскому языку
по теме
«Словосочетание. Виды словосочетаний»
(для обучающихся 11класса)
Цель: обобщить, систематизировать, закрепить знания о словосочетании как синтаксической единице и способах связи слов в словосочетании.
Задачи урока:
- Образовательные:
1) повторение и обобщение знаний обучающихся о способах связи слов в словосочетании;
2) отработка умения определять способы связи слов в словосочетаниях;
3) закрепление навыков правописания;
- обучение умению связно излагать свои мысли.
- Развивающие:
1) развитие мышления и общеучебных навыков и умений;
2) развитие познавательной самостоятельности;
3) овладение нормами литературного языка.
- Воспитательные:
- воспитание ответственности за качество своих знаний;
- воспитание любви к русскому языку;
- формирование духовно богатой, нравственной, эстетически развитой личности через художественные произведения.
Тип: урок обобщения с элементами нового материала.
Вид: комбинированный.
Форма работы: коллективная, групповая, индивидуальная
Метод: словесный, поисковый, творческий
Оборудование: технологическая карта открытого занятия для педагога, технологическая карта занятия для обучающихся, раздаточный материал, мультимедийный проектор, презентация к занятию, иллюстративный материал (опорные схемы, таблицы, тезисы, слайды).
Технологическая карта открытого занятия по русскому языку
«Словосочетание. Виды словосочетаний»
№ п/п | Наименование этапа, формы работы | Время | Цель | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формы контроля |
1. | Организационный момент | 5 мин | Сориентировать учащихся на тему и направленность занятия | Объявляет тему, просит обучающихся определить цель занятия | Записывают тему в тетрадь, формулируют цель занятия. Отвечают на вопросы | Устный ответ |
2. 3. 4.
5. 6. 7. | Актуализация прежних знаний Подведение итогов по актуализации знаний Получение практических умений и навыков. Мотивационный этап Рефлексия Домашнее задание | 30 мин. 5 мин 10 мин. 25 мин. 10 мин 5 мин. | Вспомнить структуру словосочетаний, типы словосочетаний Сформировать умение самостоятельно работать с таблицей, подводить итоги Отработать практические умения и навыки в изменении строения словосочетания Продолжить развитие умения работать с текстом, создавать свой текст с использованием выписанных словосочетаний §25 упр.193 | Задаёт вопросы и даёт задание: 1 этап. -Что такое словосочетание? -Что нельзя назвать словосочетанием? -Какова структура словосочетания? -Назовите типы словосочетаний по главному слову. 2 этап Выполните задания по группам: выпишите из данных словосочетаний именные (1 группа), глагольные (2 группа), наречные (3 группа) 3 этап -Какие виды синтаксической связи используются в словосочетаниях? -Выпишите из текста словосочетания с сочинительной связью (1 вариант), с подчинительной связью (2 вариант). 4 этап -Какая группа словосочетаний требует нашего дальнейшего внимания? -Какие способы подчинительной связи выделяют в словосочетаниях? Дайте определение. Заполните карточку-кластер. ( Материалы-карточки для заполнения кластера лежат на парте у каждого главное слово, зависимое слово, согласование, управление, примыкание, именное, глагольное, наречное). Задаёт вопрос: -Можем ли мы, изменяя строение словосочетания, получить другой способ связи. Попробуем это сделать с предложенными словосочетаниями. 1 группа –из согласования в управление;. 2 группа – из управления в согласование; 3 группа из управления в примыкание Даёт задания по тексту Ю. Нагибина «Чистые пруды»: выписать из текста глагольные словосочетания, использовать их в своей творческой работе (написание небольшого текста 10-15 предложений на тему: «Улица моего детства») Подводит итоги, задаёт вопросы обучающимся: 1.Выполнили ли мы поставленные в начале занятия цели? 2.Что было полезно вспомнить? 3. Что удалось на занятии? 4. На что ещё следует обратить внимание? 5. Как оцениваете свою работу на занятии? Выставляет и комментирует отметки Задаёт и комментирует домашнее задание | Проверяют по слайдам №4-№7 правильность ответов Работают в группах, выписывают словосочетания в тетрадь Выписывают из текста словосочетания, осуществляют взаимопроверку Отвечают на вопросы Работают с карточкой Отвечают на вопрос, работают по группам, записываю в тетрадь словосочетания Работают с текстом Ю. Нагибина, создают свой текст. Отвечают на вопросы, подводят итоги Записывают домашнее задание | Устный ответ Устный ответ Устный ответ Индивидуальная проверка Устный ответ Устный ответ, выборочная проверка тетрадей Устный ответ |
Технологическая карта обучающегося (-щейся) к занятию по русскому языку по теме
«Словосочетание. Виды словосочетаний»
Учебный элемент | Время | Учебный материал, задание | Рекомендации по выполнению задания. |
Организационный момент | 5 мин | На доске слайд 1. Запишите тему занятия в тетрадь. Сформулируйте цель занятия | При формулировке цели занятия вспомните, что вам известно о словосочетании как синтаксической единице |
Актуализация прежних знаний | 30 мин | 1.Ответьте на вопросы: -Что такое словосочетание? -Что нельзя назвать словосочетанием? -Какова структура словосочетания? -Назовите типы словосочетаний по главному слову 2.Выполните задания по группам: 1 группа выписывает именные словосочетания, 2 группа – глагольные, 3 группа – наречные. 3.Ответьте на вопрос: 3.-Какие виды синтаксической связи используются в словосочетаниях? Выполните задание: Выписать из текста (Приложение №1) словосочетания 1 вариант- с сочинительной связью, 2 вариант – с подчинительной связью. 4.Ответьте на вопросы: -Какая группа словосочетаний требует нашего дальнейшего внимания? -Какие способы подчинительной связи выделяют в словосочетаниях? Дайте определение | 1.При формулировании ответов следите за точностью и логичностью высказывания, будьте внимательны при проверке ответов (Ответы на поставленные вопроса на слайдах презентации №4- №7). 2.Будьте внимательны при выполнении задания (слайд №8). 3.Будьте справедливы и объективны во время взаимопроверки. 4.Проверьте правильность ответов на слайдах№12-№14 |
Подведение итогов по актуализации знаний | 5 мин. | Заполните карточку – кластер. (Приложение №2). | Не забудьте осуществить самопроверку |
Получение практических умений и навыков. Самостоятельная работа, включающая умение изменять способы связи в словосочетаниях | 10 мин. | Ответьте на вопрос: -Можем ли мы, изменяя строение словосочетания, получить другой способ связи? Каждая группа меняет способ связи: 1 группа – из согласования в управление, 2 группа – из управления в согласование, 3 группа из управления в примыкание. | |
Мотивационный этап | 25 мин | Прочитайте текст Ю. Нагибина «Чистые пруды» (Приложение №3). Выпишите глагольные словосочетания. Используя выписанные словосочетания, создайте свой текст на тему «Улица моего детства». | |
Рефлексия | 10 мин | Подводя итог нашему занятию, ответьте на вопросы: 1. Выполнили ли мы поставленную в начале занятия цель? 2. Что было полезно вспомнить? 3. Что удалось на занятии? 4. На что ещё следует обратить внимание? 5. Как оцениваете свою работу на занятии? | |
Домашнее задание | 5 мин | §25 упр.193 |
Приложение №1
Чистые пруды… Для иных это просто улица, бульвар, пруд, а для меня – средоточие самого прекрасного, чем было исполнено мое детство, самого радостного и самого печального, ибо печаль детства тоже прекрасна.
Было время, я знал там каждую скамейку, каждое дерево, каждый куст крапивы возле старой лодочной станции, каждую световую надпись «Берегись трамвая!», мигающую красным на переходе. У Телеграфного переулка в слове «Берегись» три последние буквы не загорались, получалось красиво и загадочно: «Берег трамвая». И сколько же свиданий назначалось на этом берегу! Мы, мои сверстники и я, не береглись трамвая, как в дальнейшем не береглись жизни.
Приложение№ 3
Чистые пруды – столбовая дорога нашего детства. На Чистые пруды водили нас няньки, по Чистым прудам ходили мы в школу и на Главный московский почтамт: он шефствовал над нашей школой. Мы ходили туда в ранние утренние часы, чтобы собирать бумажный утиль в его просторных, тихих залах, где нежно шуршали ролики конвейеров, развозящих по этажам письма в конвертах, пакеты с красными сургучными печатями, кипы брошюр и газет... На Чистых прудах находились наша библиотека, наш тир, наш клуб без стен, где решались наши пионерские дела, и наш райвоенкомат, откуда в сорок первом мы уходили на войну…
Приложение 2
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Язык неистощим в соединении слов. А . С. Пушкин
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: обобщить, систематизировать, закрепить знания о словосочетаниях как синтаксической единице и способах связи слов в словосочетании
Словосочетание - это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных друг с другом по смыслу или грамматически. Зелёная доска, работали с учебником, писали разборчиво
Не являются словосочетаниями: сочетание самостоятельного слова со служебным: около дома, перед грозой, пусть поет; сочетания слов в составе фразеологизмов: бить баклуши, валять дурака, сломя голову; подлежащее и сказуемое: наступила ночь; составные словоформы : более светлый, будет ходить
В словосочетании выделяется главное и зависимое слово x Зелёная доска, x работали с учебником, x писали разборчиво.
Виды словосочетаний именные наречные глагольные
Ч..тать книгу, сле ..ка пр ..к.. снуться , га(л, лл ) ереи и музеи, предл..жить помощь, очень хорош.., вчера и сегодня, к.. сательная линия, (не)далеко от дома, с..деть прямо, слушать вн .. мательно , не (по) летнему холодно, выб ..рать подарок, обж .. гающий жар.
Виды связи в словосочетаниях сочинительная подчинительная
Сочинительные словосочетания - такие словосочетания, в которых объединяются равноправные слова: в них невозможно задать вопрос от одного слова к другому, например: небо и земля ; меленький, но уютный ; завтра или сегодня ; реки, озера, моря .
Чистые пруды… Для иных это просто улица, бульвар, пруд, а для меня – средоточие самого прекрасного, чем было исполнено мое детство, самого радостного и самого печального, ибо печаль детства тоже прекрасна. Было время, я знал там каждую скамейку, каждое дерево, каждый куст крапивы возле старой лодочной станции, каждую световую надпись «Берегись трамвая!», мигающую красным на переходе. У Телеграфного переулка в слове «Берегись» три последние буквы не загорались, получалось красиво и загадочно: «Берег трамвая». И сколько же свиданий назначалось на этом берегу! Мы, мои сверстники и я, не береглись трамвая, как в дальнейшем не береглись жизни.
Примечание: По мнению многих филологов, сочинительные сочетания слов словосочетаниями не являются. Их включение или не включение в словосочетания определяется позицией авторов учебных пособий.
Виды подчинительной связи в словосочетаниях согласование управление примыкание
Виды словосочетаний по способу связи: Согласование Зависимое слово отвечает на вопросы Какой? Чей? Управление Зависимое слово отвечает на вопросы косвенных падежей Примыкание Зависимое слово – неизменяе -мая часть речи
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ ТИП СИНТАКСИС ВИД предложение СТРОЕНИЕ Схема-кластер
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ ТИП СИНТАКСИС ВИД предложение СТРОЕНИЕ ПРИМЫКАНИЕ Схема-кластер
1 группа. Из согласования в управление: Соломенная шляпа, мамино платье, библиотечная книга, цветочный магазин, плавательный бассейн 2 группа Из управления в согласование Журнал с иллюстрациями, след зверя, тишина ночи, штаб дивизии, отчет за год 3 группа Из управления в примыкание С усердием работать, говорил с восторгом, страсть к путешествию, помощь брата, способность к рисованию
Чистые пруды – столбовая дорога нашего детства. На Чистые пруды водили нас няньки, по Чистым прудам ходили мы в школу и на Главный московский почтамт: он шефствовал над нашей школой. Мы ходили туда в ранние утренние часы, чтобы собирать бумажный утиль в его просторных, тихих залах, где нежно шуршали ролики конвейеров, развозящих по этажам письма в конвертах, пакеты с красными сургучными печатями, кипы брошюр и газет... На Чистых прудах находились наша библиотека, наш тир, наш клуб без стен, где решались наши пионерские дела, и наш райвоенкомат, откуда в сорок первом мы уходили на войну…
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие
Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли - всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1. Ученику дается г...
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)
Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....
Методическая разработка открытого урока по математике в 5 классе «Умножение десятичных дробей» (урок открытия новых знаний) в рамках ФГОС
Технологическая карта практико - ориентированного урока...
2.1.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения первого открытого урока от МО муниципального уровня)
Эксперный лист первого урока...
3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)
3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого у...