Открытый урок
учебно-методический материал по русскому языку (11 класс)

Методическая разработка открытого занятия по русскому языку по теме «Словосочетание. Виды словосочетаний» (для обучающихся 11класса) Цель: обобщить, систематизировать, закрепить знания о словосочетании как синтаксической единице и способах связи слов в словосочетании. Задачи урока: • Образовательные: 1) повторение и обобщение знаний обучающихся о способах связи слов в словосочетании; 2) отработка умения определять способы связи слов в словосочетаниях; 3) закрепление навыков правописания; 4) обучение умению связно излагать свои мысли. • Развивающие: 1) развитие мышления и общеучебных навыков и умений; 2) развитие познавательной самостоятельности; 3) овладение нормами литературного языка. • Воспитательные: 1) воспитание ответственности за качество своих знаний; 2) воспитание любви к русскому языку; 3) формирование духовно богатой, нравственной, эстетически развитой личности через художественные произведения. Тип: урок обобщения с элементами нового материала. Вид: комбинированный. Форма работы: коллективная, групповая, индивидуальная Метод: словесный, поисковый, творческий Оборудование: технологическая карта открытого занятия для педагога, технологическая карта занятия для обучающихся, раздаточный материал, мультимедийный проектор, презентация к занятию, иллюстративный материал (опорные схемы, таблицы, тезисы, слайды).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка открытого занятия по русскому языку

по теме

«Словосочетание. Виды словосочетаний»

(для обучающихся 11класса)

Цель:  обобщить, систематизировать, закрепить знания о словосочетании как синтаксической единице и способах связи слов в словосочетании.

Задачи урока:

  • Образовательные: 

1) повторение и обобщение знаний обучающихся о способах связи слов                                                            в словосочетании;

2) отработка умения определять способы связи слов в словосочетаниях;

 3)  закрепление навыков правописания;        

  1. обучение умению связно излагать свои мысли.
  • Развивающие:

1) развитие мышления и общеучебных навыков и умений;

2) развитие познавательной самостоятельности;

3) овладение нормами литературного языка.

  • Воспитательные:
  1. воспитание ответственности за качество своих знаний;
  2. воспитание любви к русскому языку;
  3. формирование духовно богатой, нравственной, эстетически развитой личности через художественные произведения.

Тип: урок обобщения с элементами нового материала.

Вид: комбинированный.

Форма работы: коллективная, групповая, индивидуальная

Метод: словесный, поисковый, творческий

Оборудование: технологическая карта открытого занятия для педагога, технологическая карта занятия для обучающихся, раздаточный материал, мультимедийный проектор, презентация к занятию, иллюстративный материал (опорные схемы, таблицы, тезисы, слайды).


Технологическая карта открытого занятия по русскому языку

«Словосочетание. Виды словосочетаний»

№ п/п

Наименование

этапа,

формы работы

Время

Цель

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формы

контроля

1.

Организационный момент

5 мин

Сориентировать учащихся на тему и направленность занятия

Объявляет тему, просит обучающихся определить цель занятия

Записывают тему в тетрадь,

формулируют цель занятия.

Отвечают на вопросы

Устный ответ

2.

3.

4.

 

5.

6.

7.

Актуализация прежних знаний

Подведение итогов по актуализации знаний

Получение практических умений и навыков.

Мотивационный этап

Рефлексия

Домашнее задание

30

мин.

5 мин

10 мин.

25

мин.

10

мин

5 мин.

Вспомнить структуру словосочетаний, типы словосочетаний

Сформировать умение самостоятельно работать с таблицей, подводить итоги

Отработать практические умения и навыки в изменении строения словосочетания

Продолжить развитие умения работать с текстом, создавать свой текст с использованием выписанных словосочетаний

§25 упр.193

Задаёт вопросы и даёт задание:

1 этап.

-Что такое словосочетание?

-Что нельзя назвать словосочетанием?

-Какова структура словосочетания?

-Назовите типы словосочетаний по главному слову.

2 этап

Выполните задания по группам: выпишите из данных словосочетаний именные (1 группа), глагольные (2 группа), наречные (3 группа)

3 этап

-Какие виды синтаксической связи используются в словосочетаниях?

-Выпишите из текста словосочетания с сочинительной связью (1 вариант), с подчинительной связью (2 вариант).

4 этап

-Какая группа словосочетаний требует нашего дальнейшего внимания?

-Какие способы подчинительной связи выделяют в словосочетаниях?

Дайте определение.

Заполните карточку-кластер.

( Материалы-карточки для заполнения кластера лежат на парте у каждого главное слово, зависимое слово, согласование, управление, примыкание, именное, глагольное, наречное).

Задаёт вопрос:

-Можем ли мы, изменяя строение словосочетания, получить другой способ связи.

Попробуем это сделать с предложенными словосочетаниями.

1 группа –из согласования в управление;. 2 группа – из управления в согласование;

3 группа из управления в примыкание

Даёт задания по тексту Ю. Нагибина «Чистые пруды»: выписать из текста глагольные словосочетания, использовать их в своей творческой работе (написание небольшого текста 10-15 предложений на тему: «Улица моего детства»)

Подводит итоги, задаёт вопросы обучающимся:

1.Выполнили ли мы поставленные в начале  занятия цели?

2.Что было полезно вспомнить?

3. Что удалось на занятии?

4. На что ещё следует обратить внимание?

5. Как оцениваете свою работу на занятии?

 Выставляет и комментирует отметки

Задаёт и комментирует домашнее задание

Проверяют по слайдам №4-№7 правильность ответов

Работают в группах, выписывают словосочетания в тетрадь

Выписывают из текста словосочетания, осуществляют взаимопроверку

Отвечают на вопросы

Работают с карточкой

Отвечают на вопрос, работают по группам, записываю в тетрадь словосочетания

Работают с текстом Ю. Нагибина, создают свой текст.

Отвечают на вопросы, подводят итоги

Записывают домашнее задание

Устный ответ

Устный ответ

Устный ответ

Индивидуальная проверка

Устный ответ

Устный ответ, выборочная проверка тетрадей

Устный ответ


Технологическая карта обучающегося (-щейся) к занятию по русскому языку по теме

 «Словосочетание. Виды словосочетаний»

Учебный элемент

Время

Учебный материал,  задание

Рекомендации по выполнению задания.

Организационный момент

5 мин

На доске слайд 1.

Запишите тему занятия в тетрадь.

Сформулируйте цель занятия

При формулировке цели занятия вспомните, что вам известно о словосочетании как синтаксической единице

Актуализация прежних знаний

30 мин

1.Ответьте на вопросы:

-Что такое словосочетание?

-Что нельзя назвать словосочетанием?

-Какова структура словосочетания?

-Назовите типы словосочетаний по главному слову

2.Выполните задания по группам:

1 группа выписывает именные словосочетания,

2 группа – глагольные,

3 группа – наречные.

3.Ответьте на вопрос:

3.-Какие виды синтаксической связи используются в словосочетаниях?

Выполните задание:

Выписать из текста (Приложение №1) словосочетания

1 вариант- с сочинительной связью,

2 вариант – с подчинительной связью.

4.Ответьте на вопросы:

-Какая группа словосочетаний требует нашего дальнейшего внимания?

-Какие способы подчинительной связи выделяют в словосочетаниях? Дайте определение

1.При формулировании ответов следите за точностью и логичностью высказывания, будьте внимательны при проверке ответов (Ответы на поставленные вопроса на слайдах презентации №4- №7).

2.Будьте внимательны при выполнении задания (слайд №8).

3.Будьте справедливы и объективны во время взаимопроверки.

4.Проверьте правильность ответов на слайдах№12-№14

Подведение итогов по актуализации знаний

5 мин.

Заполните карточку – кластер. (Приложение №2).

Не забудьте осуществить самопроверку

Получение практических умений и навыков.

Самостоятельная работа, включающая

умение изменять способы связи в словосочетаниях

10 мин.

 Ответьте на вопрос:

-Можем ли мы,  изменяя строение словосочетания, получить другой способ связи?

Каждая группа меняет способ связи:

1 группа – из согласования в управление,

2 группа – из управления в согласование,

3 группа из управления в примыкание.

Мотивационный этап

25 мин

Прочитайте текст Ю. Нагибина «Чистые пруды» (Приложение №3).

Выпишите глагольные словосочетания.

Используя выписанные словосочетания, создайте свой текст на тему «Улица моего детства».

Рефлексия

10 мин

Подводя итог нашему занятию, ответьте на вопросы:

1. Выполнили ли мы поставленную в начале занятия цель?

2. Что было полезно вспомнить?

3. Что удалось на занятии?

4. На что ещё следует обратить внимание?

5. Как оцениваете свою работу на занятии?

Домашнее задание

5 мин

§25 упр.193


Приложение №1

Чистые пруды… Для иных это просто улица, бульвар, пруд, а для меня – средоточие самого прекрасного, чем было исполнено мое детство, самого радостного и самого печального, ибо печаль детства тоже прекрасна.
   Было время, я знал там каждую скамейку, каждое дерево, каждый куст крапивы возле старой лодочной станции, каждую световую надпись «Берегись трамвая!», мигающую красным на переходе. У Телеграфного переулка в слове «Берегись» три последние буквы не загорались, получалось красиво и загадочно: «Берег трамвая». И сколько же свиданий назначалось на этом берегу! Мы, мои сверстники и я, не береглись трамвая, как в дальнейшем не береглись жизни.

Приложение№ 3

Чистые пруды – столбовая дорога нашего детства. На Чистые пруды водили нас няньки, по Чистым прудам ходили мы в школу и на Главный московский почтамт: он шефствовал над нашей школой. Мы ходили туда в ранние утренние часы, чтобы собирать бумажный утиль в его просторных, тихих залах, где нежно шуршали ролики конвейеров, развозящих по этажам письма в конвертах, пакеты с красными сургучными печатями, кипы брошюр и газет... На Чистых прудах находились наша библиотека, наш тир, наш клуб без стен, где решались наши пионерские дела, и наш райвоенкомат, откуда в сорок первом мы уходили на войну…


Приложение 2


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Занятие по теме: « Словосочетание. Виды словосочетаний»

Слайд 2

Язык неистощим в соединении слов. А . С. Пушкин

Слайд 3

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: обобщить, систематизировать, закрепить знания о словосочетаниях как синтаксической единице и способах связи слов в словосочетании

Слайд 4

Словосочетание - это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных друг с другом по смыслу или грамматически. Зелёная доска, работали с учебником, писали разборчиво

Слайд 5

Не являются словосочетаниями: сочетание самостоятельного слова со служебным: около дома, перед грозой, пусть поет; сочетания слов в составе фразеологизмов: бить баклуши, валять дурака, сломя голову; подлежащее и сказуемое: наступила ночь; составные словоформы : более светлый, будет ходить

Слайд 6

В словосочетании выделяется главное и зависимое слово x Зелёная доска, x работали с учебником, x писали разборчиво.

Слайд 7

Виды словосочетаний именные наречные глагольные

Слайд 8

Ч..тать книгу, сле ..ка пр ..к.. снуться , га(л, лл ) ереи и музеи, предл..жить помощь, очень хорош.., вчера и сегодня, к.. сательная линия, (не)далеко от дома, с..деть прямо, слушать вн .. мательно , не (по) летнему холодно, выб ..рать подарок, обж .. гающий жар.

Слайд 9

Виды связи в словосочетаниях сочинительная подчинительная

Слайд 10

Сочинительные словосочетания - такие словосочетания, в которых объединяются равноправные слова: в них невозможно задать вопрос от одного слова к другому, например: небо и земля ; меленький, но уютный ; завтра или сегодня ; реки, озера, моря .

Слайд 11

Чистые пруды… Для иных это просто улица, бульвар, пруд, а для меня – средоточие самого прекрасного, чем было исполнено мое детство, самого радостного и самого печального, ибо печаль детства тоже прекрасна. Было время, я знал там каждую скамейку, каждое дерево, каждый куст крапивы возле старой лодочной станции, каждую световую надпись «Берегись трамвая!», мигающую красным на переходе. У Телеграфного переулка в слове «Берегись» три последние буквы не загорались, получалось красиво и загадочно: «Берег трамвая». И сколько же свиданий назначалось на этом берегу! Мы, мои сверстники и я, не береглись трамвая, как в дальнейшем не береглись жизни.

Слайд 12

Примечание: По мнению многих филологов, сочинительные сочетания слов словосочетаниями не являются. Их включение или не включение в словосочетания определяется позицией авторов учебных пособий.

Слайд 13

Виды подчинительной связи в словосочетаниях согласование управление примыкание

Слайд 14

Виды словосочетаний по способу связи: Согласование Зависимое слово отвечает на вопросы Какой? Чей? Управление Зависимое слово отвечает на вопросы косвенных падежей Примыкание Зависимое слово – неизменяе -мая часть речи

Слайд 15

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ ТИП СИНТАКСИС ВИД предложение СТРОЕНИЕ Схема-кластер

Слайд 16

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ ТИП СИНТАКСИС ВИД предложение СТРОЕНИЕ ПРИМЫКАНИЕ Схема-кластер

Слайд 17

1 группа. Из согласования в управление: Соломенная шляпа, мамино платье, библиотечная книга, цветочный магазин, плавательный бассейн 2 группа Из управления в согласование Журнал с иллюстрациями, след зверя, тишина ночи, штаб дивизии, отчет за год 3 группа Из управления в примыкание С усердием работать, говорил с восторгом, страсть к путешествию, помощь брата, способность к рисованию

Слайд 18

Чистые пруды – столбовая дорога нашего детства. На Чистые пруды водили нас няньки, по Чистым прудам ходили мы в школу и на Главный московский почтамт: он шефствовал над нашей школой. Мы ходили туда в ранние утренние часы, чтобы собирать бумажный утиль в его просторных, тихих залах, где нежно шуршали ролики конвейеров, развозящих по этажам письма в конвертах, пакеты с красными сургучными печатями, кипы брошюр и газет... На Чистых прудах находились наша библиотека, наш тир, наш клуб без стен, где решались наши пионерские дела, и наш райвоенкомат, откуда в сорок первом мы уходили на войну…

Слайд 19

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)

Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения второго открытого у...