Разработка урока литературы для учащихся 10 класса по творчеству Ф.М.Достоевского
план-конспект урока по литературе (10 класс)
Разработка урока литературы по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание". Тема - "Путь человека к правде собственного сознания в полифонической вселенной Достоевского".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка урока литературы по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ
Русская литература, мировая художественная культура
Учитель: Семёнова И.В.
ТЕМА УРОКА: Путь человека к правде собственного сознания
в полифонической вселенной Ф.М. Достоевского
ТИП УРОКА: комбинированный урок; урок межпредметных связей;
урок применения ИТ и ООТ.
ЦЕЛЬ УРОКА: рассмотреть полифоническую природу романа
Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
ЗАДАЧИ УРОКА:
- воспроизвести голоса романа согласно их со- и противоположениям;
- рассмотреть архитектонику романа Достоевского согласно диалогической природе слова писателя;
- соотнести «неумолчный» и «безысходный» спор голосов с идеей поиска человеком правды собственного сознания;
- изучение темы на четвёртом уровне системности знаний;
- развитие эмоциональной сферы учащихся;
- развитие способности выражать себя через восприятие искусства;
- развитие монологической речи.
ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
презентация виртуальных версий учащихся по темам «Два голоса
Раскольникова» и «Путь Раскольникова к правде собственного
сознания»; декламационное воспроизведение полифонии романа;
интерпретация ключевых эпизодов романа; классификация данных;
пополнение и активизация словаря; поиск аргументов,
подтверждающих правильность идеи;
совершенствование речевой культуры; обобщение.
МЕТОДЫ РАБОТЫ: проблемный, эвристический
НЕОБХОДИМОЕ ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ: смарт-доска, компьютер,
экран для проецирования.
ЗАДАНИЕ К УРОКУ: подготовить компьютерные презентации «Страничка к
уроку»: «Два голоса Родиона Раскольникова» и «Путь Родиона
Раскольникова к правде собственного сознания».
ХОД УРОКА
I этап
Организация начала урока. Актуализация знаний.
Звучит полифоническая музыка И.С.Баха. На экране - первая часть
компьютерной презентации.
Слово учителя:
- Мне довелось присутствовать при беседе журналиста с одной школьницей, которая изобразила цветной тушью своё восприятие нашей планеты. На её графическом рисунке от земного глобуса исходили волны криков о помощи, о боли, о любви и ненависти. На вопрос журналиста о значении рисунка девочка сказала: «Я так слышу планету»…
…Потоки информации окружают нас, столько голосов вокруг! Как отделить от всего наносного, неестественного - подлинное?
Разве не в таком сложном мире мечется герой Достоевского Родион Раскольников?
И его путь - это путь к правде собственного сознания.
Тема нашего урока - « Путь человека к правде собственного сознания
в полифонической вселенной Достоевского».
Два эпиграфа - пусть они помогут нам рассмотреть полифоническую природу романа «Преступление и наказание»:
Я беру… человека во всём
недоконченного, изверившегося.
Ф.М.Достоевский
Я себя убил, а не старушонку!
(из реплики Родиона Раскольникова)
Задачи урока:
- воспроизвести голоса романа согласно их со- и противоположениям;
- рассмотреть архитектонику романа Достоевского согласно диалогической природе слова писателя;
- соотнести «неумолчный» и «безысходный» спор голосов с идеей поиска человеком правды собственного сознания.
- Рассмотрим термин «полифония». Каково его значение?
Справка - на экране:
В музыке термин «полифОния» означает «контрапункт», вид многоголосия, основанный на одновременном гармоническом сочетании и развитии двух или нескольких самостоятельных голосов (мелодических линий).
В литературе: полифонИя – особая форма авторского видения мира и человека, смысл которой заключается в сосуществовании в одном произведении множества персонажей со своими идеологическими установками, равноправными авторской идее.
ГОЛОСА романа понимаются как воспроизведение героями собственного «знания о мире», которое не совпадает с авторским. Авторская позиция не доминирует.
- Расскажите о концепции учёного, который применил данный термин к творчеству
Достоевского.
(Михаил Михайлович Бахтин, замечательный русский филолог,
сопоставлял романы Достоевского с «Божественной комедией» Данте,
отмечая многоголосость произведений великого русского мыслителя и
писателя.
М.М.Бахтин писал, что Достоевский в своих главных произведениях,
как правило, «ведёт» все голоса персонажей как самостоятельные партии.
Борьба и взаимное отражение сознаний и идей составляет, согласно Бахтину,
суть поэтики писателя. Его герой, пишет Бахтин, «более всего думает о том,
что о нём думают и могут думать другие, он стремится забежать вперёд
чужому сознанию, каждой чужой мысли о нём, каждой точке зрения на него.
Неотъемлемой чертой полифонического романа Бахтин считает то, что голос
автора романа не имеет никаких преимуществ перед голосами персонажей).
Эта особая одаренность Достоевского слышать и понимать все голоса сразу и одновременно, равную которой можно найти только у Данте, и позволила ему создать полифонический роман. Объективная сложность, противоречивость и многоголосость эпохи Достоевского, положение разночинца и социального скитальца, глубочайшая биографическая и внутренняя причастность объективной многопланнсти жизни и, наконец, дар видеть мир во взаимодействии и сосуществовании – все это образовало ту почву, на которой вырос полифонический роман Достоевского.
М.М Бахтин
- Какова партия Родиона Раскольникова в романе? Какова его составляющая
контрапункта романа?
( Первый сон Раскольникова: на экране противопоставлены изображения
Церкви и кабака. Интерпретацию эпизода «Первый сон Раскольникова»
даёт учащаяся из филологической группы.
Другой ученик говорит о теории Раскольникова:
Раскольников хотел «поправить» природу общественных отношений насильственными средствами.
Теория Раскольникова:
«Люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда:
- на низший разряд (обыкновенных), то есть
на материал, служащий единственно для зарождения себе
подобных;
- и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово» (это Наполеоны и Магометы).
Первые склонны к послушанию, смирению, благоговению перед законом.
Вторые – во имя нового, лучшего могут преступить закон «для своей идеи», если потребуется, «дать себе разрешение перешагнуть через кровь».
Наполеоны совершают преступления, которые «разрешаются по совести»; то есть во имя прогресса кровь «кровь по совести» может быть оправдана, разрешена, даже необходима.
Суть эксперимента героя: убить, чтобы проверить, «тварь ли он дрожащая» или «право имеет».)
II этап урока
Поисковая «лаборатория». Обобщение и систематизация знаний.
- Верит ли Раскольников безоговорочно своей идее? Аргументируйте свою мысль.
Рассмотрение картин Джотто (изображение Мадонны) и гравюр на тему «Ад
города», а также иллюстраций к роману «Преступление и наказание»; наблюдение
картины Рафаэля «Сикстинская Мадонна» и воспроизведение мотивов
прощения и воскресения, связанных с образом «скорбной юродивой».
- Голос Раскольникова «расколотый», двойной. Представьте свои виртуальные версии
странички по теме «Два голоса Раскольникова».
Ученики представляют свои работы (2-3, выбраны лучшие).
- Как найти правду собственного сознания среди разноголосицы общества,
если
в каждом голосе - два спорящих голоса,
в каждом выражении – надлом и готовность тотчас же перейти в
другое, противоположное выражение;
в каждом жесте - уверенность и неуверенность одновременно..?
( М.М.Бахтин отмечал ещё одну особенность романа Достоевского: герой, «обрастая» чужими голосами, приобретает идеологических двойников (Свидригайлов и Лужин). Ему предстоит искать свой «чистый» голос, «обрастая» чужими голосами).
- Каково значение в этих поисках Раскольникова евангельской притчи о воскрешении Лазаря?
(Голоса Сони, Порфирия Петровича настойчиво напоминают о евангельской
притче о воскрешении Лазаря. Мотив воскрешения души человеческой и мотив
креста сопутствуют мотиву пути героя).
Учащиеся филологической группы дают интерпретацию притчи в обрамлении
художественных деталей двух эпизодов.
Родион отступился от веры: он не увидел в окружающей жизни сил, способных победить зло. Светлая сторона души Родиона и тёмная сторона его души. Герой в плену идеи. Цель действий - счастье миллионов.
Раскольников себя своей теорией заменил. теория стала для него безусловной религией. Трагедия личности. Он убивает в себе человека. Ум Раскольникова – это ум прагматика: он пытается заключить в одну формулу всю историю эволюции человечества.
Каковы мотивы преступления? Это дьявольский эксперимент на самоопределение. Хотел быть Наполеоном: надо было проверить, сможет он это вынести или нет.
Какая сила ведёт Раскольникова?
- Это колоссальная сила идей.
Он одержим идеей. Раб идеи (как робот идёт). Раскольников думал, что разумом можно всё предусмотреть, а жизнь оказывается уникальной.
Второй сон: лунный свет (болезненный цвет), жёлтые обои. Старуха смеётся! Приходит осознание, что он обычный человек.
Наказание Раскольникова: внутреннее несогласие с самим собой выльется в конфликт, в трагедию героя.
III этап урока
Применение обобщённых ЗУН в новых условиях.
- Итак, кроме расколотого голоса героя звучат голоса других персонажей романа: одни из них против идеи Родиона, другие - «за». Давайте воспроизведём эти голоса.
Участники полифонического воспроизведения «многоголосости»
романа декламируют по очереди свои реплики.
- А теперь давайте воспроизведём это многоголосие в соответствии со структурой романа. Подумайте, как относятся к идее Раскольникова голоса персонажей? Займите ту позицию, которую, по-вашему, выбрал «ваш» (тот, который вам достался на карточке) голос: первый ряд - голоса «против идеи»; второй ряд - голоса «за идею».
Реплики участников интерпретации полифонической вселенной
Достоевского:
Голос Раскольникова:
- И неужели такой ужас мог прийти мне в голову? На какую грязь способно, однако, моё сердце! Главное: грязно, пакостно, гадко, гадко!
- Я не верю в будущую жизнь… Да, может, и бога-то совсем нет…
- Я ведь только вошь убил, бесполезную, гадкую, зловредную.
- Узнать хотел, смогу ли я переступить или не смогу! Тварь ли я дрожащая
или право имею…
- Я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил…
- А старушонку эту чёрт убил, а не я. А я себя убил.
Голос Мармеладова:
- Честным трудом прожить нельзя…
- Ведь надо же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти…
Голос Лужина:
- Наука же говорит: возлюби, прежде всех, одного себя, ибо всё на свете на личном интересе основано.
Голос Катерины Ивановны:
- Бог милостив, да не до нас! Господи! Неужели ж нет справедливости! Кого ж тебе защищать, коль не нас, сирот?
Голос Свидригайлова:
- Разум-то ведь страсти служит…
… между нами есть какая-то точка общая…
- А что, если там одни пауки или что-нибудь в этом роде. Вот и вся вечность…
Голос Дуни:
- Если я погублю кого, так только себя одну… Я ещё никого не зарезала!
Голос Разумихина:
- Ведь это разрешение крови по совести, это… это, по-моему, страшнее, чем бы официальное разрешение кровь проливать, законное.
- По твоей теории получается, что людей резать можно?
Голос Сони:
- Да ведь я божьего промысла знать не могу... И к чему вы спрашиваете, чего нельзя спрашивать?... И кто меня тут судьёй поставил: кому жить, кому не жить?
- Это человек-то вошь!
- Нет тебя несчастнее никого теперь на целом свете!
- Надо страдание принять и искупить себя им, вот что надо.
Голос Порфирия Петровича:
- Ну, полноте, кто ж у нас на Руси себя Наполеоном теперь не считает?
- А вы ведь вашей теории уже больше не верите…
- Вы лукаво не мудрствуйте, отдайтесь жизни прямо, не рассуждая, не беспокойтесь, прямо на берег вынесет и на ноги поставит.
IV этап урока
Рефлексия
- Обоснуйте выбор позиции своего персонажа.
- Каким образом позиция вашего персонажа перекликается с выбором
Раскольникова?
- Каковы этапы пути Родиона Раскольникова к правде собственного
сознания?
Просмотр мини-презентаций учащихся по теме: «Путь Раскольникова к правде собственного сознания». Комментирование авторами своих работ (2 работы).
(См. презентацию)
- К чему ведёт поиск героем своего пути?
Это путь Раскольникова к любви: сердце героя хочет любить!
V этап урока
Контроль усвоения ЗУН.
С какими высказываниями вы согласны? Аргументируйте свой ответ.
- Полифония - основная особенность романа Достоевского.
- В основе композиционного решения «Преступления и наказания» - диалог (идея – антиидея; «за» - «против»).
- В основе психологического анализа Достоевского изображение сознания героя в его столкновении с другими сознаниями.
- Раскольников не желает искать свой собственный «нерасколотый» голос.
(… идея Раскольникова живёт в непрерывном диалогическом взаимодействии с другими полноценными идеями - идеями Сони, Порфирия Петровича, Свидригайлова…
М.М. Бахтин)
Основную художественную идею Достоевского прекрасно выразил М.М.Бахтин: «Ничего окончательного в мире ещё не произошло, последнее слово мира и о мире ещё не сказано, мир открыт и свободен, ещё всё впереди и всегда будет впереди».
VI этап урока
Выводы. Обобщения.
- Предложите свою формулировку в качестве дополнения к трём
тезисам.
Выводы:
- Полифония - множественность самостоятельных и неслиянных голосов и сознаний в романе; изображение множественности равноправных сознаний с их мирами.
Роман Достоевского – полифонический.
- Путь Раскольникова к себе убедил его в том, что безобразие разрушает, а красота (любовь) возвышает человека.
- … И всё-таки побеждает Человек Раскольников - Человек, потрясённый страданиями и слезами людскими, глубоко сострадающий и в глубине души своей уверенный, что не вошь человек, с самого начала «предчувствовавший в своих убеждениях ложь».
- …
- …
Учащиеся читают свои варианты выводов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 10 классе по творчеству Ф.М.Достоевского
Цель и задачи урока :Цель: создание условий для формирования нравственных ценностей через постижение смысла романа Ф.М. Достоевского « Преступление и наказание»Задачи:Обучающие-- познакомить обуч...
Урок литературы в 10 классе на тему: "Дети в творчестве Ф.М.Достоевского".
"В сегодняшнем мире... тревожный набат Достоевского гудит, неумолчно взывая к человечности и гуманизму",- писал Ч.Айтматов. Эти слова писателя проходят красной нитью через весь урок. Среди "униженных ...
Урок литературы в 10 классе" Тема власти в творчестве Ф.М.Достоевского и П.Зюскинда ".
В разработке урока представлен сравнительный анализ героев "Преступления и наказания" и "Парфюмера", рассматривается тема власти в литературе, подходы к ней авторов 19 и 20 века....
Урок литературы в 10 классе по творчеству Ф.М.Достоевского. РОЛЬ ПЕЙЗАЖА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ
Как правило, о роли пейзажа в художественном произведении мы говорим с учащимися еще в среднем звене, во время изучения повести А.С.Пушкина «Дубровский», затем, обращаясь к тургеневской «Асе», к п...
Доклад по творчеству М.Ф. Достоевского на тему:"Символика чисел христианского календаря в творчестве Ф.М.Достоевского".
Символика чисел христианского календаря в разных произведениях Ф.М.Достоевкого,которые проходят на уроках литературы в старших классах....
Урок литературы в 9 классе по творчеству Ф.М.Достоевского "Ибо хочу быть человеком..."
Урок знакомства с биографией, мировоззрением и творчеством писателя....
Контрольная работа по литературе, 8 класс (по творчеству Ф. М. Достоевского, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого),
Конторольная работа включает задания трёх уровней (по произведениям Ф. М. Достоевского "Белые ночи", И. С. Тургенева "Ася", Л. Н. Толстого "Отрочество"....