Урок литературы в 9 классе по творчеству Ф.М.Достоевского "Ибо хочу быть человеком..."
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему
Урок знакомства с биографией, мировоззрением и творчеством писателя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_uroka_dostoevskiy.docx | 43.7 КБ |
dostoevskiy_otkrytyy_urok.pptx | 1.96 МБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок-исследование: «…Ибо хочу быть человеком.» Ф.М.Достоевский. Путь длиною в жизнь.
Объект исследования: Биография, творческое наследие, образ человека в аспекте рассмотрения Достоевского.
Цель урока: познакомить учащихся с биографией писателя, показать основы формирования его мировоззрения и влияния его на творчество Достоевского. Показать связь литературы с историей и живописью.
- Показать связь личности писателя, его мировоззрения с героями его книг.
- Продолжить воспитание чувства гордости за русскую литературу
Форма обучения: групповая, индивидуальная.
Тип урока: урок-исследование.
Оборудование: СD: "Классика (электронная книга) Достоевский Ф.М., полное собрание сочинений", компьютер, проектор, презентация учителя к уроку, презентации учащихся.
Структура урока.
1. Организационный момент .
2. Вступительное слово учителя.
3. Оформление тетрадей.
4. Слово учителя.
5. Знакомство с этапами биографии писателя. Сообщения учащихся, просмотр видеосюжетов.
6. Знакомство с мировоззрением Достоевского, связь его творчества с русской действительностью.
7. Исследование его творчества на основе мировоззрения.
8. Итог урока и домашнее задание.
Человек есть тайна. Ее надо разгадать,
и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь,
то не говори, что потерял время;
я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком.
Ф.М.Достоевский
Ход урока.
- Учитель: Мы начинаем знакомство с творчеством еще одного замечательного русского писателя Ф.М.Достоевского. Это интересная личность, загадочный и сложный писатель и великолепный человек, оставивший в памяти читателей прекрасные произведения, которые учат нас жизни, правде, справедливости и доброте.
- В тетрадях запишите тему нашего урока. Работать будем по группам, весь класс делится на три группы, все учащиеся групп должны делать записи по ходу рассуждений и исследований в тетрадях по темам, которые будут указаны. В конце урока представители каждой группы должны рассказать классу, какой образ смогли они увидеть из представленного на уроке материала.
- А сейчас мы попытаемся на какое-то время стать самостоятельными экспертами и психологам и определить наиболее яркие качества человека по некоторым чертам его лица, воплощенным различными художниками. Вначале я предложу вашему вниманию портреты писателя разных художников, а затем несколько высказываний самого писателя. Ваша задача состоит в том, чтобы на основе предложенного сформировать мнение о человеке, о его личностных качествах, о нем как о писателе и мыслителе.
- Сейчас я бы хотела обратить ваше внимание на портреты Достоевского, внимательно всмотритесь в каждый из них, обратите внимание на то, что на каждом полотне особый взгляд на писателя, на его сосредоточенность, взгляд, выражение лица.
Демонстрируются слады с портретами писателя.
- Итак, какой человек предстал перед вами? Что необыкновенного в его внешности, выражении лица?
Какие черты человека, писателя, художника вы увидели в его портретах?
Что нам помогает это понять?
(ответы учащихся)
Вывод: Черты лица писателя передают следы переживаний, которые наложили отпечаток на его жизнь. Взгляд человека испытующий, меткий, пристальный, что говорит о том, что это человек наблюдательный, мыслящий, анализирующий.
- Мы продолжаем наше исследование. Нельзя говорить о писателе, его жизни и мировоззрении, ничего не узнав о времени, в которое он жил и создавал свои произведения? Федор Михайлович Достоевский жил и творил во второй половине 19 века, вспомните, что это было за время?
- Какие исторические события могли коснуться этого человека и оказать влияние на формирование его личности?
(Ответы учащихся и слайды презентации с иллюстрациями событий второй половины 19 века)
Вывод: Переломное время, эпоха реформ, изменений привычного жизненного уклада не могли не повлиять на формирование взглядов на жизнь писателя.
- А теперь мы подошли к более серьезному этапу нашей работы, это глубокое исследование – внимательно ознакомьтесь со словами писателя, которые сейчас будут вам представлены, вдумайтесь в них и попытайтесь определить, какой человек перед нами, каковы его взгляды на жизнь, его помыслы.
На слайде:
«Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком».
«Смири свою гордость, гордый человек, поработай на ниве, праздный человек!».
«Братья, - не бойтесь греха людей, любите человека и во грехе его, ибо сие уже подобие Божеской любви и есть верх любви на земле...»
“Кто истинный друг человечества, - у кого хоть раз билось сердце по страданиям народа, тот поймет и извинит всю непроходимую наносную грязь, в которую погружен народ наш, и сумеет отыскать в этой грязи бриллианты.
«Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей»
«Главное – люби других как себя, вот что главное, и это всё, больше ровно ничего не надо: тотчас найдёшь, как устроиться. А между тем ведь это только – старая истина, которую биллион раз повторяли и читали, да ведь не ужилась же!»
(ответы учащихся)
- - А сейчас мы проверим, насколько ваши мнения оказались правильными.
Прежде чем определить это, мы познакомимся с биографией писателя.
(О биографии рассказывают учащиеся).
- Детство и юность. (Приложение1) (Трусов А.)
- Арест, каторга и возвращение к жизни.( Приложение 2)(Васенина А.)
- Семья и творчество. (Приложение 3)(Ершова М.)
- Мнение о человеке не будет полным, пока мы не узнаем о его взглядах на жизнь, о его мировоззрении, поэтому попытаемся подступить вплотную к этой мысли.
(Сообщение о становлении мировоззрении писателя).- Качмашева С.( Приложение 4)
(О мировоззрении писателя:
Христос для Достоевского не отвлеченный нравственный идеал, не абстрактная философская истина, но абсолютное, превысшее все личностное Благо и совершенная Красота. Поэтому он пишет к Фонвизиной: “Если б кто доказал мне, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться со Христом, нежели со истиной?”. Именно потому он с таким сарказмом говорит через Алешу Карамазова о псевдопоследовании Христу: “Не могу я отдать вместо всего два рубля, а вместо “иди за Мной” ходить лишь к обедне”. В таком случае действительно от Христа остается лишь “мертвый образ, которому поклоняются в церквах по праздникам, но которому нет места в жизни”)
Вывод: Мировоззрение писателя формировалось длительное время – с ранней юности, со знакомства с философией Фурье в кружке Петрашевского, с почвенничества до осмысления христианских истин на каторге и по возвращении с нее. Писатель не расставался с Евангелием до конца жизни, руководствовался во всех жизненных ситуациях христианскими заповедями.
- Учитель: Известный доктор богословия А.И.Осипов так говорит о Достоевском: «Федор Михайлович Достоевский принадлежит к той сравнительно небольшой части людей, которые несут в себе какой-то неугасающий огонь, непрерывно жгущий их души исканием Истины и приносящий им глубокое страдание, пока не найдут ее.»
Достоевский показал нам, читателям, «обнаженное сердце» человека в свете Евангелия. А любил он прежде всего живую человеческую душу во всем и везде, и верил он, что мы все - род Божий, верил в бесконечную силу человеческой души, торжествующую над всяким внешним насилием и над всяким внутренним падением”, - так говорил на могиле Достоевского 1 февраля 1881 года В.С. Соловьев.
Учитель: А теперь важно разобраться в том, что же представляет собой человек в понимании Достоевского?
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вспомнить те основные взгляды на человека, которые господствовали в просвещенном обществе того времени. Их три.
1. Человек - это коварная, чувственная и эгоистическая обезьяна, несущая в себе наследие своих животных предков. (Вероятно, с т.з. естественных наук)
2. Человек - добр, любвеобилен, способен к самопожертвованию и т.п. Дурные качества, которые мы замечаем в человеке, не суть свойства его природы, но прямые следствия развития цивилизации, которая внесла в человека дисгармонию, отдалив его от природы, от естественной жизни. (С т.з. религии)
3. Человек не зол и не добр по природе, он - чистая доска, на которую лишь социальная среда во всем многообразии ее факторов наносит уже соответствующие письмена. (С т.з философии)
- Эти три взгляда приводит профессор А.И.Осипов в своей лекции «Достоевский и христианство». Как вы думаете, какое отношение имеют эти взгляды к творчеству писателя?
Вывод: Все три теории вызывают критику у писателя. Достоевский считал: «Ни в каком устройстве общества не избегнете зла… душа человеческая останется та же… ненормальность и грех исходят из нее самой»
Учитель: Какое мнение сложилось у вас о Достоевском как человеке в свете той информации, которую вы узнали на уроке?
(Ответы учащихся)
- Вспомните, через какие жизненные испытания пришлось пройти этому человеку и как они воспитали его?
(Ответы учащихся)
- Учитель: Величайшая заслуга Достоевского как писателя-психолога в том и состоит, что он не только сам познал свое падение, смирился и пришел через труднейшую борьбу к истинной вере во Христа, как и говорил о себе: “Не как мальчик же я верую во Христа и Его исповедую, а через большое горнило сомнений моя осанна прошла”, - но и в том, что в необычайно яркой, сильной, глубокой художественной форме раскрыл миру этот путь души. Достоевский как бы еще раз благовествовал миру христианство, и так, как, по-видимому, никто из светских писателей еще ни до, ни после него не сделал.
В смирении видит Достоевский основу для нравственного возрождения человека и для принятия его Богом и людьми. Без смирения не может быть исправления, в котором нуждаются все без исключения живущие, ибо во всех присутствует зло и великое зло.
Смирение не унижает человека, а напротив, ставит его на твердую почву самопознания, реалистического взгляда на себя, вообще на человека, поскольку смирение и есть тот свет, благодаря которому только человек видит себя таким, каким он является на самом деле. Оно есть свидетельство великого мужества человека, как не убоявшегося встретиться с самым грозным и неумолимым соперником - совестью своей. Для самолюбивого и тщеславного это не под силу. Смирение является твердой основой, солью всех добродетелей. Без него они вырождаются в лицемерие, ханжество, гордыню.
Учитель: Какого человека, по-вашему, можно назвать добрым?
- А какого – богатым духом?
(ответы учащихся)
7. В Евангелии есть слова, которые часто упоминал Достоевский и даже попытался их переложить по-своему: «Блаженны нищие духом, яко тех есть Царство Небесное».
- Как вы понимаете эти слова? В чем их суть?
(ответы учащихся)
Учитель:
- Как вы думаете, какое отношение эта евангельская истина имеет к творчеству Достоевского? Попытайтесь ответить на этот вопрос, опираясь только на мировоззрение писателя.
(Человек, ощущающий свое несовершенство, будет искать пути духовного роста. Именно таких героев мы можем увидеть в произведениях Достоевского)
- Каким, на ваш взгляд, должны быть произведения Достоевского? Какими вы видите его героев?
(ответы учащихся)
Учитель: Один из героев романа «Преступление и наказание» пьяница Мармеладов говорит о Страшном суде Божием: “И всех рассудит и простит, и добрых и злых, и премудрых и смирных... И когда уже кончит над всеми, тогда возглаголет и к нам: “Выходите, скажет, и вы! Выходите пьяненькие, выходите слабенькие, выходите соромники!”. И мы выйдем все, не стыдясь, и станем. И скажет: “Свиньи вы! Образа звериного и печати его; но приидите и вы!”. И возглаголят премудрые, возглаголят разумные: “Господи! Почто сих приемлеши?”. И скажет: “Потому их приемлю, премудрые, потому их приемлю, разумные, что ни един из сих сам не считал себя достойным сего”... И прострет к нам руци Свои, и мы припадем... и заплачем... и все поймем! Тогда все поймем!... и все поймут”.
Вот так он переложил суть евангельской истины о спасении «Блаженны нищие духом…».
- Или любовь в произведениях Достоевского - это жалость того же князя Мышкина к ударившему его купцу Рогожину, это сострадание к страждущему телом и душой ближнему, неосуждение его: “Братья, не бойтесь греха людей, любите человека и во грехе его”.
Вывод: Профессор Осипов говорит: «Хотел Достоевский и показал со всей силой своего таланта, что живет Бог в человеке, живет в человеке добро, несмотря на всю ту “наносную грязь”, которой покрывает он себя. Хотя и не ангел человек по жизни своей, но и не злобное он животное по своей сущности. Он именно образ Божий, но падший.
Потому Достоевский и не произносит суда на грешника, что видит в нем искру Божию, как залог его восстания и спасения».
Итог урока:
1)Итак, каким, ребята, предстал перед вами Достоевский на основе нашего разговора, слово 1-ой группе, затем 2-ой и 3-ей.
2)Составление синквейна.
Домашнее задание:
- Рассказ о Достоевском на основе сделанного исследования;
- Прочитать повесть «Белые ночи»;
- Сочинение-миниатюра «Мой взгляд на Достоевского».
Приложение 1
Детство, юность
Фёдор Михайлович Достоевский родился 11 ноября 1821 года в Москве. Отцом будущего писателя был отставной военный лекарь Михаил Андреевич (кстати, участник Отечественной войны 1812 года), а матерью Мария Фёдоровна( в девичестве Нечаева). Первым ребёнком в семье был Михаил, а Фёдор- вторым.
Всю жизнь два старших брата оставались самыми близкими людьми.
Кроме вышеперечисленных детей, в семье Достоевских росло ещё пятеро детей- Варенька, Андрей, Верочка, Николай, и самым младшим ребёнком была Александра.
Отец семейства был строгим человеком. Он установил дома порядок и требовал, что бы неукоснительно его соблюдали.
Но была добрая и ласковая мама. Была ещё няня, взятая из московских мещанок по найму, звали которую Алёна Фроловна. Достоевский вспоминал её с такой же нежностью, как Пушкин вспоминал Арину Родионовну.
Именно от неё он услышал первые сказки: про Жар-Птицу, Алёшу Поповича, Синюю Птицу и т.д. Часто по вечерам в семье Достоевских проходили семейные чтения.
Читались историк Карамзин, писатели и поэты Державин, Лажечников, Загоскин, Жуковский и конечно же Пушкин. Младший брат Фёдора Михайловича Андрей Михайлович, писал что "брат Федя более читал сочинения исторические, серьёзные, а также попадавшиеся романы. Брат же Михаил любил поэзию и сам пописывал стихи... Но на Пушкине они мирились, и оба, кажется, тогда чуть не всего знали наизусть...". Гибель Александра Сергеевича юным Федей была воспринята как личное горе. Андрей Михайлович писал: "брат Федя в разговорах со старшим братом несколько раз повторял, что ежели бы у нас не было семейного траура (умерла мать- Мария Фёдоровна), то он просил бы позволения отца носить траур по Пушкину".
C 1834 года, юных Фёдора и Михаила определяют в пансион Л.И.Чермака, который располагался на Басманной улице, где они учились до 1837 года. О Достоевском-пансионере рассказывал его соученик В.М.Каченовский: "...это был сериозный, задумчивый мальчик, белокурый, с бледным лицом. Его мало занимали игры: во время рекреаций он не оставлял почти книг, проводя остальную часть свободного времени в разговорах со старшими воспитанниками пансиона...".
Как уже сообщалось выше, зимой 1837 года умерла мать Фёдора Михайловича, и этот период принято считать окончанием детства писателя. А ровно через год, он вместе с братом Михаилом едет в Санкт-Петербург, поступать в Инженерное училище. Но Михаила туда не могут зачислить по состоянию здоровья и он вынужден был поступить в инженерные юнкера в Ревеле.
Фёдор Михайлович Достоевский не очень любил распространяться про службу и учёбу в Инженерном училище, как во время учёбы, так и после. Наверное, это связано с тем, что он поступил туда только по воле отца, который умер в начале лета 1839 года. Будущий писатель очень тяжело перенёс эту трагедию, тем более что упорно ходили слухи о том, что Михаила Андреевича, который любил приставать к деревенским девкам, убили собственные крестьяне в селе Даровое(Тульская губерния, в котором маленький Федя проводил каждое лето), которое они купили в 1831 году. И именно со смертью отца, связан первый приступ эпилепсии, который преследовал Фёдора Михайловича до конца жизни.
Одним из счастливых моментов в первые годы жизни и учёбы Достоевского в Петербурге являлось общение с поэтом-романтиком И.Н.Шидловским. Вот что писал он брату Михаилу: "...О, какая откровенная, чистая душа!... О, ежели бы ты знал те стихотворения, которые написал он прошлою весною...". Достоевский просто отдыхал в общении с ним душою от повседневных занятий в училище.
Годы, проведённые в училище, можно считать как годами становления писателя. Вот что писал Григорович, который был другом Достоевского и который учился вместе с ним: "Фёдор Михайлович уже тогда выказывал черты необщительности, сторонился, не принимал участие в играх, сидел, углубившись в книгу, и искал уединённого места... В реакционное время его всегда можно было... найти... с книгой". Достоевский читал в то время Шиллера и Шекспира, Гёте и Бальзака. И именно в годы учёбы он научился понимать Гоголя, вернее подмечать те жизненные ситуации, которые так здорово умел воплощать на бумаге Гоголь. В дальнейшем, Достоевский в этом плане не уступал Гоголю.
После окончания училища, в 1843 году, Достоевский был зачислен на службу в чертёжную инженерного департамента, но через год добивается увольнения от военной службы и вместе с Д.В.Григоровичем(уже известным в определённых кругах писателем)снимает квартиру. В мае 1845 года Достоевским написано первое произведение, которое он назвал "Бедные люди". Но первой пробой пера был перевод романа Бальзака "Евгения Гранде", который был опубликован в 1844 году.
Достоевский прочитал роман "Бедные люди" Григоровичу, который в свою очередь показал Н.А.Некрасову, а тот со словами "Новый Гоголь явился!", отнёс книгу В.Г.Белинскому. Восхищённый Виссарион Григорьевич позвал к себе автора и сказал: "Да вы понимаете ли сами-то, ...что вы такое написали! Не может быть, чтобы вы, в ваши двадцать лет, уже это понимали... Вам правда открыта и возвещена как художнику, досталась как дар, цените же ваш дар и оставайтесь верным и будете великим писателем!". Впоследствии Фёдор Михайлович вспоминал: "Это была самая восхитительная минута во всей моей жизни".
Достоевский остался верный своему дару, но пути с Белинским у него разошлись(Белинский был атеистом). Но впоследствии Достоевский не раз вспоминал с благодарностью великого критика.
Роман "Бедные люди" был напечатан в "Петербургском сборнике". И именно после этого он стал широко известен. И так же как Некрасов, многие считали его продолжателем традиций Гоголя. Но в отличие от Гоголя, Достоевский описывает своих героев глубже с психологической стороны.
После "Бедных людей" у Достоевского открывается целый цикл произведений, показывающих жизнь различных слоёв общества. Он пишет повести: "Двойник", "Хозяйка", "Роман в девяти письмах", "Господин Прохарчин", "Ползунков" и к радости многих, несколько повестей о "мечтателях". Появлению произведений о "мечтателях" предшествовала публикация Достоевским ряда фельетонов под общим названием "Петербургская летопись"(1847), в которых он объяснил причину появления "мечтателей" в жизни. Не чувствуя в себе сил для борьбы, они ("мечтатели") уходят в свой вымышленный мир, мир фантазий и мечтаний.
Но самым "главным" мечтателем у Достоевского был главный герой повести "Белые ночи". Главный герой повести понимает, что невозможно всю жизнь жить в своих мечтах. И при первом же столкновении с реальной жизнью он терпит поражение.
Затем Достоевский начинает писать роман "Неточка Незванова". Но не успевает дописать его.
Рано утром, в 4 часа 23 апреля 1849 года к Фёдору Михайловичу Достоевскому, по личному приказу тогдашнего царя Николая I пришли жандармы , арестовали и заключили в Петропавловскую крепость. Вместе с ним было арестовано ещё несколько десятков петрашевцев.
Этому аресту предшествовало(в марте 1846 г. на Невском проспекте подошёл незнакомец в чёрном плаще и спросил Достоевского: "Какая идея вашей будущей повести, позвольте спросить?")знакомство с бывшим служащим министерства иностранных дел М.В.Буташевичем-Петрашевским.
И начиная с весны 1847 года писатель становиться постоянным членом кружка Петрашевцев. На этих собраниях обсуждались политические, социально-экономические, литературные и другие проблемы. Достоевский был сторонником отмены крепостного права и отмены цензуры над литературой. Но в отличие от остальных петрашевцев он был ярым противником насильственного свержения существующей власти.
В кружке Петрашевского Достоевский сближается с Дуровым, Спешневым, Момбелли и они задумывают создать собственную типографию, но не успевают.
На одной из "пятниц" писатель читал знаменитое письмо Белинского к Гоголю с резкой критикой "Выбранных мест из переписки с друзьями". Чтение этого "преступного" письма и стало одним из главных пунктов обвинения Достоевского, поскольку о планах создания тайной типографии следствие не узнало. Позже Достоевский был возмущён тем, что его арестовали только за то что он читал Белинского и Гоголя, но за чтение кого именно, он так и не понял. Вообще, Достоевского трудно отнести к социалистическим утопистам, а членом кружка он стал что бы не остаться в стороне от общественной жизни.
По решению суда, Достоевский и девять других членов кружка были лишены дворянского титула, чинов и были заключены в Петропавловскую крепость. Но этот арест никак не сломил его волю: "Вижу, что жизненности во мне столько запасено, что и не вычерпаешь — это строка из письма, написанное из крепости брату.
За девять месяцев, проведённых в ожидании суда, Фёдор Михайлович сильно интересовался всем тем, что происходило на свободе, просил брата присылать ему больше книг и написал один рассказ "Маленький герой".
Всё это время велось следствие, во время которого обвинённый писатель отрицал все предъявленные ему обвинения. Он не выдал никого из своих товарищей, ссылаясь на свою неосведомлённость. Но военный суд признал Достоевского "одним из важнейших преступников" и обвинив его в преступных замыслах против правительства, приговорил к смертной казни.
Но лично император Николай I добавил: "Объявить о помиловании лишь в ту минуту, когда всё будет готово к исполнению казни". Инсценировка смертной казни состоялась 22 декабря 1849 года. Стоя на Семёновском плацу Достоевский, непосредственно перед расстрелом, сказал Спешневу что они сейчас попадут к Христу, на что Спешнев ответил: "В виде праха". А через два дня Достоевского заковали в кандалы и отправили в Омский острог, в котором он содержался до февраля 1854 года.
Приложение 2.
Арест
Арест Достоевского произошел 23 апреля 1849; его архив при аресте был отобран и, вероятно, уничтожен в III отделении. 8 месяцев Достоевский провел в Алексеевском равелине Петропавловской крепости под следствием, во время, которого проявил мужество, скрывая многие факты и стремясь по возможности смягчить вину товарищей. Был признан следствием «одним из важнейших» среди петрашевцев, виновным в «умысле на ниспровержение существующих отечественных законов и государственного порядка». Первоначальный приговор военно-судной комиссии гласил: «… отставного инженер-поручика Достоевского, за недонесение о распространении преступного о религии и правительстве письма литератора Белинского и злоумышленного сочинения поручика Григорьева, лишить чинов, всех прав состояния и подвергнуть смертной казни расстрелянием». 22 декабря 1849 Достоевский вместе с другими ожидал на Семёновском плацу исполнения смертного приговора. По резолюции Николая I казнь была заменена ему 4-летней каторгой с лишением «всех прав состояния» и последующей сдачей в солдаты.
Каторга
Ночью 24 декабря Достоевский в оковах был отправлен из Петербурга. 10 января 1850 прибыл в Тобольск, где в квартире смотрителя произошла встреча писателя с женами декабристов – П.Е. Анненковой, А.Г. Муравьёвой и Н.Д. Фонвизиной; они подарили ему Евангелие, которое он хранил всю жизнь. С января 1850 по 1854 Достоевский вместе с Дуровым отбывал каторгу «чернорабочим» в Омской крепости. В январе 1854 он был зачислен рядовым в 7-й линейный батальон (Семипалатинск) и смог возобновить переписку с братом Михаилом и А. Майковым. В ноябре 1855 Достоевский произведен в унтер-офицеры, а после долгих хлопот прокурора Врангеля и других сибирских и петербургских знакомых (в том числе Э.И. Тотлебена) – в прапорщики; весной 1857 писателю было возвращено потомственное дворянство и право печататься, но полицейский надзор над ним сохранялся до 1875 г..
7. Перерождение Достоевского и появление новых убеждений - это есть зарождение «почвенничества».
4 года Достоевский читает на каторге одну книгу - Евангелие, подаренную ему в Тобольске женами декабристов - единственную книгу разрешенную в остроге. Постепенно рождается «новый человек», начинается «перерождение убеждений». Четыре года страданий невыразимого, бесконечного явились поворотным моментом в духовной биографии Достоевского. Не тяжелый каторжный быт, не ужасы каторги больше всего потрясли Достоевского. Больше всего поразил писателя тот факт, что острожники с ненавистью встретили их - дворян - за их атеизм, за их безверие, за бунт, за стремление свергнуть царя. Ими, верующими в бога, любящими царя, всякий бунт воспринимался как барская затея.
Этот вывод писателя не всегда совпадал с реальной «идеологией» и «практикой» острожников, но он искренне и окончательно поверил в это совпадение, и это, наряду с чтением евангелие, имело решающее влияние на перерождение убеждений Достоевского. И он был, пожалуй, единственным среди всех петрашевцев, кто «в каторге между разбойниками в четыре года отличил, наконец, людей», как признавался сам в том же первом после каторжном письме к брату: «Поверишь ли, есть характеры глубокие, сильные, прекрасные, и как весело было под грубой корой отыскать золото. И не один, не два, а несколько. Иных нельзя не уважать, другие решительно прекрасны… Сколько я вынес из каторги народных типов, характеров! Я сжился с ними потому, кажется, знаю их порядочно… Что за чудный народ. Вообще время для меня не потеряно, если я не узнал не Россию, так народ русский хорошо, и так хорошо, как, может быть, не многие знают его».
Постепенно расшатывалась старая «вера», незаметно вырастало новое мировоззрение. В «дневнике писателя» Достоевский признаётся: «Мне очень трудно было бы рассказать историю перерождения убеждений - разве может быть во всей области литературы, какая - нибудь история, более полная захватывающего и всепоглощающего интереса? История перерождения убеждений - ведь это и прежде всего история их рождения. Убеждения вторично рождаются в человеке, на его глазах, в том возрасте, когда у него достаточно опыта и проницательности, чтобы сознательно следить за этим глубоким таинством своей души.
«Перерождение убеждений» началось с беспощадного суда над самим собой и над всей прошлой жизнью. «Помню, что во время, - писал впоследствии Достоевский о своей каторге, - несмотря на сотни товарищей, я был в страшном уединении, и я полюбил, наконец, это уединение. Одинокий душевно, я пересматривал всю прошлую жизнь, перебирал всё до последних мелочей, вдумывался в моё прошлое, судил себя неумолимо и строго и даже в иной час благословлял судьбу за то, что она послала мне это уединение, без которого не состоялся ни этот суд над собой, ни этот суд над самим собой, ни этот строгий пересмотр прежней жизни. И какими надеждами забилось тогда моё сердце! Я думал, я решил , я клялся себе, что уже не будет в моей будущей жизни тех ошибок, ни тех падений, которые были прежде… Я ждал, я звал поскорее свободу, я хотел испробовать себя вновь на новой борьбе… Свобода, новая жизнь, воскресенье из мёртвых. Экая славная минута!»
Прощание с каторжниками.
23 января 1854 года заканчивался срок каторжных работ Достоевского. 15 февраля того же года писатель навсегда покинул Омский острог.
Рано утром до выхода арестантов на работу он обошёл казармы и в полусумраке рассвета простился со своими клеймеными товарищами. Вместе с ним покидал тюрьму и С.Ф. Дуров, вошедший в острог молодым и бодрым и выходившим из него полуразрушенным, седым, почти без ног и с отдышкой. Их повели в инженерную мастерскую расковать от цепей. Достоевский подошёл к наковальне после Дурова. Кузнецы засуетились. Ногу положили на станок, повернули заклёпку, ударили молотком. Наконец, кандалы, звеня и громыхая, упали. «Свобода, новая жизнь, воскресенье из мёртвых… Экая славная минута!»
Срок каторги истёк, дальше начиналась служба рядовым в ссылке. В марте этого же года зачислен рядовым в Сибирский седьмой линейный батальон, стоявший в Семипалатинске.
8. Пребывание на солдатской службе.
Семипалатинск представлял собой глухой городок, затерянный в киргизских степях неподалёку от китайской границы. Однообразный пейзаж приземистых и бедных строений оживлялся воздушными очертаниями остроконечных минаретов, раскинутых по всему посёлку.
Достоевский был снова водворен в деревянную казарму, но мог уже спать не на голых досках, а на нарах покрытых кошмой. Он должен был со всей строгостью выполнять фронтовые занятия, но от других обязанностей был свободен.
По-прежнему он был близок к народу, но уже к другому его слою - к русским солдатам. Он не отразил их в своём творчестве, но он искренне полюбил своих новых товарищей.
Достоевский всеми силами старается вырваться на действительную волю. Большую поддержку он получил от приехавшего служить в Семипалатинск барона А.Е. Врангеля. Барон был членом прокурорского надзора, знал прежние сочинения писателя, присутствовал на Семёновском плацу, когда осуждённых петрашевцев вывели на казнь. И теперь был преисполнен сердечного участия к писателю. Достоевский получил возможность жить вне казармы, снял квартиру. Он поселился в «русском городе» поблизости от своего батальона среди сыпучих песков, поросших колючками, в полутёмной и закопчённой избе одной вдовы солдатки.
Стал встречаться с культурным, столичным человеком. Вранглер был советчиком во всех его действиях. В октябре 1856 года Достоевский был произведён в прапорщики, стал офицером, положение его резко изменилось к лучшему. Теперь он может мечтать о личной жизни, о любимых занятиях. Весной 1857 года Фёдору Михайловичу возвращают гражданские права и потомственное дворянство. Марте1858 года он подаёт в отставку «по болезни». Ему разрешено выехать в центральную Россию. Правда с запретом жить в столицах. Достоевский выбирает для местожительства город Тверь и прибывает туда в Августе того же года. В ноябре следующего года ему наконец разрешают проживание в Петербурге и Москве.
9. Возвращение в столицу. Журналы «Время» и «Эпоха». Раскрытие теории почвенничества.
В 1858 году Михаил Достоевский испросил разрешение издавать литературный и политический еженедельник «Время» небольшими выпусками, до четырёх печатных листков. Ему разрешают В сентябре 1860 года выходит объявление о журнале «Время». Это манифест нового литературного направления - почвенничества и одновременно ответ Достоевского на самые животрепещущие запросы дня.
Д-ий хочет создать своим журналом «Время» новое общественное течение «почвенничество», занимающее среднее место между западничеством и славянофильством. Своему пониманию русской идеи как примирению всех европейских идей, а русского идеала как общечеловеческого идеала Д-ий остался верен до конца жизни. Революции писатель противопоставляет мирное объединение с «почвой», то есть с народом. С точки зрения Д-го, народ, благодаря сохранившемуся в нём христианскому идеалу «всепримиримости» и «всечеловечности», способен усваивать результаты европейской цивилизации, избегая вражды сословий, свойственной Западу. Хотя консерватизм и утопизм такого плана устранения социальных противоречий были очевидны, Д-ий страстно и искренне считал историческим предназначением русского народа всеобщую реализацию этого идеала. Д-му удаётся привлечь к сотрудничеству двух талантливых критиков Аполлона Григорьева и Николая Страхова, которые и образовали группу «почвенников» в журнале.
Программа почвенничества опиралась на идеалистическое понимание истории, романтический взгляд на русскую действительность и славянофильское учение о смирении и всепокорности русского крестьянина. Ополчаясь на боевые идеи разночинной литературы и отрицая революционные идеи преобразования России, почвенники принимали слагавшуюся буржуазную монархию как наиболее прогрессивную форму правления для всей страны. В этом они усматривали патриархальную идиллию соединения интеллигенции с крестьянством, царя с народом. В крестьянском вопросе почвенники занимали умеренную позицию. Журнал отстаивал консервативные принципы, утверждая отсутствие сословного антагонизма в русской истории и господство в ней мира и согласия между крепостными и помещиками.
Этот скромнейший проект расширяется. Журнал определяется как ежемесячник большого формата; объём книжек увеличивается до тридцати печатных листов. Вводятся вопросы экономические, финансовые и философские. Официально новое литературно-политическое обозрение редактирует Михаил Михайлович, он и принимает на себя всю деловую часть издания. Ведущим сотрудником журнала, его фактическим редактором становится Фёдор Достоевский.
Всего около 2-ух с половиной лет редактировал Достоевский «Время» (с января 1861 по май 1863). Но за этот небольшой срок здесь был напечатан ряд выдающихся произведений, до сих пор сохраняющих своё значение.
Вся история второго журнала братьев Достоевских - это его медленная гибель. Попытка спасти в новом виде прекрасный ежемесячник «Время» оказалась безнадёжной. «Эпох» появилась на свет «мертворождённой», и всего редакторского таланта Фёдора Михайловича недостало на то, чтобы новое издание было столь же блестящим, как первое.
Сотрудники Достоевского сообщили в печати, что его журнал «Время» имел решительный и быстрый успех: в первом 1861 году было 2300 подписчиков, во втором - 4302, в третьем в апреле около 4 тысяч, что к концу года дало бы, несомненно, годовую цифру предшествующего года. Дело сразу стало прочно и приносило большой доход. «Моё имя стоит миллиона!»- заявил Достоевский Страхову в 1862 году
Но в борьбе за спасение своей печатной трибуны Достоевский проявил высокое мужество, и его отчаянная битва за жизнедеятельность второго органа почвенников была полна драматизма. Еще 15 ноября 1863 года Михаил Достоевский обратился к министру внутренних дел Валуеву с прошением о разрешении ему выпускать в1864 году журнал «Правда» - с целью вознаградить подписчиков закрытого в мае «Времени». Направление издания определялось как «в полной мере русское», то есть патриотическое и народное. Это означало что журнал будет придерживаться официального курса.
Правительство заняло сложную позицию. Оно разрешило Михаилу Достоевскому выпускать испрашиваемое издание (под другим названием - «Эпоха»), но дало это дозволение лишь в конце января, когда все печатные органы уже успели провести подписку. При этом от журнала требовалось «безукоризненное направление» и за ним учреждался особый надзор. В таких условиях первый номер «Эпохи» мог выйти только 21 марта, когда никаких надежд на годовую подписку уже не было. Это в сущности подтвердило скорый и неотвратимый крах издания. Судьба «Эпохи» оказалась неотрывной от больших исторических кризисов времени. Как отмечал Н.Н. Страхов, в1863 году совершился перелом общественного настроения: «После величайшего прогрессивного опьянения наступило резкое отрезвление и какая-то растерянность». Это был решительный поворот правительства и общества к реакции, определившей и курс «Эпохи» - полный разрыв с нигилистами и открытая полемика с «Современником».
В объявлении о журнале «Эпоха» говорилось, что редакция твёрдо намерена вести журнал в духе «прежних изданий», стремясь к разработке общественных и земских явлений в направлении русском и национальном. Это было продолжение почвенничества, но уже в духе правового славянофильства. Резко осуждалось обличие существовавшего строя, отвергалась социальная критика, исключалась политическая сатира. Нужно приветствовать своеисторичность России и остерегаться «всёстирающей цивилизации» Запада. Не должно впадать в отвлечённость и жить по чужому (т.е. по докторикам социализма). Всё это усиливало охранительные тенденции «Эпохи» и не оставляло простора для свежих, новых, жизненных суждений о больных явлениях действительности.
Ценным оставалось утверждение, что самобытность и оригинальность народной жизни выразились полнее всего в русской литературе. В «Эпохе» будут участвовать Тургенев, Островский, Ф. Достоевский, Ап. Майков, Плещеев, Полонский и другие известные авторы.
Такую консервативную программу, но с общей ориентацией на великий творческий идеал - русскую литературу - Достоевский и стремился проводить в «Эпохе». Задача в основном оказалась ошибочной и журнал еле выдержал первый и единственный год своего существования.
Он кончился естественной смертью на своей тринадцатой книжке, по календарному счёту февральской, но вышедшей в свет 22 марта 1865 года.
Приложение 3.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель урока: познакомить учащихся с биографией писателя, показать основы формирования его мировоззрения и влияния его на творчество Ф.Достоевского Задачи урока: На основе творчества художников сформировать мнение о писателе как о личности; В процессе анализа высказываний Ф.Достоевского сформировать мнение о нем как о человеке и писателе. Выяснить, на основе чего сформировалось мировоззрение писателя.
Трутовский К.А. Портрет Ф.М.Достоевского. 1847 г В.А.Фаворский.
И.А.Иванов. К.А.Васильев. О.Ф.Литвинова.
Портрет работы В.Перова И.С.Глазунов.
II - ая половина 19 века. Исторические события. Отмена крепостного права. К рестьянство стало лично свободным
« Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей » Главное – люби других как себя, вот что главное, и это всё, больше ровно ничего не надо: тотчас найдёшь, как устроиться. А между тем ведь это только – старая истина, которую биллион раз повторяли и читали, да ведь не ужилась же! » « Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей » Главное – люби других как себя, вот что главное, и это всё, больше ровно ничего не надо: тотчас найдёшь, как устроиться. А между тем ведь это только – старая истина, которую биллион раз повторяли и читали, да ведь не ужилась же! » Ускорилось развитие промышленности, сельского хозяйства, торговли Сохранилась характерная для феодализма и тормозящая развитие капитализма форма правления: МОНАРХИЯ. Земля осталась собственностью помещика. Произведены земская и городская реформы.
«Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком». «Смири свою гордость, гордый человек, поработай на ниве, праздный человек!». «Братья, - не бойтесь греха людей, любите человека и во грехе его, ибо сие уже подобие Божеской любви и есть верх любви на земле...» “Кто истинный друг человечества, - у кого хоть раз билось сердце по страданиям народа, тот поймет и извинит всю непроходимую наносную грязь, в которую погружен народ наш, и сумеет отыскать в этой грязи бриллианты». «Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей» «Главное – люби других как себя, вот что главное, и это всё, больше ровно ничего не надо: тотчас найдёшь, как устроиться. А между тем ведь это только – старая истина, которую биллион раз повторяли и читали, да ведь не ужилась же!»
«Федор Михайлович Достоевский принадлежит к той сравнительно небольшой части людей, которые несут в себе какой-то неугасающий огонь, непрерывно жгущий их души исканием Истины и приносящий им глубокое страдание, пока не найдут ее.» Мировоззрение писателя формировалось длительное время – с ранней юности, со знакомства с философией Фурье в кружке Петрашевского, с почвенничества до осмысления христианских истин на каторге и по возвращении с нее. Писатель не расставался с Евангелием до конца жизни, руководствовался во всех жизненных ситуациях христианскими заповедями.
Основные взгляды на человека в 19 веке Человек - это коварная, чувственная и эгоистическая обезьяна, несущая в себе наследие своих животных предков. Человек - добр, любвеобилен, способен к самопожертвованию и т.п. Дурные качества, которые мы замечаем в человеке, не суть свойства его природы, но прямые следствия развития цивилизации, которая внесла в человека дисгармонию, отдалив его от природы, от естественной жизни. Человек не зол и не добр по природе, он - чистая доска, на которую лишь социальная среда во всем многообразии ее факторов наносит уже соответствующие письмена.
. Какое мнение сложилось у вас о Достоевском как человеке в свете той информации, которую вы узнали на уроке? Какое мнение сложилось у вас о Достоевском как человеке в свете той информации, которую вы узнали на уроке? Какое мнение сложилось у вас о Достоевском как человеке в свете той информации, которую вы узнали на уроке? Какое мнение сложилось у вас о Достоевском как человеке в свете той информации, которую вы узнали на уроке? - Вспомните, через какие жизненные испытания пришлось пройти этому человеку и как они воспитали его? Ф.М.Достоевский утверждал: “Не как мальчик же я верую во Христа и Его исповедую, а через большое горнило сомнений моя осанна прошла ”
В смирении видит Достоевский основу для нравственного возрождения человека и для принятия его Богом и людьми. Без смирения не может быть исправления, в котором нуждаются все без исключения живущие, ибо во всех присутствует зло и великое зло. Оно есть свидетельство великого мужества человека, как не убоявшегося встретиться с самым грозным и неумолимым соперником - совестью своей. Для самолюбивого и тщеславного это не под силу. Смирение является твердой основой, солью всех добродетелей. Без него они вырождаются в лицемерие, ханжество, гордыню.
В Евангелии есть слова, которые часто упоминал Достоевский и даже попытался их переложить по-своему: «Блаженны нищие духом, яко тех есть Царство Небесное». Как вы думаете, какое отношение эта евангельская истина имеет к творчеству Достоевского? Попытайтесь ответить на этот вопрос, опираясь только на мировоззрение писателя.
Профессор Осипов говорит: «Хотел Достоевский и показал со всей силой своего таланта, что живет Бог в человеке, живет в человеке добро, несмотря на всю ту “наносную грязь”, которой покрывает он себя. Хотя и не ангел человек по жизни своей, но и не злобное он животное по своей сущности. Он именно образ Божий, но падший. Потому Достоевский и не произносит суда на грешника, что видит в нем искру Божию, как залог его восстания и спасения».
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы 6 класс по творчеству Н.В.Гоголя.
Данная презентация поможет сообщить сведения о жизни, литературном творчестве, дружбе Н.В.Гоголя....
Презентация к уроку литературы 6 класс по творчеству Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"
Данная презентация поможе учителю в организации уроков по творчеству Н.В.Гоголя и повести "Ночь перед Рождеством"...
Презентация к уроку литературы 6 класс по творчеству М.Ю.Лермонтова и анализу стихотворения "Парус"
В данной презентации материал по творчеству М.Ю.Лермонтова, а в частности по стихотворению "Парус"....
Презентация к уроку литературы 6 класс по творчеству Н.Лескова "Сказ о косом левше и стальной блохе"
Данная презентация содержит большой материал к урокам по творчеству Н. Лескова и при изучении " Сказа о косом левше и стальной блохе" (вопросы, иллюстрации, задания)...
Урок литературы 7 класс по творчеству Платонова "Юшка" "Кто же он,нравственный человек?"
Совместная работа с преподавателем истоков православной веры Соломоматиной Ириной Феликсовной...
Урок литературы 7 класс по творчеству Платонова "Юшка" "Кто же он,нравственный человек?"
Совместная работа с преподавателем истоков православной веры Соломоматиной Ириной Феликсовной...
урок литературы 10 класса по творчеству И.С.Тургенева
урок литературы по творчеству И.С.Тургенева. Стихотворения в прозе....