Урок культуры речи "Слово - дело великое!"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Бобрицкая Светлана Владимировна

На данном уроке учащиеся исследуют два вопроса: почему происходит оскудение речи и что надо делать, чтобы обогатить собственную речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_slovo_-_delo_velikoe.docx33.15 КБ

Предварительный просмотр:

Урок культуры речи "Слово – дело великое!"

Класс: 9

Тип урока: развитие речи

Цель урока: формирование знаний о речевой культуре.

Задачи:

  • выяснение причин снижения уровня речевой культуры и путей ее повышения,
  • развитие умения анализировать и сопоставлять языковые факты,
  • расширение словарного запаса,
  • воспитание уважения к слову, родной речи.

Формы работы:

  • индивидуальная;
  • групповая;
  • фронтальная

Оборудование: словари (толковые, орфоэпические, фразеологические и др.), книги по культуре речи, карточки с заданиями, презентация по теме урока, передвижной компьютерный класс.

Ход урока:

Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас в хорошем настроении. Надеюсь, что сегодня на уроке вам будет комфортно, и каждый унесет с собой частичку знаний, которые потом ему пригодятся в повседневной жизни, ведь речь сегодня пойдет об особом даре, имя которому - СЛОВО. (Слайд 1)

Переход к теме урока.

Учитель: «В начале было Слово» - так начинается Евангелие от Иоанна.

Слово – хранитель знаний, опыта жизни предшествующих поколений.

Слово – это орудие труда, инструмент. Научиться точно формулировать мысли, искать и находить единственное нужное слово – это очень нелегкий труд. Учиться этому приходится всю жизнь. Но если слово найдено, то это половина успеха в любом деле.

«Слово – дело великое, - писал Лев Толстой. – Великое, потому что словом можно соединить людей и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти». (Слайд 2)

Русские писатели, мастера слова, восхищались русским языком, отмечали его особенности, своеобразие, неповторимость.

Ученик: Известный писатель К.Г.Паустовский, обращаясь к современникам, напоминает: «Нам дан во владение самый богатый, самый меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».

Ученик: Критик В.Г.Белинский отмечал: «Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых, естественных понятий».

Ученик: По словам писателя А.И.Куприна, «русский язык в умелых руках и в опытных устах — красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен»

Итак, слово и речь.

Когда к древнегреческому ученому Сократу однажды привели человека, о котором он должен был высказать свое мнение, мудрец долго смотрел на него, а потом воскликнул:

– Да заговори же ты, наконец, чтобы я мог тебя узнать!

А вы согласны с утверждением, что речь – это визитная карточка человека? (Слайд 3)

Ученик: Именно речь «выдает» нас. Можно изменить прическу, полностью обновить гардероб и даже сменить жилище, а собственная речь, ее индивидуальные особенности остаются с нами навсегда. По речи судят о культуре и образованности человека, о его характере и темпераменте.

Учитель: Факты истории подтверждают, что слово является проявлением индивидуальности человека. Еще одна интересная древнегреческая притча о языке.

Историки, вам слово!

Ученик: Знаменитый баснописец Эзоп был в Древней Греции рабом одного известного философа. Однажды Эзопу велел хозяин приготовить для гостей самое лучшее кушанье. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. На вопрос, почему он подаёт только языки, раб ответил: «А что может быть лучше языка на свете?»

Ученик: В другой раз на распоряжение принести самое худшее, Эзоп опять пошёл покупать языки, объяснив это тем, что посредством языка люди могут ссориться, становиться врагами, развязывать воины; язык несёт горе, зло, оскорбление.

Учитель: Слово – удивительный дар, которым обладает только человек. Речевая культура - один из компонентов общей культуры человека. Как и другие слагаемые культуры, она прививается, воспитывается и требует постоянного совершенствования. Без речевой культуры не может быть современного образованного человека. (Слайд 4)

Исправьте ошибки, которые часто встречаются в школьных сочинениях, да и в устной речи тоже:

  1. «Родители были уверены, что ихний ребенок продолжит семейное дело»
  2. «Они хотели устроить более лучшую жизнь»
  3. «Он всегда ложит локти на стол»
  4. «С наступлением весны дни становятся длиньше»

Учитель: Ребята, а вы задумывались над тем, сколько слов в русском языке? На этот вопрос нам ответит группа лингвистов

Ученик: На этот вопрос не может убедительно ответить ни один специалист, ни одна статистика. 200 тысяч слов собрал в своём словаре В.И.Даль. В словаре Ожегова – 57 тысяч слов. В произведениях Пушкина было использовано 20 тысяч слов. В современном мире всё чаще появляются новые слова и выражения – неологизмы.

Учитель:

- Ребята, где хранятся слова? (в словарях)

- Какие словари вы можете назвать? (толковый, орфографический, орфоэпический, словарь синонимов, фразеологизмов и др.)

- В каких случаях мы обращаемся к словарям? (чтобы узнать значение слова, его правописание, произношение)

Учитель: Чем больше активный словарь человека, тем точнее он может выразить свою мысль. Умеют ли этим многообразием пользоваться ребята нашей школы, нужно было выяснить следующей группе учащихся – исследователям.

Ученик: Мы исследовали употребление слов благодарности в нашей школе, а именно столовой, библиотеке, медицинском кабинете. И наши результаты наблюдений показали, что ребята чаще благодарят взрослых за какую-то услугу, но при этом обычно используют только одно слово спасибо.  Мы заметили, что в общении друг с другом наши учащиеся редко используют слова благодарности.

Учитель: Скудность речи - фактор, снижающий уровень речевой культуры.

Каково лексическое значение слова благодарность? Посмотрим на его толкование в словаре С.И.Ожегова.

*** «Благодарность – чувство признательности к кому-нибудь за оказанное добро, внимание».

Формулы благодарности могут быть разные. Приведите примеры. (Слайд 5)

- От чего это зависит? (от конкретной ситуации)

Практические задания (цель – учиться благодарить, учитывая особенности компонентов ситуации благодарности) (Слайды 6,7)

Задача 1

Вы едете в автобусе и попросите соседа передать деньги за проезд. Он выполнил вашу просьбу. Как поблагодарить? Выберите из двух вариантов правильный:

Благодарю.

Моя благодарность не знает границ.

(Второй вариант неверный, так как его употребляют, если услуга очень велика; выбирая слова благодарности, мы должны учитывать меру услуги, ее значимость.)

Задача 2

Вашему родственнику удачно сделали сложную операцию. Как поблагодарить врача?

Спасибо, доктор.
Доктор, нет слов, чтобы выразить мою благодарность.

Физкультминутка Ребята, для активизации деятельности головного мозга выполним следующее упражнение: представьте себе, что на кончике вашего носа прикреплен карандаш или шариковая ручка. «Нарисуйте» этим воображаемым инструментом несколько восьмерок в воздухе. А теперь попробуйте «написать» в воздухе слово спасибо.

Учитель: Наша речь подвержена не только оскудению, но и засорению. В последнее время приходится сталкиваться с жаргонами, бранными словами, выражениями. Сквернословие незаметно становится болезнью. Особенно уродливо звучит оно в устах молодёжи. Слово исследователям.

Ученик: Нам было поручено провести анонимное анкетирование среди старшеклассников нашей школы.

  • Что такое сквернословие?
  • Используешь ли ты при общении со сверстниками бранные слова?
  • Почему большинство молодых людей сквернословят?
  • Делаешь ли ты замечания окружающим, слыша бранную речь?

В опросе приняли участие 22 человека – учащиеся 7,8,9 классов. Результаты вы можете увидеть на слайде. (Слайд 8)

Вывод: большинство опрошенных сквернословят, это уже вошло в привычку, и бороться с этим явлением бесполезно.

Учитель: Вседозволенность речи оборачивается болезнью интеллекта. Скверные слова, даже нами не произносимые, но слышимые, незаметно проникают в наше подсознание. А знаете ли вы, что издавна сквернословие считалось не просто речевым сором, а нарушением норм человеческого общежития. Историки, есть ли на этот счет какие-то исторические факты?

Ученик: В 17 веке по Соборному уложению царя Алексея Михайловича за матерные слова, публично произнесённые, полагалась смертная казнь. Российская императрица Екатерина Великая однажды сказала очень меткую фразу: «Бранные слова оскорбляют уста, из которых исходят, столько же, сколько уши, в которые входят».

В 19 веке матершинников воспринимали не иначе, как безбожников и анархистов. А верующие утверждают, что, когда человек говорит плохие слова, от него отлетают ангелы – хранители, и тогда человек становится беззащитнее и уязвимее.

Учитель: Итак, следующим фактором, снижающим уровень речевой культуры, является сквернословие.

Наша повседневная речь снабжена и жаргонной лексикой. О том, что такое жаргон предстояло выяснить группе лингвистов.

Ученик: Жаргон – это специфически искусственно созданный язык, часто используемый людьми определенного круга занятий. Различают жаргоны социальные, профессиональные и групповые.

Последние встречаются в речи подростков и молодежи под общим термином СЛЕНГ.

Учитель: Устная речь современной молодежи просто усыпана этими словами. А можно ли без них обойтись? (Слайд 9)

Задание «Переведите» на русский литературный язык следующие фразы:

  • Когда Вика нарисовалась в потрясном прикиде, Петров выпал в осадок.
  • Я живу, типа, в крутой хате. Мой братан Ромка – прикольный чел.
  • У меня с предками постоянные траблы: им не нравится наша туса.
  • Я решил подкатить к знакомой чувихе и забил ей стрелку в парке.

Учитель: Вы убедились, что в нашей речи уже существуют слова для названия всех этих явлений. Так что жаргонные слова совсем не украшают, а засоряют речь.

Учитель: Мы знаем, что в человеческом обществе постоянно возникает мода на что-либо. Что-то перестает нравиться, а что-то становится невероятно привлекательным.

Стать модными могут и слова. Так, рассказывая о чем-либо, люди часто используют словечки, никак не связанные по значению с текстом (короче, типа, как бы, значит, на самом деле, реально и другие). Увлечение такими «вставками», как лавина захватывает все новые и новые жертвы. Злоупотребление словами-паразитами приводит к тому, что речь становится тяжело воспринимаемой, нелепой. Избавиться от привычки употреблять слова-паразиты очень нелегко, вы знаете это по собственному опыту – это показало прошедшее совсем недавно итоговое собеседование по русскому языку.

Изучите таблицу, в которой показано, как могут вставные словечки изменять смысл высказывания.

Мотивированное употребление слов

Немотивированное употребление слов, искажающее смысл высказывания

Как бы

Для всех, кроме тебя, наш директор как бы уехал. Он пишет важный документ и не хочет, чтобы ему мешали.

Как бы = как будто: директор хочет, чтобы все думали, что он уехал, но на самом деле он никуда не уезжал.

Я к нему как бы хорошо отношусь.

Непонятно, как на самом деле говорящий относится к тому, о ком рассказывает – хорошо или не очень?

Короче

Я уже написала все контрольные работы, сдала все отчеты – короче, вполне готова к экзаменам.

Слово короче обобщает, дает возможность не перечислять какие-то еще этапы процесса подготовки к экзаменам.

А он, короче, говорит, что мы поедем, короче, не завтра, а сегодня.

Слово короче ничего не сообщает и употреблено без всякого смысла.

Учитывая материал, изложенный в таблице, выполните задание: сравните предложения. В каких предложениях есть слова-паразиты? Подчеркните их. (Слайд 10)

  • Он еще не настоящий профессионал, а, так сказать, «ребенок» в нашем деле. - Эти наши выпускники, так сказать, отличники.
  • Пушкин как бы восхищается природой. - Его мысли как бы незакончены.
  • Я вымыла посуду, пропылесосила, накормила кота – короче, сделала то, что было так необходимо. - Я, короче, никуда сегодня не пойду, потому что на улице холодно.

Учитель: Мы столкнулись с противоречием: с одной стороны – слово – удивительный дар, показатель внутренней культуры, а с другой – уровень речевой культуры постоянно снижается.  (Слайд 11)

В чем же причина? Является ли слово великим делом, как когда-то говорил Толстой?

Итак, сделаем выводы из сегодняшнего урока:

Почему уровень речевой культуры постоянно снижается? (Слайд 12,13)

  • оскудение нашей речи;
  • сквернословие;
  • жаргонная лексика;
  • «слова – паразиты».

Учитель: Мы не властны над речью других, но изменить собственную речь мы можем.

В завершении урока попробуйте дать несколько советов ровесникам, которые помогут обогатить словарный запас и позволят сформировать языковую культуру. (Слайд 14)

Ученики выполняют задание на ноутбуках. Звучат ответы учащихся. (Слайд 15)

Учитель: Обогащению нашей речи служат прекрасные образцы русской классической литературы. Они не только могут служить примером правильной, образной речи, но и призывают беречь ее многообразие от сора ненужных слов, учат пользоваться этим великим даром, имя которому – СЛОВО.

Мы сегодня сделали вывод, что слово – поистине дело великое, если им уметь пользоваться.

Домашнее задание.

Учитель: Логическим завершением нашего урока будет домашнее задание.

(Домашнее задание дифференцировано по степени сложности).

  • Выписать пословицы, поговорки, высказывания известных людей о красивой и правильной речи.
  • Дополнить памятку советами “Как обогатить нашу речь”.
  • Составить задания, помогающие обогатить нашу речь.

Вы можете выбрать любое и получить оценку на следующем уроке.

Подведение итогов, выставление оценок. Оцените, пожалуйста, свою работу на уроке, товарища и группы в целом.

Учитель: И закончить урок мне хочется словами классика русской литературы, мастера художественного слова И.С.Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык - это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса».

(Слайд 16)

Спасибо! До свидании!

Литература

1.Агашкова Н.Г. Основа речевого развития школьника. - М: Дрофа, 2007.

2.Фроянова Т.И. Культура русской речи. Практический курс. Учебное пособие. – СПб: СМИО Пресс, 2006.

3.Жиркин, Н.И. Развитие речи. - М.: Дрофа, 2006.

4.Львова С.И. «Позвольте пригласить вас…» или Речевой этикет. - М: Дрофа, 2004.

5.Иванова В.А. и др. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя/В. А. Иванова, З. А. Потиха, Д. Э. Розенталь. – Л.: Просвещение, 2010.

6.Иванова М.К. Словарная работа на уроках русского языка - один из путей повышения языковой культуры учащихся.-/ Педагогический вестник ЕАО" /.-№ 2.- 2007 .

7.Липкина, А.И. Работа над устной речью учащихся. - М.: Просвещение, 2007.

8.Ожегов С.И. Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.- М.: Азбуковник, 1997.

9.Панов, Б.Г. Внеклассная работа по русскому языку. - М.: Дрофа, 2005.

10.Политова, Н.И. Развитие речи учащихся на уроках русского языка. - М.: Школа, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занимательный урок-игра "Слово - дело великое"

Методическая разработка включает  вступительное слово библиотекаря о необходимости изучения родного языка, лингвистическую игру, высказывания о русском языке, пословицы и поговорки о слове.  Цель меро...

Слово - дело великое

Разработка внеклассного мероприятия...

Слово -дело великое!

Слово -дело великое! (Материал в классный уголок)...

Урок культуры общения 5 класс: Что делает человека привлекательным

Урок: Что делает человека привлекательным. В помощь учителю культуры общения....

Презентация к уроку культуры речи "Слово - дело великое!"

Материалы и задания к уроку культуры речи "Слово - дело великое!"...

План-конспект урока «Культура в годы Великой Отечественной войны»

Урок разработан на основе примерной программы общеобразовательной дисциплины «История» для профессиональных образовательных организаций (ФГАУ ФИРО протокол № 3 от 21.07.2015 г.), в соответ...

Разработка урока «Вклад ученых-физиков в дело Великой Победы»

В основе урока лежит рассмотрение баллистического движения снарядов. Используется дополнительная информация исторического и технического содержания....