Урок культуры речи "Слово - дело великое!"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)
На данном уроке учащиеся исследуют два вопроса: почему происходит оскудение речи и что надо делать, чтобы обогатить собственную речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_slovo_-_delo_velikoe.docx | 33.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок культуры речи "Слово – дело великое!"
Класс: 9
Тип урока: развитие речи
Цель урока: формирование знаний о речевой культуре.
Задачи:
- выяснение причин снижения уровня речевой культуры и путей ее повышения,
- развитие умения анализировать и сопоставлять языковые факты,
- расширение словарного запаса,
- воспитание уважения к слову, родной речи.
Формы работы:
- индивидуальная;
- групповая;
- фронтальная
Оборудование: словари (толковые, орфоэпические, фразеологические и др.), книги по культуре речи, карточки с заданиями, презентация по теме урока, передвижной компьютерный класс.
Ход урока:
Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас в хорошем настроении. Надеюсь, что сегодня на уроке вам будет комфортно, и каждый унесет с собой частичку знаний, которые потом ему пригодятся в повседневной жизни, ведь речь сегодня пойдет об особом даре, имя которому - СЛОВО. (Слайд 1)
Переход к теме урока.
Учитель: «В начале было Слово» - так начинается Евангелие от Иоанна.
Слово – хранитель знаний, опыта жизни предшествующих поколений.
Слово – это орудие труда, инструмент. Научиться точно формулировать мысли, искать и находить единственное нужное слово – это очень нелегкий труд. Учиться этому приходится всю жизнь. Но если слово найдено, то это половина успеха в любом деле.
«Слово – дело великое, - писал Лев Толстой. – Великое, потому что словом можно соединить людей и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти». (Слайд 2)
Русские писатели, мастера слова, восхищались русским языком, отмечали его особенности, своеобразие, неповторимость.
Ученик: Известный писатель К.Г.Паустовский, обращаясь к современникам, напоминает: «Нам дан во владение самый богатый, самый меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».
Ученик: Критик В.Г.Белинский отмечал: «Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых, естественных понятий».
Ученик: По словам писателя А.И.Куприна, «русский язык в умелых руках и в опытных устах — красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен»
Итак, слово и речь.
Когда к древнегреческому ученому Сократу однажды привели человека, о котором он должен был высказать свое мнение, мудрец долго смотрел на него, а потом воскликнул:
– Да заговори же ты, наконец, чтобы я мог тебя узнать!
А вы согласны с утверждением, что речь – это визитная карточка человека? (Слайд 3)
Ученик: Именно речь «выдает» нас. Можно изменить прическу, полностью обновить гардероб и даже сменить жилище, а собственная речь, ее индивидуальные особенности остаются с нами навсегда. По речи судят о культуре и образованности человека, о его характере и темпераменте.
Учитель: Факты истории подтверждают, что слово является проявлением индивидуальности человека. Еще одна интересная древнегреческая притча о языке.
Историки, вам слово!
Ученик: Знаменитый баснописец Эзоп был в Древней Греции рабом одного известного философа. Однажды Эзопу велел хозяин приготовить для гостей самое лучшее кушанье. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. На вопрос, почему он подаёт только языки, раб ответил: «А что может быть лучше языка на свете?»
Ученик: В другой раз на распоряжение принести самое худшее, Эзоп опять пошёл покупать языки, объяснив это тем, что посредством языка люди могут ссориться, становиться врагами, развязывать воины; язык несёт горе, зло, оскорбление.
Учитель: Слово – удивительный дар, которым обладает только человек. Речевая культура - один из компонентов общей культуры человека. Как и другие слагаемые культуры, она прививается, воспитывается и требует постоянного совершенствования. Без речевой культуры не может быть современного образованного человека. (Слайд 4)
Исправьте ошибки, которые часто встречаются в школьных сочинениях, да и в устной речи тоже:
- «Родители были уверены, что ихний ребенок продолжит семейное дело»
- «Они хотели устроить более лучшую жизнь»
- «Он всегда ложит локти на стол»
- «С наступлением весны дни становятся длиньше»
Учитель: Ребята, а вы задумывались над тем, сколько слов в русском языке? На этот вопрос нам ответит группа лингвистов
Ученик: На этот вопрос не может убедительно ответить ни один специалист, ни одна статистика. 200 тысяч слов собрал в своём словаре В.И.Даль. В словаре Ожегова – 57 тысяч слов. В произведениях Пушкина было использовано 20 тысяч слов. В современном мире всё чаще появляются новые слова и выражения – неологизмы.
Учитель:
- Ребята, где хранятся слова? (в словарях)
- Какие словари вы можете назвать? (толковый, орфографический, орфоэпический, словарь синонимов, фразеологизмов и др.)
- В каких случаях мы обращаемся к словарям? (чтобы узнать значение слова, его правописание, произношение)
Учитель: Чем больше активный словарь человека, тем точнее он может выразить свою мысль. Умеют ли этим многообразием пользоваться ребята нашей школы, нужно было выяснить следующей группе учащихся – исследователям.
Ученик: Мы исследовали употребление слов благодарности в нашей школе, а именно столовой, библиотеке, медицинском кабинете. И наши результаты наблюдений показали, что ребята чаще благодарят взрослых за какую-то услугу, но при этом обычно используют только одно слово спасибо. Мы заметили, что в общении друг с другом наши учащиеся редко используют слова благодарности.
Учитель: Скудность речи - фактор, снижающий уровень речевой культуры.
Каково лексическое значение слова благодарность? Посмотрим на его толкование в словаре С.И.Ожегова.
*** «Благодарность – чувство признательности к кому-нибудь за оказанное добро, внимание».
Формулы благодарности могут быть разные. Приведите примеры. (Слайд 5)
- От чего это зависит? (от конкретной ситуации)
Практические задания (цель – учиться благодарить, учитывая особенности компонентов ситуации благодарности) (Слайды 6,7)
Задача 1
Вы едете в автобусе и попросите соседа передать деньги за проезд. Он выполнил вашу просьбу. Как поблагодарить? Выберите из двух вариантов правильный:
Благодарю.
Моя благодарность не знает границ.
(Второй вариант неверный, так как его употребляют, если услуга очень велика; выбирая слова благодарности, мы должны учитывать меру услуги, ее значимость.)
Задача 2
Вашему родственнику удачно сделали сложную операцию. Как поблагодарить врача?
Спасибо, доктор.
Доктор, нет слов, чтобы выразить мою благодарность.
Физкультминутка Ребята, для активизации деятельности головного мозга выполним следующее упражнение: представьте себе, что на кончике вашего носа прикреплен карандаш или шариковая ручка. «Нарисуйте» этим воображаемым инструментом несколько восьмерок в воздухе. А теперь попробуйте «написать» в воздухе слово спасибо.
Учитель: Наша речь подвержена не только оскудению, но и засорению. В последнее время приходится сталкиваться с жаргонами, бранными словами, выражениями. Сквернословие незаметно становится болезнью. Особенно уродливо звучит оно в устах молодёжи. Слово исследователям.
Ученик: Нам было поручено провести анонимное анкетирование среди старшеклассников нашей школы.
- Что такое сквернословие?
- Используешь ли ты при общении со сверстниками бранные слова?
- Почему большинство молодых людей сквернословят?
- Делаешь ли ты замечания окружающим, слыша бранную речь?
В опросе приняли участие 22 человека – учащиеся 7,8,9 классов. Результаты вы можете увидеть на слайде. (Слайд 8)
Вывод: большинство опрошенных сквернословят, это уже вошло в привычку, и бороться с этим явлением бесполезно.
Учитель: Вседозволенность речи оборачивается болезнью интеллекта. Скверные слова, даже нами не произносимые, но слышимые, незаметно проникают в наше подсознание. А знаете ли вы, что издавна сквернословие считалось не просто речевым сором, а нарушением норм человеческого общежития. Историки, есть ли на этот счет какие-то исторические факты?
Ученик: В 17 веке по Соборному уложению царя Алексея Михайловича за матерные слова, публично произнесённые, полагалась смертная казнь. Российская императрица Екатерина Великая однажды сказала очень меткую фразу: «Бранные слова оскорбляют уста, из которых исходят, столько же, сколько уши, в которые входят».
В 19 веке матершинников воспринимали не иначе, как безбожников и анархистов. А верующие утверждают, что, когда человек говорит плохие слова, от него отлетают ангелы – хранители, и тогда человек становится беззащитнее и уязвимее.
Учитель: Итак, следующим фактором, снижающим уровень речевой культуры, является сквернословие.
Наша повседневная речь снабжена и жаргонной лексикой. О том, что такое жаргон предстояло выяснить группе лингвистов.
Ученик: Жаргон – это специфически искусственно созданный язык, часто используемый людьми определенного круга занятий. Различают жаргоны социальные, профессиональные и групповые.
Последние встречаются в речи подростков и молодежи под общим термином СЛЕНГ.
Учитель: Устная речь современной молодежи просто усыпана этими словами. А можно ли без них обойтись? (Слайд 9)
Задание «Переведите» на русский литературный язык следующие фразы:
- Когда Вика нарисовалась в потрясном прикиде, Петров выпал в осадок.
- Я живу, типа, в крутой хате. Мой братан Ромка – прикольный чел.
- У меня с предками постоянные траблы: им не нравится наша туса.
- Я решил подкатить к знакомой чувихе и забил ей стрелку в парке.
Учитель: Вы убедились, что в нашей речи уже существуют слова для названия всех этих явлений. Так что жаргонные слова совсем не украшают, а засоряют речь.
Учитель: Мы знаем, что в человеческом обществе постоянно возникает мода на что-либо. Что-то перестает нравиться, а что-то становится невероятно привлекательным.
Стать модными могут и слова. Так, рассказывая о чем-либо, люди часто используют словечки, никак не связанные по значению с текстом (короче, типа, как бы, значит, на самом деле, реально и другие). Увлечение такими «вставками», как лавина захватывает все новые и новые жертвы. Злоупотребление словами-паразитами приводит к тому, что речь становится тяжело воспринимаемой, нелепой. Избавиться от привычки употреблять слова-паразиты очень нелегко, вы знаете это по собственному опыту – это показало прошедшее совсем недавно итоговое собеседование по русскому языку.
Изучите таблицу, в которой показано, как могут вставные словечки изменять смысл высказывания.
Мотивированное употребление слов | Немотивированное употребление слов, искажающее смысл высказывания |
Как бы Для всех, кроме тебя, наш директор как бы уехал. Он пишет важный документ и не хочет, чтобы ему мешали. Как бы = как будто: директор хочет, чтобы все думали, что он уехал, но на самом деле он никуда не уезжал. | Я к нему как бы хорошо отношусь. Непонятно, как на самом деле говорящий относится к тому, о ком рассказывает – хорошо или не очень? |
Короче Я уже написала все контрольные работы, сдала все отчеты – короче, вполне готова к экзаменам. Слово короче обобщает, дает возможность не перечислять какие-то еще этапы процесса подготовки к экзаменам. | А он, короче, говорит, что мы поедем, короче, не завтра, а сегодня. Слово короче ничего не сообщает и употреблено без всякого смысла. |
Учитывая материал, изложенный в таблице, выполните задание: сравните предложения. В каких предложениях есть слова-паразиты? Подчеркните их. (Слайд 10)
- Он еще не настоящий профессионал, а, так сказать, «ребенок» в нашем деле. - Эти наши выпускники, так сказать, отличники.
- Пушкин как бы восхищается природой. - Его мысли как бы незакончены.
- Я вымыла посуду, пропылесосила, накормила кота – короче, сделала то, что было так необходимо. - Я, короче, никуда сегодня не пойду, потому что на улице холодно.
Учитель: Мы столкнулись с противоречием: с одной стороны – слово – удивительный дар, показатель внутренней культуры, а с другой – уровень речевой культуры постоянно снижается. (Слайд 11)
В чем же причина? Является ли слово великим делом, как когда-то говорил Толстой?
Итак, сделаем выводы из сегодняшнего урока:
Почему уровень речевой культуры постоянно снижается? (Слайд 12,13)
- оскудение нашей речи;
- сквернословие;
- жаргонная лексика;
- «слова – паразиты».
Учитель: Мы не властны над речью других, но изменить собственную речь мы можем.
В завершении урока попробуйте дать несколько советов ровесникам, которые помогут обогатить словарный запас и позволят сформировать языковую культуру. (Слайд 14)
Ученики выполняют задание на ноутбуках. Звучат ответы учащихся. (Слайд 15)
Учитель: Обогащению нашей речи служат прекрасные образцы русской классической литературы. Они не только могут служить примером правильной, образной речи, но и призывают беречь ее многообразие от сора ненужных слов, учат пользоваться этим великим даром, имя которому – СЛОВО.
Мы сегодня сделали вывод, что слово – поистине дело великое, если им уметь пользоваться.
Домашнее задание.
Учитель: Логическим завершением нашего урока будет домашнее задание.
(Домашнее задание дифференцировано по степени сложности).
- Выписать пословицы, поговорки, высказывания известных людей о красивой и правильной речи.
- Дополнить памятку советами “Как обогатить нашу речь”.
- Составить задания, помогающие обогатить нашу речь.
Вы можете выбрать любое и получить оценку на следующем уроке.
Подведение итогов, выставление оценок. Оцените, пожалуйста, свою работу на уроке, товарища и группы в целом.
Учитель: И закончить урок мне хочется словами классика русской литературы, мастера художественного слова И.С.Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык - это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса».
(Слайд 16)
Спасибо! До свидании!
Литература
1.Агашкова Н.Г. Основа речевого развития школьника. - М: Дрофа, 2007.
2.Фроянова Т.И. Культура русской речи. Практический курс. Учебное пособие. – СПб: СМИО Пресс, 2006.
3.Жиркин, Н.И. Развитие речи. - М.: Дрофа, 2006.
4.Львова С.И. «Позвольте пригласить вас…» или Речевой этикет. - М: Дрофа, 2004.
5.Иванова В.А. и др. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя/В. А. Иванова, З. А. Потиха, Д. Э. Розенталь. – Л.: Просвещение, 2010.
6.Иванова М.К. Словарная работа на уроках русского языка - один из путей повышения языковой культуры учащихся.-/ Педагогический вестник ЕАО" /.-№ 2.- 2007 .
7.Липкина, А.И. Работа над устной речью учащихся. - М.: Просвещение, 2007.
8.Ожегов С.И. Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.- М.: Азбуковник, 1997.
9.Панов, Б.Г. Внеклассная работа по русскому языку. - М.: Дрофа, 2005.
10.Политова, Н.И. Развитие речи учащихся на уроках русского языка. - М.: Школа, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занимательный урок-игра "Слово - дело великое"
Методическая разработка включает вступительное слово библиотекаря о необходимости изучения родного языка, лингвистическую игру, высказывания о русском языке, пословицы и поговорки о слове. Цель меро...
Слово - дело великое
Разработка внеклассного мероприятия...
Слово -дело великое!
Слово -дело великое! (Материал в классный уголок)...
Урок культуры общения 5 класс: Что делает человека привлекательным
Урок: Что делает человека привлекательным. В помощь учителю культуры общения....
Презентация к уроку культуры речи "Слово - дело великое!"
Материалы и задания к уроку культуры речи "Слово - дело великое!"...
План-конспект урока «Культура в годы Великой Отечественной войны»
Урок разработан на основе примерной программы общеобразовательной дисциплины «История» для профессиональных образовательных организаций (ФГАУ ФИРО протокол № 3 от 21.07.2015 г.), в соответ...
Разработка урока «Вклад ученых-физиков в дело Великой Победы»
В основе урока лежит рассмотрение баллистического движения снарядов. Используется дополнительная информация исторического и технического содержания....