Повторение. Имя существительное как часть речи. Правописание падежных окончаний.
план-конспект урока по русскому языку (10 класс)

...Повторение основных сведений об имени существительном как о части речи; совершенствование навыков правописания имён существительных, закрепление навыков ведения аналитической работы со словом как с частью речи; 

воспитание уважительного отношения к слову; подготовка к ЕГЭ...

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

                                                   «ГИМНАЗИЯ № 12»

                                  ОТКРЫТЫЙ  

                    УРОК   РУССКОГО   ЯЗЫКА

                                 В 10 КЛАССЕ

                           

                                             ТЕМА:

          «ПОВТОРЕНИЕ. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ

               РЕЧИ. ПРАВОПИСАНИЕ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ»

                       Учитель                        Курбанова Л.М.

                                          2016-2017

Цели урока: повторить основные сведения об имени существительном как о части речи; совершенствовать навыки правописания имён существительных, закрепить навыки аналитической работы со словом как с частью речи;  

воспитывать уважительное отношение к слову; подготовка к ЕГЭ.

Круг рассматриваемых вопросов: лексико-грамматические разряды; род и число имён существительных; склонение; правописание падежных окончаний; р/р.

                                                     Ход урока:

  1. Организационный момент.

На дворе зима.

В холоде дома.

Друг другу улыбнемся-

Теплом все разольется.

Приветствие.

  1. Мотивация  учебной деятельности.

Ребята, что же было задано вам на дом? (Учащиеся отвечают)

Интересно, хорошо ли вами повторена тема урока. По- моему, информация на тему урока вам знакома со 2 класса, думаю, что повторить этот материал большого труда для вас не составило.

Итак, обратим внимание на наше приветственное стихотворение.

Скажите, из каких частей речи состоят предложения.

(В этих небольших предложениях есть и самостоятельные, и служебные части речи. Самостоятельные: им. существительные, глаголы, местоимения. Служебные - предлоги.)

        Хорошо. Вернемся к самостоятельным частям речи. С помощью каких слов мы узнаем о том или ином предмете, отвечающем на вопросы падежей.

- Зима, холод, дома, друг, теплом.

(Далее учащиеся работают по вариантам, конкретизируя  морфологические признаки этих существительных.)

  1. Актуализация знаний по теме « Имя существительное как часть речи».

1.Обобщение ранее изученного об имени  существительном.      

1-й вариант

Исправить ошибки. Списать предложение. Обозначить падеж и склонение существительных.

Говорить о честе можит всякий, но, к сожелении, не каждый ее бирижет.

(Говорить о чести может всякий, но, к сожалению, не каждый ее бережет.)

2-вариант

Просклонять существительные:

Путь, тень.

3-вариант

В словосочетаниях вставьте верное окончание, укажите в скобках склонение и падеж имён существительных:

В памят…( ) каждого, шли  по обочин… ( ), прыгнул с крыш…( ),  увидел на дерев…( ),  о долгом пути...( ), привыкли к роскош…( ), из глуш… ( ) в  цивилизаци…( ), сделать из плетн…( ).

Но а теперь задание на внимательность и бдительность. Называется оно

  1. «Зрительный! Распределительный диктант!»

(Учащиеся по памяти записывают, соответствующие их вариантам, слова)

Лист, листва, симфония, крестьяне, крестьянство, деление, городишко, березняк, партия, пшено, мысль, идея, человек, литература, поэзия, детвора, роса, иней, полк, солдат, молоко, кустарник, старье, очки, стадо, табун, сапожище, гриб, свет.

Условие задания: записать:

1- вар: имена конкретные имена существительные;

2- вар: отвлеченные(абстрактные);

3- вар: собирательные;

4- вар: вещественные.

(После выполнения задания учащиеся аргументируют выбор слов, записанных ими.)

       4. Отработка навыков и умений…

1) Творческий диктант. Продолжите предложения, употребляя слова

(Дается толкование некоторых слов):

Кенгуру, атташе, конферансье, шоссе, кольраби, кашне, метро, леди, портье, протеже, визави, хиппи.


Атташе́ (фр. attaché) — младшая дипломатическая должность. В России и Белоруссии также первый дипломатический ранг.

Слово происходит от французского глагола «прикреплять», то есть исторически это было «прикомандированное» к дипломатическому представительству лицо. Это можно отнести сейчас к военным и специальным атташе.

Слово «атташе» может применяться к собственно атташе (младшая дипломатическая должность), атташе по вопросам обороны, военным, военно-морским, военно-воздушным атташе (представители министерства обороны), атташе по вопросам прессы и/или культуры (обязанности пресс-атташе или атташе по культуре посольства может исполнять дипломат любого уровня, это скорее устоявшееся наименование), т. н. специальным атташе, то есть представителям ведомств своей страны по сельскому хозяйству, науке и т. п.

В международной дипломатической практике существуют следующие категории:

Визави́ (фр. vis-à-vis — «лицом к лицу») — напротив, друг против друга; тот, кто находится напротив, стоит или сидит лицом к лицу к кому-нибудь. В переносном значении также — оппонент.

Визави — кузов (каретафранцузского экипажа конца XIX — начала XX века, представлявший собой двухместную конструкцию с одним или двумя добавочными местами. Своё название получил из-за того, что кучерский облучок разворачивался на пол-оборота, и пассажиры оказывались лицом друг к другу.

Кашне — шейный платокшарф, надеваемый на шею под пальто с целью закрыть горло от холода. Существительное, неодушевлённое, средний род, несклоняемое (тип склонения 0 по классификации А. Зализняка).

Конферансье — эстрадный артист, объявляющий концертные номера и выступающий в промежутках между ними. Искусство конферанса требует от исполнителя остроумия, таланта импровизации, умения разговаривать с аудиторией. Задача конферансье — связать выступления различных артистов в единое действ

Портье служащий гостиницы, ведающий хранением ключей, приёмом почты и иным обслуживанием в вестибюле. Существительное, одушевлённое, мужской род, несклоняемое (тип склонения 0 по классификации А. Зализняка).

Протеже-(французское protege, от латинского protegeve прикрывать, 

защищать), лицо, находящееся под чьим-либо покровительством, пользующееся чьей-либо протекцией.

  1. Физминутка.

Что же это? Для чего?

Мы должны предаться ей?

Вы не думайте, смотрите,

Только, чур, внимательней!

1. Светоэффекты – упражнения (или гимнастика) для глаз.

2. Упр. – «Переход хода». Учащиеся встают, задают друг другу вопросы по теме урока (3 минуты).

6.Упражнения на закрепление повторенного материала.

а) Записать имена существительные во мн. числе, в родительном падеже:

солдат, лимон, директор, песня, станция, дно, ведро, врач, полотенце, простыня, аэропорт, гений, санаторий, огонь, ученица, тапочка, кегль.

1- вариант – сочинение – миниатюра «Имя существительное как часть речи».

2-вариант – составление кластера (синквейна) по теме «Имя существительное».

3-вариант Сочинение-рассуждение «Имена существительные в заданиях

№ 6,7  ЕГЭ.»

7.Вывод. Итог. Оценивание.

    Прошлись мы легкою дорожкой

    По теме сильной, непростой!

    Ведь существительное всё же

    Отнюдь не легкая из тем.

    Друзья, учите тему эту-

    Она в обиду вас не даст.

    А даст почувствовать предметов

    Названий значимость и власть.

    Будьте в теме!

***Д/З: сочинение-рассуждение «Имена существительные в заданиях  № 6,7 ЕГЭ»; повторить проблемный материал по теме «Правописание падежных окончаний имени существительного»; учащимся с низкой учебной мотивацией  упр. из учебника по выбору.

8. Рефлексия.

 Сказка о Слове, которое очень хочет называться Существительным.

         Жил-был маленький, да удаленький Эльф в стране, где множился и процветал его народ. И везде, где ступала его изящная нога, оживлялось все цветами, радугой, пением птиц, детским смехом, любовью, мечтами… Все вокруг стало называться именами. Все стало обретать, ух, предметную силу, мощь слова!

         Вышел Эльф однажды на заре и крикнул что есть мочи: «О Живущие на земле, вы слышите меня? Видите меня? Я – Существую! Значит, я сильнее всех и могущественней!» После последних слов Эльфа резко подул ветер. С каждой минутой ветер крепчал. Он летел по небу и земле, круша и разрушая всё, что встречалось на пути. Вдруг он поднял высоко хвастливого Эльфа и расхохотался ему в лицо, говоря: «Ты могущественней, чем я? Ошибаешься! Я – могущественнее, чем ты, потому что ты лишь существуешь, а я действую!»

        Прибежали на помощь союзники – друзья из разных концов света.

Один – первый и шустрый. Другой чуть позади. Еще кто-то рядом с ним. Потом тот, что за ними, словно бегущий по волнам, оглядываясь по сторонам.  Весело  и хорошо стало всем!

Нет. Это не то, о чем вы подумали! Помогли союзники: предотвратили войну.

       Спросили маленького Эльфа, чего ему хочется больше всего. Эльф ответил, не задумываясь: быть Существительным, потому что он - Существо, из-за которого начался этот переполох! Подумали союзники – друзья и сами нарекли другого …(Глаголом)

      А кто были друзья-союзники?

(Прилагательное, Числительное, местоимение, Наречие, Причастие, Деепричастие, Категория состояния, Предлог, Союз, Частица и Междометие.

Послесловие.

      Живите, дружите,

      любите друг друга,

      Цените каждый жизни миг,

      И пусть слова, что с наших уст слетают,

      Будут меда слаще и нужнее.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОТКРЫТЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 10 КЛАССЕ

Слайд 2

Тема: «Повторение. Имя существительное как часть речи. Правописание падежных окончаний»

Слайд 3

Цели урока: повторить основные сведения об имени существительном как о части речи; совершенствовать навыки правописания имён существительных, закрепить навыки аналитической работы со словом как частью речи; воспитывать уважительное отношение к слову. Круг рассматриваемых вопросов: лексико-грамматические разряды; род и число имён существительных; склонение; правописание падежных окончаний.

Слайд 4

На дворе зима. В холоде дома. Друг другу улыбнемся- Теплом все разольется.

Слайд 5

Приветствие.

Слайд 6

Мотивация учебной деятельности.

Слайд 7

Обработка навыков и умений.

Слайд 8

Атташе́ ( фр. attaché ) — младшая дипломатическая должность. В России и Белоруссии также первый дипломатический ранг . Слово происходит от французского глагола «прикреплять», то есть исторически это было «прикомандированное» к дипломатическому представительству лицо. Это можно отнести сейчас к военным и специальным атташе. Слово «атташе» может применяться к собственно атташе (младшая дипломатическая должность), атташе по вопросам обороны , военным, военно-морским, военно-воздушным атташе (представители министерства обороны), атташе по вопросам прессы и/или культуры (обязанности пресс-атташе или атташе по культуре посольства может исполнять дипломат любого уровня, это скорее устоявшееся наименование), т. н. специальным атташе, то есть представителям ведомств своей страны по сельскому хозяйству, науке и т. п. В международной дипломатической прак­тике существуют следующие кате­гории: Визави́ ( фр. vis-à-vis — «лицом к лицу») — напротив, друг против друга; тот, кто находится напротив, стоит или сидит лицом к лицу к кому-нибудь. В переносном значении также — оппонент.

Слайд 9

Визави — кузов ( карета ) французского экипажа конца XIX — начала XX века , представлявший собой двухместную конструкцию с одним или двумя добавочными местами. Своё название получил из-за того, что кучерский облучок разворачивался на пол-оборота, и пассажиры оказывались лицом друг к другу. Кашне — шейный платок ; шарф , надеваемый на шею под пальто с целью закрыть горло от холода. Существительное, неодушевлённое, средний род, несклоняемое (тип склонения 0 по классификации А. Зализняка). Конферансье — эстрадный артист, объявляющий концертные номера и выступающий в промежутках между ними. Искусство конферанса требует от исполнителя остроумия, таланта импровизации, умения разговаривать с аудиторией. Задача конферансье — связать выступления различных артистов в единое действ Портье — служащий гостиницы, ведающий хранением ключей, приёмом почты и иным обслуживанием в вестибюле. Существительное, одушевлённое, мужской род, несклоняемое (тип склонения 0 по классификации А. Зализняка).

Слайд 13

. Подумали союзники – друзья и сами нарекли другого…

Слайд 14

Я хочу быть Существительным !

Слайд 15

Но а кто были друзья-союзники?

Слайд 16

ВЫВОД. ИТОГ.

Слайд 17

Р Е Ф Л Е К С И Я

Слайд 18

- правильные ответы М - неправильные ответы - пробелы - уверены, что преодолеем преграды Выбери маршрут урока. Остановка «Имя существительное как часть речи»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание падежных окончаний имён существительных.

Цель урока: восстановить в памяти учащихся сведения о написании гласных в падежных окончаниях имён существительных и отрабатывать навыки их правильного выбора. Урок интересен разнообразными формами д...

9 класс,школа VIII вида, русский язык, тема: "Правописание падежных окончаний имён существительных".

Урок русского языка в 9 классе коррекционной школы VIII вида для дифференциации правописания мягкого знака в окончании имен существительных....

10 класс. Урок систематизации и обобщения знаний, умений и навыков. Тема урока: «Правописание падежных окончаний имен существительных».

Методическая цель урока:  показ приемов работы по совершенствованию навыков правописания падежных окончаний имен существительных с использованием информационно-коммуникационных технологий. Работ...

Урок по теме: "Упражнения в правописании падежных окончаний имен существительных первого склонения"

Урок был основан на экскурсии в городской парк. На данном уроке учащиеся закрепляли правописание падежных окончаний существительных первого склонения. Сравнивали падежные окончания родительного, дател...

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе .Правописание падежных окончаний существительных

Урок разработан в соответствии ФГОС . Рекомендоан лля учителей русского языка и литературы...

Урок русского языка в 10 классе по теме: «Имя существительное как часть речи. Правописание падежных окончаний»

Цели урока: повторить основные сведения об имени существительном как о части речи;совершенствовать навыки правописания имён существительных, закрепить навыки аналитической работы со словом как частью ...

Конспект урока по письму и развитию речи для обучающихся 5 класса по теме "Правописание падежных окончаний имён существительных" (обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья)

Данный конспект содержит материал на закрепление умения определять падеж по вопросам и падежным окончаниям; формирование навыка беглого чтения, на развитие орфографической зоркости (при проведении зри...