Формирование коммуникативной компетентности школьников на основе применения технологии развития критического мышления через чтение и письмо
статья по теме
Как сделать каждый урок интересным, увлекательным и добиться того, чтобы он развивал коммуникативные способности, мыслительную творческую активность учащихся? Представленная статья "Формирование коммуникативной компетентности школьников на основе применения технологии развития критического мышления через чтение и письмо" дает ответ на этот вопрос. Описан опыт работы по данной теме самообразования. Представлены особенности данной технологии, ее методы, актуальность и результативность использования данной современной технологии на уроках английского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_kommunikativnoy_kompetentnosti_shkolnikov.docx | 28.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование коммуникативной компетентности школьников на основе технологии развития критического мышления через чтение и письмо
Ковехова Анна Ивановна,
учитель английского языка
МОУ СОШ №23 МО Ейский район
Как сделать каждый урок интересным, увлекательным и добиться того, чтобы он развивал коммуникативные способности, мыслительную творческую активность учащихся? Как зажечь искорку в глазах ученика, сделать учение посильным и радостным?
Аристотель говорил: «Благо везде и повсюду зависит от соблюдения двух условий: 1) постановки конечной цели деятельности; 2) поиска соответствующих средств, ведущих к конечной цели».
Целью своей педагогической деятельности я вижу воспитание ученика как иноязычного речевого партнера, обладающего коммуникативной компетенцией через использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо, которая была разработана в конце 20 в в США.
Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо» (critical thinking) была разработана в конце XX века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит).
Русские отечественные технологии коллективных и групповых способов
обучения.
Технология сотрудничества.
Технология развивающего обучения.
Что же такое критическое мышление?
– это сложный мыслительный процесс, который начинается с получения информации и заканчивается принятием решения, созданием собственных концепций.
Методы СРКМ с одной стороны позволяют педагогам работать более профессионально, а с другой – делают процесс обучения мотивированным и обоснованным, а значит и увлекательным.
Конечный результат:
- умение мыслить критически, формировать собственное мнение, принимать взвешенные решения, ответственно относиться к учёбе, труду.
- Когда учащиеся понимают, что их мысли, убеждения «имеют ценность, когда они знают, что учитель уважает их идеи и убеждения, обычно они проявляют большую ответственность и заботу о своих идеях и уважительнее относятся к своему мышлению.
- Без уверенности в их собственной полезности и значимости учащиеся будут уклоняться от полного участия в критическом мышлении.
Критическое мышление означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами.
- Не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни.
- Не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения.
Известный психолог Карл Роджерс говорил, что любое знание будет присвоено, если оно будет основано на собственном опыте.
- Коммуникативно-деятельный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми.
- Умение мыслить критически – это не выискивание недостатков, а объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.
В основу данной технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий).
Первый этап заключается в том, чтобы преподаватель вызвал на поверхность представления ученика по изученной теме и пробудил интерес.
Это нелегкая задача, но она многократно упростит ребятам путь к новому знанию.
Самое трудное для учителя принять все версии, которые предлагают ученики – правильные и неправильные. Лучше – письменно их зафиксировать. Иногда вскрываются противоречия в точках зрения.
Когда видны противоречия или понятно, что собранной информации недостаточно, у ребят возникает стремление это преодолеть.
По-существу, они сами для себя формируют цель: для чего я буду изучать новый материал, что именно мне нужно узнать, чтобы ответить на собственный вопрос.
Функции вызова:
- мотивационная(побуждение к работе с новой информацией, побуждение интереса к теме)
- Информационная (вызов на "поверхность" имеющихся знаний по теме)
- Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями).
Например, при изучении новой темы после создания проблемной ситуации предлагаю учащимся составить кластер с ключевыми понятиями сперва самостоятельно, затем в парах, группах составить совместную ассоциограмму-плакат, в которую информация заносится не только словами, но и рисунками. Далее предлагаю им рассказать о том, что они изобразили.
Вторая стадия – «осмысление» - содержательная, в ходе которой происходит активное осмысление учебной информации, поиск ответов. Учащиеся слушают или читают текст по данной теме и дополняют свой кластер новыми понятиями.
Здесь происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.
Большинство учителей отмечают, что ученики со временем гораздо более вдумчиво начинают читать, слушать, задают разнообразные вопросы и стремятся не ограничиваться только объяснением учителя, текстом учебника или художественного произведения.
Одними из эффективных приемов, используемых на данном этапе, являются чтение с остановками, инсерт, диаграмма Венн.
В процессе чтения с остановками информацию переводим в чувства (Что вы чувствовали, когда…?).
Инсерт заключается в маркировке текста символами: “v” – знаю, “+” – новая информация, “-” – что я узнал, не совпадает с тем, что я знал; “?” – сомнительная или недостаточная информация, надо узнать побольше. Предлагаю учащимся в процессе работы с текстом занести данные в таблицу и озвучить их.
Диаграмму Венн очень любят младшие школьники. Она помогает разграничить понятия о чем-либо. Например, «Погода в России» и «Погода в Британии». Общая информация заносится в среднюю часть наложения кругов.
Функции стадии рефлексии
- Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации)
- Информационная (приобретение нового знания)
- Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля)
- Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса).
Третья стадия – «рефлексия» - размышления, во время которой происходит соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса.
На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии.
Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.
Наиболее эффективным в старших классах на стадии рефлексии является написание пятиминутного эссе по «горячим следам». Учащимся среднего звена предлагаю на данном этапе составить синквейн (пятистишие).
Этапы составления синквейна
- Первая строка – одно слово, описывающее тему (обычно существительное).
- Вторая строка – два слова, описывающие тему (два прилагательных).
- Третья строка – три слова, выражающие действие по теме (обычно три –ing слова).
- Четвёртая строка – фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме.
- Последняя строка – одно слово-синоним, которое ещё раз подчёркивает сущность темы.
Подобная работа не только обогащает словарный запас ученика, но и подготавливает его к краткому пересказу, учит формулировать идею произведения, позволяет каждому ученику почувствовать себя творцом и философом, так как написать синквейн может каждый.
Синквейны очень полезны в качестве:
- инструмента для синтеза и обобщения сложной информации;
- средства оценки словарного запаса учащихся;
- средства творческого самовыражения.
В классах с сильной языковой подготовкой целесообразно использовать Метод континиума
1.Этот метод эффективен и даёт хорошие результаты, развивая познавательную активность учащихся, когда учитель выбирает поистине дискуссионный вопрос, затрагивающий каждого.
2. Определите своё место на отрезке за – против и обоснуйте свой ответ.
Даётся время на обдумывание, и приглашаются к доске 5-6 чел.: они ставят свои точки и аргументируют. Вызвать и того, чья точка зрения не совпадает. Учитель при этом говорит: «Если вы даже на противоположной позиции, вам необходимо выслушать аргументы всех». Если после этого вы сдвинули свою позицию, это свидетельствует не о слабости, а является признаком мужества.
= учитель мощно встаёт на позицию «да», тогда противоположная группа очень сильно активизируется, высказывается в пользу своей точки зрения, тогда учитель говорит: «А теперь, где вы?» - отметьте (можно другим цветом или цифрой у себя в тетради, чтобы проследить ход своей мысли, позиции).
= учитель мощно встаёт на позицию «нет» (против) – класс замирает, встаёт вопрос: «Так где же Вы?»
Чем закончить? Учитель говорит: «Согласитесь, трудно сделать выбор позиции? И надо уважать себя за то, что вам дано понять и «за» и «против». Чем вдумчивее мы относимся к проблеме, тем труднее определить позицию. Поэтому накапливайте информацию, вырабатывайте свою точку зрения. А моя позиция такова...».
Итог: предложить классу (группам) сделать вывод.
В ходе такой работы происходит тренировка ума, сердца, воспитание толерантности не на словах, а на деле.
Таким образом, развивая на своих уроках критическое мышление, учитель способствует не только развитию интеллектуальных способностей учащихся, но и совершенствованию их коммуникативной компетентности.
Практическое использование современных технологий способствовало повышению уровня предметной мотивации, что в свою очередь положительно отразилось на результатах обучения иностранному языку. Произошел рост качества знаний по предмету.
Улучшение показателей в работе дает основание считать намеченные пути верными, а используемые методические приемы и технологии заслуживающими внимания
В очередной раз вспоминаются слова французского писателя Анатоля Франса: «Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом».
И я каждый урок искренне желаю своим ученикам приятного аппетита!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Применение технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" на уроках английского языка
Обобщение и трансляция личного педагогического опыта. Характеристика технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо". Описание основных приёмов, которые будут демонстрироваться. Имит...
Конспект урока с применением технологии развития критического мышления через чтение и письмо
Это конспект урока по технологии РКМЧП....
представление инновационного опыта работы по теме "Применение технологиии развития критического мышления через чтение и письмо при подготовке обучающихся к ЕГЭ и ГИА по биологии"
Представляю вашему вниманию систему методов и приемов работы по технологии развития критического мышления через чтение и письмо при подготовке обучающихся к ЕГЭ и ГИА по биологии....
Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках биологии, как способ развития навыков смыслового чтения
С этой педагогической технологией я выступала на конкурсе "Учитель года"....
Урок с применением технологии развития критического мышления через чтение и письмо "Нравственные проблемы в рассказе Н.С.Лескова "Старый гений"
Урок литературы с применением технологии развития критического мышления через чтение и письмо "Нравственные проблемы в рассказе Н.С.Лескова "Старый гений"...
Методическая разработка "Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо как средство организации деятельностного подхода на уроках литературы
В пособии рассматриваются возможности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо как одного из средств организации деятельностного подхода на уроках литературы в осн...
Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо школьников на уроках биологии.
В данной статье описываются приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо , применяемые на уроках биологии....