Методическая разработка урока литературы в 9 классе. Анализ стихотворения в прозе И.С.Тургенева "Дурак"
методическая разработка по русскому языку (9 класс)
В данной методической разработке содержится методика проведения урока литературы, на котором обучающиеся учатся анализировать стихотворение в прозе. На уроке применяются активные методы обучения: постановка проблемных вопросов; работа в группах; обсуждение и обмен мнениями. данные методы дают возможность учащимся принимать активное учатие в процессе обучения, обмениваться мнениями, отстаивать свою точку зрения, подкрепляя её словами из текста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrab.ur_.dlya_attest.docx | 19.22 КБ |
metodicheskaya_razrab.ur_.dlya_attest.docx | 19.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока литературы в 9 классе
Анализ стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Дурак»
Задачи урока:
- обучающая: сформировать у учащихся представление о «Стихотворение в прозе» показать художественные особенности жанра стихотворения в прозе;
- развивающая: развивать умение выразительно читать, развивать речь и мышление учащихся, развивать умение давать характеристику герою по его поведению и определять в стихотворном тексте значение лирического героя; совершенствовать умение устно и письменно выражать свои мысли, чувства; предоставить возможность для развития коммуникативной культуры
- воспитательная: выявить нравственные проблемы стихотворения ;
-воспитывать уважение к мнению другого человека; прививать любовь и внимание к слову через анализ стихотворений в прозе И. С. Тургенева.
Ход урока
Слово учителя
И. С. Тургенев писал «Стихотворения в прозе» в последние годы жизни, во Франции, в Буживале, между 1877 и 1882 годами, в пору предсмертной болезни. Цикл стихотворений в прозе включает в себя 83 миниатюры.
«Стихотворения в прозе» стали лебединой песнью великого писателя. Как бы сложилась судьба этих произведений, трудно сказать. Сам писатель считал их лишь эскизами своих будущих произведений, которые могли бы навсегда остаться в архивах. «Стихотворения в прозе» не предназначался для публикации, он писался что называется «для себя», для близкого окружения. Но к счастью, в Париж, к смертельно больному Тургеневу приехал друг писателя, редактор журнала «Вестник Европы» Михаил Матвеевич Стасюлевич. Михаил Матвеевич Стасюлевич по дружбе уговорил Иван Сергеевича опубликовать значительную часть этих лирических зарисовок и раздумий в его журнале, в 12-м номере за 1882 год.
- В чём особенность стихотворений в прозе, чем отличаются они от обычных стихов?
(Стихотворение в прозе тоже произведение лирическое, но форма его –прозаическая. В жанре стихотворения в прозе главное – чувства, мысли, эмоции художника. В конце каждого произведения мы видим главную мысль, идею.)
Сегодня мы с вами познакомимся с стихотворением «Дурак».
- Мы постараемся посмотреть на привычное, обыденное, с детства знакомое слово «дурак», попытаемся понять, какой смысл вкладывал Тургенев в это слово.
- Подумаем над тем, почему каждый считает себя умным ,а о других думает по-разному.
- Как вы воспринимаете утверждение о том, что «каждый человек хотя бы в течение пяти минут в день бывает дураком…»?
- Подберите синонимы и антонимы к слову «дурак». (син.-глупец, недоучка, простофиля ант.-мудрец, умный)
- Вспомните пословицы на эту тему (Дурак дурака видит издалека. Дурная голова ногам покоя не даёт. Умный не осудит дурак не догадается. Дурака учить что мёртвого лечить. )
- Из умных в дураки попасть достаточно просто, а вот можно ли наоборот?
- Посмотрим, что об этом думает И.С.Тургенев .
Раздаётся текст стихотворения И.С.Тургенева «Дурак» (в тексте нет последнего слова, которое учащиеся должны будут определить сами) Приложение 1
Учитель читает стихотворение.
Задание
Запишите фразу, которая удивила и запомнилась.
По совпадающим фразам создаются группы для общей работы.
Каждая группа составляет вопросы к тексту.
Группы задают друг другу вопросы:
-Что узнаём о прошлом дурака? («Долгое время жил дурак припеваючи; понемногу стали доходить до него слухи, что он всюду слывёт за безмозглого пошлеца.»)
-Как воспринял эти слухи дурак? Какие чувства испытал? (Он «смутился» и «начал печалиться»)
-Почему героя стихотворения автор назвал дураком?
Как автор показывает глупое поведение героя? (Дурака занимает только то, что думают о нём окружающие. Речь дурака однообразна; сразу, не думая, приводит в исполнение мысль, «внезапно» озарившую его «тёмный умишко»)
-Как ведут себя и что чувствуют знакомые при разговоре с дураком? (слова дурака напугали людей, поэтому они поспешили согласиться с ним ;
они трусливо отказываются от собственных суждений;
все благоговеют перед дураком)
- Какими качествами обладает дурак? (дурак надменный, злой, хитрый, трусливый, наглый, никого не уважающий, завистливый)
- Подумайте и скажите, какое же слово нужно дописать в последнем предложении: «Житьё дуракам между …» (трусами)
Группы высказывают своё мнение, объясняя его.
Учитель раздаёт учащимся листы с афоризмами:
1. Дураки и безумцы обыкновенно говорят правду.(Р.Бертон)
2. Дураки весьма склонны давать советы. (П.Бауст)
3. Дурак не вступает в диалог с самим с собой. Первая же мысль захватывает его, не дождавшись ответа второй. (Д.Галифакс)
4.Всё знают и всё понимают только дураки да шарлатаны. (А.П.Чехов)
5. Трудно считать дураком человека, который восхищается нами. (М.Энбер-Эшенбах)
6. Когда опасность дураку грозит, что в глупое он влипнет положение, приобрести он может умный вид, чем очень многих вводит в заблуждение. (Э.Севрус)
7. Человек сотворён, чтобы думать. (Блез Паскаль)
Задание. Выберите афоризм, который мог бы стать эпиграфом нашего урока и запишите его в тетрадь.
Домашнее задание. Напишите рассуждение над афоризмом, который вы выбрали, приведите как доказательство стихотворение «Дурак» И.С. Тургенева.
Приложение 1
Жил-был на свете дурак.
Долгое время он жил припеваючи; но понемногу стали доходить до него слухи, что он всюду слывет за безмозглого пошлеца.
Смутился дурак и начал печалиться о том, как бы прекратить те неприятные слухи?
Внезапная мысль озарила наконец его темный умишко… И он, нимало не медля, привел ее в исполнение.
Встретился ему на улице знакомый — и принялся хвалить известного живописца…
— Помилуйте! — воскликнул дурак. — Живописец этот давно сдан в архив… Вы этого не знаете? Я от вас этого не ожидал… Вы — отсталый человек.
Знакомый испугался — и тотчас согласился с дураком.
— Какую прекрасную книгу я прочел сегодня! — говорил ему другой знакомый.
— Помилуйте! — воскликнул дурак. — Как вам не стыдно? Никуда эта книга не годится; все на нее давно махнули рукою. Вы этого не знаете? Вы — отсталый человек.
И этот знакомый испугался — и согласился с дураком.
— Что за чудесный человек мой друг N. N.! — говорил дураку третий знакомый. — Вот истинно благородное существо!
— Помилуйте! — воскликнул дурак. — N. N. — заведомый подлец! Родню всю ограбил. Кто ж этого не знает? Вы — отсталый человек!
Третий знакомый тоже испугался — и согласился с дураком, отступился от друга.
И кого бы, что бы ни хвалили при дураке — у него на всё была одна отповедь.
Разве иногда прибавит с укоризной:
— А вы всё еще верите в авторитеты?
— Злюка! Желчевик! — начинали толковать о дураке его знакомые. — Но какая голова!
— И какой язык! — прибавляли другие. — О, да он талант!
Кончилось тем, что издатель одной газеты предложил дураку заведовать у него критическим отделом.
И дурак стал критиковать всё и всех, нисколько не меняя ни манеры своей, ни своих восклицаний.
Теперь он, кричавший некогда против авторитетов, — сам авторитет — и юноши перед ним благоговеют и боятся его.
Да и как им быть, бедным юношам? Хоть и не следует, вообще говоря, благоговеть… но тут, поди, не возблагоговей — в отсталые люди попадаешь!
Житье дуракам между … .
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока литературы в 9 классе
Анализ стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Дурак»
Задачи урока:
- обучающая: сформировать у учащихся представление о «Стихотворение в прозе» показать художественные особенности жанра стихотворения в прозе;
- развивающая: развивать умение выразительно читать, развивать речь и мышление учащихся, развивать умение давать характеристику герою по его поведению и определять в стихотворном тексте значение лирического героя; совершенствовать умение устно и письменно выражать свои мысли, чувства; предоставить возможность для развития коммуникативной культуры
- воспитательная: выявить нравственные проблемы стихотворения ;
-воспитывать уважение к мнению другого человека; прививать любовь и внимание к слову через анализ стихотворений в прозе И. С. Тургенева.
Ход урока
Слово учителя
И. С. Тургенев писал «Стихотворения в прозе» в последние годы жизни, во Франции, в Буживале, между 1877 и 1882 годами, в пору предсмертной болезни. Цикл стихотворений в прозе включает в себя 83 миниатюры.
«Стихотворения в прозе» стали лебединой песнью великого писателя. Как бы сложилась судьба этих произведений, трудно сказать. Сам писатель считал их лишь эскизами своих будущих произведений, которые могли бы навсегда остаться в архивах. «Стихотворения в прозе» не предназначался для публикации, он писался что называется «для себя», для близкого окружения. Но к счастью, в Париж, к смертельно больному Тургеневу приехал друг писателя, редактор журнала «Вестник Европы» Михаил Матвеевич Стасюлевич. Михаил Матвеевич Стасюлевич по дружбе уговорил Иван Сергеевича опубликовать значительную часть этих лирических зарисовок и раздумий в его журнале, в 12-м номере за 1882 год.
- В чём особенность стихотворений в прозе, чем отличаются они от обычных стихов?
(Стихотворение в прозе тоже произведение лирическое, но форма его –прозаическая. В жанре стихотворения в прозе главное – чувства, мысли, эмоции художника. В конце каждого произведения мы видим главную мысль, идею.)
Сегодня мы с вами познакомимся с стихотворением «Дурак».
- Мы постараемся посмотреть на привычное, обыденное, с детства знакомое слово «дурак», попытаемся понять, какой смысл вкладывал Тургенев в это слово.
- Подумаем над тем, почему каждый считает себя умным ,а о других думает по-разному.
- Как вы воспринимаете утверждение о том, что «каждый человек хотя бы в течение пяти минут в день бывает дураком…»?
- Подберите синонимы и антонимы к слову «дурак». (син.-глупец, недоучка, простофиля ант.-мудрец, умный)
- Вспомните пословицы на эту тему (Дурак дурака видит издалека. Дурная голова ногам покоя не даёт. Умный не осудит дурак не догадается. Дурака учить что мёртвого лечить. )
- Из умных в дураки попасть достаточно просто, а вот можно ли наоборот?
- Посмотрим, что об этом думает И.С.Тургенев .
Раздаётся текст стихотворения И.С.Тургенева «Дурак» (в тексте нет последнего слова, которое учащиеся должны будут определить сами) Приложение 1
Учитель читает стихотворение.
Задание
Запишите фразу, которая удивила и запомнилась.
По совпадающим фразам создаются группы для общей работы.
Каждая группа составляет вопросы к тексту.
Группы задают друг другу вопросы:
-Что узнаём о прошлом дурака? («Долгое время жил дурак припеваючи; понемногу стали доходить до него слухи, что он всюду слывёт за безмозглого пошлеца.»)
-Как воспринял эти слухи дурак? Какие чувства испытал? (Он «смутился» и «начал печалиться»)
-Почему героя стихотворения автор назвал дураком?
Как автор показывает глупое поведение героя? (Дурака занимает только то, что думают о нём окружающие. Речь дурака однообразна; сразу, не думая, приводит в исполнение мысль, «внезапно» озарившую его «тёмный умишко»)
-Как ведут себя и что чувствуют знакомые при разговоре с дураком? (слова дурака напугали людей, поэтому они поспешили согласиться с ним ;
они трусливо отказываются от собственных суждений;
все благоговеют перед дураком)
- Какими качествами обладает дурак? (дурак надменный, злой, хитрый, трусливый, наглый, никого не уважающий, завистливый)
- Подумайте и скажите, какое же слово нужно дописать в последнем предложении: «Житьё дуракам между …» (трусами)
Группы высказывают своё мнение, объясняя его.
Учитель раздаёт учащимся листы с афоризмами:
1. Дураки и безумцы обыкновенно говорят правду.(Р.Бертон)
2. Дураки весьма склонны давать советы. (П.Бауст)
3. Дурак не вступает в диалог с самим с собой. Первая же мысль захватывает его, не дождавшись ответа второй. (Д.Галифакс)
4.Всё знают и всё понимают только дураки да шарлатаны. (А.П.Чехов)
5. Трудно считать дураком человека, который восхищается нами. (М.Энбер-Эшенбах)
6. Когда опасность дураку грозит, что в глупое он влипнет положение, приобрести он может умный вид, чем очень многих вводит в заблуждение. (Э.Севрус)
7. Человек сотворён, чтобы думать. (Блез Паскаль)
Задание. Выберите афоризм, который мог бы стать эпиграфом нашего урока и запишите его в тетрадь.
Домашнее задание. Напишите рассуждение над афоризмом, который вы выбрали, приведите как доказательство стихотворение «Дурак» И.С. Тургенева.
Приложение 1
Жил-был на свете дурак.
Долгое время он жил припеваючи; но понемногу стали доходить до него слухи, что он всюду слывет за безмозглого пошлеца.
Смутился дурак и начал печалиться о том, как бы прекратить те неприятные слухи?
Внезапная мысль озарила наконец его темный умишко… И он, нимало не медля, привел ее в исполнение.
Встретился ему на улице знакомый — и принялся хвалить известного живописца…
— Помилуйте! — воскликнул дурак. — Живописец этот давно сдан в архив… Вы этого не знаете? Я от вас этого не ожидал… Вы — отсталый человек.
Знакомый испугался — и тотчас согласился с дураком.
— Какую прекрасную книгу я прочел сегодня! — говорил ему другой знакомый.
— Помилуйте! — воскликнул дурак. — Как вам не стыдно? Никуда эта книга не годится; все на нее давно махнули рукою. Вы этого не знаете? Вы — отсталый человек.
И этот знакомый испугался — и согласился с дураком.
— Что за чудесный человек мой друг N. N.! — говорил дураку третий знакомый. — Вот истинно благородное существо!
— Помилуйте! — воскликнул дурак. — N. N. — заведомый подлец! Родню всю ограбил. Кто ж этого не знает? Вы — отсталый человек!
Третий знакомый тоже испугался — и согласился с дураком, отступился от друга.
И кого бы, что бы ни хвалили при дураке — у него на всё была одна отповедь.
Разве иногда прибавит с укоризной:
— А вы всё еще верите в авторитеты?
— Злюка! Желчевик! — начинали толковать о дураке его знакомые. — Но какая голова!
— И какой язык! — прибавляли другие. — О, да он талант!
Кончилось тем, что издатель одной газеты предложил дураку заведовать у него критическим отделом.
И дурак стал критиковать всё и всех, нисколько не меняя ни манеры своей, ни своих восклицаний.
Теперь он, кричавший некогда против авторитетов, — сам авторитет — и юноши перед ним благоговеют и боятся его.
Да и как им быть, бедным юношам? Хоть и не следует, вообще говоря, благоговеть… но тут, поди, не возблагоговей — в отсталые люди попадаешь!
Житье дуракам между … .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Анализ лингвистического стихотворения М.Цветаевой "Рубили рябину зорькою..."
на данном поэтическом тексте исследовать язык художественного произведения; расшифровать поэтический текст через стилистические особенности синтаксических конструкций и найти заключённую в нём образну...
Внеклассное мероприятия для учеников младших классов. Анализ стихотворения Р.С. Сефа «Необычный пешеход».
На внеклассном мероприятии знакомимся со стихотворением Р.Сефа "Необычный пешеход".Выясняем с детьми ,что одно и тоже лицо можно назвать разными словами.Воспитывем чувство патриотизма и гражданского д...
Литература. 6 класс. Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее утро"
Развернутый конспект урока по литературе на тему "Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее утро" для 6 класса по программе В.Я.Коровиной и презентация к нему....
Конспект урока литературы 6 класс "Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее Утро""
В материале содержится конспект урока литературы 6 класс ,включающий анализ стихотворения АюС.Пушкина "Зимнее утро"...
Урок-семинар в 9 классе "Анализ лирического стихотворения А.С.Пушкина"
Урок-зачет в игровой форме в 9 классе "Сложноподчиненные предложения предложения"...
Стихотворение Р.Рождественского "О дураках"
Данное стихотворение поможет провести сопоставительный анализ на уроке...
Урок развития речи в 8 классе. Работа над текстом стихотворения И.С.Тургенева «Дурак»
«От пошляка к цинику» (культурологические концепты «пошлость» и «цинизм».Цели урока:1. Овладение культурологическими понятиями2. Развитие логического и ассоциативно-образного ...
- Мне нравится (1)