Урок по теме "Фонетика. Графика. Орфоэпия"
презентация к уроку по русскому языку (9 класс)
Цель урока: повторить и обобщить сведения, изученные в разделе “Фонетика. Графика. Орфоэпия”.
Задачи:
· Систематизировать знания учащихся по разделам Фонетика. Графика. Орфоэпия, входящим в задания итогового тестирования в новой форме.
· показать значение фонетики для правописания и произношения;
· показать роль правильного литературного произношения и ударения в устном общении;
· освоить литературное произношение ряда слов, раскрыть смыслоразличительную роль ударения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fonetika._grafika._orfoepiya_0.pptx | 402.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Запишите высказывание К.Паустовского . Вставьте буквы и знаки препинания. Слова то ш… лестят как трава то б… рмочут как родники то пер… свистываются как птицы то п… званивают как первый лед.
Проверяем Слова то шелестят, как травы, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то, перезваниваются, как первый лед.
В название какого раздела науки о языке входит часть слов телефон, магнитофон, микрофон? Фонетика
Что изучает фонетика? Звуки речи
Звуки, при образовании которых воздушная струя проходит через рот без препятствий. Гласные звуки
При образовании этих звуков воздушная струя проходит через рот, преодолевая различные препятствия. Согласные звуки
Сколько гласных звуков в русском языке? Гласных звуков шесть: [ и], [ы], [у], [э], [о], [а].
Гласные делятся на …. Ударные Безударные
Сколько согласных звуков в русском языке ? 36
Согласные звуки делятся на… Глухие Звонкие
Какие буквы называют йотированными?
Потренируемся
Какими звуками и буквами различаются следующие пары слов? Вол – вёл, плоты – плоды, супы – зубы, лук – люк, мол – мель
Запишите слова, которые образуются, если прочитать в обратном порядке транскрипцию следующих слов . Лён, лей, люк, ток, шёл, шей ноль ель куль кот ложь ешь
Фонетические процессы В потоке речи звуки влияют друг на друга, что приводит к их изменению. Эти изменения звуков называются фонетическими процессами. Основные фонетические процессы, связанные с согласными звуками. 1. Оглушение звонких парных на конце слова : Род [ рот ], флаг [ флак ]. 2 . Оглушение звонких парных перед глухими : Селедка [ селетка ], в траву [ фтраву ]. 3. Озвончение глухих парных перед звонкими (кроме сонорных и [ в ], [ в` ]: Косьба [ каз`ба ], к дереву [ гд`эр`иву ]. 4. Расподобление звуков – усиление различий между звуками для облегчения произношения. НАПРИМЕР, в слове легкий вместо звуков [ гк ` ] произносим сочетание [ хк ` ], что облегчает произношение слова. 5. Упрощение групп согласных происходит в словах, где есть непроизносимые согласные: в сочетании из трех согласных один не произносится: снт – [ сн ]: устный – у[ сн ] ый ; здн – [ зн ]: поздний – по[ зн ] ий ; лнц – [ нц ]: солнце – со[ нц ]е; рдц – [ рц ]: сердце – се[ рц ]е.
Задание. Определите, какой согласный звук (глухой или звонкий) обозначен подчеркнутой буквой. Какие фонетические процессы наблюдаются в приведенных словах? Забасто в ка, с даться, о т дома, любо в ь, ч то, ука з ка, чес т ный, сч астливый, ря б ь, моро з , ра сч ет, к берегу.
Орфоэпия — наука (раздел фонетики), занимающаяся нормами произношения , их обоснованием и установлением. звОнит // звонИт
Произношение сочетаний ЧН, ЧТ В современном языке слова с сочетанием ЧН можно разделить на три группы: 1. те, в который чт произносится как [ шн ]: конечно, скучно, яичница, двоечник, прачечная, девичник , а также женские отчества на – чна : Ильинична, Кузьминична и др. 2. те, в который чн произносится как [ ч’н ]: точно, удачный, маскировочный и др. 3. те, в которых оба варианта считаются нормативными: подсвечник, булочная, горничная, порядочный и др.
Упражнение. Прочитайте данные слова обращая внимание на произношение ЧН . Потому что, Кузьминична, табачный, молочный, нечто, булочная, девичник, очечник, нарочно, яичница, шуточный, троечник, Фоминична, подсолнечник, бесконечный, двоечник, скучно, конечный.
Произношение согласных перед Е в заимствованных словах Сравните: Тень, дерево, песок, месяц, век, мелочь, академия, бассейн. Бизнес, Шопен, безе, мате, латте , рейтинг.
Ударение В русском языке ударение свободное. Роль ударения: Различает разные слова ( мУка – мукА ) Различает некоторые формы разных слов ( ношУ – нОшу , крУжки – кружкИ ) различает формы одного слова ( снЕга – снегА )
План фонетического разбора 1 Орфографическая запись слова. 2 Деление слова на слоги и место ударения. 3 Фонетическая транскрипция слова. 4 Характеристика всех звуков по порядку: а) согласный – звонкий – глухой (парный – непарный), твёрдый – мягкий (парный – непарный), какой буквой обозначен; б) гласный: ударный – безударный. 5 Количество звуков и букв .
Сделайте фонетический анализ слов Сеять, настроение, образ, вправо, низкий, скучный, ёжиться.
Домашнее задание Фонетический разбор слов: сеять, яичница, ложь. Выписать все формы указанных глаголов прошедшего времени ( м.р , ж.р ., ср. р.) и расставить в них ударение: Начать, брать, сеять, класть, винить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-КВН "Фонетика. Графика. Орфоэпия".
Аннотация Почему именно игровая форма урока? Почему особенно актуальна данная форма проведения урока в 5- классах?Еще выдающийся учёный-психолог Л.С. Вы...
Урок русского языка в 5 кл : "Повторение и обобщение раздела "Фонетика. Графика. Орфоэпия"
Данная разработка урока предназначена для повторения раздела "Фонетика. Графика. Орфография". Этот урок в сильных классах расссчитан на 1 час, в слабых - на 2 часа....
Урок русского языка в 9 классе по теме "Фонетика. Графика. Орфоэпия"
Урок по теме "Фонетика. Графика. Орфоэпия"Цель урока: повторить и обобщить сведения, изученные в разделе “Фонетика. Графика. Орфоэпия”.Задачи:· Систематизировать зн...
Урок русского языка в 9 классе по теме "Фонетика. Графика. Орфоэпия"
Урок по теме "Фонетика. Графика. Орфоэпия"Цель урока: повторить и обобщить сведения, изученные в разделе “Фонетика. Графика. Орфоэпия”.Задачи:· Систематизировать зн...
Урок-игра по русскому языку в 5 классе. Обобщение изученного по теме: «Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография»
Цель деятельности учителя:1.Выявить степень владения учащимися теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями по изученному материалу.2.Развивать мышление учащихся.3.Формировать уме...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Повторение фонетики, графики, орфоэпии"
материал презентации содержит материал для повторения фонетики, графики и орфоэпии....
Технологическая карта урока по теме "Фонетика. Графика. Орфоэпия".
Технологическая карта урока русского языка для учащихся 5 класса по теме "Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография" направлен на повторение и систематизацию материала по изученному разделу. У...