Однородные члены предложения
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Урок повторения и углубления знаний в разделе однородные члены предложения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 27.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Подробный конспект образовательного мероприятия
Методическая информация | |||||||
Тема урока | Однородные члены предложения | ||||||
Авторы учебника | М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И. Капинос, А. Богданова, Т.С. Тронина, В.В. Львов, Н.Н.Сергеева | ||||||
Классификация урока в системе образовательных мероприятий | Урок повторения и углубления знаний в разделе однородные члены предложения. | ||||||
Краткая характеристика класса | 5 класс (10-11 лет), общеобразовательный класс, весь класс | ||||||
Цели урока | Познавательные: повторение сведений об однородных членах предложения, известных учащимся по курсу начальной школы; изучение статьи учебника “Однородные члены предложения”, выявление в ней уже известного и нового материала; составление кластера по теме; анализ предложений с однородными членами предложения, составление текста, содержащего предложения с однородными членами предложения; воспитательные: воспитывать умение учащихся внимательно слушать и слышать друг друга, уважать другое мнение; поддерживать дух толерантности, принимая другие точки зрения; развивающие: развивать критическое мышление через чтение информационного и художественного текстов; развивать логическое мышление; развивать языковое чутьё, способность чувствовать красоту языка; развивать умение работать в команде. | ||||||
Задачи урока | Повторить и углубить знания об однородных членах предложения; формировать умение учащихся находить в предложении однородные члены предложения и правильно ставить знаки препинания при них, а также составлять предложения с обобщающим словом при однородных членах предложения. развивать речь и творческие способности учащихся.
| ||||||
Знания, умения, навыки и качества, которые приобретут ученики в ходе урока | Знать: опознавательные признаки однородных членов предложения. Уметь: находить однородные члены, соблюдать правильную интонацию при чтении предложений с однородными членами; обосновывать постановку знаков препинания при однородных членах, уметь составлять предложения с обобщающим словом при однородных членах предложения и текст, содержащий предложения с однородными членами предложения. Формирование компетенций: интеллектуальная компетентность; компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности; компетентность в сфере толерантности; социальная компетентность. | ||||||
Универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс | Работа в группах, выразительное чтение, анализ стихотворения, составление предложений по схеме. | ||||||
Необходимое оборудование и материалы | Доска, ноутбук, мультимедийный проектор, буклеты для учащихся. | ||||||
Подробный конспект урока | |||||||
Этап урока | Время, продолжительность этапа | Подробное описание АМО | Описание действий участников образовательного процесса | ||||
Инициация | 3 мин | Метод инициации «Комплимент» Цель: создание благоприятной и дружественной атмосферы на уроке. Участники: все обучающиеся. Время проведения: 2минуты Необходимые материалы:- Проведение: каждый участник должен сказать своему соседу что-нибудь приятное. При этом обязательно обращаемся по имени и сказанное должно быть приятно не говорящему, а слушающему. | Учитель: -Здравствуйте ребята! У кого-то из вас хорошее настроение, у кого-то – грустное. Чтобы урок прошел успешно и принес нам радость, предлагаю начать урок с комплиментов. Учащиеся по цепочке говорят комплимент своему соседу. -Молодцы! А теперь улыбнитесь друг другу и, заряженные хорошим настроением, займите свои места. | ||||
Вхождение или погружение в тему | 1 минута | Метод погружения в тему «Мозговой штурм» Цель: актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по теме; побудить ученика к активной работе на уроке. Участники: все ученики Время проведения: 2 минуты Необходимые материалы: мел, доска Проведение: ученики отвечают на вопрос учителя: «Чему мы будем учиться? О чем пойдет речь на уроке?» Ответы учащихся записываются на доске, ученики формулируют вместе с учителем цели | -Откройте тетради, запишите число и тему нашего урока: однородные члены предложения. - Чему мы будем учиться? О чем пойдет речь на уроке? Учащиеся называют, чему будут учиться. Учитель записывает на доске, при необходимости добавляет, корректирует высказывания. | ||||
Формирование ожиданий учеников | 1 мин. | Метод выяснения ожиданий и опасений «Дневник» Цель: выявить ожидания и опасения обучающихся на уроке. Мотивировать ученика к учебной деятельности. Участники: все ученики Необходимые материалы: карандаш, дневник | Учитель: - Откройте дневники и поставьте карандашом себе оценку, которую вы хотели бы и можете получить за этот урок. Ученики карандашом ставят в дневник себе оценку. -Закройте дневники. | ||||
Интерактивная лекция | 15 мин | Метод интерактивной лекции «Кластер» Цель: систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Участники: все обучающиеся. Необходимые материалы: мел, доска Проведение: В центре записывается ключевое понятие – зима. Учитель предлагает учащимся назвать, чем им нравится зима. От него лучиками отходят « лыжи, санки, коньки, крепости, снежки…» | -Начнем с загадок: (слайд 1) С неба падают зимой И кружатся надо мной Легкие пушинки Белые… ( снежинки) Прозрачный, как стекло, Да не вставишь в окно. (снег) Без рук, без ног, А рисовать умеет. (мороз) - О каком времени года идет речь? -Действительно, к нам пришла зима. Ребята, а сколько месяцев будет продолжаться зима? (3 календарных месяца) -Назовите зимние месяцы. (декабрь, январь, февраль) Подготовленный ученик рассказывает об этимологии этих слов. -А что изменилось в природе с приходом зимы? (на улице стало холодно, выпал снег, деревья покрылись инеем, птицы на зиму улетели на юг…) Работа со стихотворением (слайд 2) Стихотворение Н. Некрасова выразительно прочитает … Выразительное чтение ученика Снежок порхает, кружится, На улице бело. И превратились лужицы В холодное стекло… Где летом пели зяблики, Сегодня – посмотри! – Как розовые яблоки, На ветках снегири. Снежок изрезан лыжами, Как мел, скрипуч и сух, И ловит кошка рыжая Веселых белых мух. -Понравилось вам стихотворение? -Какую картину вы увидели? (снежная зима, на желтых листьях лежит снег, лужи замерзли, птицы улетели на юг, земля и реки покрыты льдом, на ветках снегири) -Каково настроение автора? (хорошее, доброе, веселое, жизнерадостное) -Любит ли поэт зиму? -А любите ли вы зиму? А чем вам нравиться зима? Составление кластера. Ключевое понятие – зима. -Автор использовал в этом стихотворении художественные средства. -Вспомните, что такое эпитет? Метафора? -На ваших столах лежат путеводители, в которых вы можете найти подсказку. -Найдите примеры в стихотворении. Задание. -Запишите стихотворение в тетрадь. Вспомните тему урока и найдите в предложениях то, что нужно. -Что вы нашли? (однородные члены предложения, однородные сказуемые) - Правильно, почему? (порхает, кружится- однородные сказуемые)
(слайд 3) - А какие члены предложения называются однородными? ( отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения) -Зависят ли однородные члены друг от друга? ( не зависят друг от друга) -С какой интонацией произносятся однородные члены предложения? ( интонацией перечисления) -Какие члены предложения могут быть однородными? ( главные и второстепенные) -Приведите свои примеры предложений с однородными членами на тему «Зима». -Расскажите о постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами предложения. -Откроем учебник и сравним. Выразительное чтение правила. -Правильно ли мы ответили на вопросы? Что нужно дополнить? Молодцы. | ||||
Релаксация | 4 мин | Метод релаксации «Зарядка» Цель: снятие усталости, напряжения, восстановление энергии перед выполнением следующей учебной задачи. Участники: все обучающиеся Время проведения: 2 минуты Проведение: Учащиеся выразительно читают стихотворение и выполняют упражнения. Метод релаксации «Карлсон сказал» Цель: снятие усталости, напряжения, восстановление энергии перед выполнением следующей учебной задачи. Время проведения: 2 минуты Участники: все обучающиеся Проведение: ученики встают и выполняют различные движения, действия: поднять руки, опустить руки, остановиться, повернуться, сделать хлопок. При этом необходимо соблюдать одно условие: выполнять только те действия, сообщение о которых предваряются словами: «Карлсон сказал». Тот, кто ошибся, садится на свое рабочее место. | Физическая разминка. Учащиеся выразительно читают стихотворение и выполняют упражнения: Хома, Хома, Хомячок Полосатенький бочок, Хома рано встает, Лапки моет, шейку трет, Подметает Хома хатку И выходит на зарядку. Раз, два, три, четыре, пять Хома хочет сильным стать! Упражнение «Карлсон сказал» Ведущий называет различные движения, действия: поднять руки, опустить руки, остановиться, повернуться, сделать хлопок. При этом необходимо соблюдать одно условие: выполнять только те действия, сообщение о которых предваряются словами: «Карлсон сказал». Тот, кто ошибся, садится на свое рабочее место. | ||||
Проработка содержания темы | 19 мин | Метод проработки содержания темы: «Партнеры» Цель: воспитывать умение учащихся внимательно слушать и слышать друг друга, уважать другое мнение; поддерживать дух толерантности, принимая другие точки зрения; Участники: пары и группы по 4-6 учащихся Время проведения: 7 минут Необходимые материалы: чистый лист, ручка. Проведение: учащиеся выполняют задание учителя в парах (составляют предложение, текст). Затем объединяются в группы, выбирают самый удачный вариант. При необходимости красочно оформляют работу. | -Ребята, сегодня мы говорим о зиме. А какой зимний праздник у нас самый любимый и долгожданный? (слайд 4) Наряжаем елку, водим хоровод. Потому что нынче праздник. Что за праздник? Новый год! Задание № 1. (слайд 5) * Продолжите предложения, дополнив их однородными членами предложения. Новый год - (какой?)… праздник в году. Перед праздником все (что делают?)… Обязательно придёт (кто?)… Дед Мороз. У Деда Мороза в мешке лежат (что?)… Задание №2 *Составьте своё предложение с однородными членами предложения на тему «Новый год». Задание № 3. - С Новым годом нужно обязательно поздравить своих родных и близких. * Составьте текст телеграммы по предложенной схеме. ( слайд 6) (Записывают в тетрадях) 1) ПОЗДРАВЛЯЮ ВСЕХ: и O, и О, и О. 2) ЖДЁМ НА ПРАЗДНИК О, О и О. -А что такое ВСЕХ? ( Обобщающее слово- слово, обозначающее общее название или общее значение для всего перечисленного и отвечающее на один и тот же вопрос, что и однородные члены.) Задание№4 Учащиеся работают в парах: составляют поздравительную телеграмму. Далее ученики объединяются в группы по 4-6 учащихся, выбирают понравившуюся работу. Проверка работ. Ребята зачитывают получившиеся работы. - Ребята, а если бы вы писали настоящую телеграмму для отправки по почте, что бы вы изменили в своих текстах? (убрали знаки препинания и предлоги) -Почему? ( для краткости) -Сегодня мы пользуемся SMS- сообщениями, для мгновенной передачи информации. И я жду от вас поздравлений на Новый год. | ||||
Подведение итогов | 2 мин | Методический прием «Синквейн» Цель: подвести творческий итог проделанной работе Участники: группы по 4-6 учащихся Время проведения: 1 минута Необходимые материалы: чистый лист, ручка. Проведение: ученики составляют синквейн. Первая строчка – это название темы одним словом (существительное или местоимение). Вторая строчка – это определение темы в двух прилагательных или причастиях. Третья строчка – это три глагола, показывающие действия в рамках темы. Четвертая строчка – фраза из четырех слов, показывающая отношение автора к этой теме. Пятая строчка – завершение темы. Как правило, это синоним первого слова, выраженный любой частью речи. | Подведение итогов. -Что вам особенно понравилось на уроке? Что показалось трудным? -Чему мы научились? (Находить однородные члены предложения в тексте и ставить знаки препинания при них) -На что обратили внимание? ( обобщающее слово перед однородными членами) Откройте дневники. Запишите задание в дневник. (Объявляю оценки.) Поставьте мою оценку ручкой. Синквейн. | ||||
Домашнее задание | Домашнее задание (слайд 7) Всем: Упражнение 432, стр.145 Дополнительно: Составить рассказ из 5-6 предложений на тему «Зима», используя однородные члены предложения. | ||||||
Дополнительная информация | |||||||
Результативность урока | Урок дает возможность использовать его на уроках русского языка в 5 классе при изучении однородных членов предложения. | ||||||
Ожидаемые/полученные результаты | Находить однородные члены, соблюдать правильную интонацию при чтении предложений с однородными членами; обосновывать постановку знаков препинания при однородных членах, уметь составлять предложения с обобщающим словом при однородных членах предложения и текст, содержащий предложения с однородными членами предложения. | ||||||
Приложения | Презентация -Microsoft PowerPoint, буклет -Microsoft Publisher- печатная информация | ||||||
Целесообразность использования АМО | На различных этапах урока использованы АМО и технологии модерации. Это позволяет вовлечь ученика в процесс обучения. Ученик становится не только «получателем» готовых знаний, а сам принимает активное участие в изучении материала. Это позволяет заинтересовать ученика изучаемым предметом и способствует формированию компетенций: интеллектуальной компетентности; компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности; компетентности в сфере толерантности; социальной компетентности. | ||||||
Использованная литература | Обучение жизненно важным навыкам в школе: пособие для классных руководителей / Под ред. Н.П. Майоровой . – СПб.: Издательство «Образование – Культура», 2002. – 288с. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
. Проверочная работа по темам «Однородные члены предложения»,«Обобщающие слова при однородных членах предложения», « Тире в простом предложении» 8 класс
Обобщающий контроль в двух вариантах...
"Однородные члены предложения.Знаки препинания при однородных членах предложения"
Однородные члены предложения - одно из проявлений структурно-семантической категории синтаксиса - однородности,которая обнаруживается и на уровне сложного предложения.В блоке однородных членов е...
Учебное занятие: "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами"
данное занятие предполагает закрепление знаний об однородных членах предложения;формирование умения находить однородные члены в предложении и ставить знаки препинания в предложениях с однородными...
презентация к учебному занятию: "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами"
данная презентация помогает сделать занятие более эффективным, усилить мотивацию обучающихся к изучению русского языка...
Учебное занятие по русскому языку "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами".Учебное занятие сопровождается мультимедийной презентацией.
Методическая цель: внедрение личностно ориентированных технологий обучения.Образовательные цели: - закрепление знаний об однородных членах предложения;- формирование умения находить однородные чл...
Конспект урока русского языка в 5 классе.ТЕМА: «РОЛЬ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ В ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ. ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ»
Конспект урока по ФГОС УМК Бунеев, "Школа 2100"...
8 класс Однородные члены предложения. Знаки препинания между однородными членами предложения.
8 класс Однородные члены предложения. Знаки препинания между однородными членами предложения....