Однородные члены предложения
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Алексеева Валентина Георгиевна

Урок повторения и углубления знаний в разделе однородные члены предложения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока27.6 КБ

Предварительный просмотр:

Подробный конспект образовательного мероприятия

Методическая информация

Тема урока

Однородные члены предложения

Авторы  учебника

М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И. Капинос, А. Богданова, Т.С. Тронина, В.В. Львов, Н.Н.Сергеева

Классификация урока в системе образовательных мероприятий

 Урок повторения и углубления знаний в разделе однородные члены предложения.

Краткая характеристика класса

5 класс (10-11 лет), общеобразовательный класс, весь класс

Цели урока

Познавательные: повторение сведений об однородных членах предложения, известных учащимся по курсу начальной школы; изучение статьи учебника “Однородные члены предложения”, выявление в ней уже известного и нового материала; составление кластера по теме; анализ предложений с однородными членами предложения, составление текста, содержащего предложения с однородными членами предложения;

воспитательные: воспитывать умение учащихся внимательно слушать и слышать друг друга, уважать другое мнение; поддерживать дух толерантности, принимая другие точки зрения;

развивающие: развивать критическое мышление через чтение информационного и художественного текстов; развивать логическое мышление; развивать языковое чутьё, способность чувствовать красоту языка; развивать умение работать в команде.

Задачи урока

Повторить и углубить знания об однородных членах предложения;

 формировать умение учащихся находить в предложении однородные члены предложения и правильно ставить знаки препинания при них, а также составлять  предложения с обобщающим словом при однородных членах предложения.

развивать речь и творческие способности учащихся.

 

Знания, умения, навыки и качества, которые приобретут ученики в ходе урока

Знать: опознавательные признаки однородных членов предложения.

Уметь: находить однородные члены, соблюдать правильную интонацию при чтении предложений с однородными членами; обосновывать постановку знаков препинания при однородных членах, уметь составлять предложения с обобщающим словом при однородных членах предложения и текст, содержащий предложения с однородными членами предложения.  Формирование компетенций: интеллектуальная компетентность; компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности; компетентность в сфере толерантности; социальная компетентность.

Универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс

Работа в группах, выразительное чтение, анализ стихотворения, составление предложений по схеме.

Необходимое оборудование и материалы

Доска, ноутбук, мультимедийный проектор, буклеты для учащихся.

Подробный конспект урока

Этап урока

Время, продолжительность этапа

Подробное описание АМО

Описание действий участников образовательного процесса

Инициация

3 мин

Метод инициации  «Комплимент»

Цель: создание благоприятной и дружественной атмосферы на уроке.

Участники: все обучающиеся.

Время проведения: 2минуты

Необходимые материалы:-

Проведение: каждый участник должен сказать своему соседу что-нибудь приятное. При этом обязательно обращаемся по имени и сказанное должно быть приятно не говорящему, а слушающему.

Учитель:

-Здравствуйте ребята! У кого-то из вас  хорошее настроение, у кого-то – грустное. Чтобы урок прошел успешно и принес нам радость, предлагаю начать урок с комплиментов. Учащиеся по цепочке говорят комплимент своему соседу.

-Молодцы! А теперь улыбнитесь друг другу и, заряженные хорошим настроением, займите свои места.

Вхождение или погружение в тему

1 минута

Метод погружения в тему «Мозговой штурм»

Цель: актуализировать и обобщить имеющиеся  у ученика знания по теме; побудить ученика к активной работе на уроке.

Участники: все ученики

Время проведения: 2 минуты

Необходимые материалы: мел, доска

Проведение: ученики отвечают на вопрос учителя: «Чему мы будем учиться? О чем пойдет речь на уроке?»

Ответы учащихся записываются на доске, ученики формулируют вместе с учителем цели

-Откройте тетради, запишите число и тему нашего урока: однородные члены предложения.

- Чему мы будем учиться? О чем пойдет речь на уроке?

Учащиеся называют, чему будут учиться. Учитель записывает на доске, при необходимости  добавляет, корректирует высказывания.

Формирование  ожиданий учеников

1 мин.

Метод выяснения ожиданий и  опасений «Дневник»

Цель: выявить ожидания и опасения обучающихся на уроке. Мотивировать ученика к учебной деятельности.

Участники: все ученики
Время проведения: 1 минута

Необходимые материалы: карандаш, дневник
Проведение: учитель предлагает учащимся в дневниках поставить себе карандашом оценку за урок ту, которую они хотели бы и могли бы получить.

Учитель:

- Откройте дневники и поставьте карандашом себе оценку, которую вы хотели бы и можете получить за этот урок.

Ученики карандашом ставят в дневник себе оценку.

-Закройте дневники.

Интерактивная лекция

15 мин

Метод интерактивной лекции «Кластер»

Цель: систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме.

Участники: все обучающиеся.
Время проведения: 2 минуты

Необходимые материалы: мел, доска

Проведение: В центре записывается ключевое понятие – зима. Учитель предлагает учащимся назвать, чем им нравится зима. От него лучиками отходят « лыжи, санки, коньки, крепости, снежки…»

-Начнем с загадок: (слайд 1)

С неба падают зимой

И кружатся надо мной

 Легкие пушинки

Белые…      

                                        ( снежинки)

Прозрачный, как стекло,

Да не вставишь в окно.

                                        (снег)

Без рук, без ног,

А рисовать умеет.

                                       (мороз)

- О каком времени года идет речь?

-Действительно, к нам пришла зима. Ребята, а сколько месяцев будет продолжаться зима? (3 календарных месяца)

-Назовите зимние месяцы.

(декабрь, январь, февраль)

Подготовленный ученик рассказывает об этимологии  этих слов.

-А что изменилось в природе с приходом зимы?

(на улице стало холодно, выпал снег, деревья покрылись инеем,  птицы на зиму улетели на юг…)

Работа со стихотворением (слайд 2)

Стихотворение Н. Некрасова выразительно прочитает …

Выразительное чтение  ученика

Снежок порхает, кружится,

На улице бело.

И превратились лужицы

В холодное стекло…

Где летом пели зяблики,

Сегодня – посмотри! –

Как розовые яблоки,

На ветках снегири.

Снежок изрезан лыжами,

 Как мел, скрипуч и сух,

 И ловит кошка рыжая

Веселых белых мух.

-Понравилось вам стихотворение?

-Какую картину вы увидели?

(снежная зима, на желтых листьях лежит снег, лужи замерзли, птицы улетели на юг, земля и реки покрыты льдом, на ветках снегири)

-Каково настроение автора?

(хорошее, доброе, веселое, жизнерадостное)

-Любит ли поэт зиму?

-А любите ли вы зиму? А чем вам нравиться зима?

Составление кластера. Ключевое понятие – зима.

-Автор использовал в этом стихотворении художественные средства.

-Вспомните, что такое эпитет? Метафора?

-На ваших столах лежат путеводители, в которых вы можете найти подсказку.

-Найдите примеры в стихотворении.

Задание.

-Запишите стихотворение в тетрадь. Вспомните тему урока и найдите в предложениях то, что нужно.

-Что вы нашли?

 (однородные члены предложения, однородные сказуемые)

- Правильно, почему?

(порхает, кружится- однородные сказуемые)

 

(слайд 3)

- А какие члены предложения называются однородными?

( отвечают на один и тот же вопрос  и относятся к одному и тому же члену предложения)

-Зависят ли однородные члены друг от друга?

( не зависят друг от друга)

-С какой интонацией произносятся однородные члены предложения?

( интонацией перечисления)

-Какие члены предложения могут быть однородными?

( главные и второстепенные)

-Приведите свои примеры предложений с однородными членами на тему «Зима».

-Расскажите о постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами предложения.

-Откроем учебник и сравним.

Выразительное чтение правила.

-Правильно ли мы ответили на вопросы?  Что нужно дополнить?  Молодцы.

Релаксация

4 мин

Метод релаксации «Зарядка»

Цель: снятие усталости, напряжения, восстановление энергии перед выполнением следующей учебной задачи.

Участники: все обучающиеся

 Время проведения: 2 минуты

Проведение: Учащиеся выразительно читают стихотворение и выполняют упражнения.

Метод релаксации «Карлсон сказал»

Цель: снятие усталости, напряжения, восстановление энергии перед выполнением следующей учебной задачи.

Время проведения: 2 минуты Участники: все обучающиеся

Проведение: ученики встают и выполняют различные движения, действия: поднять руки, опустить руки, остановиться, повернуться, сделать хлопок. При этом необходимо соблюдать одно условие: выполнять только те действия, сообщение о которых предваряются словами: «Карлсон сказал». Тот, кто ошибся, садится на свое рабочее место.

Физическая разминка.

Учащиеся выразительно читают стихотворение и выполняют упражнения:

Хома, Хома, Хомячок

Полосатенький бочок,

 Хома рано встает,

Лапки моет, шейку трет,

Подметает Хома хатку

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять

Хома хочет сильным стать!

Упражнение «Карлсон сказал»

Ведущий называет различные движения, действия: поднять руки, опустить руки, остановиться, повернуться, сделать хлопок. При этом необходимо соблюдать одно условие: выполнять только те действия, сообщение о которых предваряются словами: «Карлсон сказал». Тот, кто ошибся, садится на свое рабочее место.

 Проработка содержания темы

19 мин

Метод проработки содержания темы: «Партнеры»

Цель: воспитывать умение учащихся внимательно слушать и слышать друг друга, уважать другое мнение; поддерживать дух толерантности, принимая другие точки зрения;

 Участники: пары и группы  по 4-6 учащихся

Время проведения: 7 минут

Необходимые материалы: чистый лист, ручка.

Проведение: учащиеся выполняют задание учителя в парах (составляют предложение, текст). Затем объединяются в группы, выбирают самый удачный вариант. При необходимости красочно оформляют работу.

-Ребята, сегодня мы говорим о зиме. А какой зимний праздник у нас самый любимый и долгожданный? (слайд 4)

Наряжаем елку, водим хоровод.

Потому что нынче праздник.

Что за праздник? Новый год!

Задание № 1. (слайд 5)

* Продолжите предложения, дополнив их однородными членами предложения.

Новый год - (какой?)… праздник в году.

Перед праздником все (что делают?)…

Обязательно придёт (кто?)… Дед Мороз.

У Деда Мороза в мешке лежат (что?)…

 Задание №2

*Составьте своё предложение с однородными членами предложения на тему «Новый год».

Задание № 3.

- С Новым годом нужно обязательно поздравить своих родных и близких.

* Составьте текст телеграммы по предложенной схеме. ( слайд 6)

(Записывают в тетрадях)

1) ПОЗДРАВЛЯЮ ВСЕХ: и O, и О, и О.          

2) ЖДЁМ НА ПРАЗДНИК О, О и О.

-А что такое ВСЕХ? ( Обобщающее слово- слово, обозначающее общее название или общее значение для всего перечисленного и отвечающее на один и тот же вопрос, что и однородные члены.)

Задание№4

Учащиеся работают в парах: составляют поздравительную телеграмму. Далее ученики объединяются в группы по 4-6 учащихся, выбирают понравившуюся работу. Проверка работ. Ребята зачитывают получившиеся работы.

- Ребята, а если бы вы писали настоящую телеграмму для отправки по почте, что бы вы изменили в своих текстах? (убрали знаки препинания и предлоги)

-Почему? ( для краткости)

-Сегодня мы пользуемся  SMS- сообщениями, для мгновенной передачи информации. И я  жду от вас поздравлений на Новый год.

Подведение итогов

2 мин

Методический прием «Синквейн»

Цель: подвести творческий итог проделанной работе

Участники: группы  по 4-6 учащихся

Время проведения: 1 минута

Необходимые материалы: чистый лист, ручка.

Проведение: ученики составляют синквейн.

Первая строчка – это название темы одним словом (существительное или местоимение).

Вторая строчка – это определение темы в двух прилагательных или причастиях.

Третья строчка – это три глагола, показывающие действия в рамках темы.

Четвертая строчка – фраза из четырех слов, показывающая отношение автора к этой теме.

Пятая строчка – завершение темы. Как правило, это синоним первого слова, выраженный любой частью речи.

Подведение итогов.

-Что вам  особенно понравилось на уроке? Что показалось трудным?

-Чему мы научились?

(Находить однородные члены предложения в тексте и ставить знаки препинания при них)

-На что обратили внимание?

( обобщающее слово перед однородными членами) 

Откройте дневники.  Запишите задание в дневник.  (Объявляю  оценки.)

Поставьте мою  оценку ручкой.

Синквейн.

Домашнее задание

Домашнее задание (слайд 7)

Всем: Упражнение 432, стр.145

Дополнительно: Составить рассказ из 5-6 предложений на тему «Зима», используя однородные члены предложения. 

Дополнительная информация

Результативность урока

Урок дает возможность использовать его на уроках русского языка в 5 классе при изучении однородных членов предложения.

Ожидаемые/полученные результаты

Находить однородные члены, соблюдать правильную интонацию при чтении предложений с однородными членами; обосновывать постановку знаков препинания при однородных членах, уметь составлять предложения с обобщающим словом при однородных членах предложения и текст, содержащий предложения с однородными членами предложения.  

Приложения

Презентация -Microsoft PowerPoint, буклет  -Microsoft Publisher- печатная информация

Целесообразность использования АМО

На различных этапах урока использованы АМО и технологии модерации. Это позволяет вовлечь ученика в процесс обучения. Ученик становится не только «получателем» готовых знаний, а сам принимает активное  участие в изучении материала. Это позволяет заинтересовать ученика изучаемым предметом  и способствует формированию компетенций: интеллектуальной компетентности; компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности; компетентности в сфере толерантности; социальной  компетентности.

Использованная литература

Обучение жизненно важным навыкам в школе: пособие для классных руководителей / Под ред. Н.П. Майоровой . – СПб.: Издательство «Образование – Культура», 2002. – 288с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Однородные члены предложения.Знаки препинания при однородных членах предложения"

Однородные члены предложения - одно из проявлений структурно-семантической категории синтаксиса - однородности,которая обнаруживается и на уровне сложного предложения.В блоке однородных членов е...

Учебное занятие: "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами"

данное занятие предполагает закрепление знаний об однородных членах предложения;формирование умения находить однородные члены в предложении и ставить знаки препинания в предложениях с однородными...

презентация к учебному занятию: "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами"

данная презентация помогает сделать занятие более эффективным, усилить мотивацию обучающихся к изучению русского языка...

Учебное занятие по русскому языку "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами".Учебное занятие сопровождается мультимедийной презентацией.

Методическая цель: внедрение личностно ориентированных технологий обучения.Образовательные цели: - закрепление знаний об однородных членах предложения;- формирование умения находить однородные чл...

8 класс Однородные члены предложения. Знаки препинания между однородными членами предложения.

8 класс Однородные члены предложения. Знаки препинания между однородными членами предложения....