Причастие и причастный оборот
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Разработка урока по теме "Причастие и причастный оборот"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Причастие и причастный оборот | 22.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовила: учитель русского языка и литературы
Соломасова С.В.
Тема урока: «Причастие. Причастный оборот»
Цели урока:
Диагностика усвоения темы «Причастие».
Орфографический и синтаксический повтор.
Задачи:
Образовательная: закрепление навыков правильного написания причастий, расстановки знаков препинания при причастном обороте, общей орфографической и пунктуационной грамотности, закрепление умения отличать причастия от других частей речи, пополнение словарного запаса школьников.
Воспитательная: воспитание интереса к изучению родного языка, выработка личных качеств: организованности, самостоятельности, самоконтроля.
Развивающая: развитие у детей творческого воображения, пространственного мышления, внимания, памяти.
Оборудование: компьютер, проектор
Тип урока: совершенствование знаний и способов действия
I. Организационный этап
II. Актуализация
1.Проверка домашнего задания.
2. Словарный диктант
Проснувш…ся дитя, исчезнуть в потемневш..м небе, под раскрывш…ся парашютом, усыпанный пожелтевш..ми листьями, в затухающ…м пламени костра, блистающ… искорки инея, прощаемся с угасающ…м летним днем.
3. Связный рассказ о причастии.
Работа в парах: обсудить в товарищем по парте ответ, вспомнить морфологические признаки причастия, двумя – тремя связными предложениями напомнить, что такое причастие. (на подготовку 2 минуты)
III. Формирование новых понятий и способов действий.
1. Синтаксическая пятиминутка.
Записать предложение, найти причастия, обозначить окончания.
Голова чучела была сделана из мешочка, набитого соломой, с нарисованными на нем глазами и ртом, так что получалось смешное человеческое лицо. Чучело было одето в поношенный голубой кафтан; кое-где из прорех кафтана торчала солома. (А. Волков).
2. Выписать из этого предложения словосочетания, обозначить главное и зависимое слово.
- Что общего между двумя группами словосочетаний и чем они различаются?
(общее – в каждом словосочетании есть причастие, различие – в первой группе причастие является зависимым словом, а во второй – главным)
Мешочка набитого – набитого соломой
Глазами нарисованными – нарисованными на нем
Вывод: причастие с зависимыми словами и называется причастным оборотом, а слово, от которого зависит причастие и от которого мы задаем вопрос к причастию, называется определяемым словом.
Слово учителя
Но очень непростые отношения связывают причастный оборот и определяемое слово. И нужно быть очень внимательным, чтобы правильно расставлять знаки препинания в предложениях с причастным оборотом. Разобраться в их отношениях нам поможет наглядный пример.
На экране воспроизведен текстовый файл – два предложения:
Распустившаяся за ночь сирень окутала ароматом весь двор.
Сирень распустившаяся за ночь окутала ароматом весь двор.
К доске выходит успевающий ученик, которому заранее было дано задание: разобраться в особенностях обособления причастных оборотов в предложении.
Помощник: Давайте вместе посмотрим, чем отличаются эти предложения? Что в них общего? Какой смысл несет в себе причастие и слова, расположившиеся рядом с ним? Найдем определяемое слово и причастный оборот. А давайте попробуем поперемещать наш причастный оборот по предложению… Что получается? Меняется ли смысл предложения? А если предложение не изменяются, почему они – разные? Чего в них не хватает? (запятых, которые отделяют причастный оборот от основного предложения).
3. Запишем эти два предложения в тетрадь, найдем и обозначим причастные обороты.
IV. Применение. Формирование умений и навыков.
1. К каждому причастию подбери сначала зависимое слово, а затем определяемое.
Первый пример записывается на доске.
Читающий – читающий книгу; мальчик, читающий книгу
Выросшее - _______________________________________________________.
Летящий - ______________________________________________________.
Сломанное - _______________________________________________________.
Освещённый - _____________________________________________________.
2. Словосочетания причастие+существительное распространите зависимыми словами, образуя причастные обороты.
Образец: Затихающая песня – затихающая вдали песня; песня, затихающая вдали;
поднявшийся ураган -
оттаявшая земля -
кричащие чайки -
забытая мелодия -
3. Измени предложения так, чтобы все причастные обороты были расположены после определяемого слова. Расставь знаки препинания, выдели окончания причастий.
- Построенная на выгоде дружба не бывает прочной.
- Часто посещающий стадо волк попадает в капкан.
- Скроенная по совету друзей шуба никогда не будет мала.
- Попавшая в ловушку змея всегда называет человека братом.
- Ожившие после зимы деревья покрылись зеленой дымкой.
4. Чтение теоретического материала
На экране предложения, проанализируем их и исправим при необходимости ошибки.
А) Утомленные долгой дорогой, они рано легли спать.
Б) Он вдруг вскочил оглушенный громовым раскатом и ослепленный яркой вспышкой молнии
5. Роль причастий в речи. Синонимические конструкции: причастный оборот и сложноподчиненное предложение.
Чтение грамматической сказки
(к доске выходит помощник, возле картинки на экране читает сказку)
В далёкой стране правил в давние времена король Который. Он настолько был горд собою, что всем подданным строго-настрого приказал восхвалять его имя везде и всюду. Даже придворных его звали весьма необычно: Который изучает, Который рассказывает, Который смеется, Который читает.
Невесёлой была жизнь в королевстве, где каждый ребёнок был с рождения который…, каждая крошка – которая…, каждое дитя – которое…
Солнце, которое всходило, цветы, которые расцветали, птицы, которые щебетали, не радовали горожан, которые устали от капризов короля Которого.
И вот однажды случилось чудо: король влюбился в прекрасную принцессу из царства Причастий.
Он говорил ей:
- Я король, который любит.
- Любящий,- поправляла она.
- Я тот, который восхищается вами.
- Восхищающийся,- вторила она.
- Годы, которые мне остались…
- Оставшиеся…
- Я хочу посвятить вам.
- Хорошо,- ответила принцесса,- но только пусть каждый житель сам решает, кто он: тот, который верил, или веривший, тот, который знает, или знающий…
Представьте, как обрадовались подданные короля!
Учитель: Понравилась сказка? А теперь давайте представим, что мы свободные подданные и сами вправе решать, какие слова употреблять в своей речи:
Замените сложное предложение предложением с причастным оборотом
А) Я долго любовался картиной, которая расстилалась перед моими глазами.
Б) Музыка, которая играла мелодичный вальс, вдруг резко оборвалась.
V. Этап информации о домашнем задании
VI. Подведение итогов урока
VII. Этап рефлексии
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обособленные определения. Стилистическая роль и сфера употребления определений, выраженных причастиями и причастными оборотами
Выявить сферу употребления и стилистичекую роль причастий и причастных оборотов, поддержать интерес старшеклассников к родному языку. "Желаю вам всевозможных бед,печалей и напастй избежать"(А.П....
Причастие. Причастный оборот. 6 класс Повторение.
Данная презентация содержит материал для повторения темы "Причастный оборот" и может использоваться на уроках обобщения по данной теме....
Презентация для второго урока по теме : "Причастие и причастный оборот"
Причастие как часть речи.Причастный оборот.Проблемный урок....
Урок русского языка в 6-м классе на тему «Употребление причастий и причастных оборотов в речи»
Урок с использованием следующих методов и форм работы:наблюдение над языком,проблемный метод,индивидуальная,групповая,фронтальная....
Упражнения к теме «Употребление причастий и причастных оборотов. Синонимия синтаксических конструкций» (7 класс)
Упражнения к теме «Употребление причастий и причастных оборотов. Синонимия синтаксических конструкций» (7 класс)...
Причастие и причастный оборот.
Обобщающий урок по теме....
контрольная работа по теме Причастие и причастный оборот
работа по причастию и причастному обороту...