Причастие и причастный оборот
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Соломасова Светлана Валерьевна

Разработка урока по теме "Причастие и причастный оборот"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Причастие и причастный оборот22.49 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила: учитель русского языка и литературы

 Соломасова С.В.

Тема урока: «Причастие. Причастный оборот»

Цели урока:

Диагностика усвоения темы «Причастие».

Орфографический и синтаксический повтор.

Задачи:

Образовательная: закрепление навыков правильного написания причастий, расстановки знаков препинания при причастном обороте, общей орфографической и пунктуационной грамотности, закрепление умения отличать причастия от других частей речи, пополнение словарного запаса школьников.

Воспитательная: воспитание интереса к изучению родного языка, выработка личных качеств: организованности, самостоятельности, самоконтроля.

Развивающая: развитие у детей творческого воображения, пространственного мышления, внимания, памяти.

Оборудование:  компьютер, проектор

Тип урока: совершенствование знаний и способов действия

I. Организационный этап

II. Актуализация

1.Проверка домашнего задания.

2. Словарный диктант

Проснувш…ся дитя, исчезнуть в потемневш..м небе, под раскрывш…ся парашютом, усыпанный пожелтевш..ми листьями, в затухающ…м пламени костра, блистающ… искорки инея, прощаемся с угасающ…м летним днем.

3. Связный рассказ о причастии.

Работа в парах: обсудить в товарищем по парте ответ, вспомнить морфологические признаки причастия, двумя – тремя связными предложениями напомнить, что такое причастие. (на подготовку 2 минуты)

III. Формирование новых понятий и способов действий.

1. Синтаксическая пятиминутка.

Записать предложение, найти причастия, обозначить окончания.

Голова чучела была сделана из мешочка, набитого соломой, с нарисованными на нем глазами и ртом, так что получалось смешное человеческое лицо. Чучело было одето в поношенный голубой кафтан; кое-где из прорех кафтана торчала солома. (А. Волков).

2. Выписать из этого предложения словосочетания, обозначить главное и зависимое слово.

- Что общего между двумя группами словосочетаний и чем они различаются?

(общее – в каждом словосочетании есть причастие, различие – в первой группе причастие является зависимым словом, а во второй – главным)

Мешочка набитого – набитого соломой

Глазами нарисованными – нарисованными на нем

Вывод: причастие с зависимыми словами и называется причастным оборотом, а слово, от которого зависит причастие и от которого мы задаем вопрос к причастию, называется определяемым словом.

Слово учителя

Но очень непростые отношения связывают причастный оборот и определяемое слово. И нужно быть очень внимательным, чтобы правильно расставлять знаки препинания в предложениях с причастным оборотом. Разобраться в их отношениях нам поможет наглядный пример.

На экране воспроизведен текстовый файл – два предложения:

Распустившаяся за ночь сирень окутала ароматом весь двор.

Сирень распустившаяся за ночь окутала ароматом весь двор.

К доске выходит успевающий ученик, которому заранее было дано задание: разобраться в особенностях обособления причастных оборотов в предложении.

Помощник:  Давайте вместе посмотрим, чем отличаются эти предложения? Что в них общего? Какой смысл несет в себе причастие и слова, расположившиеся рядом с ним? Найдем определяемое слово и причастный оборот. А давайте попробуем поперемещать наш причастный оборот по предложению… Что получается? Меняется ли смысл предложения? А если предложение не изменяются, почему они – разные? Чего в них не хватает?  (запятых, которые отделяют причастный оборот от основного предложения).    

3. Запишем эти два предложения в тетрадь, найдем и обозначим причастные обороты.

IV. Применение. Формирование умений и навыков.

1. К каждому причастию подбери сначала зависимое слово, а затем определяемое.

Первый пример записывается на доске.

Читающий – читающий книгу; мальчик, читающий книгу

Выросшее - _______________________________________________________.

Летящий - ______________________________________________________.

Сломанное - _______________________________________________________.

Освещённый - _____________________________________________________.

2. Словосочетания причастие+существительное распространите зависимыми словами, образуя причастные обороты.

Образец: Затихающая песня – затихающая вдали песня; песня, затихающая вдали;

поднявшийся ураган -

оттаявшая земля -

кричащие чайки -

забытая мелодия -

3. Измени предложения так, чтобы все причастные обороты были расположены после определяемого слова. Расставь знаки препинания, выдели окончания причастий.

  • Построенная на выгоде дружба не бывает прочной.
  • Часто посещающий стадо волк попадает в капкан.
  • Скроенная по совету друзей шуба никогда не будет мала.
  • Попавшая в ловушку змея всегда называет человека братом.
  • Ожившие после зимы деревья покрылись зеленой дымкой.

4. Чтение теоретического материала

На экране предложения,  проанализируем их и исправим при необходимости ошибки.

А) Утомленные долгой дорогой, они рано легли спать.

Б) Он вдруг вскочил оглушенный громовым раскатом и ослепленный яркой вспышкой молнии

5. Роль причастий в речи. Синонимические конструкции: причастный оборот и сложноподчиненное предложение.

Чтение грамматической сказки

(к доске выходит помощник, возле картинки на экране читает сказку)

В далёкой стране правил в давние времена король Который. Он настолько был горд собою, что всем подданным строго-настрого приказал восхвалять его имя везде и всюду. Даже придворных его звали весьма необычно: Который изучает, Который рассказывает, Который смеется, Который читает.

Невесёлой была жизнь в королевстве, где каждый ребёнок был с рождения который…, каждая крошка – которая…, каждое дитя – которое…

Солнце, которое всходило, цветы, которые расцветали, птицы, которые щебетали, не радовали горожан, которые устали от капризов короля Которого.

И вот однажды случилось чудо: король влюбился в прекрасную принцессу из царства Причастий.

Он говорил ей:

- Я король, который любит.

- Любящий,- поправляла она.

- Я тот, который восхищается вами.

- Восхищающийся,- вторила она.

- Годы, которые мне остались…

- Оставшиеся…

- Я хочу посвятить вам.

- Хорошо,- ответила принцесса,- но только пусть каждый житель сам решает, кто он: тот, который верил, или веривший, тот, который знает, или знающий…

Представьте, как обрадовались подданные короля!

Учитель: Понравилась сказка? А теперь давайте представим, что мы свободные подданные и сами вправе решать, какие слова употреблять в своей речи:

Замените сложное предложение предложением с причастным оборотом

А) Я долго любовался картиной, которая расстилалась перед моими глазами.

Б) Музыка, которая играла мелодичный  вальс, вдруг резко оборвалась.

V. Этап информации о домашнем задании

 

VI. Подведение итогов урока 

VII. Этап рефлексии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обособленные определения. Стилистическая роль и сфера употребления определений, выраженных причастиями и причастными оборотами

Выявить сферу употребления и стилистичекую роль причастий и причастных оборотов, поддержать интерес  старшеклассников к родному языку. "Желаю вам всевозможных бед,печалей и напастй избежать"(А.П....

Причастие. Причастный оборот. 6 класс Повторение.

Данная презентация содержит материал для повторения темы "Причастный оборот" и может использоваться на уроках обобщения по данной теме....

Презентация для второго урока по теме : "Причастие и причастный оборот"

Причастие как часть речи.Причастный оборот.Проблемный урок....

Урок русского языка в 6-м классе на тему «Употребление причастий и причастных оборотов в речи»

Урок с использованием следующих методов и форм работы:наблюдение над языком,проблемный метод,индивидуальная,групповая,фронтальная....

Упражнения к теме «Употребление причастий и причастных оборотов. Синонимия синтаксических конструкций» (7 класс)

Упражнения к теме «Употребление причастий и причастных оборотов. Синонимия синтаксических конструкций» (7 класс)...

Причастие и причастный оборот.

Обобщающий урок по теме....

контрольная работа по теме Причастие и причастный оборот

работа по причастию и причастному обороту...