Теоретический материал по подготовке к ЕГЭ (задания7,8).
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (10, 11 класс)
Теоретический материал так систематизирован, что поможет ученикам легко подготовиться к выполнению заданий 7,8.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ege_teoriya_k_zadaniyam_78_2019.docx | 60.65 КБ |
Предварительный просмотр:
ЕГЭ. Русский язык. Задание №7.
Разнообразие грамматических ошибок, связанных с образованием формы слова, велико. Конкретных правил образования форм слов различных частей речи не существует, это вопрос сложившейся в языке практики. В работе над заданием 6 вам поможет память, речевой слух, терпение.
Читайте вслух правильные варианты и запоминайте. Следите за своей речью. Здесь, как и с заданием 4 по орфоэпии, важно неоднократное обращение к грамматическим нормам, привыкание к ним, и через некоторое время правильное образование слов не будет вызывать у вас затруднений.
Существительные в именительном падеже
Именительный падеж множественного числа с окончанием -Ы -И | Именительный падеж множественного числа с окончанием -А -Я |
Бухгалтеры | Адреса |
Возрасты | Векселя |
Выговоры | Вороха |
Диспетчеры | Директора |
Договоры | Доктора |
Инженеры | Катера |
Инструкторы | Кителя |
Компрессоры | Кузова |
Конструкторы | Купола |
Контейнеры | Недра |
Лекари | Окорока |
Месяцы | Округа |
Плееры | Повара |
Полисы | Погреба |
Порты | Профессора |
Почерки | Пояса |
Пудели | Сорта |
ректоры | Стога |
Слесари | Сторожа |
Слоги | Тополя |
Снайперы | Хутора |
Столяры | Штемпеля |
Табели | Якоря |
Токари |
|
Торты |
|
Тренеры |
|
Флигели |
|
Фронты |
|
Шофёры |
|
Запоминаем пары:
Корпусы (туловища) – корпуса (здания)
Лагери (политические) – лагеря (туристические)
Мужи (государственные) – мужья (в семьях)
Зубы (у человека) – зубья (у пилы)
Пропуски (пробелы) – пропуска (документы)
Образы (литературные) – образа (иконы)
Ордены (рыцарские) – ордена (награды)
Тоны (звуки) – тона (оттенки цвета)
Курица – куры
Полено – поленья
Судно – суда
Существительные в родительном падеже (Подставляем слово МНОГО)
Фрукты и овощи:
Абрикосов |
Яблок |
Ананасов | |
Апельсинов | |
Баклажанов | |
Бананов | |
Гранатов | |
Лимонов | |
Мандаринов | |
Патиссонов | |
Помидоров | |
Томатов |
Одежда и обувь:
МНОГО | |
Бахил | Гольфов |
Ботинок | Джинсов |
Бутс | Лампасов |
Валенок | Носков |
Гетр |
|
Кроссовок |
|
Мокасин |
|
Панталон |
|
Погон |
|
Сапог |
|
Тапок |
|
Туфель |
|
Чулок |
|
Шаровар |
|
Шорт |
|
Эполет |
|
Национальности:
МНОГО | |
Армян | Монголов |
Башкир | Таджиков |
Болгар | Хорватов |
Бурят | Якутов |
Грузин |
|
Лезгин |
|
Осетин |
|
Румын |
|
Татар |
|
Турок |
|
Туркмен |
|
Цыган |
|
Группы людей по роду деятельности:
МНОГО | |
Партизан | Сапёров |
Солдат |
|
Единицы измерения:
МНОГО | |
Ампер | Граммов |
Аршин | Килограммов |
Байт | Гектаров |
Ватт |
|
Вольт |
|
Децибел |
|
Учим, учим, учим:
Окончание ОВ, ЕВ | Нет окончания ОВ, ЕВ |
Бронхов | Гнездовий |
Георгинов | Запястий |
Заморозков | Копий |
Консервов | Кушаний |
Нервов | Ожерелий |
Рельсов | Оладий |
Верховьев | Печений |
Кореньев | Побережий |
Комментариев | Поверий |
Лохмотьев | Подземелий |
Низовьев | Ружей |
Платьев | Сидений |
Подмастерьев | Солений |
Устьев | Ущелий |
Хлопьев | Угодий |
Увечий |
Окончание ЕВ | Нет окончания ЕВ |
Болотцев | Блюдец |
Деревцев | Зеркалец |
Оконцев | Одеялец |
Очистков | Полотенец |
| Щупалец |
|
|
Окончание ЕЙ | Нулевое окончание |
Будней | Басен |
Гантелей | Брызг |
Кеглей | Вафель |
Ладоней | Дел |
ПростынЕй (простЫнь) | Кочерёг |
Распрей | Кухонь |
СкатертЕй | Макарон |
Чукчей | Манжет |
Яслей | Нянь |
| ПЕтель |
| Сабель |
| Серёг |
| Сплетен |
| Сумерек |
| Цапель |
| Шпрот |
Род имен существительных
Мужской, средний род | Женский род |
Рояля, роялем | Антресолью |
Рельса, рельсом | Бандеролью |
Тюля, тюлем | Виолончелью |
Шампуня, шампунем | Мозолью |
Повидла, повидлом | Кроссовку, кроссовкой |
| Плацкарту, плацкартой |
| Тапку, тапкой |
| ТУфлю, тУфлей |
Сравнительная и превосходная степень прилагательных и наречий
Степень сравнения | Простая форма | Составная форма |
Сравнительная степень | красивее | Более красивый |
громче | Более громкий | |
тоньше | Более громко | |
|
|
|
Превосходная степень | красивейший | Самый красивый |
тончайший | Наиболее тонкий |
Внимание! Нельзя смешивать простую и составную форму. Более красивее, самый красивейший, наиболее тончайший – это грамматическая ошибка.
Склоняем числительные
40, 90, 100
И. п. В. П. | Р. П. Д. п. Т. п. П. п. |
Сорок, девяносто, сто | Сорока, девяноста, ста |
50, 60, 70, 80
Р. П. «нет» | Д. п. «дать» | Т. п. «горжусь» | П. п. «думаю о» |
пятидесяти | пятидесяти | пятьюдесятью | пятидесяти |
шестидесяти | шестидесяти | шестьюдесятью | шестидесяти |
семидесяти | семидесяти | семьюдесятью | семидесяти |
восьмидесяти | восьмидесяти | восемьюдесятью и восьмьюдесятью | восьмидесяти |
Здесь вызывает трудность творительный падеж. При склонении разделите числительное на две части и произнесите отдельно: восемью домами, десятью домами.
200, 300, 400 и 500, 600, 700, 800, 900
При склонении этих числительных разделите их на две части и вместо слова сот подставляйте нога. Их окончания совпадут: двух ног – двухсот; пятью ногами – пятьюстами.
Р. п. | Д. п. | Т. п. | П. п. |
двухсот | двумстам | двумястами | О двухстах |
трехсот | тремстам | тремястами | О трехстах |
четырехсот | четыремстам | четырьмястами | О четырехстах |
Р. п. | Д. п. | Т. п. | П. п. |
Пятисот | Пятистам | Пятьюстами | Пятистах |
Шестисот | Шестистам | Шестьюстами | Шестистах |
Семисот | Семистам | Семьюстами | Семистах |
Восьмисот | Восьмистам | Восемьюстами | Восьмистах |
Девятисот | Девятистам | Девятьюстами | Девятистах |
Различия в склонении составных количественных и порядковых числительных.
У составных количественных числительных склоняется каждое слово, а у порядковых – только последнее. Сравните:
Нет двух тысяч пятисот сорока двух слов – нет две тысячи пятьсот сорокового чемодана;
Двумя тысячами пятьюстами сорока словами – две тысячи пятьсот сороковым чемоданом.
Порядковые числительные, заканчивающиеся на -сотый, -тысячный, миллионный, -миллиардный, пишутся в одно слово. Они похожи на сложные прилагательные: первая часть в таких словах стоит а родительном падеже. Сравните: трехсотого – трехголового; трехсотым – трехголовым; о четырехтысячном – о четырехметровом.
Полтора, полторы, полтораста
Р. п. | Д. п. | Т. п. | П. п. |
полутора | полутора | полутора | полутора |
полутораста | полутораста | полутораста | полутораста |
Собирательные числительные (двое, трое, четверо и т. д.) употребляются
1) с именами существительными, называющими лиц мужского пола, словами дети, люди, ребята: двое друзей, трое братьев;
2) с существительными, называющими детенышей животных: семеро козлят;
3) с существительными, имеющими форму только множественного числа: четверо, ножниц, трое брюк.
Оба (обоих, обоими, обоим) употребляется с существительными мужского и среднего рода: оба брата, обоих сердец.
Обе (обеих, обеими, обеим) употребляется с существительными женского рода: обе сестры, по обеим сторонам.
Местоимения
1. В русском языке не употребляются ихний, ихняя, ихние и т. п. Надо использовать его, её, их.
2. После предлогов у личных местоимений появляется буква Н: с ней, без него, для них.
Глаголы
1. Повелительное наклонение
лечь | ляг | лягте |
ехать | поезжай | поезжайте |
разъехаться | разъезжайся | разъезжайтесь |
ездить | езди | ездите |
положить | положи | положите |
трогать | трогай | трогайте |
махать | маши | машите |
класть | клади | кладите |
бежать | беги | бегите |
высыпать | высыпи | высыпите |
прополоскать | прополощи | прополощите |
2. Спряжение глаголов
ездить | езжу | ездит | ездят |
лазить | лажу | лазит | лазят |
махать | машу | машет | машут |
жечь | жгу | Жжёт, жжёшь | жгут |
испечь | испеку | испечёт | испекут |
стеречь | стерегу | стережёт | стерегут |
3. Суффикс –СЬ после гласных: встретились (неправильно встретилися), договорились.
4. «Вежливое слово» — извините (неправильно извиняюсь)
5. Постричься, поскользнуться, почерк, но подчеркнуть, насмехаться
6. Выздороветь – выздоровею
обессилеть – обессилею
7. Сохнуть –сох
промокнуть – промок
замерзнуть – замерз
окрепнуть – окреп
Деепричастие
У деепричастий несовершенного вида (что делая?) суффиксы -А, Я: говоря (неправильно говорив), скучая (неправильно скучав).
У деепричастий совершенного вида (что сделав?) суффикс -В, -ВШИ: прочитав, поговорив (неправильно поговоря), обидевшись (не обидясь).
ЕГЭ. Русский язык. Задание №8.
Как выполнять такое задание? Целесообразнее начинать с левой части. Названное синтаксическое явление (причастный оборот, подлежащие и сказуемое и т. д.) находите в предложениях справа и проверяете, нет ли грамматической ошибки. Начинайте с тех, что легче найти и определить.
Разберем типичные грамматические ошибки в таком порядке, в каком их следует проверять на экзамене.
Несогласованное приложение – это название книги, журнала, фильма, картины и т. д., заключенное в кавычки. В предложении изменяется по падежам родовое слово, а несогласованное приложение стоит в начальной форме и не изменяется: в романе «Война и мир»; картину Левитана «Золотая осень», на станции метро «Тверская». Если родового слова в предложении нет, изменяется по падежам само приложение: герои «Войны и мира»; смотрю на «Золотую осень» Левитана, встретимся на «Тверской». | Грамматическая ошибка: В основе произведения «Повести о настоящем человеке» лежат реальные события, произошедшие с Алексеем Маресьевым. Правильный вариант: В основе произведения «Повесть о настоящем человеке» лежат реальные события, произошедшие с Алексеем Маресьевым. |
Проводник сказал: «Я принесу вам чай» — Проводник сказал, что он принесет нам чай. | Грамматическая ошибка: Базаров говорит Аркадию, что твой отец — человек отставной. Правильный вариант: Базаров говорит Аркадию, что его отец — человек отставной. (Личное местоимение должно измениться.) Грамматическая ошибка: Пассажир спросил, что может ли он открыть окно Правильный вариант: Пассажир спросил, может ли он открыть окно. (В предложении есть ЛИ в роли союза, союз ЧТО недопустим в предложении.) |
2. Причастие должно согласовываться в роде, числе и падеже с главным словом, которое определяется по смыслу и по вопросу. Обратите внимание: одно из событий, случившееся прошлым летом (согласуем причастие со словом ОДНО – речь идет об одном событии). Вспоминается ряд событий, случившихся прошлым летом (задаем вопрос от СОБЫТИЙ «каких?»). 3. У причастия есть настоящее время (ученик, запоминающий правило), прошедшее время (ученик, запомнивший правило), но нет будущего времени (ученик, запомнящий правило – грамматическая ошибка). 4. Недопустимо употреблять в предложении причастный оборот после имени существительного, которое не является определяемым словом для этого причастного оборота. |
Правильный вариант: Пришедшие на встречу с режиссером зрители прошли в зал. или Зрители, пришедшие на встречу с режиссером, прошли в зал.
Правильный вариант: Жители гор, напуганные ураганом, спустились в долину.
Правильный вариант: Это рассказ о человеке, возвратившемся после войны в родной город. Грамматическая ошибка: Лес тянется с севера на юг, состоящий в основном из хвойных деревьев. Правильный вариант: Лес, состоящий в основном из хвойных деревьев, тянется с севера на юг. или Состоящий в основном из хвойных деревьев лес тянется с севера на юг. |
Запомните: Деепричастие называет добавочное действие, а глагол-сказуемое – основное. Деепричастие и глагол-сказуемое должны относиться к одному действующему лицу! В определенно-личном предложении легко восстановить подлежащее: Я, МЫ, ТЫ, ВЫ: Составляя предложение, учитывайте (вы) грамматическое значение слова. Рассуждаем: вы учитываете и вы составляете – ошибки нет. Глагол-сказуемое может быть выражен инфинитивом в безличном предложении: Составляя предложение, надо учитывать грамматическое значение слова. | Грамматическая ошибка: Идя на первый бал, у Наташи Ростовой возникло естественное волнение. Правильный вариант: Рассуждаем: волнение возникло — Наташа Ростова шла – разные действующие лица. Находим в предложении подлежащее и проверяем, выполняет ли оно действие, названное деепричастием Идя на первый бал, Наташа Ростова испытывала естественное волнение. Грамматическая ошибка: Прочитав предложение, мне кажется, что ошибки нет. Правильный вариант: Рассуждаем: МНЕ не может быть подлежащим, так как стоит не в начальной форме. Прочитав предложение, я решил, что ошибки нет. |
| Грамматическая ошибка: Никто из тех, кто побывал там летом, не были разочарованы. Правильный вариант: Анализируем предложение. НИКТО НЕ БЫЛИ – грамматическая ошибка. КТО ПОБЫВАЛ – ошибки нет. Никто из тех, кто побывал там летом, не был разочарован. Грамматическая ошибка: МГУ выпустило новый альманах. Правильный вариант: МГУ выпустил новый альманах. Грамматическая ошибка: Ориноко вышло из берегов. Правильный вариант: Рассуждаем. Ориноко – река. Ориноко вышла из берегов.
|
Обратите особое внимание на глаголы-сказуемые: неправильное употребление времени глагола ведет к путанице в последовательности действий. | Грамматическая ошибка: Я работаю невнимательно, с остановками, а в результате сделал много нелепых ошибок. Правильный вариант: Я работаю невнимательно, с остановками, а в результате делаю много нелепых ошибок. ( Оба глагола несовершенного вида стоят в настоящем времени.) Я работал невнимательно, с остановками, а в результате сделал много нелепых ошибок. (Оба глагола стоят в прошедшем времени, первый глагол — несовершенного вида – указывает на процесс, второй – совершенного вида – указывает на результат.) |
Использование союза и.
4. Трудно распознать ошибку в такой синтаксической конструкции: Декабристы любили и восхищались русским народом. В этом предложении дополнение НАРОДОМ относится к обоим сказуемым, но грамматически связано только с одним из них: ВОСХИЩАЛИСЬ (КЕМ?) НАРОДОМ. От глагола ЛЮБИЛИ задаем вопрос КОГО? Обязательно задавайте вопрос от каждого глагола-сказуемого к дополнению. Вот типичные ошибки: родители заботятся и любят детей; я понимаю и сочувствую тебе; он изучил и пользовался правилом; я люблю и горжусь сыном. Исправление такой ошибки требует введения разных дополнений, каждое будет согласовываться со своим глаголом-сказуемым: Я люблю сына и горжусь им. Использование составных союзов. 5. Учитесь распознавать в предложении следующие союзы: «НЕ ТОЛЬКО…, НО И»; «КАК…, ТАК И», « НЕ СТОЛЬКО…, СКОЛЬКО». В этих союзах нельзя пропускать отдельные слова или заменять их другими. 6. Части двойного союза должны находиться непосредственно перед каждым из однородных членов. Неправильный порядок слов ведет к грамматической ошибке Обобщающие слова при однородных членах 7. Обобщающее слово и следующие за ним однородные члены стоят в одном и том же падеже: Занимайся двумя видами спорта: (чем?) лыжами и плаваньем. Предлоги при однородных членах
|
Правильный вариант: Я не люблю болеть и получать двойку. Москва – город, который был родиной Пушкина и был описан им. Когда Онегин вернулся в Петербург и встретил Татьяну, он не узнал её. Слушали лекцию о том, какое значение имеет спорт и почему им нужно заниматься.
Правильный вариант: Он высок и худощав. Он высокий и худощавый. Она умна и красива. Она умная и красивая.
Правильный вариант: Я люблю стирать, готовить и читать книги.
Правильный вариант: Автор в этой статье исследует природу света и рассуждает о ней.
Правильный вариант: Не только мы, но и наши гости были удивлены. Атмосферу эпохи в комедии создают не только действующие лица, но и внесценические персонажи. Как днем, так и ночью кипит работа.
Правильный вариант: Автор наделяет полководца Кутузова редкими душевными качествами: справедливостью, благородством, простотой
Правильный вариант: Он побывал в Греции, Испании, Италии, на Кипре. |
8. Сложноподчиненное предложение Очень распространены ошибки, связанные с неправильным использованием союзов, союзных слов, указательных слов. Вариантов ошибок может быть много, рассмотрим некоторые из них.
Отсутствует указательное слово: Ваша ошибка заключается, что вы слишком торопитесь. (Пропущено В ТОМ.)
|
Правильный вариант: Меня мучил вопрос, надо ли всё рассказать отцу. Я не подумал, насколько я был далек от истины.
Правильный вариант: Когда Мурке надоедало возиться с котятами, она уходила куда-нибудь поспать.
Правильный вариант: Надо, чтобы он зашел ко мне. Грамматическая ошибка: Теплый дождик смочил землю, в котором так нуждались растения. Правильный вариант: Теплый дождик, в котором нуждались растения, смочил землю. |
9. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 1. Предлоги БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, НАПЕРЕРЕЗ, НАПЕРЕКОР, ПОДОБНО + существительное в ДАТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ: благодаря умению, согласно расписанию, вопреки правилам. Предлог БЛАГОДАРЯ лексически связан с глаголом БЛАГОДАРИТЬ и употребляется только тогда, когда речь идёт о причинах, вызвавших положительный результат. Поэтому неудачными следует считать обороты с этим предлогом в сочетании с чем-то отрицательным. 2. Предлог ПО может употребляться в значении «ПОСЛЕ». В этом случае существительное стоит в предложном падеже и имеет окончание И: по окончании школы (после окончания), по приезде в город (после приезда), по истечении срока (после истечения срока). Запомните: по прибытиИ, по окончаниИ, по завершениИ, по истечениИ, по приездЕ, по прилетЕ. 3. Запоминаем особенности управления в следующих словосочетаниях: Доказывать (что?) правоту Избегать (чего?) опасности Отчитаться (в чём?) в расходах Поражаться (чему?) терпению Привести пример (чего?) ошибки Подвести итог (чему?) работе Признаться (в чём?) в преступлении Скучать, грустить (по ком?) по вас Уделять внимание (чему?) мелочам Указывать (на что?) на недостатки Упрекать (в чём?) в жадности Запоминаем пары: Беспокоиться о сыне – тревожиться за сына Верить в победу – уверенность в победе Вопрос о строительстве – проблемы со строительством Извлекать доход из аренды – получать доход с аренды Неосведомленность в проблеме – незнакомство с проблемой Обидеться на недоверие – обидеть недоверием Обращать внимание на здоровье – уделять внимание здоровью Озабоченность делами – тревога о делах Оплатить проезд – заплатить за проезд Отзыв о сочинении – рецензия на сочинение Отчитаться в своей работе – отвечать за свою работу Плата за услугу – оплата услуги Превосходство над ним – преимущество перед ним Предостеречь от опасности – предупредить об опасности Различать друзей и врагов – отличать друзей от врагов Удивляться терпению – удивлен терпением Характерно для него – присуще ему | Грамматическая ошибка: Согласно сложившихся на флоте традиций, переход через экватор считался знаменательным событием. Правильный вариант: Согласно сложившимся на флоте традициям, переход через экватор считался знаменательным событием. Грамматическая ошибка: Благодаря крушению поезда пострадали люди. Правильный вариант: Из-за крушения поезда пострадали люди.
Правильный вариант: По прибытии в Москву он почувствовал себя плохо. По прилёте в Москву следует посетить Красную площадь. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Теоретический материал для подготовки к ЕГЭ.
oВВЕДЕНИЕ.oВ данное электронное методическое пособие включены материалы по основным разделам школьного курса русского языка. Пособием могут пользоваться учащиеся 5-11 классов, так как подг...
Краткий справочник теоретического материала по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку
Краткий справочник по русскому языку рекомендован учителям русского языка для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ...
Теоретический материал для подготовки к ЕГЭ по обществознанию
Данные презентации по основным разделам обществознания: человек, общество, право, экономика, политическая и духовная сферы позволяют систематизировать знания по курсу обществознания для дальнейшего пр...
Теоретический материал для подготовки к огэ по русскому языку
Теоретический материал для подготовки к огэ по русскому языку...
Теоретический материал для подготовки к ОГЭ в 9 классе (к заданиям 3-14)
Торетический материал по русскому языку подобран для подготовки к ОГЭ (задания 3-14)...
Теоретический материал по подготовке к ЕГЭ. Орфография.
Материал поможет подготовиться к сдаче ЕГЭ....