Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов.
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Конспект урока русского языка в 7 классе "Союз как служебная часть реси. Синтаксическая роль союзов"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 25.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов.
Тип урока: Урок «открытия» новых знаний.
Цели урока:
Деятельностная: формирование способности учащихся к новым способам действия: создание алгоритма, наблюдение, анализ, работа с учебником и раздаточным материалом.
Содержательная: формирование знаний о правилах правописания не с именами существительными.
Планируемые результаты:
Личностные: обучающийся научится готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Метапредметные результаты:
Регулятивные: обучающийся научится ставить новые учебные цели и задачи; обучающийся получит возможность научиться планировать достижения целей, самостоятельно учитывать условия и средства их достижения.
Познавательные: давать определение понятиям слитное и раздельное написание не- с именами существительными; обучающийся получит возможность научиться устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные: обучающийся научится основам коммуникативной рефлексии по изученной орфограмме; работая в паре и группе, обучающийся получит возможность научиться брать на себя инициативу в организации совместного действия.
Предметные: обучающийся научится определять слитное и раздельное написание не- с существительными и объяснять правила написания; обучающийся получит возможность научиться находить не- с именами существительными в художественных произведениях и использовать их в устной речи.
Предметно-образовательная среда: лист самооценки, учебник, комплект мультимедийной аппаратуры, карточки с заданиями.
Ход урока
1 этап. Мотивация к учебной деятельности.
Учитель. Здравствуйте, ребята!
Прочтите пословицу «Легкость дается тяжелым трудом» спроецированную на экране. Как вы ее понимаете?
Ученик.
Ученик.
Учитель. Вы готовы получать новые знания? Готовы учиться?
Ученики. Готовы!
2 этап. Актуализация прочного учебного действия.
Учитель. У вас на партах лежат листы самооценки.
Лист самооценки ученика (цы) 7 класса по теме «__________________________________________» ФИ________________________________________ | |
Задание 1. | |
Задание 2. | |
Составление кластера | |
Упр.303. Устно. | |
Работа в группе | |
Упр.303. Письменно. | |
«Найди лишнее» |
Оцените уровень освоения домашнего задания по принципу: если задание выполнено правильно, ставьте «+», если были недочеты, ставьте «?», если нет домашнего задания, ставьте «-».
Ученики. Не забываем оценивать свою познавательную деятельность в течение урока. Продолжим.
Ученики. Да!
3 этап. Выявление места и причины затруднения
Учитель.
Задание 1. Спишите с доски в тетрадь предложения (слова) раскрывая скобки… (вставляя пропущенные буквы и т. д.)
Прочитать (в) следстви.. по уголовному делу; запретить (в) следстви.. эпидемии; отвергнуть (в) следстви.. ошибки; не видел (в) течени.. дня; (в) следстви.. непогоды; (в) течени.. нескольких часов, (в) течени.. реки, следить (в) продолжени.. всего эксперимента; задержаться (в) следстви..
Эталон
Прочитать в следствии по уголовному делу; запретить в следствие эпидемии; отвергнуть в следствие ошибки; не видел в течение дня; в следствие непогоды; в течение нескольких часов, в течении реки, следить в продолжение всего эксперимента; задержаться в следствии. |
Задание2: распределите слова в 2 столбика. Из-под, из-за, потому что, в течение, чтобы, за, на, из, и, если, когда, но.
Эталон
Из-под из-за потому что в течение чтобы за и на когда из если но.
|
Учитель. Какие затруднения вы испытывали?
Ученик. Я написал ….
Ученик. Я написала ….
Учитель. Можете ли вы объяснить свои ошибки?
Ученик. Нет. Мы не знаем правила … в данных случаях.
4 этап. Построение проекта выхода из затруднения.
Учитель. Что вы знаете о союзе как часть речи? Какова же цель нашей дальнейшей работы?
Ученики. Показать союз как часть речи, его роль в предложении и в тексте.
Учитель. Как сформулируем тему урока?
Ученики. Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов.
Учитель. Какой метод вы предлагаете использовать для решения данной проблемы?
Ученики. Мы выбираем метод работу с учебником.
5 этап. Реализация построения проекта.
Учитель. Упр.32 Прочитайте отрывок из книги «Два капитана». Найдите в нем предлоги и союзы. Для чего они служат? Подумайте и ответьте, чем союз отличается от предлога?
Учитель. Что вы можете сказать?
Ученик.
Ученик.
Прочитайте параграф 32, правильно ли вы сформулировали правило?
Учитель. Что вы узнали из прочитанного материала? Составляем кластер по параграфу.
Ученик.
Ученик.
Учитель. Итак, ребята, как вы думаете, какой кластер лучший?
Ученики. У 2 группы, потому что он краткий и понятный.
Учитель. Запишем его в тетрадь.
Учитель. Можете ли вы теперь объяснить те ошибки, которые допустили в начале урока?
Ученики. Можем!
Ученик. Я допустил ошибку.
Учитель. Я допустил ошибку.
6 этап. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
Учитель. Теперь будем работать над закреплением темы и выполним упражнение фронтально 303. Устно. Читаем предложения по цепочке.
Ученик.
Ученик.
Учитель. Испытывали ли вы затруднения, при выполнении этого задания?
Ученик. Да. Нужно еще поработать.
Учитель. Продолжаем закреплять. Поработаем в группах. Выполните упражнение…
Перед вами предложения. Сравните их. Подчеркните грамматические основы. Начертите схемы.
1. В саду цвели розы и ромашки, душистый табак и лилии. [= - и -, - и -].
2. В саду зацветали розы, и ромашки весело вертели головами, и душистый табак наполнял воздух ароматом, а лилии важно тянули свои язычки к солнцу.
[ = - ], и [ - = ], и [ - = ], а [ - = ].
Учитель. Какие слова вы внесли в схемы?
Ученики. Союзы.
-Учитель. Почему в схеме отображаются именно союзы, а не предлоги или слова самостоятельных частей речи?
Ученик. В первом предложении союз соединяет однородные члены, а во втором предложении – части сложного предложения).
Учитель. Так для чего служит союз?
Ученик.
Учитель. Испытывали ли вы затруднения, при выполнении работы в группах?
Ученик. Нет. Мы работали в команде, подсказывали друг другу. Например, мой одноклассник сделал ошибку в ….
7 этап. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
Учитель: Вы уверены в своих умениях?
Ученики. Да!
Учитель. упр. № 303. Выполняем письменно задание 2. 1 ученик работает у доски. Составляет схемы предложений.
Учитель. Сравним и проверим. По цыпочке.
Учитель. Поднимите руки те, кто выполнил задание без ошибок. Какие затруднения испытали на данном этапе?
Ученик. В основном с заданием справился. Но …
Учитель. Оцените свою деятельность и поставьте оценку в карточку самооценки.
8 этап. Этап включения в систему знаний и повторения.
Учитель. Достаточно ли мы закрепили новое правило?
Ученик. Еще мало выполнили практических заданий.
Учитель. Тогда выполним следующее здание
Найдите лишнее в каждом ряду. Объясните выбор.
А, НО, ИЛИ, ТО ЖЕ, ПОТОМУ ЧТО, ЛИБО;
КОГДА, ЕСЛИ, ЧТО, И, ПОКА, ДАЖЕ;
ИЛИ,ЧТОБЫ, НАСЧЁТ, ЧТО, ДАБЫ;
И, ДА,ЧТО, КАК, ПОТОМУ ЧТО, ИЛИ, ЗАТО
Учитель. Проверьте по эталону.
Эталон
И, А, НО, ИЛИ, ТО ЖЕ, ПОТОМУ ЧТО, ЛИБО;
КОГДА, ЕСЛИ, ЧТО, И, ПОКА, ДАЖЕ;
ИЛИ,ЧТОБЫ, НАСЧЁТ, ЧТО, ДАБЫ;
И, ДА,ЧТО, КАК, ПОТОМУ ЧТО, ИЛИ, ЗАТО
Учитель. Какие затруднения вы испытывали во время выполнения задания?
Ученик. Мне было сложно …..
Учитель. Вы можете объяснить, почему совершили ошибки, определяя союзы по своему строению.
Ученики. Нет! Мы не знаем
Учитель. А значит какая будет тема следующего урока?
9 этап. Этап рефлексии.
Учитель.Что нового узнали на этом уроке?
Ученик. Мы узнали
Запишите домашнее задание:
- &32.
- Найти и выписать 10 пословиц на тему учение и труд, в которых есть союзы. Составить схемы.
Учитель. Вы сегодня отлично поработали! Все очень старались! Спасибо за активную работу на уроке! До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку в 7 классе "Заочная экскурсия в Дом-музей М.Ю. Лермонтова в Москве". (Повторение по теме Служебные части речи Предлоги и союзы)
Представляется методическая разработка урока русского языка по теме: «Заочная экскурсия в Дом-музей М.Ю. Лермонтова в Москве» (Повтор...
Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.
Тема: Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.Цель: Знать:• Морфологические признаки прилагательного•...
Союз как служебная часть речи
План конспект урока по теме "Союз как служебная часть речи", 7 класс (УМК Львовых)...
Зачетный урок: "Союз как служебная часть речи"
Повторение и зарепление материала по теме: "Союз как служебная чать речи"...
Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе....
Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного.
Второй урок по имени прилагательному в 5 классе. Обобщает знания о роли прилагательного в тексте, морфологические признаки прилагательного, синтаксическую функцию в предложении....
Конспект урока русского языка в 7 классе: "Союз как служебная часть речи"
Цель: знакомство с союзом как служебной частью речи, его ролью в предложении и тексте.Задачи: 1. Формировать умение находить в предложении союзы, определять их роль в предложении, различать ...