Союз как служебная часть речи
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
План конспект урока по теме "Союз как служебная часть речи", 7 класс (УМК Львовых)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Союз 7 класс | 23.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 7-м классе по теме "Союз как служебная часть речи"
Цель урока: показать союз как часть речи, его роль в предложении и в тексте; формировать умения определять роль союзов, знаки препинания при них.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Методические приемы:
Аналитическая беседа.
Анализ языкового материала.
Работа со словарями.
Словарная работа.
Работа с учебной книгой.
Работа по опорной схеме.
Презентация Power Point.
Ход урока
- Организационный момент.
- Фронтальный опрос
(слайд1)
1. На прошлом уроке мы с вами завершили изучение предлогов. Скажите, что вы знаете о предлоге, какова его роль? Приведите примеры производных и непроизводных предлогов.
III. 1. Словарный диктант (по материалам предыдущего урока) с последующей взаимопроверкой (слайд 2)
Припомнить впоследствии, вследствие опоздания, в течение минуты, в продолжение полугодия, иметь в виду, ввиду заморозков, несмотря на гололед, идти навстречу колонне, в продолжение аттестации, узнать насчёт работы банка, узор вроде паутинки, в заключение выступления, по причине неурожая, по мере приготовления, за исключением одного, из – за водопада, в отличие от предшественников.
Учитель: Поднимите руки, у кого нет ошибок. Молодцы! Это «5».У кого не более двух ошибок? Поставьте «4». Передайте листочки.
2.Индивидуальная работа:
Карточка № 1.
Вставьте пропущенные буквы.
Выполнять (в) течени.. года; сделать (в) течени.. месяца; отсутствовать (в) течени.. урока; увидеть (в) продолжени.. фильма; следить (в) продолжени.. всего эксперимента; задержаться (в) следстви.. дождя.
Карточка № 2.
Вставьте пропущенные буквы.
Прочитать (в) следстви.. по уголовному делу; запретить (в) следстви.. эпидемии; отвергнуть (в) следстви.. ошибки; не видел (в) течени.. дня; (в) следстви.. непогоды; (в) течени.. нескольких часов.
Карточки 3, 4 (приложение)
- Мотивационное введение.
(слайд 3) Морфологическая путаница.
Задание: распределите слова в 2 столбика. Из-под, из-за, потому что, в течение, чтобы, за, на, из, и, если, когда, но.
Слова каких частей речи у вас получились?
Кто может сформулировать тему нашего урока? (Союз как часть речи)
- Объяснение нового материала
Учитель: (слайд 4,5)
- Запишите тему урока
Сегодня на уроке мы начнем знакомство с еще одной служебной частью речи – союзом.
Само слово “союз” пришло в русский язык из старославянского, в котором оно было образовано с помощью приставки СО- от слова, корень которого дошел до нас в словах УЗЕЛ, УЖ, ВЯЗАТЬ, УЗЫ.
- Что вы знаете о союзе как части речи? (одна из служебных частей речи, служит для связки однородных членов и простых предложений в составе сложного).
Историческая справка
Ученик 1 (Презентация) (с опережающим заданием):
Название “союз” появилось в XVII веке. В русском языке около 250 союзов.
В XIX веке в “Толковом словаре живого великорусского языка” Владимир Иванович Даль так определил значение слова “союз”: “Взаимные узы, связь, скрепа, соединение, смык, сцепление; часть речи, частичка, связующая слова”.
В XX веке “Толковый словарь русского языка” Ожегова и Шведовой слово “союз” было определено так: “В грамматике: служебное слово, соединяющее предложения и слова внутри предложения”.
Учитель:
- Сравните два определения союза. Чем они отличаются? (Словарь Ожегова по сравнению со словарем Даля указывает на большее количество признаков: служебное слово, связывает не только слова, но и предложения).
Учитель:
- Такое различие объясняется тем, что наука о языке постоянно развивается, и в XX веке ученые-лингвисты, используя достижения предшественников, знали о языке и его законах больше, чем ученые XIX века, что отразилось в словарях. Возможно, союз обладает еще какими-то важными признаками. Сегодня мы попробуем это установить.
- Работа с учебником. (стр. 147, § 54).
Аналитическая беседа по теме “Определение союза”.
Учитель:
Сколько функций выполняет союз? Перечислите.
Докажем это.
- Запишите два предложения. Сравните их. Подчеркните грамматические основы. Начертите схемы. (Ученик работает у доски)
1. В саду цвели розы и ромашки, душистый табак и лилии. [= - и -, - и -].
2. В саду зацветали розы, и ромашки весело вертели головами, и душистый табак наполнял воздух ароматом, а лилии важно тянули свои язычки к солнцу.
[ = - ], и [ - = ], и [ - = ], а [ - = ].
- Какие слова вы внесли в схемы? (Союзы).
- Почему в схеме отображаются именно союзы, а не предлоги или слова самостоятельных частей речи? (В первом предложении союз соединяет однородные члены, а во втором предложении – части сложного предложения).
- Так для чего служит союз?
- Проверьте себя по учебнику.
- В учебнике написано, что союзы бывают простые и составные. Объясните, как их различать (опорный материал)
- Спишите составные союзы из рамки на стр. 147. Составьте с ними предложения.
Конструирование предложений. Какие у вас получились предложения? (Сложные, сложноподчиненные).
- О функциях сочинительных и подчинительных союзов мы подробнее поговорим на последующих уроках.
Упражнение 316 на закрепление навыка “узнавания” союза.
(Стихотворение Тютчева в аудиозаписи)
- Ребята, вы услышали стихотворение Ф.И. Тютчева «Еще земли печален вид», отрывок из которого дан в упражнении. О чем это стихотворение? (О красоте природы, наступлении весны).
- Тютчев очень любил описывать промежуточные состояния природы. В своем стихотворении поэт описывает приход весны в мельчайших деталях. Здесь одновременно чувствуется и мягкость природы, только что пробудившейся от зимнего сна, и ее мощь, возрастающая с каждой каплей растаявшего снега. Как это достигается? Какие части речи помогают передать задумку автора? (Союзы А, НО противопоставляют, союз И соединяет. Глаголы в переносном значении олицетворяют природу, показывают противоборство зимы и весны, которая уверенно шагает по земле.
Спишите упражнение, вставляя пропущенные буквы, расставляя знаки препинания и подчеркивая грамматические основы, союзы заключите в овал. (2 ученика работают у доски).
Проверка (слайд 6)
Какую роль играют союзы в этом тексте? (Связывают части сложного предложения и однородные члены).
Посмотрите еще на один отрывок из стихотворения Тютчева, известного вам из курса литературы (слайд 7). Какую роль играет союз И в стихотворении? (Соединяет однородные члены и предложения в тексте). Запомните, что еще одна важная функция союза – соединение предложений в тексте. Благодаря союзам И текст стихотворения воспринимается как единое целое.
VII. Физминутка. Игра “Собери пословицу” Задание: соединить части пословиц и поговорок, назови союзы (работа в парах).
Ответы: (слайд 8)
Апрель с водою, а май с травою
Зима весну пугает, да сама тает
Весна отмыкает ключи и воды
В марте мороз скрипуч, да не жгуч
Март с водой, апрель с травой, а май с цветами
Весна красна, да голодна; осень дождлива, да сыта
VIII. Рефлексия.
Работа с опорной схемой (Слайд 9)
- Посмотрите на опорную схему “Союз” и расскажите, используя ее, о союзе.
IX. Подведение итогов. Продолжите фразу
Сегодня на уроке я узнал…
Выставление оценок.
X. Домашнее задание. § 54, упр. 317, слова в рамках выучить (слайд 10)
- Резерв. (слайд 11)
Самостоятельная работа. Текст для лингвистического эксперимента.
1. Прочитайте текст и спишите его, вставляя подходящие по смыслу союзы и объясняя выделенные орфограммы:
Наш класс отправился на лыжную прогулку в лес. Мы весело шагали … рассказывали разные истории. Солнце неожиданно спряталось за тучи, …настроение всё равно было бодрое. … мы вышли на лесную тропинку, ветер утих. По пути нам попадались пышные ели … изредка стройные сосны. С огромным удовольствием скользили мы по удобной лыжне. Прогулка удалась.
- Найдите в тексте союзы. Заключите их в овал.
Карточка № 1.
Вставьте пропущенные буквы.
Выполнять (в) течени.. года; сделать (в) течени.. месяца; отсутствовать (в) течени.. урока; увидеть (в) продолжени.. фильма; следить (в) продолжени.. всего эксперимента; задержаться (в) следстви.. дождя.
Карточка № 2.
Вставьте пропущенные буквы.
Прочитать (в) следстви.. по уголовному делу; запретить (в) следстви.. эпидемии; отвергнуть (в) следстви.. ошибки; не видел (в) течени.. дня; (в) следстви.. непогоды; (в) течени.. нескольких часов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентция по русскому языку " Служебные части речи. Союзы"
Урок русского языка в 9 классе коррекционной школы I,II вида....
Открытый урок по русскому языку в 7 классе "Заочная экскурсия в Дом-музей М.Ю. Лермонтова в Москве". (Повторение по теме Служебные части речи Предлоги и союзы)
Представляется методическая разработка урока русского языка по теме: «Заочная экскурсия в Дом-музей М.Ю. Лермонтова в Москве» (Повтор...
Урок русского языка в 5 классе "Служебные части речи. Союз"
Урок изучения нового материала в 5 классе по УМК под ред. В.В. Бабайцевой...
Зачетный урок: "Союз как служебная часть речи"
Повторение и зарепление материала по теме: "Союз как служебная чать речи"...
Конспект урока русского языка в 7 классе: "Союз как служебная часть речи"
Цель: знакомство с союзом как служебной частью речи, его ролью в предложении и тексте.Задачи: 1. Формировать умение находить в предложении союзы, определять их роль в предложении, различать ...
Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов.
Конспект урока русского языка в 7 классе "Союз как служебная часть реси. Синтаксическая роль союзов"...
Служебные части речи: роль союза в художественном тексте.
Конспект урока русского языка в 7 классе "Роль союза в художественном тексте"...