Союз как служебная часть речи
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Мусинова Венера Кайржановна

План конспект урока по теме "Союз как служебная часть речи", 7 класс (УМК Львовых)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Союз 7 класс23.87 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 7-м классе по теме "Союз как служебная часть речи"

Цель урока: показать союз как часть речи, его роль в предложении и в тексте; формировать умения определять роль союзов, знаки препинания при них.

       

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Методические приемы:

Аналитическая беседа.

Анализ языкового материала.

Работа со словарями.

Словарная работа.

Работа с учебной книгой.

Работа по опорной схеме.

Презентация Power Point.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Фронтальный опрос

 (слайд1)   

1. На прошлом уроке мы с вами завершили изучение предлогов. Скажите, что вы знаете о предлоге, какова его роль? Приведите примеры производных и непроизводных предлогов.

III. 1. Словарный диктант (по материалам предыдущего урока) с последующей взаимопроверкой (слайд 2)

Припомнить впоследствии, вследствие опоздания, в течение минуты, в продолжение полугодия, иметь в виду, ввиду заморозков, несмотря на гололед, идти навстречу колонне, в продолжение аттестации, узнать насчёт работы банка, узор вроде паутинки, в заключение выступления, по причине неурожая, по мере приготовления, за исключением одного, из – за водопада, в отличие от предшественников.

Учитель: Поднимите руки, у кого нет ошибок. Молодцы! Это «5».У кого не более двух ошибок? Поставьте «4». Передайте листочки.

2.Индивидуальная работа:

Карточка № 1.

 Вставьте пропущенные буквы.

 Выполнять (в) течени.. года; сделать (в) течени.. месяца; отсутствовать (в) течени.. урока; увидеть (в) продолжени.. фильма; следить (в) продолжени.. всего эксперимента; задержаться (в) следстви.. дождя.

 Карточка № 2.

 Вставьте пропущенные буквы.

 Прочитать (в) следстви.. по уголовному делу; запретить (в) следстви.. эпидемии; отвергнуть (в) следстви.. ошибки; не видел (в) течени.. дня; (в) следстви.. непогоды; (в) течени.. нескольких часов.

Карточки 3, 4 (приложение)

  1. Мотивационное введение.

(слайд 3)  Морфологическая путаница.

Задание: распределите слова в 2 столбика. Из-под, из-за, потому что, в течение, чтобы, за, на, из, и, если, когда, но.

Слова каких частей речи у вас получились?

Кто может сформулировать тему нашего урока? (Союз как часть речи)

  1. Объяснение нового материала

Учитель: (слайд 4,5)

- Запишите тему урока

Сегодня на уроке мы начнем знакомство с еще одной служебной частью речи – союзом.

Само слово “союз” пришло в русский язык из старославянского, в котором оно было образовано с помощью приставки СО- от слова, корень которого дошел до нас в словах УЗЕЛ, УЖ, ВЯЗАТЬ, УЗЫ.

- Что вы знаете о союзе как части речи? (одна из служебных частей речи, служит для связки однородных членов и простых предложений в составе сложного).

Историческая справка

Ученик 1 (Презентация) (с опережающим заданием):

Название “союз” появилось в XVII веке. В русском языке около 250 союзов.

В XIX веке в “Толковом словаре живого великорусского языка” Владимир Иванович Даль так определил значение слова “союз”: “Взаимные узы, связь, скрепа, соединение, смык, сцепление; часть речи, частичка, связующая слова”.

В XX веке “Толковый словарь русского языка” Ожегова и Шведовой слово “союз” было определено так: “В грамматике: служебное слово, соединяющее предложения и слова внутри предложения”.

Учитель:

- Сравните два определения союза. Чем они отличаются? (Словарь Ожегова по сравнению со словарем Даля указывает на большее количество признаков: служебное слово, связывает не только слова, но и предложения).

Учитель:

- Такое различие объясняется тем, что наука о языке постоянно развивается, и в XX веке ученые-лингвисты, используя достижения предшественников, знали о языке и его законах больше, чем ученые XIX века, что отразилось в словарях. Возможно, союз обладает еще какими-то важными признаками. Сегодня мы попробуем это установить.

  1. Работа с учебником. (стр. 147, § 54).

 Аналитическая беседа по теме “Определение союза”.

Учитель:

Сколько функций выполняет союз? Перечислите.

Докажем это.

- Запишите два предложения. Сравните их. Подчеркните грамматические основы. Начертите схемы.  (Ученик работает у доски)

1. В саду цвели розы и ромашки, душистый табак и лилии. [= - и -, - и -].

2. В саду зацветали розы, и ромашки весело вертели головами, и душистый табак  наполнял воздух ароматом, а лилии важно  тянули свои язычки к солнцу.

[ = - ], и [ - = ], и [ - = ], а [ - = ].

- Какие слова вы внесли в схемы? (Союзы).

- Почему в схеме отображаются именно союзы, а не предлоги или слова самостоятельных частей речи? (В первом предложении союз соединяет однородные члены, а во втором предложении – части сложного предложения).

- Так для чего служит союз?

- Проверьте себя по учебнику.

 - В учебнике написано, что союзы бывают простые и составные. Объясните, как их различать  (опорный материал)

- Спишите составные союзы из рамки на стр. 147. Составьте с ними предложения.

Конструирование предложений. Какие у вас получились предложения? (Сложные, сложноподчиненные).

- О функциях сочинительных и подчинительных союзов мы подробнее поговорим на последующих уроках.

      Упражнение 316 на закрепление навыка “узнавания” союза.

     (Стихотворение Тютчева в аудиозаписи)

- Ребята, вы услышали стихотворение Ф.И. Тютчева «Еще земли печален вид», отрывок из которого дан в упражнении. О чем это стихотворение? (О красоте природы, наступлении весны).

- Тютчев очень любил описывать промежуточные состояния природы. В своем стихотворении поэт описывает приход весны в мельчайших деталях. Здесь одновременно чувствуется и мягкость природы, только что пробудившейся от зимнего сна, и ее мощь, возрастающая с каждой каплей растаявшего снега.  Как это достигается? Какие части речи помогают передать задумку автора? (Союзы А, НО противопоставляют, союз И соединяет. Глаголы в переносном значении олицетворяют природу, показывают противоборство зимы и весны, которая  уверенно шагает по земле.

Спишите упражнение, вставляя пропущенные буквы, расставляя знаки препинания и подчеркивая грамматические основы, союзы заключите в овал. (2 ученика работают у доски).

Проверка (слайд 6)

Какую роль играют союзы в этом тексте? (Связывают части сложного предложения и однородные члены).

Посмотрите еще на один отрывок из стихотворения Тютчева, известного вам из курса литературы (слайд 7). Какую роль играет союз И в стихотворении? (Соединяет однородные члены и предложения в тексте). Запомните, что еще одна важная функция союза – соединение предложений в тексте. Благодаря союзам И текст стихотворения воспринимается как единое целое.

VII. Физминутка. Игра “Собери пословицу” Задание: соединить части пословиц и поговорок, назови союзы  (работа в парах).

Ответы: (слайд 8)

Апрель с водою, а май с травою

Зима весну пугает, да сама тает

Весна отмыкает ключи и воды

В марте мороз скрипуч, да не жгуч

Март с водой, апрель с травой, а май с цветами

Весна красна, да голодна; осень дождлива, да сыта

VIII. Рефлексия.

Работа с опорной схемой (Слайд 9) 

- Посмотрите на опорную схему “Союз” и расскажите, используя ее, о союзе.

IX. Подведение итогов. Продолжите фразу

Сегодня на уроке я узнал…

Выставление оценок.

X. Домашнее задание. § 54, упр. 317, слова в рамках выучить (слайд 10)

  1. Резерв. (слайд 11)

Самостоятельная работа. Текст  для лингвистического эксперимента.

1. Прочитайте текст и спишите его, вставляя подходящие по смыслу союзы и объясняя выделенные орфограммы:

Наш класс отправился на лыжную прогулку в лес. Мы весело шагали …  рассказывали разные истории. Солнце неожиданно спряталось за тучи, …настроение всё равно было бодрое. … мы вышли на лесную тропинку, ветер утих. По пути нам попадались пышные ели … изредка стройные сосны. С огромным удовольствием скользили мы по удобной лыжне.  Прогулка удалась.

  1. Найдите в тексте союзы. Заключите их в овал.

Карточка № 1.

 Вставьте пропущенные буквы.

 Выполнять (в) течени.. года; сделать (в) течени.. месяца; отсутствовать (в) течени.. урока; увидеть (в) продолжени.. фильма; следить (в) продолжени.. всего эксперимента; задержаться (в) следстви.. дождя.

 

Карточка № 2.

 Вставьте пропущенные буквы.

 Прочитать (в) следстви.. по уголовному делу; запретить (в) следстви.. эпидемии; отвергнуть (в) следстви.. ошибки; не видел (в) течени.. дня; (в) следстви.. непогоды; (в) течени.. нескольких часов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентция по русскому языку " Служебные части речи. Союзы"

Урок русского языка в 9 классе коррекционной школы I,II вида....

Открытый урок по русскому языку в 7 классе "Заочная экскурсия в Дом-музей М.Ю. Лермонтова в Москве". (Повторение по теме Служебные части речи Предлоги и союзы)

Представляется методическая разработка урока русского языка по теме: «Заочная экскурсия в Дом-музей М.Ю. Лермонтова в Москве» (Повтор...

Урок русского языка в 5 классе "Служебные части речи. Союз"

Урок изучения нового материала в 5 классе по УМК под ред. В.В. Бабайцевой...

Зачетный урок: "Союз как служебная часть речи"

Повторение и зарепление материала по теме: "Союз как служебная чать речи"...

Конспект урока русского языка в 7 классе: "Союз как служебная часть речи"

Цель: знакомство с союзом как служебной частью речи, его ролью в предложении и тексте.Задачи: 1. Формировать умение находить в предложении союзы, определять их роль в предложении, различать ...

Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов.

Конспект урока русского языка в 7 классе "Союз как служебная часть реси. Синтаксическая роль союзов"...

Служебные части речи: роль союза в художественном тексте.

Конспект урока русского языка в 7 классе "Роль союза в художественном тексте"...