Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Носкова Юлия Владимировна

 

Тема: Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.

Цель: Знать:

•      Морфологические признаки прилагательного

•      Синтаксическую функцию его в предложении

•      Роли прилагательного в тексте

Уметь:

•      Употреблять прилагательные в речи

•      Определять морфологические признаки прилагательного

•      Синтаксическую роль в предложении

Расширить:

•      Сведения о функции прилагательного в предложении

Ход урока

I Организационный момент

II Проверка д/з

III Лингвистическая разминка

1. На какие группы можно разделить данные слова?      Подчеркните одну из групп одной чертой.

Корень, приставка ,глагол, суффикс, местоимение,  прилагательное, окончание, существительное.

    - Корень, приставка, суффикс, окончание – это части         слова (морфемы).

    -  Глагол, местоимение, прилагательное, существительное – это части речи.

   2. Найдите лишнее слово в группе слов, подчеркните его одной чертой:           

     1) определение, обстоятельство, подлежащее, 

      2)  прилагательное, сказуемое, дополнение.

          Имя прилагательное – это часть речи.

IV Изучение нового материала

1.Работа с текстом

- О какой птице идет речь?

- Как вы это определили?

- Какие слова помогли вам узнать дятла, хотя название птицы ни разу не упомянуто в тексте?   На какие вопросы они отвечают?       ( Имена прилагательные)

- К какой части речи относятся слова, с помощью которых дано такое точное и выразительное описание птицы?

-  Какие слова они поясняют? (  Имена существительные)

2. Загадки

Сам алый, сахарный,

 кафтан зеленый, 

бархатный. (Арбуз)

***

 Золотое решето черных

  домиков полно: сколько

   черненьких домов –

    столько беленьких    жильцов.( подсолнечник)

  -  Какие слова помогают нам отгадать загадки? ( Имена прилагательные.)

3. Поэтическая пятиминутка

•      Какие прилагательные помогают поэту образно нарисовать березку? Подчеркните все прилагательные в тексте волнистой линией.

•       Такое средство выразительности речи называется     эпитетом.

•      Разберите по составу прилагательное  грустная. Подберите к нему синонимы, а затем антонимы.

•      Выпишите из текста три словосочетания «прилагательное + существительное» (с различными существительными). Определите число, род,  падеж прилагательных. От чего они зависят?

                Белая берёза  - ед.ч., ж.р., им.п..

                На пушистых ветках – мн.ч., пр.п.

                Новым серебром – ед.ч., с.р., тв.п.

   4 Игра «Составь слово»

•      Составьте слово, предварительно выполнив ряд действий.

1. Взять приставку от слова, являющегося в предложении определением   Шел бесконечный дождь.

2. Добавить подлежащее предложения  Страх овладел им.  

3.  Добавить суффикс прилагательного прелестный и окончание прилагательного красные.

         Получилось слово    Бесстрашные      х/ш

•      С каким фонетическим явлением вы встретились?

•      Почему в этом слове пишется две буквы с ?

•      Разберите слово по составу.

  5. Синтаксическая пятиминутка

- Разберите предложения по членам предложения:

Бесстрашные птицы отважно защищали ласточкино гнездо.

  Вода в озере холодная.

- Какова синтаксическая роль прилагательного в предложении?

- Определение, сказуемое.

- На какие вопросы отвечают прилагательные? Что обозначают прилагательные, которые отвечают на вопрос чей?

- Принадлежность предмета кому-либо.

       6. Лексическая работа

- Прочитайте предложения  и найдите  определения. Какие из них показывают только качество и свойство предмета. А какие ещё выражают и чувства человека?

1.      Приближалась довольно скучная пора. (А.Пушкин)

2.      Никнут шелковые травы. (С.Есенин)

3.      Мелькает  желтый лист на зелени дерев. (Н.Греков)

4.      Осыпается весь наш бедный сад. (А.Толстой)

Вывод: прилагательные могут показывать не только качества и свойства предмета, но и выражать чувства человека, его впечатления от предмета.

V Итог урока

- Что же такое имя прилагательное?

•         Имя прилагательное – это

•         часть речи, которая отвечает на вопросы Какой? Чей?  и обозначает признак предмета

•         Имена прилагательные изменяются по  числам, родам(в единственном числе), падежам.

•         Имена прилагательные согласуются с именами  существительными, то есть ставятся в том же роде числе и падеже.

•         В предложении имена прилагательные являются    определениями или сказуемыми.

VI Домашняя работа

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ilag_sintaksich_rol.docx162 байта

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Культура речи. Синтаксическая роль имени прилагательного"

Данная ›презентация поможет 1) повторить сведения о роли прилагательных в словосочетании;2) дать понятие о нормах использования кратких прилагательных в роли однородных сказуемых...

Методическая разработка "Изучение имени прилагательного как части речи на уроках русского языка в пятом классе"

Методическая разработка представляет собой урок для учащихся 5 класса, посвящённый теме "Имя прилагательное как часть речи. Употребление прилагательных в речи", направлен на закрепление материала, изу...

Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе....

Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного.

Второй урок по имени прилагательному в 5 классе. Обобщает знания о роли прилагательного в тексте, морфологические признаки прилагательного, синтаксическую функцию в предложении....

Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов.

Конспект урока русского языка в 7 классе "Союз как служебная часть реси. Синтаксическая роль союзов"...

Части речи. Общее значение имен прилагательных.

Конспект урока по русскому языку в 5 классе...