Современные рок-композиции на уроках изучения синтаксиса сложного предложения в старших классах.
презентация к уроку по русскому языку (9, 10, 11 класс)

Рок на урок!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rok_na_urok.pptx247.57 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Карточка для самостоятельной работы. Тема: «СПП с определительными придаточными » Группа «Аквариум» «Город золотой» ( муз. В.Вавилов,сл.А.Волохонский ) Под небом голубым есть город золотой С прозрачными воротами и яркою звездой А в городе том сад все травы да цветы Гуляют там животные невиданной красы: Одно - как желтый огнегривый лев Другое - вол исполненный очей С ними золотой орел небесный Чей так светел взор незабываемый. А в небе голубом горит одна звезда. Она твоя о ангел мой она твоя всегда. Кто любит тот любим кто светел тот и свят Пускай ведет звезда тебя дорогой в дивный сад. Тебя там встретит огнегривый лев И синий вол исполненный очей С ними золотой орел небесный Чей так светел взор незабываемый Задание: 1)Внимательно прочитайте текст известной композиции группы «Аквариум». 2)Расставьте недостающие знаки препинания. 3)Как вы считаете, первая и вторая строфы этой композиции представляют собой единую синтаксическую конструкцию или их можно разбить на отдельные предложения? 4) Прочтите еще раз третью строфу. Постройте схему сложного предложения, укажите типы связи между частями и вид придаточных предложений. 5)Какой вид придаточного встречается во второй и четвёртой строфе? 6)Как вы думаете, какие изобразительно-выразительные средства чаще всего используются в этом тексте(приведите примеры)? Почему? 7) У автора этого текста Андрея Волохонского первая строчка звучала так: « Над небом голубым есть город золотой». Лидер группы «Аквариум» Борис Гребенщиков поет по-другому: «Под небом голубым есть город золотой…». Что меняет в понимании смысла текста второй вариант? Что привносит нового в понимание? Сформулируйте и запишите свой ответ в виде 3-4 сложных предложений. 8)У этой композиции существует несколько названий: «Город золотой», «Город», «Рай», «Над твердью голубой…». Какое название точнее передает смысл этого произведения? Почему? Может быть, вы предложите свой вариант названия? Сформулируйте и запишите свой ответ в виде 3-4 сложных предложений.

Слайд 2

Карточка для самостоятельной работы. Тема: «СПП с несколькими придаточными» Группа «Сплин» Письмо (сл. и муз. А Васильева) Мне жаль что тебя не застал летний ливень в июльскую ночь на балтийском заливе... Не видела ты волшебства этих линий. Волна до которой приятно коснуться руками Песок на котором рассыпаны камни Пейзаж не меняющийся здесь веками. Мне жаль что мы снова не сядем на поезд который пройдет часовой этот пояс По стрелке которую тянет на полюс. Что не отразит в том купе вечеринку окно где все время меняют картинку И мы не проснемся на утро в обнимку. Поздно... ночью... через все запятые дошел наконец до точки. Адрес. Почта. Не волнуйся я не посвящу тебе больше ни строчки. Тихо. Звуки. По ночам до меня долетают редко. Пляшут буквы. Я пишу и не жду никогда ответа. Мысли. Рифмы. Свет остался остался звук остальное стерлось. Гаснут цифры. Я звонил чтобы просто услышать голос. Всадник замер. Замер всадник реке стало тесно в русле. Кромки... грани... Я люблю не нуждаясь в ответном чувстве. Задание: 1.Прочитайте несколько раз текст композиции группы«Сплин». 2.Расставьте недостающие знаки препинания, исходя из пунктуационных правил и смысла текста. 3.На сколько частей композиционно вы бы разделили этот поэтический текст? Подумайте, а как синтаксически выстроены эти части (какие предложения преобладают в них)? 4. Выпишите СПП с тремя придаточными, постройте схему этого предложения, определите вид придаточных и способ их подчинения. 5. Как вы думаете, почему во второй части композиции автор часто использует назывные предложения и простые нераспространенные? Как меняется интонационный ритм при переходе от первой части ко второй? 6. Помогает ли изменение синтаксического строя и ритма от одной части к другой передать смену настроения, внутреннего состояния героя? 7. Можно ли говорить об использовании автором приема синтаксического параллелизма? 8.Какие тропы в этом произведении особенно вас «задели»? Выпишите несколько примеров изобразительно-выразительных средств и укажите их вид. 9. Выпишите строки, которые, по вашему мнению, являются ключевыми в понимании этого поэтического текста. Сделайте синтаксический разбор данного предложения.

Слайд 3

Карточка для самостоятельной работы Тема: «СПП с несколькими придаточными, знаки препинания в них» Группа «Сплин» Чудак (сл. и муз. А. Васильева) Шел чудак Раскаленному солнцу подставив нагретый чердак. Шел чудак. За спиной его тихо качался рюкзак. Шел домой Представляя как все удивятся тому что живой Что ничто не случилось такого с его головой. Так и есть. У него для людей была самая добрая весть. И он шел по дороге от счастья светящийся весь. Love and peace ! Люди могут конечно спастись от падения вниз. И он шел рассказать им о том как им можно спастись. Рассказал. И напуган был всем этим весь этот зрительный зал. И слова его долго летели сквозь этот базар — В пустоту. Он шел к людям он нес им надежду любовь красоту. Люди взяли его и гвоздями прибили к кресту. Каждый раз Когда сходятся звезды сойдя со своих звездных трасс Все становится ясно без всех этих жестов и фраз. Каждый раз Когда кровь на ладонях и падают слезы из глаз Очень больно смотреть если кто-то страдает за нас. Задание: 1) Прочитайте несколько раз текст композиции группы «Сплин». Какие чувства вызвало у вас это произведение? 2) Расставьте пропущенные знаки препинания. 3) Выпишите СПП с комбинированным (последовательным и однородным) подчинением придаточных. Постройте схему предложения, укажите вид придаточных. 4) Какое изобразительно-выразительное средство использует автор в последних двух строфах? Почему? 5) Какие строки, по вашему мнению, выражают суть этого текста? Выпишите это предложение и сделайте его синтаксический разбор. 6) Почему песня названа «Чудак»? Какие ассоциации вызывает у вас эта композиция? Сформулируйте и запишите свое мнение в 3-4 сложных предложениях с несколькими придаточными.

Слайд 4

А.Макаревич Посвящение Стиви Уандеру Твой волшебный мир Чистый как алмаз Чтоб увидеть все Не хватает глаз. И любой из нас Входит в город твой Преклонив главу Перед красотой. В сказочных цветах В небе голубом В синих облаках Твой волшебный дом. И не глядя вниз С высоты своей Ты жестокий мир Сделал чуть добрей. Ты наверно прав Чтобы просто петь Лучше бы вокруг Вовсе не смотреть. И закрыв глаза Свято верить в миф В то что мир людской Сказочно красив. Прочитайте текст, расставьте знаки препинания. Постройте схему первого предложения, укажите виды связи. В последнем предложении придаточное предложение является определительным или местоименно-определительным? Обоснуйте свой ответ, перечислив характерные признаки соответствующего придаточного. Какое изобразительно-выразительное средство использовал автор в 3 строфе? Как вы думаете, почему? Согласны ли вы с суждением Макаревича о Стиве Уандере – «ты жестокий мир сделал чуть добрей»? Выскажите свое мнение, используя конструкции сложных предложений (3-4 предложения) . Сти́ви Уа́ндер ( Stevie Wonder ; настоящее имя Стивленд Хардэуэй Моррис)—американский соул-певец , композитор, мультиинструменталист , общественный деятель, оказавший огромное влияние на развитие музыки 20 века. 25-кратный лауреат премии Гремми . Слепой от рождения музыкант кардинально расширил вселенную ритм-н-блюза . Его необыкновенное чутье к фактуре звука помогало создавать трепетную, яркую музыку, наполненную жизнью и чувством.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме Сложное предложение" в 5 классе

Урок систематизации и обобщения изученного по теме "Сложное предложение" проводится в игровой форме. Содержание урока включает материал по краеведению. Данная форма урока легко переносится на другой м...

Методическая разработка Обобщающий урок по теме «Сложные предложения» в 11 классе

Обобщающий урок по теме«Сложные предложения»в 11 классеЦели:повторение и обобщение изученного по теме;определение уровня усвоения знаний, сформированности умений и навыков, комплексного их приме...

Методическая разработка Обобщающий урок по теме «Сложные предложения» в 11 классе

Обобщающий урок по теме«Сложные предложения»в 11 классеЦели:повторение и обобщение изученного по теме;определение уровня усвоения знаний, сформированности умений и навыков, комплексного их приме...

изучение синтаксиса сложного предложения на региональном материале

вторая часть дидактического материала к урокам русского языка по изучению синтаксиса сложного предложения на материале поэтов и писателей Донского края...

Использование различных проблемных ситуаций при изучении синтаксиса простого предложения в 8 классе

На уроках русского языка  при объяснении нового материала можно создавать такие  ситуации, при которых  ученики не просто слушают объяснение учителя и запоминают правило механически, а ...

Современные рок-композиции на уроках изучения синтаксиса сложного предложения в старших классах.

Предложенные  разработки могут быть использованы  на уроке при изучении, закреплении и повторении синтаксиса сложного предложения как  для индивидуальной самостоятельной работы учащихся...

«Современные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы в старших классах как условие обеспечения современного качества образования»

       В последние годы жизнь предъявляет школе определённые требования. В качестве самой большой ценности признается свободная, развитая и образованная личность, спосо...