Урок русского языка. «Цитаты и способы цитирования». (Групповая работа - основа Scrum – подхода, лист самоконтроля – один из инструментов Scrum)
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Сидорова Наталья Владимровна

Представленный урок построен в соответствие с современными методами и формами организации урочной деятельности, такими как: групповая работа - основа Scrum – подхода, лист самоконтроля – один из инструментов Scram, наблюдение над языком; проблемный метод; индивидуальная, групповая, фронтальная формы обучения. Тип урока: урок «открытия» нового знания. Представлены цели урока, структура, содержательный материал к каждому элементу урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sidorova_n.v.konspekt_uroka.docx22.73 КБ

Предварительный просмотр:

Сидорова Наталья Владимировна,

Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №25,

Россия, Московская обл, г.Балашиха

Е-mail:osen.79@mail.ru

Урок русского языка. «Цитаты и способы цитирования».

(Групповая работа - основа  Scram – подхода, лист самоконтроля  –  один из инструментов Scram)

Цель урока – грамотное употребление и оформление цитат в устной и письменной речи.

Задачи:

Предметные результаты:  

— объяснить понятие «цитаты»;

— охарактеризовать основные способы цитирования;

— изучить пунктуационные правила оформления цитат;

— закрепить оформление чужой речи на письме;

— повторить орфографию и пунктуацию;

Развивающие:

— развивать речь и мышление учащихся;

— учить анализировать текст, делать выводы, аргументировать;

— формировать умение применять полученные знания на практике;

Личностные результаты:

— воспитывать нравственные качества личности учащихся: любовь к литературе, истории;

Методы и формы обучения: наблюдение над языком; проблемный метод; индивидуальная, групповая, фронтальная

Ход урока

1.Оргмомент.Приветствие. Этап актуализации. Цель: повторить, чем отличается косвенная речь от прямой; вспомнить способы ее оформления.

Ученики работаю в группах по 4 человека. Задание. Трансформируйте прямую речь в косвенную и косвенную в прямую. Приложение №1

Взаимопроверка группами.

Вывод: Косвенная речь - способ передачи чужой речи, при  котором она грамматически приспосабливается говорящим к своей речи. Прямая речь буквально воспроизводит форму чужой речи. Косвенная речь передает информацию не слово в слово, а только по содержанию, в виде придаточного предложения. Способ присоединения зависит от цели высказывания.

2.Этап целеполагания. Цель: сформулировать тему, цели урока; повторить орфограмму « Ы и И в слове после ц».

Ребята, в какой форме мы вводим прямую речь в сочинения?

Что такое цитата? С какими трудностями мы сталкиваемся при цитировании?

Сформулируйте, пожалуйста,  тему и цели сегодняшнего урока.

Обратите внимание на слово «цитаты» какая орфограмма нам встретилась? Давайте вспомним правило.

Дети рассказывают правило. Напишем комментированный диктант с этой орфограммой.

Цилиндр, Лисицын, цирк, цинк, лекция, у царицы, бацилла, цыпленок, иллюминация, сестрицын.

3.Этап Знакомство с новым материалом, отработка навыков применения правила.

Ребята, откройте, пожалуйста, учебники и познакомьтесь с материалом п.26, расскажите об основных правилах цитирования.

Отработка нового материала. Вновь работаем в группах по 4 человека.

Дети получают раздаточный материал.  Приложение 2, работают в нем по заданию упр.638 стр.309

Учитель осуществляет включенный контроль.

4 Этап. Работа с картами контроля. Ребята получают карты контроля, оценивают  свое понимание материала, сдают карты. Приложение 3

5.Этап.Самостоятельная работа.

Дети  получают карточки с самостоятельной работой на 15 минут. Приложение 4

6.Итоги. Рефлексия.

 С какой фразой ты абсолютно согласен? Найди фразу с ошибкой в цитировании. Приклей свой стикер. Приложение 5

Приложение 1

А.1   Трансформируйте

Косвенная речь

Прямая речь

Чичиков говорил, что он давненько не брал в руки шашек.

Помещица спросила, как его имя.

Павел, уходя из дома, сказал матери, что в субботу у него будут гости из города.

Я шепнул на ухо Бирюку, чтобы он отпустил его.

А.2   Трансформируйте

Косвенная речь

Прямая речь

Собакевич спросил наконец, какая же будет его последняя цена.

Незнакомец нагнулся к бедной собаке, ласково спросил, откуда она, не ушиб ли он её, убеждал не сердиться, просил извинить его.

Я спросил её наконец, имеет ли она известия от своего сына.

Бирюк велел девочке, чтобы она  посветила  барину.

В.1   Трансформируйте

Прямая речь

Косвенная речь

„Погода будет отличная", — подумали охотники.

Вдруг он обратился к матушке: «Авдотья Васильевна, сколько лет Петруше?»

Савельич дергал меня за руку, говоря: «Выходи, сударь, приехали».

«Ты бледна, Маша, - заметил ей отец, - тебя перепугали».

В.2   Трансформируйте

Прямая речь

Косвенная речь

«Кого это вы хотите представить?» – тихо спросила Лизавета Ивановна. (Пушкин)

Я однажды сказал: «Если бы ты знала, сколько у меня врагов». (Бунин)

«Доктор у себя?» – быстро спросил вошедший. (Чехов)

 «Теперича я зуб наложила, Игнатич, знаю, где брать, – говорила она о торфе. – Ну и местечко, любота одна!» (Солженицын)

С.1   Исправьте ошибки, допущенные при замене прямой речи косвенной.

Ошибка

Правильный вариант.

Митя  пообещал барыне, что я не буду больше опаздывать.

Девочка закричала, что не надо меня перебинтовывать, мне больно.

Крестьяне спросили у помещика, почему мы снова должны работать на этом участке.

 Мальчик  попросил маму, чтобы мне купили книжку.

Приложение 2 Три способа цитирования

Прямая речь

Косвенная речь

Вводная конструкция

1

1.

1.

2.

2.

2.

3.

3.

3.

Приложение 3 Лист самоконтроля результатов изучения темы «Цитаты и способы цитирования»

Дата урока

Знаю

Умею

О цитировании с помощью предложения с прямой речью

О цитировании с использованием СПП с косвенной речью

О цитировании в ПП с дополнениями, называющими  тему чужой речи

О цитировании в предложениях с вводными конструкциями

Предполагаемая оценка за самостоятельную работу.

Цитировать с помощью предложений с прямой речью

Цитировать с использованием СПП с косвенной речью

Цитировать с помощью  ПП с дополнениями, называющими  тему чужой речи

Предполагаемая оценка за самостоятельную работу.

Лист самоконтроля результатов изучения темы «Цитаты и способы цитирования»

Дата урока

Знаю

Умею

О цитировании с помощью предложения с прямой речью

О цитировании с использованием СПП с косвенной речью

О цитировании в ПП с дополнениями, называющими  тему чужой речи

О цитировании в предложениях с вводными конструкциями

Предполагаемая оценка за самостоятельную работу.

Цитировать с помощью предложений с прямой речью

Цитировать с использованием СПП с косвенной речью

Цитировать с помощью  ПП с дополнениями, называющими  тему чужой речи

Предполагаемая оценка за самостоятельную работу.

Приложение 4

  1. Найдите соответствия.

1. «В языке Достоевского есть особая, ему лишь свойственная и надобная точность, - писал И. Анненский, - есть и резкая отчётливость, когда это нужно».

А. Цитата оформлена как прямая речь и находится после слов автора.

2. И. Анненский писал, что «в языке Достоевского есть особая, ему лишь свойственная и надобная точность, есть и резкая отчётливость, когда это нужно».

Б. Цитата оформлена как прямая речь и находится перед словами автора.

3. И. Анненский отмечал: «В языке Достоевского есть особая, ему лишь свойственная и надобная точность, есть и резкая отчётливость, когда это нужно».

В. Цитата оформлена как прямая речь и прерывается словами автора.

4. «В языке Достоевского есть особая, ему лишь свойственная и надобная точность, есть и резкая отчётливость, когда это нужно,»- указывал И. Анненский.

Г. Цитата оформлена как косвенная речь (придаточное предложение).

5. По словам И. Анненского, «в языке Достоевского есть особая, ему лишь свойственная и надобная точность, есть и резкая отчётливость, когда это нужно».

Д. Цитата включена в текст при помощи вводных слов.

6. И. Анненский так объясняет насыщенность поэзии Достоевского страданием: «… причину, конечно, надо искать в том, что это была поэзия совести».

Е. Цитируется часть высказывания, слова автора находятся после неё.

7. «Причину, конечно, надо искать именно в том, что это была поэзия совести,» - так И. Анненский объясняет насыщенность поэзии Достоевского страданием.

Ж. Цитируется часть высказывания, слова автора находятся перед ней.

  1. Измените способ введения цитаты по указанной схеме. 

8. «Формой песни Некрасов владел в совершенстве», - отмечал К. И. Чуковский.

С. а.: «Цитата».

9.К. И. Чуковский так писал о стилистике стихов Некрасова: «Стилистика у него полностью подчинена тематике».

С. а., что «цитата».

10. «Некрасов, как и Гоголь, хорошо сознавал, что прославление народного языка, - писал К. И. Чуковский, - есть прославление народа, создавшего язык».

Вв. конструкция, «цитата».

  1. Расставьте знаки препинания, зачеркните ненужные буквы, постройте схемы фраз с цитатой. 

11. «Мой дед землю пахал» (Н, н)е без гордости заявляет Базаров.

12. «Патриот – это тот (У, у)тверждал В. Быков (К,к)оторый любил своих, националист – это тот, кто не любит чужих».

13. В одной из литературоведческих статей отмечается что «(О, о) Цветаевой Бродским были написаны две прекрасные статьи».

14. По словам Пушкина «Чацкий совсем не умный человек».

15. Белинский писал что публика видит «в писателях своих единственных вождей…»

Приложение 5

Найдите среди примеров предложение, в котором цитата оформлена с ошибкой, отметь его стикером.

Э. Хемингуэй в одной их своих статей писал: «Книги обладают бессмертием. Это самый прочный продукт человеческого труда».

Фазиль Искандер говорил, что «юмор – громоотвод безумия».

О. Э. Мандельштам считал, что «У интеллигента не биография, а список прочитанных книг».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка "Словообразование. Основные способы образования новых слов", 5 класс, программа С.И.Львовой

Презентация к уроку русского языка по теме "Словобразование. Основные способы образования новых слов", 5 класс, первый урок в разделе "Словообразование".  Программа по русскому языку С.И.Львовой....

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе (Опыт исследовательской работы на уроках русского языка)

Урок   русского языка в 7 классе "Одна  и  две  буквы  Н  в  суффиксах  страдательных  причастий  прошедшего  времени  и  отглагольных ...

Урок русского языка «Подлежащее и способы его выражения»

Урок русского языка «Подлежащее и способы его выражения»...

Личностно-ориентированный подход на уроках русского языка и литературы для повышения эффективности работы в С(К)ОУ VI вида.

Личностно-ориентированный подход на уроках русского языка и литературы для повышения эффективности работы в С(К)ОУ VI вида. Я выбрала эту тему именно потому, что у детей страдает эмоционально-волева...

Статья на тему "Использование технологии проблемного диалога на уроках русского языка как эффективный способ развития учащихся"

Данная статья рассказывает об особенностях технологии проблемного диалога, об опыте ее применения на уроках русского языка, содержит конспект урока русского языка в 5 классе на тему "О-е после ши...