Личностно-ориентированный подход на уроках русского языка и литературы для повышения эффективности работы в С(К)ОУ VI вида.
методическая разработка по технологии (8 класс) по теме

Личностно-ориентированный подход на уроках русского языка и литературы для повышения эффективности работы в С(К)ОУ VI вида. Я выбрала эту тему именно потому, что у детей страдает эмоционально-волевая сфера. Считаю, что личностно-ориентированный подход должен помочь формированию конкурентно - способной личности.

Актуальность и перспективность опыта. Цель личностно-ориентированного урока – создание условий для познавательной активности учеников. Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса составляет, по моему мнению, суть личностно - ориентированной педагогики. Это одна из центральных проблем современной школы. Актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формированием у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний, развития активности. Без внутренней мотивации, без пробуждений интереса освоения знаний не произойдет. Исходя из этого положения, определены принципы педагогической деятельности, необходимые для условия развития и совершенствования личности ребенка:

1) использование субъектного опыта ребенка;

2) актуализация имеющегося опыта и знания как важное условие,

способствующее пониманию и введению нового знания;

3) вариативность заданий, предоставление ребенку свободы выбора при их выполнении и решении задач, использование наиболее значимых для него способов проработки учебного материала;

4) обеспечение на уроке личностно значимого эмоционального контакта учителя и учеников на основе сотрудничества, сотворчества, мотивации достижения успеха через анализ не только результата, но и процесса его достижения ;

5) создание ситуации успеха (на каждом уроке ученик должен почувствовать радость от успешно проделанной работы);

6) создание благоприятной атмосферы для продуктивной поисковой деятельности (доброжелательность и понимание со стороны учителя, постановка проблемных вопросов, зажигающих и интересующих ребят). Продуктивность: 1.Повышение качества знаний учащихся.

2.Успешность учебной деятельности. 3.Формирование личностного смысла ученика. 4.Эмоциональное благополучие ребенка в классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lichnostno_-_orientirovannyy_podhod.odt53.27 КБ
Office presentation icon lichnostno_-_orientirovannyy_podhod.ppt674.5 КБ

Предварительный просмотр:

   Личностно-ориентированный подход на уроках русского языка и литературы для повышения эффективности работы  в С(К)ОУ  VI  вида.                                                 Я выбрала эту тему именно потому, что у   детей страдает эмоционально-волевая сфера.  Считаю, что  личностно-ориентированный подход должен помочь формированию конкурентно - способной личности.

Актуальность и перспективность опыта.                                                                                  Цель личностно-ориентированного урока – создание условий для познавательной активности учеников. Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса составляет, по моему мнению, суть личностно - ориентированной педагогики. Это одна из центральных проблем современной школы. Актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формированием у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний, развития активности. Без внутренней мотивации, без пробуждений интереса освоения знаний не произойдет. Исходя из этого положения, определены принципы педагогической деятельности, необходимые для условия развития и совершенствования личности ребенка:

1) использование субъектного опыта ребенка;

2) актуализация имеющегося опыта и знания как важное условие,

способствующее пониманию и введению нового знания;

3) вариативность заданий, предоставление ребенку свободы выбора при их выполнении и решении задач, использование наиболее значимых для него способов проработки учебного материала;

4) обеспечение на уроке личностно значимого эмоционального контакта учителя и учеников на основе сотрудничества, сотворчества, мотивации достижения успеха через анализ не только результата, но и процесса его достижения ;

5) создание ситуации успеха (на каждом уроке ученик должен почувствовать радость от успешно проделанной работы);

6) создание благоприятной атмосферы для продуктивной поисковой деятельности (доброжелательность и понимание со стороны учителя, постановка проблемных вопросов, зажигающих и интересующих ребят).                                                                                              Продуктивность:  1.Повышение качества знаний учащихся.

 2.Успешность учебной деятельности.                                                                  3.Формирование личностного смысла ученика.                                                    4.Эмоциональное благополучие ребенка в классе.

Личностно-ориентированный подход направлен на удовлетворение потребностей и интересов в большей мере ребенка, нежели взаимодействующих с ним государственных и общественных институтов. При использовании данного подхода педагог прилагает основные усилия не для формирования у детей социально типичных свойств, а для развития в них уникальных личностных качеств. Применение этого подхода предполагает перераспределение субъектных полномочий в учебно-воспитательном процессе, способствующее преобразованию субъектно-субъектных отношений между педагогами и их воспитанниками.

Технологический арсенал личностно-ориентированного подхода, по мнению профессора Е.В.Бондаревской, составляют методы и приемы, соответствующие таким требованиям, как:

- диалогичность;

- деятельностно-творческий характер;

- направленность на поддержку индивидуального развития ребенка;

- предоставление учащемуся необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения.

Большинство педагогов-исследователей склонно включать в данный арсенал диалог, игровые и рефлексивные методы и приемы. Петербургские ученые Е.И.Казакова и А.П.Тряпицина справедливо считают метод создания ситуации успеха важнейшим средством личностно-ориентированной педагогической деятельности.

 Это актуальная тема и для учителя русского языка и литературы. Цель этого подхода в развитии индивидуальных познавательных способностей каждого ученика. Необходимо помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться. Ученье есть не прямая производная от обучения, а самостоятельный, индивидуальный, личностно-значимый, а потому очень действенный источник развития.    Уроки русского языка и литературы призваны развивать индивидуальные способности учащихся в овладении навыками грамотного письма, культуры речи, в воспитании ученика как вдумчивого читателя.  

    Гибкие, мягкие, ненавязчивые формы индивидуализации и дифференциации, организуемые на уроке, позволяют мне фиксировать избирательность познавательных предпочтений ученика, устойчивость их проявлений, активность и самостоятельность школьника через способы учебной работы.

 Технология личностно-ориентированного образовательного процесса предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического материала, методических рекомендаций к его использованию.

Это актуально на уроках русского языка в процессе обучения грамотному письму. Из опыта работы известно, что не каждому учащемуся удается легко овладевать навыками грамотного письма. Причина в индивидуальных особенностях памяти, типа мышления, темперамента. Известно, что одним учащимся для овладения каким-либо орфографическим навыком требуется выполнить больше упражнений, другим – меньше. Поэтому приходится постоянно отыскивать наиболее эффективные приемы работы с правилом, подбирать упражнения с учетом индивидуальных особенностей учащихся.    

 Процесс обучения строится на личностно-ориентированном подходе к детям, направленном на формирование творческой личности, стремящейся к самообразованию.                        

На уроках русского  и литературы  стараюсь поддерживать процессы самопознания, самореализации личности ребёнка, развития его неповторимой индивидуальности, которые лежат в основе личностно-ориентированного подхода.

Личностно-ориентированные технологии базируются на основе активизации деятельности учащихся и повышении эффективности учебного процесса, поэтому основной педагогической  целью ставлю повышение эффективности уроков русского языка и литературы через  использование методов и приемов личностно-ориентированного подхода в обучении

Личностно-ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся.

При этом перед учителем встают новые задачи:

  • Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса.
  • Стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.
  • Использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.
  • Оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения.
  • Поощрение стремления ученика находить свой способ работы, анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные.
  • Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

В работе придерживаюсь следующих принципов:

В качестве принципов построения образовательного процесса выступают основополагающие идеи гуманистической педагогики и психологии:

  • принцип самоактуализации;
  • принцип индивидуальности (создание необходимых и достаточных условий для его развития);
  • принцип субъектности;
  • принцип выбора (использование в процессе обучения не однотипных, равных для всех, а различных моделей обучения в зависимости от индивидуальных особенностей детей, их опыта);
  • принцип творчества и успеха (вовлечение детей в такие виды деятельности, которые им интереснее, предпочтительнее);
  • принцип веры, доверия и поддержки.

Данные принципы лежат в основе следующих методов обучения, которые зависят от характера познавательной деятельности учащегося по усвоению изучаемого материала

Личностно-ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся. Содержание, методы, приемы данной технологии направлены главным образом на то, чтобы раскрывать и использовать субъектный опыт каждого ученика, помогать становлению личностно значимых способов познания путем организации целостной учебной (познавательной) деятельности.

Личностно-ориентированные методы и приёмы обучения, используемые на уроках русского языка и литературы:

          - лекция; 

- беседа; 

- объяснение учителя; 

- создание проблемной ситуации; 

- анализ текстов различных стилей и типов; 

- работа с тестами ; 

- различные виды грамматического разбора; 

- работа с таблицами, схемами, алгоритмами; 

- создание таблиц, схем, алгоритмов; 

- обсуждение, диалог; 

- написание и редактирование орфографических диктантов; 

- самостоятельное выполнение контрольных тестовых заданий. 

Средства же, методы и приёмы, позволяющие добиться успеха, учитель должен продумать и отобрать сам, демонстрируя таким образом знание возрастных, психологических, индивидуальных качеств своих воспитанников, уровень подготовки класса, свою профессиональную зрелость, педагогическую интуицию и творческий потенциал.   Учащиеся должны чётко понимать, для чего они изучают тот или иной материал, ясно представлять себе значимость и результаты своей работы на уроке. По возможности при помощи наводящих вопросов, путём выполнения специальных заданий подвожу их к самостоятельной формулировке целей и задач урока. Так, например, после объявления темы занятия учитель интересуется:

- Как вы думаете, почему тема звучит таким образом?

- О чём, по-вашему, пойдёт речь на сегодняшнем уроке?

- Какие задачи вы ставите перед собой?

- Где могут пригодиться нам знания, полученные на сегодняшнем уроке?

Вопросы могут варьироваться, звучать по-разному в зависимости от темы, типа и вида урока, но результат будет неизменным: понимая значимость изучаемого материала, учащиеся проявят к нему особый интерес, станут работать вдумчиво и внимательно. В конце урока обязательно педагог обсуждает с детьми не только то, что узнали, но и то, что понравилось или не понравилось и почему, какие виды работы хотелось бы выполнить ещё раз, а что изменить. Старается дать возможность высказать своё мнение каждому желающему, если даже это мнение о прошедшем уроке расходится с мнением учителя.

Педагог учит детей "добывать " знания самостоятельно и считает, что:

во-первых, "добытые" ими знания намного прочнее и остаются в сознании дольше;

во-вторых, развиваются познавательные навыки учащихся;

в-третьих, метод опирается на технологии, позволяющие обеспечить общее развитие личности ребёнка.

Учителю следует принимать во внимание те этапы  урока, по которым обычно выстраивается ситуация успеха:

  1. на мотивационном этапе необходимо сформировать у учащихся желание, стремление выполнить учебное задание или действие;
  2. на организационном этапе ученикам представляются такие задания, которые они в состоянии выполнить самостоятельно;
  3. на результативном этапе нужно, чтобы ученик испытал успех, радость от выполненного задания. Для этого он прежде всего должен узнать, что с заданием он справился.

Также одним из самых важных элементов конструкта, цель которого вовлечь учащихся в свою игру, не открывая при этом своих карт, является интрига. Интригой может быть одно или несколько предложений, содержащих в себе основную проблему урока, но не раскрывающих ее;

Например, урок русского языка по теме “Морфемика” в 5 классе начинается чтением стихотворения П. Чеснокова:

Друзья! Моя задача такова – 
Открыть вам, как построены слова,
Какие их морфемы составляют,
Какую роль в словах они играют.

Такой стихотворный текст является и иллюстрацией к изучаемому материалу и создает положительную мотивацию.

На этом же этапе используется прием перепутанной логической цепочки, когда ученикам предлагается расставить в предполагаемом им порядке карточки с материалом, который нужно изучить на уроке. Так, на уроке литературы в 9-м классе, прежде чем начать разговор о жанровой специфике отдельных глав романа М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени, учащимся предлагается соотнести названия частей романа и жанр:

1) «Бэла»

А) романтическая повесть

2) «Максим Максимыч»

Б) психологическая повесть

3) «Тамань»

В) путевые заметки

4) «Княжна Мери»

Г) философская повесть

5) «Фаталист»

Д) рассказ

Затем, в процессе объяснения материала, ученики или убеждаются в своей правоте или опровергают собственные ошибки. Таким образом, достигается личная заинтересованность каждого учащегося.

Чрезвычайно важным аспектом личностно - ориентированного урока считает опору на субъектный, личностный опыт учащихся. Научная информация, которая преподносится ученику на уроках, только тогда превращается в прочные индивидуальные знания, когда ученик «пропускает» её через свой жизненный опыт или опыт хорошо знакомого человека, например учителя, а вопросы и задания, построенные на основе ассоциативного, образного мышления делают предмет изучения зримым, ясным. Особенно актуально это звучит по отношению к урокам литературы.

Работая над текстом стихотворения А. А.Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила...» в 6 классе, чтобы добиться личностного восприятия и чёткого, яркого осмысления образов, созданных поэтом, помочь учащимся почувствовать красоту родной природы через поэтическое слово, перед чтением стихотворения учитель спрашивает:

- Что вы представили, когда услышали первую строку стихотворения? Как думаете, о чём или о ком пойдет речь?                                                                                                      - Случалось ли вам быть в одиночку в осеннем лесу? Что вы чувствовали, переживали?

А затем предлагает проследить, что и как о состоянии человека в осеннем лесу, его переживаниях, настроениях, отношениях с природой поэтическими средствами рассказывает своему читателю Фет.

Прежде чем начать работу над стихотворением М. Ю Лермонтова «Бородино» в 5 классе, пытается выяснить, что же знают учащиеся о героическом событии русской истории, о котором рассказывает в своём произведении поэт, и о его героях:

- Что вы знаете об Отечественной войне 1812 года?                                                                              - Что вам известно о Бородинском сражении?                                                                                           - Кто такой Кутузов?                                                                                                          

В результате короткого общения с учащимися выясняет, что о таком ярком историческом факте им, к сожалению, известно мало, это помогает заинтересовать ребят, привлечь их пристальное внимание к предстоящей работе над стихотворением.

Нетрадиционные методы, обеспечивающие
создание на уроке личностно - ориентированной ситуации.

1. Система блоков и опорных карточек

Системой блоков и опорных карточек приучает ребят мыслить, они кодируют большой текстовый материал, понимая его, придумывают в меру своих возможностей способы наилучшего запоминания. Учение перестает быть мучением, т. к. не надо зазубривать параграфы и потом на диктанте списывать у грамотного соседа. Каждый учащийся чувствует себя личностью. Дети не боятся отвечать. Недаром методики с использованием опор принято называть комфортными. Применение опорных схем помогает развитию таких мыслительных операций, как анализ, синтез и обобщение, внимание.

Благодаря опорам и схемам, все, что делается на уроке, приобретает осмысленный характер, вызывает интерес учащихся, способствует прочному запоминанию. Давно замечено, что человек легче запоминает зримое, видимое, нежели услышанное. В данном случае при формулировке правила по схеме работают два вида памяти — зрительная и слуховая, кроме того развивается умение логически мыслить.

Как же разных детей вовлечь в работу на уроке, добиться, помочь перейти с нулевого уровня на относительно активный и выше?

Поскольку познавательная деятельность школьников основывается на целостных психических актах, состоящих из всех видов психических процессов, иллюстрирую примерами из своей работы формы организации этой деятельности, т. е. формы развития мышления, внимания, памяти, воображения.

2. Алгоритм любого орфографического правила базируется на двух "китах": состав слова;   часть речи.

Поэтому особое внимание с самого начала нужно уделить отработке умений быстро разбирать слово по составу и определять часть речи (эта работа идет параллельно с работой по созданию схем—алгоритмов).

Изучая правописание Е—0 после шипящих в корне слова, основной упор делаю на корень и букву Ё и начинаю строить алгоритм

Буквы Ё-О-Е после шипящих и Ц.

1. Определи часть слова.

2. Если корень, то пиши Ё (кроме слов исключений).

Вначале даю несколько слов, например:

шов, шорох, крыжовник, капюшон, цокать.

Затем список этих слов увеличивается.

У ребят возникает желание узнать, в каких еще словах пишется в корне О. Тут же можно дать задание посмотреть в словарях и составить список слов с О после шипящих в корне.

Этот алгоритм дополняется при изучении окончаний существительных и прилагательных. Сразу же целесообразно давать и две орфограммы из курса 6 класса (суффиксы существительных и прилагательных).

Теперь алгоритм выглядит так:

0-Е-Ё после шипящих и Ц

1). Определи часть слова.

2). Если корень, то пиши Ё (кроме слов - исключений).

3). Если суффикс или окончание под ударением, то пиши О.

4). Если суффикс или окончание безударные, то пиши Е.

Алгоритм можно продолжать заполнять при изучении темы в 7 классе «Правописание О – Е после шипящих в наречиях».

Что даёт система блоков и опорных карточек в обучении?

1) приобретает осмысленный характер, вызывает интерес учащихся;

2) способствует прочному запоминанию;

3) при формулировке правила по схеме работают два вида памяти — зрительная и слуховая;

4) развивается умение логически мыслить;

5) позволяет сгруппировать некоторый программный материал по русскому языку 5 – 7 класса.                                                                                                                 Опорная схема по теме «Причастие как часть речи»

                                                               ПРИЧАСТИЕ

какой?

                        глагола:                           П             прилагательного:

                        вид (сов.,несов.)             Р              изменяется по

                        время (наст.,прош.)       И              падежам,

                                                                 З              числам,

                                                                 Н             родам в ед.ч.

                                                                 А

                                                                 К

                                                                 И

Алгоритм

Слитное и раздельное написание НЕ со словами.

 

    Слитно                                                                Раздельно

а) слово без не не употр.;                     а) есть противопоставление с союзом а;

б) можно заменить синонимом.        б) у прилаг. и наречий: есть сочетания

                                                               далеко не, вовсе не, нисколько не,

                                                               ничуть не, совсем не, …

                                                            в) у причастий есть зависимые слова;

                                                            г) с глаголами, деепричастиями,

                                                                краткими причастиями.

Алгоритм

Правописание приставок

              I. Определяю, к какой группе относится приставка

                   1-й                             2-й                         3-й

 

        Вывод: пишу              II.Определяю,             II. Определяю смысл

        всегда одинаково         перед каким                     приставки

        ( как в списке)               согласным                       Вывод: пишу

                                              приставка                      в зависимости от смысла

                                                                                         пре-  или  при-

                                     перед             перед

                                    глухим           звонким

                                Вывод: пишу    Вывод: пишу

                                         С                       З   

3.  Метод творческого самовыражения

На каждом уроке педагог старается использовать метод формирования воображения, без которого не происходит развитие творческого мышления и формирование творческих способностей личности.            Комплекс заданий предлагает два вида упражнений:                                                                                    «Включите воображение!» «…словам просторно»,.

Методика взята у Граника Г. Г. и др. Работа над первым упражнением организуется так:    1) предлагая школьникам закрыть глаза и положить голову на руки, учитель читает предложение вслух один раз, ученик должен увидеть изображаемое и устно воспроизвести его;

2) читает предложение один раз, ученик представляет себе его содержание и записывает то, что запомнил (стихи не должны воспроизводиться дословно);

3) читает предложение один раз, школьник фиксирует его в виде схемы. Возможны и другие виды заданий.

Например, учитель читает такое предложение и просит воспроизвести увиденную картину: Ранним утром лёгким морозцем я иду по лесу и, любуясь громадами снежных дворцов, слушаю тишину.

Дети делятся впечатлениями. - А теперь прослушайте предложение ещё раз и постарайтесь в нём найти слова на изученную орфограмму и объяснить её.  – Морозцем   - Дворцов    /Объясняют орфограмму/.

Второе упражнение «…словам просторно» также способствует развитию воображения, оно предлагает написать маленькие рассказы, используя лишь то, что есть в предложении, и не добавляя того, чего в нем нет. Работа может происходить как письменно, так и устно.

Далее комплекс заданий идет от наблюдений над готовым текстом к созданию своего текста – сочинению. Эта работа начинается со свободного диктанта или лингвистического эксперимента.

Сочинение – это упражнение, заключающееся в самостоятельном изложении школьниками своих мыслей на заданную тему. Работа над сочинением развивает мысль учащегося, учит рассуждать, доказывать, анализировать и синтезировать, т. е. способствует развитию мышления.

Все сочинения можно разделить по способу изложения мыслей – сочинения-описания: например, «На окне, серебряном от инея», «Вид из окна», «Звуки, услышанные на рассвете» и т. д., сочинения-рассуждения по данному началу и концу: «Это утро, радость эта…», сочинение-повествование: «О чем поведал весенний ручей», «Лесная тайна», «Как приходит зима», «Исповедь мартовского снега» и т. д., сочинение-миниатюра.

В целом же дидактический материал с комплексом творческих заданий помогает школьникам подняться на новую ступень речевой культуры, научиться более осознанно и свободно пользоваться богатствами родного языка для передачи своих мыслей и чувств, развивает творческое мышление.

Что даёт система творческого самовыражения в обучении?

1. Развивает воображение и творчество учащихся.

2. Способствует развитию самосознания.

3.Укрепляет и развивает веру в себя, в свой творческий потенциал.                                    Рассмотренные выше методы и приёмы обучения нацеливают деятельность каждого учителя на поддержку познавательного интереса своих учеников, формирование потребности и способности личности к саморазвитию, создание максимальных условий к перерастанию потенциальной одарённости в развившуюся.                   

Функция урока в системе личностно ориентированного обучения.

 Урок был и остается основным элементом образовательного процесса, но в системе личностно-ориентированного обучения существенно меняется его функция, форма организации. В этом случае урок подчиняется не сообщению и проверке знаний, хотя и такие уроки тоже нужны, а выявлению опыта учеников по отношению к излагаемому учителем содержанию. Для этого учитель, работая с классом, выделяет различные индивидуальные мыслительные операции, которым и пользуются ученики, работая с учебным материалом. 
Также необходимо использовать индивидуальные способы учебной работы и руководствоваться личностным отношением к ней.

Поэтому, занимаясь по личностно-ориентированной системе обучения, ученик
- получает возможность взглянуть на себя изнутри и извне,
сравнить себя с другими учащимися, оценить свои поступки и
поведение, научиться принимать себя и других в целом, а не 
как совокупность хороших и плохих черт характера;
- вырабатывает силу воли, учится управлять собой через постоянные влияния на учебные и жизненные ситуации;
- учится преодолевать собственные эмоциональные барьеры;
- учится продуктивному общению путем достижения гармонии с окружением.

Личностно-ориентированная система, опираясь на то, что личность - это единство психических свойств, составляющих её индивидуальность, реализуя своей технологией важный психолого-педагогический принцип индивидуального подхода, согласно которому в учебно-воспитательной работе с детьми учитываются индивидуальные особенности каждого ученика, создает, на наш взгляд, оптимальные условия, содействующие развитию личности ученика посредством возрастной ведущей учебной деятельности.
Доказано, что обучение должно быть согласовано с уровнем 
развития ребенка. Л. С. Выготский писал: "Определение уровня развития и его отношения к возможностям обучения составляет незыблемый и основной факт, от которого мы можем смело отправляться как от несомненного".

Отличительные особенности личностно ориентированного обучения. Основные отличия личностно ориентированного обучения от традиционной дидактической системы:

Обучение

Традиционное обучение

Личностно - ориентированный подход в современной системе обучения

Ориентир на коллективную и фронтальную работу учеников

Ориентир на самостоятельную работу, собственные открытия учащегося

Работа с группами различной успеваемости

Работа с каждым учеником, выявление и учёт его склонностей и предпочтений

Используется дидактический материал, рассчитанный на определённый объём знаний “среднего ученика”

Используется дидактический материал, соответствующий успеваемости и способностям того или иного ученика

Устанавливается одинаковый для всех учащихся объём знаний и подбирается связанный с ним учебный материал.

Устанавливается объём знаний для каждого ученика с учётом его индивидуальных способностей и подбирается соответствующий учебный материал

Учебные задания следуют от простого к сложному и делятся на определённые группы сложности.

Сложность учебного материала выбирается учеником и варьируется учителем.

Стимулируется активность класса (как группы)

Стимулируется активность каждого ученика с учётом его возможностей и индивидуальных склонностей.

Учитель планирует индивидуальную или групповую работу учеников.

Учитель предоставляет возможность выбора групповой или только собственной работы.

Педагог задаёт для изучения общие для всех темы.

Темы согласуются с познавательными особенностями учащегося.

Сообщение новых знаний только преподавателем.

Получение новых знаний при совместной деятельности учителя и учащихся.

Оценка ответа учащегося только учителем.

Сначала оценка ответа самим учащимся, потом учителем.

Использование только количественных способов оценки знаний (баллы, %).

Использование количественных и качественных способов оценки и результатов познания.

Определение объёма, сложности и формы домашнего задания учителем.

Возможность выбора учащимся объёма, сложности и формы домашнего задания.

Учителя не интересуют стратегии познания учащихся, а важны исключительно конечные или промежуточные результаты обучения.

Учитель помогает учащимся осознать их познавательные стратегии, организует их обсуждение и “обмен” способами познания.

Определение педагогом, обладающим собственным обучающим стилем, “маршрута” познания и подстройка учащегося под стиль его работы.

Согласование педагогом собственного обучающего стиля с познавательными предпочтениями и стилем учебной работы учащихся.

Таким образом, личностно ориентированное образование отличается от просто индивидуального подхода и от традиционного обучения тем, что оно предполагает обязательную опору на внутреннюю структуру познавательной деятельности учащихся: знание того, как учащиеся решают задачи, выполняют творческие работы, умеют ли они проверить правильность собственной работы, скорректировать её, какие умственные операции они должны выполнить для этого и т. д.

Опыт реализации личностно ориентированного обучения, в нашей стране, как отмечает А. В. Хуторской (2), лежит в основе создания «Школы жизни» Ш. А. Амонашвили, человекообразующей методики обучения литературе Е. Н. Ильина, системы поэтапного обучения физике на гуманистической основе Н. Н. Палтышева.

Реализация личностно ориентированного обучения возможна при использовании личностно - ориентированных педагогических технологий и переосмыслении профессиональных позиций педагога.

Можно выделить несколько позиций (по И. Якиманской и О. Якуниной), которые должен учитывать педагог при разработке личностно – ориентированного урока:

1.  Опора на субъектный опыт.

«Основной замысел личностно-ориентированного урока состоит в том, чтобы раскрыть содержание индивидуального опыта учеников, согласовать его с задаваемым, переведя в социально значимое содержание (т. е. “окультурить”), и тем самым добиться личностного усвоения этого содержания…

2. Знание психофизических особенностей. «Подбор дидактического материала к личностно-ориентированному уроку требует от учителя знания не только его объективной сложности, но и знания индивидуальных предпочтений каждого ученика в работе с этим материалом. Он должен располагать набором дидактических карточек, позволяющих ученику работать с одним и тем же содержанием, предусмотренным программными требованиями, но передавать его словом, знаково-условным обозначением, рисунком, предметным изображением, и т. п».

3. В роли равноправных партнеров

«Как построить на уроке учебное общение таким образом, чтобы ученик мог сам выбрать наиболее интересующее его задание по содержанию, виду и форме и тем самым наиболее активно проявить себя? Для этого учителю следует относить к фронтальным методам работы на уроке лишь информационные (установочные, содержательно-инструктивные), а к индивидуальным - все формы самостоятельной, групповой (парной) работы.

Это требует от него учета не только познавательных, но и эмоционально-волевых и мотивационно - потребностных особенностей учащихся, возможностей их проявления в ходе урока.

Особое предпочтение учитель отдаёт урокам литературы, посвящённым анализу художественных произведений, работе над текстом (урокам-исследованиям, урокам-размышлениям, урокам-поискам, урокам-проблемам). Приобщить ребят к тайне слова замечательного писателя или поэта, помочь понять и уяснить глубину содержания авторской мысли, дать верную оценку героям, их поступкам, нарисовать их психологический портрет, а самое главное, научить внимательно и вдумчиво читать и интерпретировать прочитанное произведение – такие задачи призваны решать подобные уроки.

Всегда очень тщательно учитель подбирает вопросы для анализа текста, индивидуальные задания, которые заставляют учащихся не просто воспроизводить содержание произведения, а размышлять над прочитанным, рассуждать, сопереживать событиям и героям, испытывать положительные эмоции, рассказывать о них, высказывать своё мнение, порою в дискуссии отстаивать истину. Старается ставить ребят в ситуации, требующие выбора, самостоятельного поиска правильного, логичного, аргументированного ответа на любой вопрос. 

На таких уроках групповая и парная работа особенно эффективна: она позволяет учащимся глубоко погрузиться в текст, самостоятельно провести исследование, по-своему прочитать и осмыслить прочитанное. Учащиеся учатся ответственному отношению к делу, так как от качества выполненной работы зависит общий результат. На данном уроке учащиеся, работающие в одной из групп, получают следующее задание:

На уроках литературы часто учитель даёт ребятам индивидуальные опережающие задания, представляющие собой самостоятельное исследование какой-либо проблемы по тексту изучаемого произведения, которые предполагают работу с критической литературой, консультации с учителем, формируют умение логически мыслить, сопоставлять различные факты, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, строить своё выступление так, чтобы заинтересовать слушателей. Старается не ограничивать свободу учащихся. Они могут высказывать любые гипотезы, самые необычные и смелые идеи, мысли, отстаивать свои мнения в диалоге с товарищами, с учителем.

Особое внимание в условиях подготовки и проведения личностно ориентированного урока русского языка и литературы учитель уделяет работе по развитию речи учащихся. Формы такой работы многообразны, значимость её велика, ибо саморазвитие, самообразование, самораскрытие личности, на которые и направлен личностно ориентированный подход, невозможны без систематической, целенаправленной работы по обогащению словарного запаса учащихся, по формированию умения свободно, логически правильно, ярко, выразительно излагать собственные мысли устно и письменно, строя высказывания любого типа и стиля речи. Думается, в таких условиях, когда основной функцией родного языка становится коммуникативная, наиболее востребованным видом деятельности на уроках развития речи является сочинение. Подготовка учащихся к написанию сочинения – работа кропотливая, требующая внимания, терпения, систематичности. Чтобы заинтересовать ученика этой работой, начинаю её на серьёзном уровне с пятого класса, подмечая и поддерживая робкие стремления учащихся к творчеству, желание выразить свои мысли. После того как пятиклассники познакомились с понятиями «тема», «основная мысль сочинения», узнали, что темы бывают широкие и узкие, учитель начинает их приобщение к лучшим образцам русской речи, к текстам, созданным мастерами русского слова. Различные виды анализа текста обязательно использует на каком-либо этапе практически каждого урока русского языка и литературы. И только после такой подготовительной работы ребята пробуют себя в написании сочинений-миниатюр по личным впечатлениям, потому что им гораздо легче писать и говорить о том, что они видели, наблюдали, хорошо знают.

И уже с 8 класса начинает работу по подготовке учащихся к написанию серьёзных сочинений разных жанров, в том числе и по литературе. Очень много времени уделяет индивидуальной работе с теми учащимися, которые проявляют творческие способности, хотят научиться писать ярко, своеобразно, интересно. Считает, что помогает в этой работе пример творчества самого учителя. Глубоко убеждена, что научить даже одарённых учащихся писать сочинения может только тот учитель, который сам способен создавать оригинальные образцы. Очень бережно относится к любой творческой работе ученика, проверяя её неоднократно в черновом варианте, вместе с учеником читаю её несколько раз после каждой переделки, советую, а не заставляю что-то исправить, стараюсь показать огромные выразительные возможности нашего языка. Только после такой кропотливой работы над сочинением ребята начинают понимать сложность творческой работы и в то же время ощущают вкус к сочинительству. Зрелое, самостоятельно написанное сочинение – достойная награда и ученику и учителю за усилия и упорный труд, без которых любые врождённые способности могут просто-напросто погибнуть, так и не развившись.

Особое внимание в условиях личностно ориентированного урока учитель обращает внимание на домашние задания. Они должны быть строго дозированными, чтобы не допустить перегрузки учащихся, разноуровневыми, предполагать ситуацию выбора и при этом по возможности носить творческий характер.

Рефлексия.

Рефлексия – самоанализ, самооценка участника образовательного процесса, потребность и готовность учащегося и педагога зафиксировать изменения своего состояния, определить причины этих изменений.

Овладение навыками рефлексии предполагает последовательное освоение следующих уровней:

  1. припоминание учеником выполненной деятельности;
  2. фиксация рассматриваемого содержания, его границ;
  3. выявление своих результатов и способов их получения;
  4. выявление имеющихся или возникающих противоречий;
  5. выявление причин и способов разрешения противоречий;
  6. вербальные (словесные) формы деятельности за небольшой промежуток времени;
  7. эмоционально-образные способы рефлексии.

Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Она направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, воспринятого каждым. Ее цель – не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.

Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:

  • рефлексия настроения и эмоционального состояния;
  • рефлексия деятельности;
  • рефлексия содержания учебного материала.

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием “дерева целей”, оценки “приращения” знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… – Теперь я знаю…); прием анализа субъективного опыта и достаточно известный прием синквейна, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.

Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы:    – Сегодня я узнал…
– Было интересно…
– Было трудно…
– Я выполнял задания…
– Я понял, что…
– Теперь я могу…
– Я почувствовал, что…
– Я приобрел…
– Я научился…
– У меня получилось …
– Я смог…
– Я попробую…
– Меня удивило…
– Урок дал мне для жизни…
Также возможен и такой вариант рефлексии: пожелание себе, товарищам и учителю в конце урока или оценка того, что узнал и над чем будет работать еще.

Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

Личностно - ориентированный урок предъявляет серьезные требования к учителю, ведь такой урок позволяет не только ярко проявить себя ученику, но и педагогу. Стараюсь всей своей работой поддержать учащихся, помочь им добрым советом в трудную минуту, порадоваться за своих учеников, за их маленькие и большие победы.

Целью применения личностно – ориентированного подхода   на уроках русского языка является развитие личности обучающегося, его индивидуальности и неповторимости; в процессе обучения учитываются ограниченные возможности ребёнка, его ценностные ориентации, структура его убеждея.

Продуктивность педагогического опыта:

  1. Повышение качества знаний учащихся.
  2. Успешность учебной деятельности.
  3. Формирование личностного смысла ученика.
  4. Эмоциональное благополучие ребенка в классе.
  5. Укрепление у школьников в классе оптимистического восприятия жизни, труда, в первую очередь, учебного.

Система работы: в основе опыта – сочетание традиционных и новых приемов, форм и средств обучения на основе личностно-ориентированного подхода, позволяющих создавать развивающую речевую среду на уроках и во внеурочное время, направленных на развитие творческих способностей учащихся, на формирование умений и навыков учебного труда, на воспитание потребности и умения пополнять свои знания.

 Создаю комфортную психологическую атмосферу на уроке, ситуацию успеха, что приносит не только пользу, но и радость общения и учителю, и ученику. Происходят качественные изменения в структуре личности обучающегося: он более доверчив, открыт, жаждет познания, избавляется от различных комплексов.

Интерес к предмету успешно вырабатывается нестандартными и дифференцированными заданиями, сориентированными на выполнение каждым учеником посильной и интересной работы. Это повышает качество знаний.  Создание развивающей речевой среды на уроках и во внеурочное время направлено на развитие творческих способностей учащихся.  

Личностно-ориентированный урок предъявляет серьезные требования к учителю, ведь такой урок позволяет не только ярко проявить себя ученику, но и учителю. Все это заставляет учителя целенаправленно отбирать материал, выбирать такую форму его подачи, такие приемы и виды работ, чтобы постоянно развивать интерес к предмету, подкреплять его на каждом уроке.

Список литературы

  1. Афанасьева Н. Личностный подход в обучении [Текст] /Н. Афанасьева // Школьный психолог. Пр. к “П.С.”. – 2001. – № 32. – С. 6–10.
  2. Берестовицкая С. Личностно ориентированный урок литературы [Текст] /С. Берестовицкая //Литература. Пр. к “П.С.”. – 2005. – № 17. –С. 3–6.
  3. Горелик И.Ф. Педагогический анализ личностно ориентированного урока [Текст] /И.Ф. Горелик, Е.Н. Степанов // Завуч. – 2001. – № 3. –С. 115–117.
  4. Горелик И.Ф. Характерные черты личностно ориентированного урока [Текст] /И.Ф. Горелик, Е.Н. Степанов // Завуч.– 2000. – № 6. –С. 130–131.
  5. Дорохина Г.В. Личностно ориентированная ситуация на уроке литературы в 9-м классе по теме “А была ли отповедь, или несколько слов в защиту Евгения Онегина” [Текст] /Г.В. Дорохина //Завуч. – 2006. – № 2. – С. 44–55.
  6. Лукьянова М.И. Методика анализа личностно ориентированного урока по предметам основной школы [Текст] /М.И. Лукьянова, Н.А. Разина, Т.Н. Абдуллина //Завуч. – 2006. – № 2. – С. 13–22.
  7. Лукьянова М.И. Теоретико–методологические основы организации личностно ориентированного урока [Текст] /М.И. Лукьянова //Завуч. –2006. – № 2. – С. 5–12.
  8. Лукьянова, М.И. Нетрадиционные методы, обеспечивающие создание на уроке личностно ориентированной ситуации [Текст] / М.И. Лукьянова //Завуч. – 2006. – № 2. – С. 35–43.
  9. Маер Н.В. Личностно ориентированная ситуация на уроке литературы в 8-м классе по теме: “Значение эпизода кулачного боя на Москве – реке в поэме М.Ю. Лермонтова “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” [Текст] /Н.В. Маер //Завуч. – 2006. – № 2. – С. 43–44.
  10. Никодимова Е.А. Внедрение личностно ориентированных технологий [Текст] / Е.А. Никодимова, Г.И. Ненилина //Школьные технологии. – 2005. – № 6. – С. 124–132.
  11. Создание педагогических условий личностно ориентированного образования: Муниципальная лингвистическая гимназия № 3 г.Улан-Удэ [Текст] // Управление школой. Пр. к “П.С.”. – 2002. – № 6. – С. 7–10.
  12. Степанов Е. Личностно ориентированный подход в педагогической деятельности [Текст] / Е.Степанов // Воспитание школьников. – 2003. – № 2. – С. 2–5.
  13. Узрютова Г.И. Конспект урока литературы в 11–м классе по теме “Он не заслужил света, он заслужил покой” (Размышление над финалом романа М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита”) [Текст] /Г.И. Узрютова //Завуч. – 2006. – № 2. – С. 72–79.
  14. Фридман Л.М. Концепция личностно-ориентированного образования [Текст] /Л.М. Фридман // Завуч. – 2000. – № 8. – С. 77–87.
  15. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования[Текст] /И.С. Якиманская. – М.: Сентябрь, 2000. – 176 с.
  16. Якиманская И. Личностно ориентированная школа: критерии и процедуры анализа и оценки ее деятельности [Текст] /И Якиманская //Директор школы. – 2003. – № 6. – С. 27–36.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Личностно - ориентированный подход на уроках русского языка и литературы для повышения эффективности работы в С(К)ОУ VI вида .

Слайд 2

Цель личностно – ориентированного урока - создание условий для познавательной активности учеников.

Слайд 3

Личностно - ориентированное обучение - это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребёнка, его самоценность, субъективность процесса учения.

Слайд 4

Исследовательский Проблемный Эвристический

Слайд 5

Виды деятельности учащихся: Индивидуальная Групповая Коллективная Самостоятельная работа Исследования психологов показали, что толь- ко 0,3 % учащихся владеют элементарными приемами работы с книгой)

Слайд 6

Необходимые условия для развития и совершенствования личности ребенка : создание ситуации успеха; создание благоприятной атмосферы; опора на переживание, чувства, эмоционально-волевую сферу учащихся; использование дифференцированного и индивидуального подходов; возможность поделиться своими успехами и достижениями; возможность каждого ученика видеть свой рост .

Слайд 7

Основные методы и приёмы работы: - лекция; - беседа; - объяснение учителя; - создание проблемной ситуации; - анализ текстов различных стилей и типов; - работа с тестами ; - различные виды грамматического разбора; - работа с таблицами, схемами, алгоритмами; - создание таблиц, схем, алгоритмов; - обсуждение, диалог; - написание и редактирование орфографических диктантов; - самостоятельное выполнение контрольных тестовых заданий.

Слайд 8

Нетрадиционные методы, обеспечивающие создание на уроке личностно - ориентированной ситуации. 1.Система блоков и опорных карточек. 2. Алгоритм. 3. Метод творческого самовыражения.

Слайд 9

Целью применения личностно – ориентированного подхода на уроках русского языка и литературы является развитие личности обучающегося, его индивидуальности и неповторимости; в процессе обучения учитываются ограниченные возможности ребёнка, его ценностные ориентации, структура его убеждений.

Слайд 10

Отличия ЛОУ от традиционного на примере целей урока. № п/п Традиционный урок Личностно-ориентированный урок (ЛОУ) 1 Обучает всех детей установленной сумме знаний, умений и навыков Способствует эффективному накоплению каждым ребёнком своего собственного личного опыта 2 Определяет учебные задания, форму работы детей и демонстрирует им образец правильного выполнения задания Предлагает детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет детей к самостоятельному поиску путей решения этих заданий 3 Старается заинтересовать детей в том учебном материале, который предлагает сам учитель Стремиться выявить реальные интересы детей и согласовать с ними подбор и организацию учебного материала 4 Проводит индивидуальные занятия с отстающими детьми Ведёт индивидуальную работу с каждым ребёнком 5 Планирует и направляет детскую деятельность по определённому руслу Помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность 6 Оценивает результаты работы детей, подмечая и исправляя допущенные ими ошибки Поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки 7 Определяет правила поведения в классе и следит за их соблюдением детьми Учит детей самостоятельно вырабатывать правила поведения и контролировать их соблюдение 8 Разрешает возникающие конфликты между детьми: поощряет правых и наказывает виновных Побуждает детей обсуждать возникающие между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Принципы личностно-ориентированного подхода на уроках русского языка и литературы....

Личностно-ориентированный подход на уроках русского языка и литературы

Конспект сообщения позволяет рассмотреть кратко основные принципы личностно-ориентированного подхода на уроках русского языка и литературы....

Личностно-ориентированный подход на уроках русского языка и литературы

Личностно-ориентированный подход  на уроках русского языка и литературы...

Доклад на тему «Личностно-ориентированный подход на уроках русского языка и литературы»

Личностно-ориентированный подход на уроках русского языка и литературы...

Доклад на тему: "Использование личностно-ориентированных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы"

В докладе представлены личностно-ориентированные  технологии обучения на уроках русского языка и литературы....

Личностно-ориентированное развивающее обучение на уроках русского языка и литературы

Приоритетные задачи личностно-ориентированных технологий в педагогике – формировать и развивать интеллект и речь учеников, развивать критическое и творческое мышление. К этим технологиям о...

Использование личностно-ориентированных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы.

Модернизация школы предполагает не только качественное изменение содержания обучения, но и обновление методов, средств и форм обучения с учётом новых реалий в обществе и новых закономерностей самой си...