Значение интеллектуальных игр для изучения литературы в общеобразовательной школе
статья по русскому языку
Значение интеллектуальных игр для обучения очень велико. Мы предлагаем Вам познакомиться с примером подобной игры и оценить, насколько она значима
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
int_igra.docx | 19.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Значение интеллектуальных игр для обучения литературе в общеобразовательной школе
Значение интеллектуальных игр для обучения очень велико. Мы предлагаем Вам познакомиться с примером подобной игры и оценить, насколько она значима
Цель: повторить основные этапы жизненного и творческого пути Н.В. Гоголя; обобщить полученные знания по изученным произведениям; развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся: воспитывать эмоциональную чуткость к слову, нравственные качества учащихся.
Вступительное слово учителя: Здравствуйте, участники игры и уважаемые зрители. Сегодня наша игра посвящена творчеству великого русского писателя Н.В. Гоголя, о тайне, загадке художественного таланта которого спорят уже на протяжении нескольких столетий. В. Набоков писал: « Проза Гоголя, по меньшей мере, четырехмерна. Его можно сравнить с математиком Лобачевским, который взорвал Евклидов мир». Мы с вами сегодня окунемся в необычный мир его произведений. А оценивать ваши знания и творческие способности будет жюри.
Представление жюри
1 конкурс «Визитная карточка» ( представление команд)
2 конкурс « Интеллектуальная разминка»
Вопросы
1.Назовите годы жизни Н.В. Гоголя (1809-1852)
2.Место рождения ( Великие Сорочинцы Полтавской губернии)
3.Какое образование получил Гоголь? ( Полтавское уездное училище и Гимназия высших наук в г. Нежине)
4.Как назывались гимназические литературные журналы, организатором которых был Гоголь? ( «Северная заря», «Звезда», «Метеор литературы»)
5.Под каким псевдонимом было опубликовано первое произведение? ( В. Алов)
6.Назовите предшественников Гоголя в жанре комедии?
( Д. Фонвизин, А. Грибоедов)
7.В чем проявилось новаторство Гоголя-комедиографа?
(отсутствие положительных персонажей и любовной интриги)
8.Назовите поговорку, ставшую эпиграфом к комедии «Ревизор».
(На зеркало неча пенять, коли рожа крива)
9.Кто из чиновников в «Ревизоре» брал взятки борзыми щенками?
( Судья Ляпкин-Тяпкин)
10.В каком театре впервые была поставлена комедия «Ревизор»?
( В Александрийском театре в 1836 году)
11.Какую часть тела часто упоминает Гоголь в своих произведениях? (Нос)
12.Назовите имя героя повести «Шинель». (Акакий Акакиевич Башмачкин)
13.Кто из помещиков в «Мертвых душах» задумался о законности сделки? (Манилов)
14.Любимое занятие губернатора из «Мертвых душ»? ( вышивать по тюлю)
15. С каким журналом связано творчество Н. Гоголя?
( «Современник»)
16.Из какого произведения строки «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу? ( « Тарас Бульба»)
17. Какой памятник установлен в Санкт-Петербурге? (Нос майора Ковалева)
18.Кто из героев сравнивается с сосудом? (Иван Антонович Кувшинное рыло)
3 конкурс «Портретная галерея»
Слово учителя: Герцен назвал это произведение «криком ужаса и стыда». « Благодаря Гоголю мы, наконец, увидели их без масок, без прикрас, вечно пьяными и обжирающимися; рабы власти без достоинства и тираны без сострадания…,высасывающие кровь и жизнь народа. «Мертвые души потрясли Россию»,- писал он. Давайте же составим образы помещиков из произведения «Мертвые души». ( На 3 отдельных листочках фамилии героев, характеристики, список вещей, принадлежащих им. Необходимо собрать воедино один из образов)
Игра со зрителями
1.Продолжите гоголевские афоризмы
«Нет уз святее (товарищества)»
« С Пушкиным (на короткой ноге)»
«Есть еще (порох в пороховницах)»
«Чему смеетесь (над собой смеетесь)»
2.Из какого произведения строки?
«Приехавший из Петербурга чиновник требует вас сей же час к себе» («Ревизор»)
«На стене сбоку в церкви намалевал кузнец черта в аду» ( «Ночь перед Рождеством»)
« А поворотись-ка, сын! Экой ты смешной какой!» («Тарас Бульба»)
«Марта 25 числа случилось в Петербурге необыкновенно странное происшествие» («Нос»)
3.Соотнесите детали с героями «Мертвых душ»
Мешочки, коробочки (Коробочка)
Сахар (Манилов)
Куча, прореха (Плюшкин)
Здоровье (Ноздрев)
Чтение портретных зарисовок.
4 конкурс «Искусство перевоплощения»
Слово учителя: 21 февраля 1852 года Н.В. Гоголь умер. Среди его бумаг была обнаружена записка: «Будьте живые, а не мертвые души» Эти слова похожи на завещание нам, потомкам.
Сейчас ребята попытаются стать актерами и воплотить в жизнь замысел писателя. ( Инсценировка отрывков из комедий)
5 конкурс «Проба пера»
Слово учителя: Н.В. Гоголь был мастером пейзажа. Мы предлагаем вам по данному началу написать пейзажную зарисовку.
Варианты: «Чуден Днепр при тихой погоде», «Зимняя ясная ночь наступала. Глянули звезды…», «Степь, чем далее, тем становилась прекраснее», «Летит дорога невесть куда»
Подведение итогов
Слово учителя: Сегодня мы еще раз прикоснулись к творчеству великого мастера русского художественного слова, который сумел увидеть «жизнь сквозь видимый миру смех и незримые, невидимые ему слезы»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ В.И.ВОДОВОЗОВА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННОЙ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ ДЛЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ
"Язык как средство общения в обучении глухих школьников". С.А. Зыков. Изучение педагогического и методического наследия В.И.Водовозова не т...
Технология сравнения как метод системно-деятельностного подхода в изучении литературы в средней школе ( из опыта работы)
Цель данной работы: Показать, что сравнение как методический прием, используемый при анализе художественного текста (произведения), способствует активизации деятельности учащихся и расширя...
Театрально-литературная гостиная как способ повышения мотивации к изучению литературы в современной школе
В этой статье определяются цель и задачи занятий , определяется структура , основное содержание занятий и формы работы...
Изучение склонности учащихся общеобразовательной школы к аддитивному поведению
Изучение склонности учащихся общеобразовательной школы к аддитивному поведению...
Авторская проектная работа «Русские свадебные песни в содержании интегрированных уроков музыки и литературы в общеобразовательной школе»
Представленный проект "Русские свдебные песни в содержании интегрированных уроков музыки и литературы" направлен на изучение свадебного обряда, свадебных обрядовых песен; наблюдение за тем, ...
Статья по теме "Проблемы изучения литературы в современной школе"
В статье рассматриваются актуальные вопросы изучения литературы в школе через личностно-ценностное осмысление школьниками содержания литературных произведений. Ищутся точки соприкосновения ценностей х...
Реализация интегративного подхода в преподавании литературы в общеобразовательной школе (на примере изучения романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
В своей статье "Реализация интегративного подхода в преподавании литературы в общеобразовательной школе (на примере изучения романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)" делюс...