Технология сравнения как метод системно-деятельностного подхода в изучении литературы в средней школе ( из опыта работы)
статья по литературе на тему

Цель данной работы:

Показать, что сравнение как методический прием, используемый при анализе художественного текста (произведения), способствует  активизации деятельности учащихся и  расширяет возможности для формирования УУД  при самостоятельной работе по изучении произведений школьной программы, а также дополнительной литературы, привлекаемой на уроках и во внеучебной деятельности (Олимпиады, рефераты, исследовательские работы). 

Тема интересна тем, что она актуальна для школьников любого возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Текстовый файл.51.62 КБ

Предварительный просмотр:

Технология сравнения как метод системно-деятельностного подхода в изучении литературы в средней школе

           ( из опыта работы)

Шелкова Светлана Николаевна,

Цель данной работы:

Показать, что сравнение как методический прием, используемый при анализе художественного текста (произведения), способствует  активизации деятельности учащихся и  расширяет возможности для формирования УУД  при самостоятельной работе по изучении произведений школьной программы, а также дополнительной литературы, привлекаемой на уроках и во внеучебной деятельности (Олимпиады, рефераты, исследовательские работы).  

Тема интересна тем, что она актуальна для школьников любого возраста.

Задачи:

  1. Дать психологическое обоснование применения метода сравнительного анализа на уроках литературы.
  2. Рассказать о постепенном усложнении заданий, которые следует  предлагать учащимся сообразно их возрастным особенностям.
  3. Привести примеры использования  метода сравнения при изучении отдельных произведения, начиная с 5 класса

      Наша школа  участвует в экспериментальной работе по развитию познавательных способностей учащихся по теме " Мониторинг интеллектуального развития учащихся". В рамках этой работы я выбрала для себя на первый взгляд хорошо знакомый приём анализа сравнительных особенностей различных элементов литературного произведения, как-то: сопоставление героев, событий, эпизодов, произведений и т.п. Сопоставление, т.е. сравнение – очень важный аспект формирования у учащихся правильного подхода к изучению литературного  произведения и собственного отношения к различным его элементам. Далее я постараюсь представить начальную стадию подобной работы с учащимися 5 класса.

 

     Каждый человек сравнивает: успехи участников игры, оценки, платья… Но, оказывается, сравнивать надо уметь, и выходить при сравнении не на внешние, а на сущностные характеристики и на их причины. Исследования показывают, что ни современные школьники, ни студенты, ни взрослые сравнивать не умеют. Например, учащиеся 5 класса при изучении были Л.Н.Толстого «Кавказский пленник», сравнивая Жилина и Костылина, главных героев, указывают среди различий «худой» и «толстый», и только потом понимают, что главное – разница в их состоянии: бедный один – богатый другой, хотя оба принадлежат дворянскому классу. Т.е. они не умеют вычленять главное в сравнении, поэтому записывают в таблице:

худой-толстый, ходит-лежит, работает-не работает.  

Сравнение — познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов. С помощью сравнения выявляются качественные и количественные характеристики предметов, явлений и процессов. (Слайд 2).

img1

Я, как учитель русского языка и литературы, решаю задачу обучения пятиклассников сравнению. Обучение сравнению – это процесс. На начальном этапе он включает в себя 6 этапов:

     

       Первым этапом является кумуляция - накопление опыта сравнения.

Например, изучаем и сравниваем сказки: «Царевна-лягушка» - «Иван-крестьянский сын и Чудо-юдо». Обе сказки волшебные, но сравним героев – Иван-царевич и Иван-крестьянский сын. Почему у них одинаковые имена? Что их отличает?

     На втором этапе переводим эмпирический опыт в осознанные правила  сравнения.

     Начинаем вместе рассуждать, как лучше понять героев, и понимаем, что нам помогает сравнение – сопоставляя героев или противопоставляя их, мы выделяем главное и характеристике каждого героя, их положительные или отрицательные черты, мотивы их поступков и т.д.

     Вместе размышляем, как их лучше сравнивать:

- через описание внешности и внешних особенностей (выражение лица, причёска, взгляд, походка, одежда, речь…),

- через характеристику внутренних особенностей (черты характера, мечты, отношение к людям, мотивация поступков…),

- через поступки (как повели себя в схожих обстоятельствах) - через их происхождение, условия их детства, обстоятельства жизни (семья, друзья, положение в обществе…). Осмысливаем процедуру сравнения, как сделать обоснованные выводы по результатам сравнения.

     Третий этап - работа по осмыслению приема и правила его применения.

Формулируем обобщённые абстрактные правила сравнения:

- некоторые общие черты, позволяющие начать сравнение (похожие герои или сходные обстоятельства);

- некоторые различия, разводящие героев и делающие их непохожими (неодинаковое поведении героев в сходных ситуациях);

-  выводы, следующие из анализа сходства и различия героев в характерах, поступках и мотивов этих поступков -

и начинаем их применять. На уроке сначала вспоминаем правило, затем в соответствии с ним начинаем действия. Например, сравниваем двух Волков из двух басен И.А.Крылова: «Волк на псарне» и «Волк и Ягненок». Герои вроде бы схожи, но ведут себя по-разному в соответствии с ситуацией (первый – пытается выторговать себе жизнь, поэтому ведет себя смиренно и лицемерно, второй нагло, считая себя хозяином положения). Басня аллегорична, под волками подразумеваются люди, и учащиеся очень точно сопоставляют не только образы двух Волков, но и образы двух людей, поведение которых в разных ситуациях тоже будет различно.

     Четвёртый этап. Создание алгоритмов для различных видов  литературного сравнения

Вместе разрабатываем уже обобщённые правила для сравнения: разрабатываем линии для сравнения героев (слайд 4 с линиями сравнения героев),

описанных в литературном произведении событий (слайд 5 с линиями сравнения событий),  

литературных произведений (слайд 6 с линиями сравнения).

     Пятый этап развивается параллельно с четвёртым. Самостоятельное применение приёма сравнения в классной и домашней работе, в устных ответах и письменных работах.

В дальнейшем учащиеся  составляют сравнительные таблицы – характеристики к сказке А.С.Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях», дома самостоятельно сравнивают сказку В.А.Жуковского «Спящая царевна» с известной им сказкой Шарля Перро «Спящая красавица». Впереди – «Муму» (барыня и Герасим, Герасим и дворня), «Кавказский пленник» (Жилин и Костылин, русские и татары), «В дурном обществе» (Вася и Валек, жизнь благополучная и нищая, семья дружная и разобщенная) и т.д.  (Слайд 7).

     Шестой этап. Применение метода сравнения в творческих исследовательских работах учащихся по их инициативе для более глубокого проникновения в сущность проблемы.

Примерные темы исследовательских работ:

  1. Остап и Андрий как представители прошлого и будущего в среде запорожского казачества (по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»).
  2. Главные герои повести В.Г.Короленко «В дурном обществе» как представители враждебных друг другу слоев общества.

Исследовательские работы подобного типа, основанные на сравнительной характеристике героев, позволяют проанализировать литературное произведение наиболее полно и объективно.

Закончен первый виток работы над сравнением. Следующий этап – выход на проблематику произведения.

Методические рекомендации для учителей

по работе над сравнительной характеристикой героев при проведении анализа литературного произведения

Если Вы впервые дали учащимся задание составить устно или написать сравнительную характеристику героев литературного произведения, помогите им:

1.Определите вместе с учащимися цели и задачи данной работы

2.Дайте примерный план составления устной или написания письменной характеристики.

3.Решите вместе с ними, каких героев они будут сравнивать: главных или второстепенных, двух или несколько.

    4.Направьте их на самостоятельный выбор того, будет ли  созданная ими характеристика сопоставительной, т.е. основанной на сходных чертах (например, герои-друзья или единомышленники), или противопоставительной, т.е. основанной на различиях (например, герои-враги или представители различных социальных слоев: бедный-богатый).

    5.Учащиеся должны осознавать, что для сравнения героев (прежде всего, людей) наиболее важными являются не внешние, а внутренние качества: привычки, манера поведения, характер.

    6. Напомните им, что их работа строится по принципу рассуждения, поэтому им обязательно нужно сделать вывод из того, что они  написали.

7. После выполнения ими данной задачи тщательно проанализируйте  их работы (выборочно, обобщённо).

Если  учащиеся уже знают, как работать над сравнительной характеристикой, то задачу можно постепенно усложнять, выводя их со сравнения героев на проблемный анализ литературного произведения в целом или анализ эпизода (эпизодов). Учащиеся должны осознавать, что сравнение важно не само по себе, а для определения мастерства писателя, особенностей произведения, той задачи, которую он себе ставил, приступая к работе над ним.

Методические рекомендации для учащихся

по составлению сравнительной характеристики героев при проведении анализа литературного произведения

Если вам дали задание составить устно или написать сравнительную характеристику героев литературного произведения, выполните последовательно следующие действия:

  1. Выберите, каких героев вы будете сравнивать: главных или второстепенных, двух или несколько.
  2. Решите, будет ли ваша характеристика сопоставительной, т.е. основанной на сходных чертах (например, герои-друзья или единомышленники), или противопоставительной, т.е. основанной на различиях (например, герои-враги или представители различных социальных слоев: бедный-богатый).
  3. Помните, что для сравнения героев (прежде всего, людей) наиболее важными являются не внешние, а внутренние качества: привычки, манера поведения, характер.
  4. Если вы составляете устную характеристику, то можете следовать вопросам учебника или плану, данному вам учителем.
  5. Если характеристику вы оформляете в таблице, то соблюдайте параллельность в сравнении, то есть: особенности портрета для обоих героев, манера поведения, характер, происхождение героев и т.д.
  6. При написании сравнительной характеристики в форме развернутого ответа на вопрос или сочинения помните, что параллельность в сравнении героев будет более удачной, чем последовательность, т.е. описание особенностей сначала одного героя, потом другого, а затем, возможно, и других.
  7. Не забудьте обязательно сделать вывод из того, что вы написали. Помните, что сравнение важно не само по себе, а для определения мастерства писателя, особенностей произведения, той задачи, которую он себе ставил, приступая к работе над ним.
  8. Если вы будете следовать этим несложным правилам, то ваша работа получится индивидуальной и интересной.  

Успехов вам, ребята!

 Список литературы

1.         Гуковский Г. А. Изучение литературного произведения в школе: Методологические очерки о методике. Тула: Автограф, 2000.

2.         Л.С. Выготский. «Педагогическая психология». Москва, «Педагогика», 1991 г.

3.        Киселев А. К. Сопоставление как прием активизации эмоционального восприятия и интеллектуальной деятельности старшеклассников в литературном образовании.

Автореф. дис.канд. пед. наук.-М.,1989.

4.          Журнал «Литература в школе»

5.        http://festival.1september.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода проектов на уроках английского языка в старших классах средней школы (из опыта работы)

Использование метода проектов на уроках английского языка в старших классах средней школы (из опыта работы)И...

Игровые технологии на уроках русского языка в средней школе. Из опыта работы.

В данной статье размещен план-конспект урока русского языка в 6 классе "Понятие о причастии" (учебник "Русский язык. 6 класс" под ред. М.М.Разумовской) Урок разработан на основе игровых технологий с и...

Современные подходы к изучению страноведения в средней школе

Актуальность темы обусловлена недостаточной оснащенностью учебников лингвострановедческим и страноведческим материалом, а в частности элементами народного фольклора....

«Современные подходы к изучению страноведения в средней школе» (на материале фрагмента урока иностранного языка)

Проблема интеграции компонентов культуры в процесс обучения иностранным языкам стоит давно. В настоящее время, несмотря на наличие различных подходов, тезис о неотделимости изучения иностранного языка...

Статья "Методы и приёмы повышения мотивации обучающихся к чтению на уроках литературы в средней школе ( из опыта работы)". "

В статье представлен опыт повышения мотивации учащихся к чтению на уроках русского языка и литературы ....

Использование современных образовательных технологий (СОТ) с целью повышения качества обучения учащихся на уроках литературы в среднем звене.( из опыта работы)

.  В связи с происходящими изменениями в российском образовании у меня, как учителя данного предмета, появилась проблема необходимости повышения качества образования, приведение его в соответстви...

Методическая статья "Дифференцированный подход на уроках литературы в средних классах" (из опыта работы)

Методическая статья из опыта работы "Дифференцированный подход на уроках литературы в средних классах" содержит пример его применения на уроках изучения сказки-были М.М.Пришвина "Кладов...