Авторская проектная работа «Русские свадебные песни в содержании интегрированных уроков музыки и литературы в общеобразовательной школе»
проект по музыке на тему

Митрофанова Елена Викторовна

Представленный проект "Русские свдебные песни в содержании интегрированных уроков музыки и литературы" направлен на изучение свадебного обряда, свадебных обрядовых песен; наблюдение за тем, как русский свадебный обряд нашёл своё отражение в произведениях писателей-классиков и русских композиторов, а также в творчестве фольклорных коллективов города Нижнекамска и других городов РТ. Проект был разработан и допущен к защите в качестве итоговой аттестационной (проектной) работы на курсах повышения квалификации учителей музыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtorskaya_proektnaya_rabota_.docx811.93 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

 «Русские свадебные песни в содержании интегрированных уроков музыки и литературы в общеобразовательной школе»

Разработчики: 

учителя музыки

высшей квалификационной категории

МБОУ «Гимназия №25» НМР РТ                                                                                                                              

Шутова Елена Викторовна,

Пшеворская Светлана Германовна

2017 - 2018

                                                       Постановка проблемы

Фольклор – уникальный источник знаний, накопленный человеком с незапамятных времён. Чтобы продлить жизнь на Земле, человеку необходимо сохранить накопленные предыдущими поколениями духовно-эстетические ценности. Проникнуть в культуру прошлого, понять душу народа нам помогает знакомство с народными песнями, былинами, старинными преданиями. Они рассказывают нам о важных моментах жизни человека, о народных традициях, запечатленных в разных обрядах и народных обычаях.

    Исторические источники неисчерпаемы. В данном проекте мы возьмем только некоторые из них. Проект акцентирует внимание на изучение свадебного обряда.  Актуальность этой темы заключается в том, что мы, граждане самого большого в мире многонационального государства, должны чтить, уважать и продолжать  традиции, обычаи и праздники нашей российской истории. Мы, люди разных национальностей, дружно живем в нашей Республике Татарстан,  учимся умению терпимо принимать, мириться с иным мнением,  проявлять уважение  к национальному достоинству  людей разных национальностей. Во многих городах РТ существуют различные фольклорные коллективы, национальные общественные организации, в том числе  в городе Нижнекамске (такие как «Русское общество», Украинское общество «Вербиченька» и другие), деятельность которых направлена на то, чтобы сохранить традиции и историю своего народа, изучая и передовая будущему поколению.

Первостепенность эстетических, нравственных и социальных функций свадебного обряда, изучение богатейшего опыта в разных видах искусства помогают раскрыть духовные ценности русского народа. Сегодня обряд свадьбы очень отличается от старинного. Он лишен глубины и значимости истинных предназначений свадьбы, способности к овладению общечеловеческими, культурными ценностями.   Решение этой проблемы очень важно для современного общества.

Цель:

Активизация творческой деятельности учащихся в процессе изучения песенных жанров русского свадебного обряда.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с обрядовыми песнями  как особым песенным жанром в русском фольклоре.
  2. Развивать интерес к  песенным жанрам в свадебном обряде.
  3. Организовать изучение и применение русского свадебного обряда в произведениях музыки и литературы.

Целевая группа проекта:

Учащиеся 6-8 классов средней общеобразовательной школы.

Срок реализации проекта:

2 месяца

Место реализации проекта:

МБОУ «Гимназия №25».

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный:  сентябрь

2. Основной: сентябрь, октябрь  

3. Заключительный: октябрь

План мероприятий по реализации проекта

Наименование мероприятия

Место проведения

Срок проведения

Ответственный

1

2

3

4

5

Подготовительный этап реализации проекта

1.

Оформление нормативно-правовой базы проекта: приказы, положения

образовательное учреждение

сентябрь

Заместитель  директора

по воспитательной работе

2.

Создание творческой группы

образовательное учреждение

Сентябрь

Педагоги дополнительного образования.

3.

Разработка тематических мероприятий, анкетирование.

образовательное учреждение

Сентябрь

Учитель музыки и школьный психолог

4.

Формирование материальной базы, привлечение спонсоров.

Сентябрь

Попечительский совет

5.

Подготовка информационного обеспечения программы (ведение рубрики на школьном сайте)

образовательное учреждение

Сентябрь

учителя информатики

Основной этап реализации проекта

1.

Урок искусства по теме: «Сложная  цепь  торжественных свадебных церемоний»

образовательное учреждение

Сентябрь

Учитель музыки и искусства

2.

Литературная гостиная по теме: «Свадебный обряд в литературных произведениях русских классиков».

образовательное учреждение

Сентябрь

ШМО учителей русского языка и литературы

3.

Интегрированный урок музыки и литературы по теме: «Свадебный обряд в творчестве русских композиторов».

образовательное учреждение

Октябрь

Учитель музыки, учитель литературы

4.

Театрализованное представление фольклорных коллективов «Веселый карагод», «Забава»

образовательное учреждение

Октябрь

Руководители коллективов

5.

Встречи и интервью с руководителями коллективов.

образовательное учреждение

Октябрь

Классные руководители

6.

Викторина по теме: «Свадебные песни – неотъемлемая часть  свадебного обряда»

образовательное учреждение

Октябрь

Учитель музыки

7.

Экскурсия  в историко-краеведческий музей

Музей города

Октябрь

Классные руководители

8.

Конкурс рисунков «Старинный свадебный обряд»

образовательное учреждение

Октябрь

Учитель ИЗО

9.

Выставка изделий декоративно-прикладного искусства «Старинный свадебный наряд»

образовательное учреждение

Октябрь

Учителя технологии

Заключительный этап реализации проекта

1.

Организация отчетного концерта и награждение победителей конкурса рисунков и выставки.

образовательное учреждение

Октябрь

Заместитель  директора

по воспитательной работе

2.

Создание специального выпуска школьной газеты по итогам проекта

образовательное учреждение

Октябрь

Главный редактор школьной газеты

3

Выработка возможного пути перехода к работе над следующим проектом «Народные праздники и обряды».

образовательное учреждение

Октябрь

Педагоги школы

Ресурсы

Условия

Необходимо

Имеется

Источники

Сроки

1

2

3

4

5

Нормативно-правовые 

  1. Приказ о создании творческой группы.
  2. Положение о школьных конкурсах.
  3. Программа внеурочной деятельности в рамках плана воспитательной работы школы.

1.Локальные акты.

2. Программа внеурочной деятельности.

1.Директор школы.

2.Методический совет.

Материально-технические

1. Микрофоны

2.Аудио записи формата плюс и минус

3.Звуковые усилители

4.Ноутбук

5.Синтезатор

6. Мультимедиа аппаратура.

7. Русские народные инструменты

8. Костюмы

  1. Актовый зал
  2. Кабинет для репетиционных занятий
  3. Музыкальный центр
  4. Фортепиано

На протяжении всего времени реализации проекта

Кадровые:

1.Учитель музыки

2. Учитель ИЗО

3. Учителя литературы

4. Учителя технологии

5. Классные руководители

6. Заместитель  директора

по воспитательной работе и педагог – организатор

7. Психолог

1.Педагоги

2.Психолог

3.Администрация школы

На протяжении всего времени реализации проекта

Научно-методические

1. Методическая и художественная литература.

2. Интернет – ресурсы

3. Аудио – ресурсы

4. Видео - ресурсы

1.Видеозапись выступлений фольклорных коллективов

2.Аудио запись обрядовых песен.

На протяжении всего времени реализации проекта.

Информационные

1. СМИ школьного и муниципального уровня.

1.Школьная газета на сайте школы.

На заключительном этапе проекта.

Мотивационные

  1. Межличностное общение коллективов
  2. Награждение дипломами по итогам проведения конкурсов, выставки викторины.
  3. Материальное поощрение педагогов.

1.Дипломы участников проекта.

1. Спонсорская поддержка

2. Премиальный фонд школы.

На протяжении всего времени реализации проекта.

Организационные

1.Расписание мероприятий по реализации проекта.

2. Создание условий для работы и проведения мероприятий.

Администрация школы

На протяжении всего времени реализации проекта.

Финансовые

1.Оплата участникам театрализованного представления.

2.Приобретение русских народных инструментов.

3. Приобретение костюмов

1. Поддержка попечительского совета школы.

2. Спонсорская поддержка

На протяжении всего времени реализации проекта.

Планируемые  результаты реализации проекта:

1. Повышение уровня знаний учащихся о роли  русского фольклора в современной жизни.

2. Учащиеся получат возможность определять жанровые разновидности народных песен в русском свадебном обряде.

3. У учащихся будет сформировано положительное отношение к русскому свадебному обряду и интерес к  музыке и литературе.

Методы диагностики:

1. Сравнительный анализ анкетирования подготовительного и заключительного этапов проекта.

2. Беседы с учащимися и родителями.

3. Круглый стол творческой группы и представителей целевой аудитории, обмен мнениями и впечатлениями по работе над проектом.

Список использованных источников

1. Аксёнова Л. В., Гридина В. Т. Свадьбы разных народов. – М.: Сталкер, 2004. –  210с.

2. Арсенина Е.Н. Музыка. Тематические беседы. – Волгоград: Учитель, 2009. – 76с.

 3. Горожанина С.В., Зайцева Л.М. Русский народный свадебный костюм. – М.: Изд-во «Культура и традиции», 2003. – 110с.

4. Друскин М. 100 опер. – Ленинград: Музыка, 1970. – 225с.

5. Круглов Ю. Г. Русские свадебные песни. – М.: Высшая школа, 1978. – 156с.

6. Куфтина О. В., Власенко О. П. Русские фольклорные традиции. – СПб.: Учитель, 2009. – 64с.

7. Левашева О., Кандинский А. История русской музыки. – М.: Музыка, 1987. – 158с.

8. Миловский А. Песнь жар-птицы. – М.: Детская литература, 1987. – 126с.

9. Потанина Р. Русские свадебные песни Сибири. – М.: Наука. – 1979. – 159с.

10. Русский фольклор: программно-методический материал, авт. – сост. Л. Л. Куприянова. – М.:Мнемозина, 2008. – 160 с.

11. Смирнова Э. Русская музыкальная литература. – М.: Музыка. – 1999. – 173с.

12. Фрид Э. Русская музыкальная литература. – Ленинград: Музыка, 1979. – 288с.

13. Фольклор. Самодеятельность. Ремёсла; Свадьба тюменских новопоселенцев // Народное творчество. – 2002. – №5. – С.20-21

14. Свадьба в Ярославичах  // Народное творчество. – 2003. – №3. – С.41

15. Свадьба пела и плясала // Сценарий и репертуар. – 2006. –  выпуск четвертый. – С.15-20

Защита проекта

(конспект)

Слайд №1  «Русские свадебные песни в содержании интегрированных уроков музыки и литературы в общеобразовательной школе»

Наш проект  по теме «Русские свадебные песни в содержании интегрированных уроков музыки и литературы в общеобразовательной школе» направлен на

изучение свадебного обряда, свадебных обрядовых песен; наблюдение за тем, как русский свадебный обряд нашёл отражение в произведениях писателей – классиков и русских композиторов, а также в творчестве фольклорных коллективов города Нижнекамска и других городов РТ.

Цель проекта: Активизация творческой деятельности учащихся в процессе изучения песенных жанров русского свадебного обряда.

Слайд №2 «Народное творчество – это крепкие и верные корни, а дереву с крепкими корнями стоять долго» - Е. Покровский

Задачи проекта:

1. Познакомить учащихся с обрядовыми песнями  как особым песенным жанром в русском фольклоре.

2.  Развивать интерес к  песенным жанрам в свадебном обряде.

3. Организовать изучение и применение русского свадебного обряда в произведениях музыки и литературы.

Целевая группа проекта:

Учащиеся 6-8 классов средней общеобразовательной школы.

Актуальность этой темы заключается в том, что мы, граждане самого большого в мире многонационального государства, должны чтить, уважать и продолжать  традиции, обычаи и праздники нашей российской истории. Мы, люди разных национальностей, дружно живем в нашей Республике Татарстан,  учимся умению терпимо принимать, мириться с иным мнением,  проявлять уважение  к национальному достоинству  людей разных национальностей. Во многих городах РТ существуют национальные общественные организации, в том числе  в городе Нижнекамске  (такие как «Русское общество», Украинское общество «Вербиченька»  и другие), деятельность которых направлена на то, чтобы сохранить  традиции и историю своего народа, изучая и передовая будущему поколению.

Для реализации нашего проекта мы предлагаем использовать следующие формы работы:

 - интегрированные уроки музыки и литературы;

 - литературные и музыкальные гостиные;

 - выставки, конкурсы, встречи с фольклорными коллективами.

Слайд №3

Старинная русская свадьба представляла собой сложную цепь торжественных церемоний. Любое действие во время свадебного обряда сопровождалось лирическими, величальными, игровыми песнями. Как только становилось ясно, что  сватовство свершилось, девушки на улице начинали петь песни.

В день венчания невеста и жених готовились идти к венцу. Родители благословляли жениха, и он выходил в сопровождении своего поезда. Сборы невесты были сложнее: ей расчёсывали волосы, закрепляли косу. Невеста пела унылые песни – плачи.

После венчания, когда садились за стол в доме жениха, исполнялись величальные песни, в которых прославляли жениха и невесту (Например «Виноград в саду цветёт».)

Слайд №4  

                                  

Обращаясь к произведениям  русских  писателей  и  композиторов, мы видим, что свадебный обряд нашёл в них яркое отражение. (В  произведениях А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»,  где показана свадьба Руслана и Людмилы; «Евгений Онегин», где няня рассказывает Татьяне о своём замужестве.)

Слайд №5

 В повести А. С. Пушкина «Дубровский» описывается замужество Маши.

Слайд №6

Церковный обряд показан в повести А. С. Пушкина «Метель».

Слайд №7  

В  романе Михаила Шолохова «Тихий  Дон»  говорится о сватовстве Мелехова и обряде венчания Натальи и Григория.

    Слайд №8  

Мы также видим использование  свадебного обряда в произведениях русских композиторов. Например, в опере М. И. Глинки «Иван Сусанин» звучит свадебный хор «Разгулялися,  разливалися воды вешние по лугам». Эта песня близка к  русским свадебным величальным песням.  Торжественно и широко звучит величавый хор «Как во горнице-светлице, на честном пиру» из оперы «Русалка» Даргомыжского. Хор «Ох, матушка, томно мне» написана в характере свадебной песни, передаёт разгульное бесшабашное веселье.

Жизнь показывает, что нельзя забывать мудрые народные традиции и обычаи.

Слайд №9  

Наша Республика богата культурными традициями, где возрождаются  фольклорные коллективы. В гимназии №25 города Нижнекамска существует   замечательный ансамбль русской песни  «Весёлый  карагод», которым  руководит Еникеева Н.С.

Слайд №10  

Творчество этого коллектива направлено на возрождение  и развитие традиций славянской культуры. Ансамбль подготовил и показал обряд русской свадьбы. (Программа называлась «Русская традиционная свадьба», где были использованы обрядовые элементы свадьбы: сборы невесты к венцу, венчание, собственно свадебное действо.)

Слайд №11 

Ансамбль русской песни «Забава» под  руководством  И.В. Матвеевой  в городе Нижнекамске подготовил  русский свадебный обряд «Прощание с девичьей красотой». В  репертуаре этого коллектива много свадебных песен.

Слайд №12

Фольклорные коллективы существуют во многих городах Республики Татарстан. В городе Болгар фольклорный коллектив «Волжские зори» сохраняет  традиции русской культуры. Этнографический коллектив «Искорка» из Лаишевского района является одним из немногих русских аутентичных певческих ансамблей, представляющих музыкальный фольклор русских старожилов, в репертуаре которого включены обрядовые свадебные песни.

Ежегодный праздник «Каравон» в селе Никольское Лаишевского района стал доброй традицией, полюбившейся казанцам и жителям республики, где участвуют  русские народные коллективы со всей России и  где также можно услышать старинные свадебные песни.

Слайд №13 «Неуважение к традициям предков есть признак дикости и безнравственности» - А. С. Пушкин

 В результате реализации нашего проекта мы предполагаем получить следующие результаты:

  1.  Повышение уровня знаний учащихся о роли  русского фольклора в современной жизни.
  2. Учащиеся получат возможность определять жанровые разновидности народных песен в русском свадебном обряде.
  3. У учащихся будет сформировано положительное отношение к русскому свадебному обряду и интерес к  музыке и литературе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА) В 7 КЛАССЕ"ОБРАЗ ПРИРОДЫ В ПОЭЗИИ И МУЗЫКЕ"

НА ДАННОМ УРОКЕ УЧАЩИЕСЯ ЗНАКОМЯТСЯ С ТВОРЧЕСТВОМ ВЕЛИКИХ ГЕНИЕВ  РОССИИ: С.В.РАХМАНИНОВЫМ И И.М.БУНИНЫМ, ОТОБРАЖЕНИЕМ КРАСОТЫ ПРИРОДЫ В ИХ ЗНАМЕНИТЫХ ТВОРЕНИЯХ....

конспект интегрированного урока (музыка и литература) в 5 классе по теме "Музыка Рождества"

Интегрированный урок музыки и литературы.«Музыка Рождества»  Цель урока: формирование знаний учащихся о празднике Рождество, о культурных традициях разных стран.Задачи урока:Обучающая:...

Интегрированный урок музыки и литературы "Русское поле"

Урок рассказывает об  истории нашей Родины. Знакомит с музыкальными произведениями и другими произведениями других видов искусств созвучными теме урока....

Проектная работа на тему: Влияние трудового воспитания на формирование лидерских качеств учащихся в общеобразовательной школе.

Трудовое начало воспитания - важный, проверенный веками принцип формирования всесторонне развитой и гарманичной личности...

Интегрированный урок музыки и литературы в 5 классе. "Музыка - главный герой басни"

Интегрированный урок музыки и литературы в 5 классе. "Музыка - главный герой басни". Фотограabb с урока в приложении....

Интегрированный урок музыки и литературы "Тема любви в музыке. П.И. Чайковский и А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

Знаменитого композитора привлекала и волновала поэзия Пушкина. На пушкинские стихи Чайковский написал ряд романсов, по мотивам произведения поэта создал лучшие свои оперы: «Евгений Онегин»...