Театрально-литературная гостиная как способ повышения мотивации к изучению литературы в современной школе
статья на тему

Подгорбунская Лариса Викторовна

В этой статье определяются цель и задачи занятий , определяется структура , основное содержание занятий и формы работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Областная  научно-практическая  конференция

«Учитель XXI века»

СЕКЦИЯ «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА»

ТЕАТРАЛЬНО-ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Подгорбунская Лариса Викторовна

Учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ №5

ОЦ «Лидер»

г.о. Кинель

         САМАРА , 2010 г.

     Ни для кого  не секрет, что в последнее время снижен интерес учащихся к чтению и , следовательно, к урокам литературы. Еще 15 лет назад Россия считалась самой читающей страной в мире. Но за последние 7-8 лет школьники стали читать примерно на 30-40 % меньше. Главная причина снижения интереса к чтению заключается в изменении акцентов преподавания литературы , которая сейчас практически низведена до уровня второстепенного предмета.

     Меня, как учителя литературы, не может не беспокоить такая проблема. Урок литературы – предмет особенный, который является видом искусства, частью культуры. Поэтому моя задача  заключается в том, чтобы ввести учащихся в мир культуры, помочь им освоиться в нем, сделать их квалифицированными читателями, сформировать основные литературные компетенции.

     Как это сделать в современных условиях, при таких серьезных конкурентах, как телевидение, компьютер и другие информационные технологии? Как повысить интерес к литературе, к чтению? Какие методы и приемы выбрать на уроке, чтобы у ребят возникло желание внимательно прочитать произведение, понять его проблематику? Это вопросы, которые я ставлю перед собой сегодня, когда иду на урок литературы. Размышляя над ними, прихожу к выводу, что большую роль в повышении мотивации к изучению литературы играет внеклассная работа по предмету.

    Внеклассная работа позволяет учащимся общаться с гораздо более широким, чем на уроке , кругом эстетических явлений, становится источником многообразных художественных впечатлений, читательских, музыкальных, театральных встреч с интересными собеседниками. Движущей силой внеклассной деятельности является интерес. Внеклассная работа импонирует ученику добровольностью участия, свободой индивидуального выбора литературного материала, форм общения с искусством, способом творческого воображения , возможностью делать то, что хочешь. Ученик может попробовать себя в роли актера, чтеца и т.п. Кроме того, во внеклассной работе более откровенно само общение , отношения учителя и учащихся отличает неформальность, сотворчество.

       Используя различные формы внеклассной работы, я пришла к идее создания школьной театрально-литературной гостиной, занятия в которой являются непосредственным продолжением уроков литературы, дают им «второе дыхание», создают фон, содержат колоссальный нравственный заряд, создают условия для раскрытия творческих возможностей учащихся, а самое главное – вызывают неподдельный интерес к изучению художественных произведений. Кроме того, на занятиях театрально-литературной гостиной ребятам открывается новые имена, которых нет в школьной программе или которые впервые, недавно в ней появились.

         В чем же преимущества театрально-литературной гостиной перед другими формами внеклассной работы?

        Во-первых,, это возможность массового охвата учащихся, что позволяет приобщать к литературе и искусству большое количество учащихся. Во-вторых, стабильность и систематичность, способствующие зарождению определенных традиций и позволяющие использовать разные виды внеклассной деятельности не изолированно друг от друга, а взаимосвязанно. Таким образом, театрально-литературная гостиная способна объединить все виды внеурочной работы по литературе, став ее центром.

       Целью занятий театрально-литературной гостиной является создание условий для саморазвития и развития личности ребенка, выявление  творческого потенциала средствами театральной педагогики, повышение интереса к изучению литературы как школьного предмета.

       Эта цель решается через ряд задач :

1.Формирование духовных качеств личности на основе развития творческой активности.

2.Развитие эстетических способностей.

3.Активизация мыслительного процесса и познавательного интереса.

4.Развитие  чувства коммуникативной сообразности, навыков общения.

5.Воспитание эмоциональной культуры общения.

6.Повышение мотивации к изучению литературы в школе.

       

      Структура театрально-литературной гостиной такова :

- Участники гостиной – учащиеся 7-11 классов

- Художественный руководитель в лице учителя литературы

-Актив гостиной (из числа постоянных ее участников, наиболее инициативных, творческих, заинтересованных)

-Младшая и старшая труппы

-Открытые мероприятия –раз в триместр

     Основное содержание театрально-литературной гостиной- подготовка и проведение литературных вечеров, театрализованных представлений, встреч за круглым столом с творческими людьми , участие в конкурсах актерского мастерства

         Формы работы театрально-литературной гостиной :

-Театральное инсценирование литературных произведений  

-Литературно-музыкальные композиции

-Организация школьных праздников

            Связь с общественностью:

-привлечение к сотрудничеству библиотеки (совместное обсуждение репертуара гостиной,использование базы данных ,методическое обеспечение),  

-встречи за круглым столом с актерами САМАРта,

-обязательное участие родителей (помощь в подготовке художественных декораций, пошиве костюмов)

      Каковы же результаты деятельности театрально-литературной гостиной?

    Наблюдая за участниками гостиной, я прихожу к выводу, что даже закомплексованный и не слишком эмоциональный ребенок становится творческой личностью с художественным воображением и грамотной         литературной речью. Участие в гостиной дает возможность широкого круга общения, обмена опыта учеников и учителей, знакомство с новыми формами и методами преподавания уроков литературы, раскрытие режиссерских, актерских, художественно-оформительских, исследовательских талантов. Гостиная позволила включить массу ребят в литературное творчество, обеспечила активизацию учащихся. Основные результаты деятельности гостиной – признание зрителей.

       Театрально-литературная гостиная существует в нашей школе два года, поэтому больших публичных спектаклей поставлено немного : «В гостях у тетушки Солохи» ( по мотивам произведений Н.В.Гоголя) в связи с юбилеем писателя ;импровизация сказки на новый лад «По щучьему веленью» по случаю юбилея САМАРТа и театрально-литературная композиция , посвященная юбилею А.П.Чехова. Были также встречи с интересными, творческими людьми, беседы за круглым столом с артистами САМАРТа. Наша гостиная делает только первые шаги, но уже с полной уверенностью можно сказать, что такая форма работы очень нравится учащимся и вызывает у них огромный интерес. Опрос, проведенный среди учащихся нашей школы, дал удовлетворительную оценку работы театрально-литературной гостиной. Зрители с нетерпением ждут следующих постановок. Начинают зарождаться определенные традиции. Создан альбом, на видео запечатлены лучшие моменты из театральных выступлений.

    Талант детей не прошел незамеченным. Младшая труппа стала победителем городского конкурса «Театральная шкатулка», проводимого Центром эстетического воспитания. А старшие ребята с постановкой «Юбилей» участвовали в мероприятии по случаю юбилея А.П.Чехова , организованного областной библиотекой. Безусловно, это стимулирует участников и способствует раскрытию их творческих способностей. Иногда удается увидеть талант среди учеников, которые,  казалось бы, раньше не испытывали интереса к литературе. А самые активные и постоянные участники гостиной приобрели своих поклонников среди зрителей и повысили качество знаний по литературе. Все они имеют отличные оценки по предмету, выделяются среди одноклассников знаниями литературы, эстетическим вкусом, умением анализировать художественное произведение, высказывать и защищать собственное мнение.  Кроме того, успешно участвуют в Кирилло-Мефодиевских чтениях, городских конкурсах чтецов, становясь призерами и лауреатами, пишут стихи, а некоторые из ребят и публикуют их.

      Исходя из своих наблюдений, я считаю, что  школьная театрально-литературная гостиная необходима современным детям, так как, несомненно, способствует повышению мотивации к изучению литературы.

Список литературы

1.Нахимовский А.М. Театральное действо от А до Я. – М : Аркти, 2002

2.Театр-студия «Доли». Программы. Репертуар. Уроки.- М. : ВЦХТ, 1998

3.Банчуков Р.В. Из опыта внеклассной работы по литературе.- ГЛ , 1988

4.Копылова П.А.Организация внеклассной работы с учащимися старших классов по литературе – М, Просвещение, 1989

Тезисы из доклада «Театрально-литературная гостиная как способ повышения мотивации к изучению литературы в современной школе

   В последнее время снижен интерес учащихся к чтению. Литература практически  низведена до уровня второстепенных предметов.

    Урок литературы – предмет особенный, который является видом искусства. частью культуры.

      Моя задача – ввести учащихся в мир культуры, сформировать основные литературные компетенции.

      Большую роль в повышении мотивации к изучению литературы играет внеклассная работа по предмету.

       Используя различные формы внеклассной работы, я пришла к идее создания школьной театрально-литературной гостиной. Преимущество такой формы внеклассной работы – в возможности объединить все виды внеурочной работы, став ее центром.      

     Целью занятий театрально-литературной гостиной является создание условий для саморазвития и развития личности ребенка, выявление  творческого потенциала средствами театральной педагогики, повышение интереса к изучению литературы как школьного предмета.

    Эта цель решается через ряд задач.

 Основное содержание театрально-литературной гостиной- подготовка и проведение литературных вечеров, театрализованных представлений, встреч за круглым столом с творческими людьми , участие в конкурсах актерского мастерства .      

 Формы работы театрально-литературной гостиной :

-Театральное инсценирование литературных произведений  

-Литературно-музыкальные композиции

-Организация школьных праздников

Участие в гостиной дает возможность широкого круга общения, обмена опыта учеников и учителей, знакомство с новыми формами и методами преподавания уроков литературы, раскрытие режиссерских, актерских, художественно-оформительских, исследовательских талантов.

    Наша гостиная делает первые шаги, но можно сказать, что такая форма работы нравится ребятам.

     Талант детей не прошел незамеченным. Младшая группа – победитель конкурса «Театральная шкатулка», старшая приняла участие в мероприятии , проводимом областной библиотекой.

   Самые активные участники театральной гостиной на уроках выделяются знаниями , эстетическим вкусом, умением анализировать художественное произведение, высказывать и защищать собственное мнение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроках биологии как способ повышения мотивации к изучению предмета

Из опыта работы по теме: Использование ИКТ на уроках биологии  как способ повышения мотивации к изучению предмета                    ...

Использование ИКТ на уроках биологии как способ повышения мотивации к изучению предмета.

Использование ИКТ на уроках биологии как способ повышения мотивации к изучению предмета....

Современные уроки и ИКТ, как способ повышения мотивации к изучению иностранного языка в начальной школе

Модернизация содержания школьного образования явилась стимулом для использования новых педагогических технологий при обучении английскому языку. Федеральные государственные стандарты общего образовани...

Статья "Лингвистическая гостиная как способ повышения интереса к изучению иностранных языков""

Один из способов повышения мотивации  - создание ситуации успеха: ситуации, когда каждый ученик может стать экспертом в свое области - будь то театральная постановка или исполнение песни, или сло...

Методическая разработка. «Игровые технологии как один из способов повышения мотивации к изучению русского языка и литературы в 5-7 классах».

Методическая разработка «Игровые технологии как один из способов повышения мотивации к изучению русского языка и литературы в 5-7 классах». В данной разработке содержится материал, который...