Интернет, социализация и речь подростка
статья по русскому языку (11 класс)

Михайличенко Лариса Дмитриевна

Влияние интернета и цифровизации общества на речь и поведение подростка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл internet_i_rech_podrostka.docx116.45 КБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте. Я педагог школы №255 Санкт-Петербурга Михайличенко Лариса Дмитриевна. В своем выступлении мне хотелось бы затронуть некоторые особенности процесса социального взросления детей, отраженные в языке, в условиях информационного общества.

Условия социализации детей стремительно меняются. Возрастает роль школы в задаче координации взаимоотношений детей, родителей и информации. О негативном влиянии компьютера и его информационного потенциала на язык, мышление и психику подростка 12-13 лет мы задумываемся, когда обнаруживаем, что интересы, контакты и деятельность, взращенные в виртуальном пространстве, увлекают подростка настолько, что он перестает делать уроки и посещать занятия, а родители, практически утратили способность понимать его речь.

Что же делать?

  1. Учитывать, что социальное пространство развития современного школьника приобрело качественно новые черты. Следовательно, поставить задачу быть осведомленным.
  2. Расширение виртуального пространства сопровождается сужением реального
  3. Дети, окунаясь в мир виртуальных образов, ценностей и смыслов могут принять виртуальные идентичности и руководствоваться ими в реальной жизни, игнорируя советы близких взрослых людей, родителей и педагогов. Мы живем в эпоху информационного общества, когда человек имеет дело не с реальными образами явлений и вещей, но с их виртуальными заместителями, то есть с симулякрами. «копия», не имеющая оригинала в реальности.  Фильмы, мульфильмы и ролики развлекательного характера тиражируют зачастую асоциальные формы поведения патологического, безнравственного и агрессивного.
  4. Реклама успешно захватывает внимание детей и манипулирует ими. Этот процесс, безусловно, будет только усиливаться.
  5. Пространство семейных отношений стремительно меняется, на наших глазах идет размывание традиционных семейных ценностей, падает авторитет семьи, стирается специфичность ролей мужа и жены. К числу симптомов проявления многочисленных вызовов, разрушающих семейные устои отнесем увеличение количества роста неполных семей, существование множества безнадзорных несовершеннолетних.
  6. Современное социальное пространство развития ребенка характеризуется высоким уровнем неопределенности и тревожности в обществе. Согласно данным Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им.В.П.Сербского, Россия занимает далеко не последнее место в мире по числу случаев суицида. Главную роль в принятии трагического как у взрослых, так и у детей играют конфликты в семье и разлад с окружающими.
  7. Разнообразные средства связи (в первую очередь мобильный телефон) являются «родителями» конфликта нового типа между сферой личной жизни и трудовыми отношениями. Когда работа активно вторгается в семейное пространство, вызывает размывание границ, постоянное использование электронной почты, интернета в служебных целях превращает квартиру в офис, на семейный досуг и человеческое внимание не остается времени. Эта тема уже освещена в комиксах и социальной рекламе в том же Интернете.
  8. Возникает задача: усилить формирование ценностно позитивной установки на семью, сделать живым и значимым авторитет близких родственников. С одной стороны, настойчивая пропаганда семейных ценностей побуждает граждан быть более ответственными и, как показала практика некоторых государств, может внести положительные изменения в ценностное самоопределение людей. Для этого также можно использовать те возможности, которые открывает развитие информационных технологий. Показательно, что в интернете активно появляются порталы, где родители в режиме онлайн обмениваются опытом, практическими советами, как полезными, так и ошибочными(позволю себе сказать). Становление в России информационного общества, процессы всеобщей информатизации, усиление значения СМИ  открывают широкие возможности для самообразования и самоорганизации, поиска единомышленников, сторонников с близкими интересами и представлениями. Возрастает интенсивность социальных контактов. Это, пожалуй, главное изменение в жизни педагогов и родителей.
  9. Пока мы осознаем этот факт и тратим время на принятие или попытку сопротивления, наши дети вовсю используют безграничные возможности виртуальных джунглей. Мы можем, сидя на своей кухне, цитировать Чуковского: «Не ходите, дети, в Африку гулять!»

Африка ужасна,

Да-да-да!

Африка опасна,

Да-да-да!

Не ходите в Африку,

Дети, никогда!»

Но папочка и мамочка уснули вечерком,

А Танечка и Ванечка — в Африку бегом,-

В Африку!

В Африку!

Формы деятельности подростка в виртуальной реальности для социально ответственного родителя (педагога) – это объект №1, внимательного наблюдаем, изучаем и грамотно выстраиваем дружеское взаимодействие, исходя из интереса ребенка, ставя на первое место его мотивы и побуждения.

Если семье важно сохранить доверие своего малыша. Если важно сохранить его детство.

Вот о чем главная забота семьи и школы: совместно найти пути решения данной проблемы.

Как использовать компьютер, сделать его помощником и другом деятельности ребенка и родителей, как общение сделать приятным и , как познакомить со своей профессиональной деятельностью и получить первые результаты совместного труда,- об этом рассказывают родители, уже прошедшие свой путь к успеху и благополучию ребенка. Безусловно, общение с компьютером таит опасности, может негативно сказаться на психике и здоровье неокрепшего растущего организма, поэтому необходимо не только прислушаться к советам школьного психолога, но и требовать неукоснительного выполнения их детьми. Контроль должны осуществлять родители (временной режим, гимнастика для глаз и тела, световой режим, выбор игр и программ, заключение

Расширяются границы нашей действительности, в которой главной задачей остается эффективный обмен информацией и знаниями. Так формируется новая культура на новых языковых средствах, технологиях, программах. Информация становится стратегическим преимуществом личности, социума, государства. Она открывает дорогу в новое общество, в новое образование, информация и знания являются фундаментом жизни человека, основой его благополучия, где информационные технологии выступают средством получения знания и инструментом “диалога”.

Почти каждый подросток подписан в инстаграме и на YouTube на десятки блогеров. Согласно исследованию Google, 27% россиян 13-24 лет проводят онлайн более пяти часов в день, а 25% из них проверяют новые уведомления каждые полчаса. Интересно, что при этом подростки не чувствуют, что обязаны тут же отвечать на полученные сообщения. Это то, что, возможно, отличает их от миллениалов, которые реагируют гораздо оперативнее. Подростки чаще прислушиваются именно к видеоблогерам, потому что воспринимают лучше визуальный контент. Тем не менее, нельзя утверждать, что блогеры их главные и единственные инфлуенсеры. Подростки действительно доверяют блогерам больше, чем другие возрастные группы, но большинство (70% опрошенных) относится к ним скептически.

Очень важным качеством для жизненной успешности любого человека является ориентация на дело. Профессиональная успешность делает человека уважаемым в обществе, а это является основной психологической потребностью личности

Предлагаю всем заинтересованным людям набрать в поисковике «Что делают дети в интернете? Статистика»

Так, 68% российских подростков (14-16 лет) почти постоянно находятся онлайн.

«Российские дети пришли в Интернет позже американских и европейских, но по интенсивности и увлеченности Сетью опережают своих ровесников во многих странах, — соглашается с результатами исследования «Лаборатории Касперского» Галина Владимировна Солдатова, директор Фонда Развития Интернет, доктор психологических наук, член-корреспондент РАО.

При этом около 80% детей проводят в Сети в среднем три часа в день, а каждый седьмой – 8 часов и более.

Воспитание в современном информационном обществе

Каковы жизненные ценности сегодняшнего молодого человека? Сделать что-то полезное для своей страны или делать все равно что, но там, где больше платят? Создать семью и растить детей или развлекаться ежедневно и ежечасно в стремлении к фальшивым ценностям гламурной жизни? Стремиться стать профессионалом в своем деле или же искать те профессии, где есть большая возможность коррупции?

Мы обязаны понять, что современный этап развития нашего общества имеет специфику, обусловленную архиважной ролью средств массовой информации и Интернета в развитии личности детей, подростков, молодежи. Это принципиально новая ситуация,

Итак.

Не бойтесь доверять детям какую-то необходимую для вас работу, если она связана с работой на компьютере, и не только. Постоянно общайтесь со своими детьми, если даже они живут в другой семье.

Находите общие интересы и увлечения, чтобы быть ближе к своим детям.

Помогайте им развиваться и получать первые профессиональные навыки. Именно тогда компьютер превратится в помощника.

C:\Documents and Settings\LarisaM\Рабочий стол\АЦТ\кадр.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПТИМИЗАЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ КАК МЕХАНИЗМ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Словарь С.И.Ожегова дает такое определение нравственности:  «внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения в социуме». Общество су...

Социализация детей и подростков в ходе организации природоохранной деятельности

Из практики работы муниципального автономного учреждения дополнительного образования детей г. Хабаровска "Детский экологический центр "Косатка"...

Психологическое сопровождение в рамках социализации детей и подростков на ступени школьного обучения

Хочу поделиться программой психологического сопровождения детей и подростков на ступени школьного обучения...

Социализация детей и подростков с нарушением интеллекта через систему занятий по СБО. 5-9 классы

Решая задачи социализации детей с нарушением интеллекта, предмет социально – бытовой ориентировки, занимает одно из ведущих  мест в общей системе  учебно-воспитательной работы в школе  ...

Социализация детей и подростков в деятельности подростковых клубов по месту жительства.

Работа подростковых клубов по месту жительства призвана помочь детям  адаптироваться и найти свое место в жизни. Сущность социализации состоит в том, что она формирует человека как члена того общ...

Презентация "Межведомственное взаимодействие в решении проблем социализации детей и подростков".

В презентации отражён мой опыт работы в школе с учащимися в проведении тренингов. В рамках межведомственного взаимодействия на фотографиях отражены профилактические, коррекционно-развивающие занятия с...

Дети в интернете: В Н И М А Н И Е ! Виртуальная НЕреальность! (Заметки для педагогов и родителей на тему интернет-безопасности детей и подростков)

Законы «бытия» вир­туального мира легко проникают в подсознание ребенка или под­ростка, минуя основные механизмы психологической защиты......