Конспект урока русского языка в 7 классе по теме " Обобщение Деепричастие"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Данный урок является повторительно-обобщающим по теме " Деепричастие" в 7 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное

учреждение «Косинская ООШ»

УРОК ОБОБЩАЮЩЕГО ПОВТОРЕНИЯ

ПО ТЕМЕ «ДЕЕПРИЧАСТИЕ»

Учитель русского

языка и литературы

Косинской основной

общеобразовательной школы

Петрова Марина Геннадьевна.

20016 -2017учебный  год

ЦЕЛИ УРОКА: 

 -  обобщить и систематизировать знания учащихся о деепричастии;

 - вырабатывать умение выделять знаками препинания причастные и деепричастные обороты;

 - учить употреблять в речи  деепричастные обороты, составлять  связный рассказ  о деепричастии по опорной  схеме;

 - воспитывать аккуратность, уважительное отношение  друг к другу, умение вести себя;

 - развивать интерес к урокам русского языка.

ХОД УРОКА.

  1. Слово учителя:

Сегодня мы с господином Глаголом отправимся к его второй дочери – принцессе Деепричастие.

Итак, у господина Глагола 2 дочери: принцесса Причастие и принцесса Деепричастие. Родиной их является планета Глаголия. Но выросли сестры не похожими друг на друга. Глагол размышлял о том, что повлияло на формирование их характеров. Запишите 3 предложения:

  1. Принцесса Причастие (получившая прекрасное воспитание и образование) играла на пианино, пела и танцевала.
  2. Принцесса Деепричастие, волнуясь, ждала отца.
  3. Она, имея изменчивый и твердый характер, уступала сестре в образованности.

- Какие общие черты имеют принцессы Причастие и Деепричастие.(грамматические признаки: 1)особая форма глагола 2) совершенный и несовершенный вид)

- Эти признаки дочери переняли от своего отца. Но у принцессы Причастие есть нянька Прилагательное. Какие черты заимствовала принцесса у няньки? (1) краткую форму, 2) число, 3) род, 4) падеж.

- А какую черту еще заимствовала принцесса Причастие у глагола. ( 1) вид, 2) время)

- У принцессы Деепричастие другая нянька – Наречие. Какое удивительное качество она переняла от нее? (Неизменяемость)

 - Надо сказать, что одна из дочерей была всю жизнь ближе к отцу. Почему? Другая, вращаясь в синтаксическом обществе, тянулась постоянно к именному знаменательному лицу. К какой части речи относится в предложении причастие. ( Существительное.)

 - Каким членом предложения являются причастия и деепричастия? ( Определением и обстоятельством)

 - Посмотрите еще раз на записанные примеры. Именно потому, что принцесса Деепричастие не очень любила учиться, образование у нее не законченное. Разберите по составу причастие ПОЛУЧИВШАЯ и деепричастие ИМЕЯ и докажите, что по составу деепричастие богаче.

 - Что же называется деепричастием? Что такое деепричастный оборот? Как он выделяется на письме?

 - Категорию вида Деепричастие переняла от глагола? Основы каких глаголов используются для образования деепричастий?

Запись в тетрадях:

Деепричастие

Совершенный вид                                   Несовершенный вид

Основы глаголов прош. вр. +                 Основы глаголов наст. вр.+

Суффиксы – в -, - ши -                            Суффиксы  - а -,  - я –

Обозначают

Законченные действия                              Незаконченные действия

Получил  - получив                                   Получать – получая

  1. Принцесса Деепричастие получила от своего строгого отца задание: найти и выписать деепричастия несовершенного вида из памятки. Чему учит эта памятка?

Это надо знать

 Встречаясь со знакомыми, или входя в помещение, здоровайся первый. Здороваясь со старшими, руки не протягивай, подожди, пока они это сделают сами. Здороваясь,  сними фуражку или шляпу и не одевай, пока не пожмешь руку. Подавая руку, сними с нее перчатку. Кланяясь, нагни только голову, а не сгибайся пополам, и не размахивай руками. Если мимо тебя проходит старший, посторонись, и дай дорогу. Садясь в автобус, пропусти первым своего спутника или спутницу.

  1. Выпишите деепричастия несовершенного вида и восстановите устно по ним текст.
  2. – Чтобы расширить кругозор дочери, господин  Глагол посоветовал ей интересоваться ей жизнью и историей разный частей речи, потому что развитые люди интересны и полезны обществу. Особое внимание он велел ей обратить на написание не с разными частями речи. Как пишется не  с сущ., с прил., гл., прич., дееприч.

(повторение правила:

не слитно                                                              не раздельно

  1. Игра на закрепление правила. Принцесса деепричастие и ее подруги окружили господина Глагола: Одни молчали, внерешительности, другие, не желая показаться неучами  и невеждами, стал расспрашивать о правописании частицы не. Не задумываясь Глагол прочел об этом небольшую лекцию не подкрепляя слова примерами. На лицах слушающих выразилось недоумение, так как лекция, не содержащая примеров, не может быть понята до конца. Учтя это, господин Глагол более обстоятельно остановился на объяснении написания таких примеров: не обдуманный, а опрометчивый поступок; неотправленное письмо; недоумевая, не разгибая спины.

         Вслушайтесь в следующие предложения.

         Запись на доске:

  1. Выполняя задания господина Глагола принцесса работала не разгибая спины.
  2. Глагол предложил дочери выполнить несколько физических упражнений, не разгибая спины? – Почему в первом предложении не ставится запятая?

Вспомните фразеологические обороты, в состав которых входит деепричастие и объясните их значения: Бежать сломя голову; выпучив глаза, спустя рукава; развесив уши. (Показ юмористических рисунков.

  1. Заключение

- Пришло время расставаться глаголу со своей дочерью принцессой Деепричастие. Он не удовлетворен ее грамотностью и велел принцессе каждый день тренироваться в написании словарных слов. Он выписал ей командировку на станцию с обязательным посещением орфографической туманности.

Словарный диктант.

Дистанция, комбинация, профессор, комиссия, экспресс, бассейн, погода, шахматы, реагировать, отражение, галерея.

VII. Домашнее задание.

Используемая литература:

1.Поурочные планы по русскому языку для 7 кл О.А.Даниленко.2010 г.

2. Поурочные разработки по литературе. 7 кл. И.В. Золотарева.2009 г.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                   3.7кл.Уроки:путешествия,игры,КВН,сюрпризы.О.В.Сухова.2009 г.

4.Русский язык. Контрольные работы. 6 – 7кл.О.А. Кудинова.2007 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

Работа по подготовке к ЕГЭ и  отрабатка заданий , связанных с синтаксисом. Наша цель  – контроль усвоенных знаний по теме  «Словосочетание»....

Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

Работа по подготовке к ЕГЭ и  отработка заданий , связанных с синтаксисом. Цель  – контроль усвоенных знаний по теме  «Словосочетание»....

Конспект урока русского языка, 11 класс по теме: Проблема текста

Цель: совершенствование языковых компетенций учащихся в работе над проблемой текста.Задачи:·        обобщить и систематизировать знания учащихся о проблеме текста, с...

Урок русского языка, 5 класс по теме "Обобщение изученного по теме "Синтаксис"

Урок проводился в общеобразовательном классе, где обучается ребенок с умственной отсталостью. Построен с использованием обучающих структур....

План-конспект урока русского языка (7 класс) на тему:" Причастный оборот.Определяемое слово и зависимое слово"

Конспект урока разработан в соотвествии с требованиями ФГОС.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицирова...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только ч...