Рабочая программа "Основы речевой культуры"
рабочая программа по русскому языку (10 класс)
Рабочая программа элективного курса "Основы речевой культуры" для 10 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_rechevoy_kultury.doc | 128.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласовано Рассмотрено Утверждено
зам. директора по УВР на ППС приказом директора
___________/Л.А.Шеколдина протокол №_____от ____ МБОУ «СОШ №7»
Руководитель ППС от________№_______
Рабочая программа
элективного курса «Основы речевой культуры»
в 10 и классе
Учителя Князевой
Елены Игоревны
г. КОГАЛЫМ
2014 – 2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Основы речевой культуры» разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и предназначена для углубленного обучения учащихся 10 класса, рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Тематическое планирование составлено на основании курса «Искусство устной и письменной речи». Программа элективного (факультативного) курса для 10-11 классов/Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5 – 11 классы: основной курс, элективные курсы/(авт.-сост. С.И. Львова). – М.: Мнемозина, 2008.
Цель курса:
– формирование и воспитание современной языковой коммуникативной личности, владеющей системой норм современного русского литературного языка, способной к конкурентности в высокоразвитом мире.
Задачи курса:
- выработать у учащихся языковое чутье;
- дополнить и расширить стандартные знания по культуре речи;
- совершенствовать речевую практику;
- совершенствовать языковые способности, позволяющие использовать все богатства русских языковых средств в различных ситуациях общения.
- пробудить интерес и уважение к языку как национальному государственному достоянию.
Выбор содержания программы мотивирован тем, что она
- соответствует социальному заказу обучающихся и родителей, в связи с подготовкой к ЕГЭ;
- построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;
- поддерживает и развивает у учащихся мотивацию к учебному процессу и изучению русского языка;
- способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся;
- обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся;
- сохраняет единое образовательное пространство, предоставляет широкие возможности для реализации.
Принципы программы:
Актуальность. Культура речи – умение правильно и выразительно передать свои мысли средствами языка.
Научность. Культура речи – лингвистическая дисциплина. Культура речи – умение найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее выразительное, т.е. стилистически оправданное.
Доступность. Курс «Основы речевой культуры» связан с современным русским языком, являющимся базой для изучения норм литературного языка на всех его уровнях.
Системность. Курс строится от частного к общему.
Преемственность. Соответствует и дополняет школьный курс русского языка и литературы.
Практическая направленность. Содержание курса направлено на освоение норм литературного языка, знание которых учащийся сможет применить при сдаче ЕГЭ.
Структура документа
Программа включает следующие разделы: пояснительную записку, основное содержание с распределением учебных часов, требования к уровню подготовки обучающихся, литературу.
Слово, речь — показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры, поэтому овладение культурой речи, ее совершенствование особенно важно для обучающихся.
Русский язык и культура речи - одна из современных лингвистических дисциплин, изучает речевую деятельность общества в определённую эпоху и устанавливает на научной основе законы пользования языком как основным средством общения людей, рекомендует правила грамотной, целесообразной , искусной и убедительной речи.
Предлагаемая программа элективного курса «Основы речевой культуры» развивает содержание базисного курса русского языка и позволяет интересующимся школьникам удовлетворить свои познавательные потребности и получить дополнительную подготовку, например, для сдачи ЕГЭ, тестирования по этому предмету на повышенном и высоком уровне.
В программе рассматриваются различные аспекты речевой культуры (нормативный, коммуникативный, этический), говорится об организации эффективной речевой коммуникации, излагаются основы ораторского искусства; характеризуются особенности официально-деловой письменной речи.
Программа включает изучение основных понятий культуры речи, учит навыкам бытового и делового общения; расширяет представление о русском языке, его возможностях; знакомит с особенностями звучащей речи, с невербальными средствами общения; обучает правилам речевого этикета, позволяет более последовательно использовать сознательно-коммуникативный принцип обучения родному языку, способствует эффективному и творческому развитию речевой культуры учащихся.
Данная программа представляет комплекс разноуровневых задач – от корректировки и актуализации знаний по орфографии и пунктуации, коммуникативной грамматике и орфоэпии до знакомства с закономерностями речевого процесса и качествами культурной речи, овладения нормативно-стилистическими аспектами языка и освоение экспрессивно- выразительных средств языка и речи.
Части имеют полную логическую и смысловую завершенность.
Каждый тематический раздел курса состоит из 2-х частей: “Основные сведения” и “Практическая деятельность учащихся”. В I части даются основные научные понятия курса. Во II части содержится перечень примерных упражнений и различных видов творческих работ, которые рекомендуется проводить при изучении данных тем.
Основные организационные формы проведения занятий: семинары-практикумы, интерактивные лекции, лабораторные занятия, творческие практикумы, деловые игры, дискуссии, проектная деятельность, урок-кроссворд, игра – общение, викторина, урок – тест.
Формы контроля: доклады, презентация, проекты, редактирование литературного текста, написание рецензии на литературный текст, контрольные тесты.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения русского языка на базовом уровне ученик должен
Знать
- основные базовые знания по культуре речи, ключевые понятия (литературные нормы: орфоэпические, грамматические, синтаксические, лексические и лексико-фразеологические, стилистические), средства языка и уметь ими пользоваться;
- коммуникативные качества речи и тенденции развития языка;
Уметь
- правильно оценивать языковые факты, отбирать языковые средства в зависимости от содержания и условий общения;
- понимать назначение стилей речи;
- правильно употреблять языковые средства в речи в соответствии с конкретным содержанием высказывания, целями, которые ставит перед собой говорящий (пишущий), ситуацией и сферой общения;
- анализировать тексты различной функционально-стилевой ориентации с целью выявления используемых языковых средств на всех уровнях структуры языка;
- обнаруживать ошибки на всех уровнях структуры языка;
- справляться на элементарном уровне с работой корректора – работника издательства, редакции или типографии, читающего и исправляющего корректуру;
- составлять официальные документы;
- оформлять рефераты;
- вести деловую беседу, участвовать в полемике.
Предполагаемые результаты.
В результате учащиеся должны:
- осмыслить и усвоить основные понятия культуры речи и овладеть нормами русского литературного языка;
- составить целостное представление о проблемах культуры речи русского языка;
- приобрести навыки, необходимые для общения, бытового и делового;
- сделать свою речь грамотной, яркой и выразительной;
- улучшить качества письменной и устной речи;
- овладеть способами исследовательской деятельности;
- владеть этикетными нормами и нормами поведения в типичных ситуациях;
- владеть навыками публичного выступления.
Литература
Для учителя
Введенская Л.А. "Русский язык и культура речи " (любое издание)
Виноградов В. Проблемы русской стилистики. М., 1980г.
Голуб И.Б. Стилистика русского языка. В 2-х т. М., 1997 г/;
Горшков Л.И. Русская словесность М., 2000 г.
Головин Б.Н.Основы культуры речи. 2-е изд., испр.- М., 1988г.
Розенталь Д.Э. Развитие речи: теория и практика.- М, «Оникс 21 век», 2003
Для учащихся
Гвоздарев Ю.Л. Рассказы о русской фразеологии. - М., 1988.
Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. - М., 1995.
Введенская Л.А. и др. Риторика и культура речи: Учебное пособие. – Ростов, 2003.
Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Занимательная стилистика. – М., 1988.
Скворцов Л.И. Экономия слова, или Поговорим о культуре русской речи. - М., 1996.
Смирнова Л.Г. «Культура русской речи». – М., «Русское слово», 2009.
Лингвистические словари и справочники (любое издание)
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
www.osp.mesi.ru Учебный портал МЭСИ
www.gramota.ru ГРАМОТА.РУ – справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» и др.
Основное содержание с распределением учебных часов
№ Тема | Содержание курса | Практическая деятельность учащихся | Колич. часов | Дата проведения | |
план | факт | ||||
Тема 1. Национальный русский язык. | Язык и речь. Функции языка. Признаки, характеризующие язык и речь. Особенности устной и письменной речи. Русский язык, его составляющие | Составление схемы “Структура языка”. | 1 | 05.09 | |
Тема 2. Понятие культуры речи. | Характеристика понятия “культура речи”. Три составляющих компонента культура речи: нормативный, коммуникативный и этический. Коммуникативные качества речи. Качества хорошей речи: правильность, богатство, точность, логичность, чистота, уместность, выразительность. | Диагностирующий тест по нормам русского языка. | 1 | 12.09 | |
Тема 3. Языковая норма, её динамика и вариативность. | Виды норм: орфоэпическая, орфографическая, словообразовательная, лексическая, морфологическая, синтаксическая, интонационная, пунктуационная, стилистическая. | Доклад: “Историческая смена норм лит. языка ” | 2 | 19.09 26.09 | |
Тема 4. Орфоэпические нормы языка. | Звуковой уровень речи. Орфоэпические трудности. Фонетические средства языковой выразительности. Звук в поэтической речи. Звукопись как художественный приём. Звукоподражание, аллитерация и ассонанс. | Работа с орфоэпическими словарями. | 1 | 03.10 | |
Тема 5. Акцентологические нормы. | Орфоэпия. Нормы произношения. Ударение в русском языке. | Типы акцентологических ошибок | 2 | 10.10 17.10 | |
Тема 6. Лексика. Фразеология. Лексические нормы. | Слово как выразительное средство речи (использование в устной и письменной речи метафор, метонимии, синекдохи, антитезы, оксюморона, контекстуальных и общеязыковых синонимов и антонимов, омонимов, устаревших слов и неологизмов). Фразеологизмы, их использование в речи. Пословицы и поговорки в речи. Крылатые слова и выражения. | Лексический анализ текстов. Работа со словарями и справочниками. Выполнение упражнений. | 2 | 24.10/ 07.11 | |
Тема 7. Морфемика: словообразовательные нормы | Грамматические трудности, связанные с образованием слов. Уместность употребления слов различных словообразовательных типов. Словотворчество. Словообразовательные модели. | Работа с этимологич. и словообразоват. словарями. | 2 | 14.11 21.11 | |
Тема 8. Морфология. Морфологические нормы. | Морфологические нормы. Имя сущ.: ошибки в формах числа, ошибки в падежных формах, склонение имён собственных, трудности в определении рода имён существительных. Имя прил.: употребление степеней сравнения. Имя числ.: ошибки в образовании форм. | Нахождение морфологических ошибок Коррекция текстов. | 2 | 28.11 05.12 | |
Тема 9. Синтаксис. Синтаксические нормы. | Трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого. Ошибки в употреблении деепричастных и причастных оборотов. Нарушение границ предложения (парцелляция). Выразительные возможности односоставных и неполных предложений. | Синтаксический анализ текстов, их коррекция. | 2 | 11.12 19.12 | |
Тема 10. Функциональные стили литературного языка. Стилистические нормы. | Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль. Художественный стиль. Стилистическая уместность употребления слов. Основные качества идеальных. | Сост. таблицы “Характерные особенности функц. стилей лит. яз.” | 2 | 26.12/ 16.01 | |
Тема 11. Диспут. | Диспут " Можно ли по языку определить уровень культуры человека?" (Вариант: "Мы такие как наш язык или наш язык таков, какие мы?» | Подготовка сообщений, рефератов. | 1 | 23.01 | |
Тема 12. Основы психологии общения | Невербальные и вербальные средства общения. Способы понимания общения Нормы поведения в типичных ситуациях. (Общение в группе и «тет-а-тет» Конфликт и методы урегулирования конфликта) | Выступления учащихся с докладами: Ролевая игра. | 1 | 30.01 | |
Тема 13. Этика общения | Этика и этикет. Разговорный стиль. Тенденции развития разговорного стиля. Новые явления в разговорном стиле начала XXI века. | Ролевая игра. | 1 | 06.02 | |
Тема 14. Культура устной речи на современном этапе. | Борьба с негативными явлениями, нарушающими требования простоты, чистоты, языковой точности речи. Заимствования. "Американизация" русского языка и проблема чистоты языка. Жаргоны. Типы современного жаргона. "Вирус канцелярита". | Нахождение ошибок. Коррекция текстов. Деловая игра “Экзамен для редактора» | 1 | 13.02 | |
Тема 15. Речевые нормы научного стиля речи: реферат. | Общие требования к написанию и оформлению реферата. Структура реферата. Титульный лист. Оглавление. Введение. Основная часть. Заключение. Список источников литературы. | Составление плана реферата. Оформление реферата. | 1 | 20.02 | |
Тема 16. Свойства русской официально-деловой письменной речи. | Комплекс обязательных реквизитов документа: наименование автора, адресата, подпись, дата, номер документа, гриф утверждения, печать. Современные требования, предъявляемые к реквизитам документа. | Оформление деловых бумаг | 2 | 27.02 06.03 | |
Тема 17. Коммерческая корреспонденция | Коммерческая корреспонденция: письмо-запрос. Ответ на запрос. Письмо-предложение (оферта). Ответ на предложение. Реализация содержательных аспектов коммерческих писем с помощью стандартных выражений. | Деловая игра “Экзамен для редактора» | 1 | 13.03 | |
Тема 18. Языковые формулы официальных документов | Заявление. Определение заявления как вида деловой бумаги. Состав заявления. Образцы заявлений. Языковые особенности стиля и оформления заявления. Данные адресата и автора. Наименование документа. Особенности указания числа. | Написание официальных документов. | 2 | 20.03/ 03.04 | |
Тема 19. Реклама в деловой речи | История рекламы. Три разновидности рекламы по форме выражения: устная, изобразительная и письменная. Общая характеристика рекламы. Цели, функции типы рекламы. Структура рекламы. Язык рекламы. | Составление рекламы | 1 | 10.04 | |
Тема 20. Оратор и его аудитория. Классификация выступлений. | Владение материалом ("что говорить") как главное условие публичной речи. Грамотная речь. Словарный запас (общие сведения). Композиция речи: вступление, основная часть и заключение. Их назначение. | Собирание фактов материала. Деловая игра «Образ оратора» | 1 | 17.04 | |
Тема 21. Классификация выступлений. Интонация. | Развлекательное выступление. Информационное выступление. Агитационное выступление. Из истории исследования интонации. Типы интонации. Пауза, ее типы. | Отработка навыка выразительного чтения. | 2 | 24.04 08.05 | |
Тема 22. Подготовка публичного выступления. | Подготовка содержательной стороны речи. Тема выступления. Цель речи. Понятие "сверхзадачи выступления". Рабочий план выступления. | Сбор материала. Репетиция выступления. Ролевые игры. | 2 | 15.05 22.05. | |
Тема 23. Деловой этикет. | Понятие этикет. Этикет делового общения. Искусство полемики. Деловая беседа и ее структура. Факторы, способствующие успеху деловой беседы. Деловая беседа по телефону. Этикетно-речевые формулы общения по телефону. Деловые переговоры. | 1 | 29.05 | ||
ИТОГО | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Молодежный сленг как компонент речевой культуры учащихся
Молодежный сленг как компонент речевой культуры учащихся. В наши дни речевая культура подростков испытывает сильный натиск иностранных слов и сленга, особенно это заметно в школьной речи. При общени...
Урок-проект "Речевая культура и речевая агрессия"-9 класс
Этот урок - итог проектной деятельности с учащимися 9-го класса по изучении словарного запаса школьников и взрослого населения, разговор о бережном использова...
Формирование речевой культуры учащихся на уроках русского языка и литературы.
Практические советы (из опыта работы)...
«Речевая культура человека — зеркало его духовной культуры»
Цель данного эссе: развитие интереса к русскому языку и воспитание потребности к его изучению....
Слово, речь – показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Вот почему овладение культурой речи, её совершенствование особенно активно начинается и продолжается в школьные годы. Культура речи – важнейший регулятор системы «ч
Слово, речь – показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Вот почему овладение культурой речи, её совершенствование особенно активно начинается и продолжается в шко...
Конспект учебного занятия по теме "Лексическая норма и речевая культура" (учебная дисциплина ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи, 2 курс отделения СПО)
Конспект учебного занятия по дисциплине Русский язык и культура речи разработан по теме "Лексическая норма и речевая культура" для обучающихся 2 курса отделения СПО специальности 21.02.01 Ра...