Программа элективного курса «Роль изобразительно-выразительных средств в создании художественного образа»
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Среди стилей речи особое место занимает стиль художественной литературы. Одной его важной особенностью является большое количество выразительных средств. Другой важной чертой этого стиля является то, что в нем могут использоваться любые средства языка, если это нужно для создания художественного образа, для достижения той художественной цели, которую ставит перед собой автор. Так, если научный, официально-деловой, публистический или разговорный стили имеют определенный набор средств, которые принадлежат только им, то в стиле художественной литературы мы можем встретить языковые средства из любого из перечисленных стилей. Только при этом мы должны понимать, с какой целью автор использовал эти средства, какую роль они выполняют в художественном произведении. Чтобы научиться это понимать, прежде всего нужно уметь различать, узнавать такие средства в художественном произведении.
Слово «выразительность» образовано от прилагательного «выразительный», связано со словами «выражать», «выражение».
Что же обозначает термин «выразительность речи»? За этим термином скрывается очень много разнообразных качеств речи. Главное в понятии «выразительность» для художественной речи — это способность художественного произведения (текста) оказывать на читателя эмоциональное, эстетическое воздействие, создавать яркие образы людей, поэтические картины природы и т. п.
Выразительность речи может достигаться разными способами и средствами: фонетическими, морфологическими, словообразовательными, лексическими, синтаксическими. Степень участия эти средств в создании выразительности речи может быть различной, oднако важно помнить и понимать, что во многих случаях эти средства выступают комплексно. Эта комплексность проявляется и в том, в создании одного и того же художественного образа могут выступать, например, фонетические и лексические или лексические и синтаксические средства выразительности, и в том, что не всегда npocто определить, чего больше в этом средстве выразительности: лексического, морфологического, синтаксического и т. п. (объективный характер трудности такого определения наглядно проявляется в многочисленных, нередко противоречивых, классификациях выразительных средств). Поэтому, определяя круг понятий (терминов), представляющих и характеризующих общее понятие «выразительность речи», авторы исходили из ориентации на слово, в котром, как известно, пересекаются, дополняя друг друга фонетические, морфологические, семантические, собственно лексические, синтаксические и другие характеристики.
Чтобы сделать изображение персонажа, характера, явления, предмета более выразительным, чтобы показать авторское отношение к изображаемому, чтобы вызвать у читателя эмоциональный отклик, сформировать у него определенную оценку того, что изображено, автор использует специальные средства, которые обобщенно можно назвать художественными приемами. Различают художественные приемы в области композиции, в области художественных деталей и др.
Тот, кто хочет стать личностью, должен научиться воспринимать слово, письменное и устное. Для этого надо много читать. Главная задача читателя - вникнуть в то, что изобразил писатель, понять, какую мысль он выразил с помощью того или иного приема, т.е. от слова идти к смыслу.
Программа элективного курса «Роль изобразительно-выразительных средств в создании художественного образа» предполагает углубленное изучение как широко известных словесных средств выразительности.
Курс ориентирует учащихся на гуманитарный профиль, способствует обогащению речи. Его основная задача - помочь школьникам 6 класса овладеть знаниями о языке, достаточными для умения отобрать нужные слова, чтобы ярко, выразительно, правильно построить речь.
Основные цели курса:
- Расширить и углубить знания по стилистике русского языка;
- Создать условия для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании языка;
- Способствовать реализации творческих способностей.
Задачи курса:
- Приобретение новых знаний в области средств художественной выразительности;
- Совершенствование умений и навыков работы с текстами художественного стиля;
- Обучение умению размышлять над прочитанным, извлекая из него не только нравственные, но и языковые уроки.
Методы наблюдения:
- исследовательский,
- анализ текстов разных стилей,
- творческий эксперимент.
Тематическое планирование содержания курса
№ пр | Коли-чество | Термины | Тема | Виды деятельности |
1 | 1 | Многообразие средств | Вводное занятие. Многообразие средств художественной изобразительности. Их функции. | Лекция. Тестирование с целью выявления уровня знаний учащихся в этой области |
2 | 1 | Фонетика Аллитерация Ассонанс | Поэтическая фонетика. Аллитерация и ассонанс | Определение роли ассонанса и аллитерации в поэтических текстах. Словесное рисование образов, которые создаются с помощью ассонанса и аллитерации |
3 | 1 | Звукоподражательные слова | Практическое занятие. Звукоподражание в загадках | Поиск в загадках средства поэтической фонетики. Разгадывание загадок, составление загадок |
4 | 1 | Словообразования | Практическое занятие. Выразительные средства словообразования в пословицах и поговорках | Знать роль уменьшительно-ласкательных суффиксов и приставок недо-, не-, пере- в пословицах и поговорках. Составление текстов с данными выразительными средствами |
5 |
| Гипербола Литота | Значение гиперболы и литоты в художественном произведении | Анализ текстов древнерусской литературы с целью определения роли гиперболы («Сказание о белгородском киселе», «Сказание о Кожемяке») |
6 |
| Аллегория | Аллегория как художественный прием | Анализ текстов басен И.А. Крылова, И.Хемницера, В.Майкова с целью определения роли аллегории |
7 |
| Эпитет | Роль эпитета в художественном произведении Комплексный анализ поэтического текста К.Бальмонт «Снежинки» | Объяснение учителя. Групповая работа с текстами. Выразительное чтение анализируемых стихотворений. Работа со «Словарем эпитетов русского языка» К.С. Горбачевича и Е.П. Хабло. Составление текстов с использованием эпитетов |
8 |
| Сравнение | Сравнение и способы его оформления | Составление таблицы способом оформления сравнений. Нахождение в текстах сравнения, определение их роли. Подбор сравнений к поэтическим предметам и явлениям |
9 |
| Олицетворение | Олицетворение и его роль в создании картин природы в художественном произведении | Анализ текста (А.Пушкин «Дубровский», стихи Ф.И.Тютчева и А.А. Фета). Создание собственных текстов с использованием олицетворения. Работа с деформированным текстом
|
10 |
| Метафора | Метафора и ее разновидности | Объяснить значение метафор в данных текстах (А.Пушкин «Дубровский», поэтические тексты), описать образы, созданные метафорами. Создание текстов с использованием метафор |
11 | 1 | Перефраз, описательный оборот | Выразительность перефразов в художественном произведении | Составление перефразов |
12 | 1 | Диалектизмы, просторечные слова | Лексические средства выразительности. Роль диалектных и просторечных слов в художественном произведении | Анализ стихотворений А.Некрасова. Лингвистические эксперименты |
13 | 1 | Историзмы, архаизмы | Цель употребления устаревших слов в поэзии и прозе | Лингвистический эксперимент: замена устаревших слов современными, наблюдение, что изменится в тексте |
14 | 1 | Неологизмы | Авторские неологизмы как яркий прием художественной выразительности | Поиск авторских неологизмов в произведениях В.Маяковского, создание авторских неологизмов |
15 | 1 | Омонимы | Омонимы как средство создания комического в художественном тексте | Игра со словом |
16 17 | 1 | фразеологизмы | Роль фразеологизмов в художественном произведении, их происхождение | Создание текста с использованием фразеологизма |
ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРАЛЫ
К ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ
«РОЛЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ В СОЗДАНИИ
ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА»
СРАВНЕНИЕ
Слово «сравнение» образовано от глагола «сравнить» («сравнивать»).
Ключевые слова и словосочетания: сравнивать, сходный, похожий, образ, перенос, сопоставление, скрытая метафора, скрытая метонимия.
Сравнение, -я, ср. — троп, при котором характеристика одноги предмета (качества, лица) дается через сопоставление его с другин предметом (веществом, лицом).
Сравнение — троп, состоящий в сопоставлении, сближеных предметов по их сходству, которое может быть явным или отдаленным и неожиданным. Обычно сравнение выражается с помощи слов как, будто, точно, словно, похоже и т. п. Могут быть сравнения в форме творительного падежа:
Раненым медведем
Мороз дерет.
(И. Асеев)
Особый вид сравнения составляют т. н. отрицательные сравнения
То не конский топ,
Не людская молвь...
(А.С. Пушкин)
Упражнение. Найдите в текстах сравнения.
1. Уснуло озеро; безмолвен черный лес;
Русалка белая небрежно выплывает;
Как лебедь молодой, луна среди небес
Скользит и свой двойник на влаге созерцает.
(А.А. Фет)
2. А сосны гнутся, как живые,
И так задумчиво шумят...
И, словно стадо птиц огромных,
Внезапно ветер налетит
И в сучьях спутанных и темных
Нетерпеливо прошумит.
(И.С. Тургенев)
3. Тускнеют угли. В полумраке
Прозрачный вьется огонек.
Так плещет на багряном маке
Крылом лазурным мотылек.
(А.А. Фет)
4. Дождик лил сквозь солнце, и под елью мшистой
Мы стояли точно в клетке золотистой.
(А.Н. Майков)
Проверьте себя
В первом примере луна сравнивается с молодым лебедем, плывущим по озеру: отражение луны скользит по водной глади так же плавно, как лебедь.
Во втором примере в сравнении сосны гнутся, как живые подчеркивается то, что сосны гибкие, молодые, высокие, находятся в постоянном движении под порывами ветра. Порыв ветра сравнивается с тем шумом, который вызывает большая стая птиц, когда она внезапно срывается с места, и затем еще какое-то время слышится постепенно затихающий шелест их крыльев.
В третьем примере огонек в тускнеющих углях сравнивается с трепетанием мотылька на багряном маке.
В четвертом примере блестящие под лучами солнца струи дождя сравниваются с золотистой клеткой, окружающей стоящих под дождем людей.
Упражнение 1. Найдите сравнения. Объясните их выразительную роль.
1. Надо мной
Между березой и сосной
В своей печали бесконечной
Плывут, как мысли, облака,
Внизу волнуется река, Как чувство радости беспечной.
(И.М. Рубцов)
2. Защурив глаза, я вижу, как в комнату льется солнце. Широкая золотая полоса, похожая на новенькую доску, косо влезает в комнату, и в ней суетятся золотинки
(И.С. Шмелев).
3. Облаком волнистым
Пыль встает вдали;
Конный или пеший —
Не видать в пыли!
(А.А. Фет)
4. Что россов та была падения причина —
Была пучком завязана лучина;
Колико руки не томить,
Нельзя пучка переломить,
Как россы, так она рассыпалась подобно,
И стало изломать лучину всю удобно.
(А.П. Сумароков)
5. Летнее утро. В воздухе тишина; только поскрипывает на берегу кузнечик да где-то робко мурлыкает орличка...
На небе неподвижно стоят перистые облака, похожие на рассыпанный снег
(А.П.. Чехов).
6. Воздух там чист, как молитва ребенка;
И люди, как вольные птицы, живут беззаботно.
(М.Ю. Лермонтов)
7. Стихи мои! Свидетели живые
За мир пролитых слез!
Родитесь вы в минуты роковые
Душевных гроз
И бьетесь о сердца людские,
Как волны об утес.
(Н.А. Некрасов)
8. Внизу глубоко подо мной
Поток, усиленный грозой
Шумел, и шум его глухой
Сердитых сотне голосов
Подобился.
(М.Ю. Лермонтов)
9. Нос, загнутый, словно клюв совы (М. Горький).
10. Молодой месяц — точно золотой серп (А.В. Кольцов).
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ (ПЕРСОНИФИКАЦИЯ)
Слово «олицетворение» образовано от глагола «олицетворять», что означает «выразить, представить в образе живого существа», то есть лица.
Ключевые слова и словосочетания: олицетворять, олицетворить/метафора, присвоить, эмоциональная выразительность.
Олицетворение, -я, ср. — разновидность метафоры, присвоение предметам неживой природы свойств живых существ. Нередко олицетворение создается с помощью обращений к явлениям природы как к живым и сознательным существам.
Олицетворением называют и перенос человеческих свойств на животных.
Упражнение 2. Найдите в текстах примеры, когда неживые предметы представлены как живые.
1. Ветер спит, и все немеет,
Только бы уснуть;
Ясный воздух сам робеет
На мороз дохнуть.
(А.А. Фет)
2. Тропами потаенными, глухими,
В лесные чащи сумерки идут.
Засыпанные листьями сухими,
Леса молчат — осенней ночи ждут.
(И.А. Бунин)
3. В сильный мороз березовые дрова весело трещат, а когда разгорятся — начинают гудеть и петь (И.С. Шмелев).
В первом примере выражения ветер спит, все немеет, воздух робеет создают картину тишины, умиротворения, покоя. Во втором — образ сумерки идут рисует яркую картину того, как постепенно, от края к чаще, темнеет в лесу, лес накрывает темнота. Леса молчат — осенней ночи ждут — это выражение создает образ затаившейся перед приходом зимы природы, когда листья уже опали и в лесах наступила тишина.
В третьем примере выражения дрова трещат, начинают гудеть и петь создают веселую картину тепла на фоне зимней стужи.
Во всех примерах использованы слова в переносном значении, признаки или действия неживой природы наделяются свойствами одушевленных существ на основе их сходства, то есть происходит метафорический перенос наименования.
Упражнение 3. Найдите в текстах олицетворения. Объясните их употребление и выразительную роль.
1. Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком.
(С. А. Есенин)
2. Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч.
(А.С. Пушкин)
3. Вешних дней минутны грозы,
Воздух чист, свежей листы...
И роняют тихо слезы
Ароматные цветы.
(А.А. Фет)
4. Светило солнце ласково,
Дышало утро раннее
Прохладой, ароматами
Косимых всюду трав...
(Н.А. Некрасов)
5. На родину тянется туча,
Чтоб только поплакать над ней.
(А.А. Фет)
6. Знойный и душный полдень. На небе ни облачка... Выжженн солнцем трава глядит уныло, безнадежно: хоть и будет дождь, ноу не зеленеть ей...
Лес стоит молча, неподвижно, словно всматривается куда-то св ими верхушками или ждет чего-то (А.П. Чехов).
МЕТАФОРА
Слово «метафора» по-гречески означает «перенос». Имеется в виду перенос наименования с одного предмета на другой. Чтобы такой перенос смог произойти, у этих предметов должно быть какое-нибудь сходство, они должны быть чем-то похожи.
Ключевые слова и словосочетания: значение слова, прямое значение, переносное значение, сходство, метафорический образ, художественный образ, художественное сходство, похожий.
Метафора, -ы, ж. -— это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку. В результате такого переноса создается художественный образ. Метафора — одно из ярких средств выразительности в поэтической, художественной речи.
При всей важности метафор их отсутствие не означает отсутствия выразительности художественного произведения. Классический пример — стихотворение «Я вас любил...» А.С. Пушкина.
Метафоры сохраняют внутреннюю форму, они мотивированы и занимают основное место среди средств лексической выразительности. Подобно сравнению, метафора может быть простой и развернутой.
По отношению к обозначаемому предмету различают два вида метафор. Для метафор первого типа это отношение понимается однозначно {«-...утро года...», А.С. Пушкин). На основе таких метафор строятся аллегории.
Метафоры второго типа допускают разные толкования, иногда их вообще трудно соотнести с конкретным предметом {«Проскакал на розовом коне...», «Синий плат небес...», С.А. Есенин; «Ель рукавом мне тропинку завесила...», АА. Фет). Такие метафоры приближаются к символу, так как в метафоре содержится скрытое cpaвнение.
«Иносказательные слова и обороты характеризуются тем, что каждом из них одно слово заменяется другим по принципу сходен (смежности, контраста) обозначаемых ими явлений жизни. Так строятся обычные одночленные метафоры. Иное отношение представлений и выражаемых ими слов в метафорическом обороте звезды глаз. Лучистые по своему взгляду глаза по сходству отождествляйся со звездами, но звезды не одно из свойств глаз, а сами глаза в цельности. Здесь иносказательное обозначение явления не замени прямого. Это двучленная метафора в грамматической форме родительного падежа. В.П. Григорьев называет их сравнения-метафоры (огромных башен лес, горьких душ)». (Т.Н. Поспелов.)
Однако в отличие от двучленного сравнения, в котором содержится и то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается, метафора включает в себя только второе, что создает компактность и образность употребления слов.
Через метафорическое значение слов и словосочетаний писал передает индивидуальность, неповторимость предметов, проявляя при этом глубину и характер собственного ассоциативно-образного мышления, видения мира, меру таланта (ср.: «Важнее всего быть искусным в метафорах. Только этого нельзя перенять от другого — это признак таланта». — Аристотель. «Поэтика»),
Вместе с тем в творчестве поэтов, принадлежащих к одному литературному направлению (ср. метафоры романтиков, имажинист» др.), формируются определенные типы метафор и других образ! средств. Со временем они утрачивают свою художественную ценность, теряется свежесть их восприятия, после чего такие метафоры как правило, не воспроизводятся.
Для поэтических текстов В.А. Жуковского характерны метафоры; с отвлеченным значением, определить которое трудно, часто не« можно. Неясный, туманный смысл метафор Жуковского обусловлен прежде всего задачами литературного направления, к которому принадлежал: выразить в поэзии субъективное чувство автора, его надежды, «высокомерные мечтанья»:
Цвет жизни был сорван, увяла душа;
В ней скука сменила надежду.
(«Теон и Эсхил»)
Не унывай же, ободрись
Еще ты в цвете лет.
(«Утешенье в слезах»)
В произведениях Е.А. Баратынского и А.С. Пушкина метафоры имеют более конкретное содержание по сравнению с языком поэтов-романтиков.
У поэтов и писателей 2-й половины XIX в. степень отрыва переносного значения слова от нормативного в метафорах, как правило, еще меньшая, чем у их предшественников. Авторские метафоры Н.А. Некрасова, А.В. Кольцова, А.А. Фета глубоко мотивированы: они сохраняют внутреннюю форму. И вместе с тем у этих поэтов метафоры обладают индивидуальностью, неповторимостью.
В поэзии XX века возрождается употребление развернутых метафор, а характер простых метафор существенно меняется. С развитием русской советской поэзии связано увеличение семантического разнообразия метафор и контактирующих с ними метафорических эпитетов, что в совокупности передает цельное образное впечатление, подобно тому, которое остается от восприятия картины художника.
Скрытая метафора содержится в названиях многих произведений: «Осень» Е.А. Баратынского, «Дым», «Новь» И.С. Тургенева, «Обрыв» И.А. Гончарова и др.1
Упражнение 4. Найдите в текстах имена существительные, употребленные в переносном значении. Объясните значение метафор. На основе какого сходства стал возможен такой перенос?
1. Отсталых туч над нами пролетает
Последняя толпа.
Прозрачный их отрезок мягко тает
У лунного серпа.
(А.А. Фет)
2. Вся в пыли торчит щетина
Придорожного хвоща.
(Саша Черный)
3. Пошел снег. Все пространство от земли до неба наполнили тихим шорохом. Ветер сперва кружил: то в спину толкал, то с боки Потом наладился встречный — в лоб. В ушах засвистело, в лицо га летели тысячи маленьких холодных пуль (В.М. Шукшин).
Проверь себя
Толпа туч — метафора подчеркивает большое количество, беспорядочность, суетливое движение, свойственное людской толпе.
Лунный серп — образ растущей луны, формой похожей! крестьянский серп.
Щетина хвоща — в основе метафоры внешнее сходство растен! и щетины и сходство ощущений при прикосновении к тому и другом),
Тысячи маленьких холодных пуль — метафора создает образ стремительно летящего мелкого колючего снега, чей полет сопровождается свистом, напоминающим свист пуль.
Упражнение5. Найдите метафоры в следующих текстах. Опишите создаваемые ими образы.
1. Россия! В злые дни Батыя
Кто, кто монгольскому потопу
Возвел плотину, как не ты?
(В.Я. Брюсов)
2. «Золото, золото падает с неба!»
Дети кричат и бегут за дождем...
— Полноте, дети, его мы сберем,
Только сберем золотистым зерном
В полных амбарах душистого хлеба!
(А.И. Майков)
3. Топи да болота, синий плат небес.
(С.А. Есенин)
4. Мотоцикл вырулил из деревни, воткнул в ночь сверкающе лезвие света и помчался по накатанной ровной дороге в райцентр (В.М. Шукшин).
5. Ель рукавом мне тропинку завесила.
(А.А. Фет)
Упражнение 6. Расскажите, используя ключевые слова и словосочетания, что вы узнали о метафоре.
РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС
Прилагательное «риторический» образовано от слова «риторика» — наука о красноречии, ораторском искусстве (греческое rhetoreke — ораторское искусство), ритор — оратор, то eсть человек, обладающий даром красноречия, искусством выразительной речи. Риторический — относящийся к риторике. Вопрос — словесное обращение, требующее ответа.
Ключевые слова и словосочетания: риторика, риторический вопрос, вопросительное предложение, вопросительным утверждение, эмоциональность, выразительность, выразительная интонация.
Риторический вопрос — фигура, в которой в форме вопроса содержится утверждение. Риторический вопрос не требует он используется, чтобы усилить эмоциональность, выразительность речи.
Риторический вопрос — предложение, вопросительное по структуре, передающее, подобно повествовательному предложи общение о чем-то. Таким образом, в риторическом вопросе имеется противоречие между формой (вопросительная структура) и содержанием (значение сообщения).
Сообщение в риторическом вопросе всегда бывает связано с выражением различных эмоционально-экспрессивных значений.
Их основой является то, что риторический вопрос возникает всегда в условиях противодействия как эмоциональная реакция протеста. Поэтому для риторического вопроса характерно противоречие формы и содержания по признаку утвердительность - отрицательность. Так, предложения, отрицательные по форме, передают утвердительное сообщение, а предложения с утвердительной формой имеют значение отрицания.
В качестве риторического вопроса могут употребляться предложения любой вопросительной структуры: с местоименным вопросительным словом, с вопросительной частицей, без специальных вопросительных слов.
Риторический вопрос не требует ответа. Риторический вопрос всегда синонимичен повествовательному предложению.
После риторического вопроса ставится вопросительный знак, иногда — восклицательный, изредка пользуются сочетанием того и другого.
Упражнение 7. Сравните предложения в части I и части II. Выделите предложения, в которых содержится вопрос. Что в них общего?
1а. Доколе, счастье, ты венцами
Злодеев будешь украшать?
(М.В. Ломоносов)
1б. Видали вы литовские цветные пояса?
Как будто вдоль овса —
Средь маков васильковая струится полоса.
(Саша Черный)
II а. Богатство хорошо иметь;
Но должно ль им кому гордиться сметь?
В собольей дурака я шубе видел,
Который всех людей, гордяся, ненавидел.
В ком много гордости, известно то, что тот,
Конечно, скот.
(А.П. Сумароков)
II б
«Помилуй ты меня, — сказал он с удивленьем, —
Чем любоваться тут? Твой хор
Горланит вздор!»
(И.А. Крылов)
Проверь себя
Общее — все эти предложения произносятся с вопросительной интонацией, в конце каждого стоит вопросительный знак. Эти предложения различаются тем, что в первых автор спрашивает, чтобы получить ответ на свой вопрос, а во вторых он заранее знает этот ответ. Убедимся в этом, если попробуем ответить на заданные в текстах вопросы. Ответов на первый вопрос может быть очень много. На второй вопрос можно дать противоположные ответы. (Да. Нет.) Ответ на третий вопрос автор знает: богатством гордиться нельзя. Это подтверждает последующий текст. Таков же ответ на четвертый вопрос: любоваться тут нечем, и это тоже подтверждают последующие строки.
Первое и второе предложения содержат простой вопрос, а третье и четвертое — риторический вопрос. Риторический вопрос не требует ответа, он сам утверждает то, о чем спрашивает. Можно сказать, что третье и четвертое предложения под видом вопроса содержат утверждение. Зачем же в таком случае используется вопросительное предложение?
Попробуем выразить те же мысли в форме повествовательного предложения: «Никто не должен сметь гордиться богатством. Любоваться тут нечем». Что изменилось? Смысл предложений остался прежним, но исчезла эмоциональность и выразительность, которые вносило вопросительное построение предложений или риторический вопрос.
Упражнение 8. Найдите в следующих текстах риторические вопросы. Объясните, что они утверждают и для чего используются.
1. Что так теснит боязнь мой дух?
Хладнеют жилы, сердце ноет!
Что бьет за странный шум в мой слух?
Пустыня, лес и воздух ноет!
(М.В. Ломоносов)
2. Душою — там, я сердцем — здесь.
А сердце как смирить?
Я узел должен видеть весь,
Но как распутать нить?
(К.Д. Бальмонт)
3. На что бы походило,
Когда б в правлении, в каком бы то ни было,
Не с высших степеней, а с высших начинать
Порядок наблюдать?
(И.И. Хемницер)
4. О смертные, на что вы смертию спешите?
Что прежде времени вы друг друга губите?
Или ко гробу нет кроме войны путей?
Везде вас тянет рок насильством!
(М.В. Ломоносов)
Упражнение 9. Расскажите, что вы узнали о риторическом вопросе, используя ключевые слова и словосочетания и примерный план ответа.
План
1. Происхождение термина
2. Значение слов, входящих в терминологическое словосочетание.
3. Значение термина.
4. Особенности фигуры, обозначенной термином.
5. Выразительная роль фигуры, обозначенной термином.
6. Примеры использования фигуры в речи.
РИТОРИЧЕСКОЕ ВОСКЛИЦАНИЕ
Существительное «восклицание» образовано от глагола «восклицать» и обозначает «возглас, выражающий сильное чувство».
Ключевые слова и словосочетания: риторический, восклицать, восклицание, восклицательное предложение, восклицательный знак, восклицательная интонация, утверждение, эмоциональность, эмоциональная окраска, воодушевление, приподнятость, торжественность.
Риторическое восклицание — фигура, в которой в форме восклицания содержится утверждение. Риторическое восклицание отличается эмоциональностью, произносится с торжественностью, приподнятостью, воодушевлением. Служит для усиления выразительности речи.
Упражнение 10. Расскажите о происхождении слова «риторический». (Для справки обратитесь к теме «Риторический вопрос».)
Упражнение 11. Сравните предложения в части I и части II. Выделите предложения, в которых только выражается сильное чувство.
1а. Увы! пред властию чужой Склонилась гордая страна. (М.Ю. Лермонтов)
16. То было в утро наших лет — О счастие!о слезы! О лес! о жизнь! о солнца свет! О свежий дух березы!
(А.К. Толстой)
II а. Орлам случается и ниже кур спускаться: Но курам никогда до облак не подняться!
(И.А. Крылов)
III б. Плакала Саша, как лес вырубали, Ей и теперь его жалко до слез. Сколько тут было кудрявых берез!
(Н.А. Некрасов)
Проверь себя
Увы! — выражает сильное сожаление, горечь от того, что говорится в следующем предложении. В примере 16 слышится восторг с оттенком грусти, вызванный воспоминаниями о юности. В предложениях Па и Пб, кроме эмоциональной окраски, содержится утверждение: «Но курам никогда до облак не подняться!» и «Сколько тут было кудрявых берез!»
Что общего у всех выражений? Все они имеют эмоциональную окраску, то есть передают воодушевление, приподнятость, торжественность и другие оттенки, все они заканчиваются восклицательным знаком и произносятся с восклицательной интонацией, являются восклицательными предложениями. Но в первых эмоциональная окраска является главным, а во вторых в эмоциональной форме передается утверждение. Первые являются простым восклицанием (как правило, в такой роли выступают междометия и обращения), вторые являются риторическим восклицанием.
Упражнение 12. Найдите в следующих текстах риторические восклицания, объясните, что они утверждают, какие эмоции передают, какую эмоциональную окраску придают речи.
1. Как много ручейков текут так смирно, гладко И как журчат для сердца сладко,
Лишь только оттого, что мало в них воды!
(И.А. Крылов)
2. О! Как легко! Как грудь свободно дышит! Широкий горизонт расширил душу мне.
(А.Н. Майков)
3. Какое странное, манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога! и как чудна она сама, эта дорога (Н.В. Гоголь).
4. А весна хороша, хороша! Охватила всю душу сиренями. Поднимай же, скворешню, душа, Над твоими садами весенними.'
(Н.А. Заболоцкий)
5. Сядем здесь, у этой ивы, Что за чудные извивы На коре вокруг дупла!
А под этой ивой как красивы Золотые переливы Струй дрожащего стекла!
(А.А. Фет)
Упражнение 13. Расскажите, что вы узнали о риторическом восклицании, используя ключевые слова и словосочетания.
РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ
Существительное «обращение» образовано от глагола «обращаться», «обращать» и обозначает слово или группу слов, которыми называют того, к кому обращаются с речью.
Ключевые слова и словосочетания: риторический, обращение, интонация, выразительность, патетичность, эмоциональное состояние, оттенки настроения, торжественность.
Риторическое обращение — фигура, в которой в форме обращения к неодушевленным предметам, явлениям, понятиям и т. п. выражается различное отношение автора к тому, о чем говорится, передается торжественность, патетичность, приподнятость и другие оттенки настроения.
Изучив риторические обращения, М.В. Ломоносов отметил: «Сею фигурою можно советовать, засвидетельствовать, обещать, грозить, хвалить, насмехаться, утешать, желать, прощаться, сожалеть, повелевать, запрещать, прощения просить, оплакивать, жаловаться, просить, толковать, поздравлять и проч., к кому слово... обращается».
Упражнение 14. Сравните предложения в I и II части.
1а. Друзья мои! Прекрасен наш союз.
Он, как душа, неразделим и вечен.
(А.С. Пушкин)
16. Разбуди меня завтра рано,
О моя терпеливая мать!
(С.А. Есенин)
II а. Колокольчики мои,
Цветики степные!
Что глядите на меня,
Темно-голубые?
(А.К. Толстой)
II 6. Цветы, любовь, деревня, праздность,
Поля! Я предан вам душой.
(А.С. Пушкин)
Проверь себя
Найдите обращения в I части. К кому они относятся? «Друзья мои» — обращается А.С. Пушкин к своим лицейским друзьям. «Моя терпеливая мать» — обращение С.А. Есенина к матери. Оба обращения относятся к конкретным людям, они использутся, чтобы привлечь внимание собеседника (адресата речи). Это просые обращения.
В части II обращения относятся к неодушевленным предметам — там, деревьям, полям, отвлеченным понятиям и т.п. Эти предметны могут быть собеседниками автора, не могут ответить на его обращение. Зачем же автор к ним обращается?
Такие обращения придают речи торжественность, патетичность, выразительность, показывают эмоциональное состояние автора. Эти обращения называются риторическими.
Упражнение 15. Найдите среди примеров риторические обращения.
1. О утра час благословенный,
Дражайших нам златых веков!
О вестник счастья, вожделенный
Для нас и будущих родов!
(М.В. Ломоносов)
2. Танцовщик! Ты богат.
Профессор! Ты убог.
Конечно, голова в почтенье меньше ног.
(А.П. Сумароков)
3. 0 Волга! После многих лет
Я вновь принес тебе привет.
(Н.А. Некрасов)
4. Вы, бурны вихри, не дерзайте
Подвигнуть ныне глубину.
(М.В. Ломоносов)
5. О, глубокая ночь!
О холодная осень! Немая!
(К.Д. Бальмонт)
Упражнение 16. Расскажите, что вы узнали о риторическом обращении, используя ключевые слова. Повторите план ответа (см. тему «Риторический вопрос»).
Упражнение 17. Передайте устно содержание терминов риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение.
Упражнение 18. Что общего у этих трех выразительных средств художественной речи? Чем они отличаются?
ИНВЕРСИЯ
Латинское слово «инверсия» имеет значение «перестановка, переворачивание».
Ключевые слова и словосочетания: порядок слов, прямой порядок слов, обратный порядок слов, подчеркивание смысла, усиление выразительности.
В русском языке существует прямой и обратный порядок слов.
Инверсия, -и, ж. — это нарушение прямого порядка слов. Второе, на что следует обратить внимание: инверсия — это художественный прием, прибегая к которому автор достигает интонационно* и стилистической выразительности. Перестановка частей фразы придает ей своеобразный выразительный оттенок.
Сравните несколько определений данного художественного приема. Есть ли принципиальные различия между ними?
Инверсия — изменение обычного порядка слов в предложении целью подчеркивания смысловой значимости какого-либо слова или придания всей фразе особой стилистической окрашенности (Словарь русского языка в 4-х томах).
Инверсия синтаксическая — расположение слов в предложении или фразе в ином порядке, чем это установлено правилами грамматики; при удачной инверсии синтаксической резко меняющаяся интонация придает стиху большую выразительность (А.П. Квятковский).
Упражнение 19. Выполните упражнение по нахождению инверсии. Определите прямой и обратный порядок слов. Укажите схемы сочетаний слов, где представлена инверсия.
Подлежащее — сказуемое; сказуемое — подлежащее.
Определение — определяемое слово, выраженное существительным; определяемое слово, выраженное существительным — определение.
Обстоятельство, выраженное существительным с предлогом — определяемое слово; определяемое слово — обстоятельство, выравненное существительным с предлогом.
Определяемое слово — дополнение, выраженное существительным с предлогом; дополнение, выраженное существительным с предлогом — определяемое слово.
ГРАДАЦИЯ
Слово «градация» в латинском языке означает «постепенное повышение, усиление».
Ключевые слова и словосочетания: усиление (признака, действия), нарастание (признака, действия), ослабление (признака, действия), однородные выразительные средства, нанизывание понятий.
Градация, -и, ж. — фигура в виде синтаксической конструкции, внутри которой однородные выразительные средства (эпитеты, сравнения, метафоры и т.п.) располагаются в порядке усиления или ослабления признака.
Упражнение 20. Прочитайте примеры. Найдите в них однородные выразительные средства, которые располагаются в порядке усиления или ослабления I признака.
1. Чистое, непорочное, прекрасное, как невеста, стояло перед ним произведение художника. Скромно, божественно, невинно и просто, как гений, возносилось оно над всем (Н.В. Гоголь).
2. А идти становилось все труднее. Ветер ревел, бил людей холодными мокрыми ладонями, пытался свалить с ног. Вверху нечто безобразно огромное, сорвавшееся с цепей, бесновалось, рыдало, выло! (В.М. Шукшин).
3. То не конский топ, не людская молвь, Не труба трубача с поля слышится, А погодушка свищет, гудит, Свищет, гудит, заливается. (А.С. Пушкин)
Проверь себя
В первом примере однородные эпитеты чистое, непорочное, прекрасное расположены по степени нарастания, yсиливают передачу впечатления от картины.
Во втором примере однородные олицетворения расположены степени убывания, ослабления действия (бесновалось, рыдало, выло).
В третьем случае однородные олицетворения расположены рядке нарастания: свищет, гудит, заливается.
Все эти выразительные средства создают впечатление развивающегося действия или ощущения.
Упражнение 21. Найдите в текстах примеры градации, объясните, по какому признаку располагаются ее члены, опишите ее выразительную роль.
1. Не слыша, не видя, не внимая, он несется по легким следам прекрасных ножек, стараясь сам умерить быстроту своего шага, летевшего под такт сердца (Н.В. Гоголь). 2. Русь! Русь! Вижу теб! моего чудного, прекрасного далека, тебя вижу: бедно, разброса] неуютно в тебе... (Н.В. Гоголь.)
3. О скорбный лютый день и варварски ужасный,
День, мне и сродникам для пагубы опасный!
(М.В. Ломоносов)
4. Милая, добрая, старая, нежная,
С думами грустными ты не дружись.
(С.А. Есенин)
5. Задремавшая река
Отражает облака,
Тихий, бледный свет небес,
Тихий, темный, сонный лес.
(К.Д. Бальмонт)
Упражнение 22. Расскажите о градации, используя ключевые слова и словосочетания. Найдите примеры градации в произведениях русских писателей.
АНТИТЕЗА (ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ)
Слово «противопоставление» образовано от глагола «противопоставлять» (противопоставить). Этому русскому термину соответствует греческий термин «антитеза», что означает «положение, противоположное другому положению».
Ключевые слова и словосочетания: противопоставлять, противопоставление, противоположный, сопоставлять, сравнивать, противоречие,*антонимы общеязыковые, антонимы контекстуальные, контраст.
Противопоставление (антитеза) — троп, в основе которого лежит резкое противопоставление, противоречие тех предметов, понятий, которые сравниваются. Обычно противопоставление выражается с помощью антонимов, общеязыковых или контекстуальных. Противопоставление усиливает выразительность речи.
Антитеза, -ы, ж. — художественный прием, противопоставление слов, образов, персонажей, элементов, композиций и т. п. Антитеза широко используется в фольклоре, басне, эпиграмме и др. малых жанрах. («Волк и ягненок», «Слон и Моська»). В крупных жанрах может применяться как композиционный прием («Война и мир» Л.Н. Толстого, «Живые и мертвые» К. Симонова).
Упражнение 23. Найдите в текстах противопоставление.
1. Ты богат, я очень беден,
Ты — прозаик, я — поэт.
(А.С. Пушкин)
2. Мой верный друг! мой враг коварный!
Мой царь! мой раб! родной язык!
(В.Я. Брюсов)
3. Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная, Матушка-Русь!
(Н.А. Некрасов)
Проверь себя
В основе всех противопоставлений в этих примерах лежат антонимы. Эти слова являются антонимами всегда (богат — беден, друг — враг, могучая — бессильная — общеязыковые антонимы) или только в данных текстах (прозаик — поэт царь — раб, убогая — обильная — контекстуальные антонимы) но все они противостоят друг другу и тем самым усиливают признай которые называют, оттеняют тот признак, по которому сравниваются сопоставляются, противопоставляются предметы, о которых идет речь, усиливают в целом выразительность речи.
Упражнение 24. Найдите в текстах примеры противопоставления. Объясните, какие антонимы в нем использованы, как это противопоставление влияет на выразительность текста.
1. Полюбил ученый — глупую,
Полюбил румяный — бледную...
(М.И. Цветаева)
2. Мне грустно потому, что весело тебе.
(М.Ю. Лермонтов)
3. То сердце не научится любить,
Которое устало ненавидеть.
(Н.А.. Некрасов)
4. У сильного всегда бессильный виноват.
(И.А. Крылов)
5. Я — царь, я — раб, я — червь, я — Бог.
(Г.Р. Державин)
Упражнение 25. Используя ключевые слова и словосочетания, расскажите о противопоставлении. Приведите примеры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль изобразительно-выразительных средств в создании художественного образа
Тот, кто хочет стать личностью, должен научиться воспринимать слово, письменное и устное. Для этого надо много читать. Главная задача читателя – вникнуть в то, что изобразил писатель, понять, какую мы...
Артемова Ю.С. Программа элективного курса "Роль личности в истории" для обучающихся 11 классов
Цель элективного курса - расширение знаний учащихся о роли личности в истории. В настоящее время это имеет большое значение. Движение современного общества вперед требует от подрастающего поколения и...
Программа элективного курса "Роль личности в истории"
История никогда не была безликой. Связь отдельной эпохи с конкретным человеком, его судьбой , была , есть и будет всегда. Скупые строки учебника не дают понимание мотивов и сущности деятельности лично...
Рабочая программа элективного курса "Основы поэтики. Теория и практика анализа художественного текста"
Рабочая программакурса "Основы поэтики: теория и практика анализа художественного текста" для 10 и 11 классов Разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного ста...
Рабочая программа элективного курса "Основы поэтики: теория и практика анализа художественного текста"
Рабочая программа составлена на основе программы Е.А.Зининой "Основы поэтики: теория и практика анализа художественного текста"...