роль изобразительно-выразительных средств языка
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе (9 класс) на тему

Алимова Зарема Ремзиевна

Таблица поможет обучающимся 9-х и 11-х классов при анализе текста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОЛЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА

Многозначные слова в тексте

- позволяют выразить  оттенки смысла;

- служат для создания ярких образов;

- усиливают эмоциональность речи;

- служат для выражения авторской оценки.

Книжная лексика

- придаёт речи возвышенную окраску;

- является средством речевой характеристики героя;

- позволяет выразить авторскую оценку.

Лексические повторы

- выделяют в тексте важное понятие;

- придают речи эмоционально-экспрессивную окраску, усиливают выразительность;

- однокоренные слова могут противопоставляться в контексте, придавая тексту особую афористичность: Служить бы рад – прислуживаться тошно.

Эпитеты

- характеризуют предметы, образно описывают действия;

 - придают речи красочность и выразительность.

Синонимы

 - синонимы позволяют наиболее точно выразить мысль, найти слово, передающее нужный оттенок смысла;

- с  помощью синонимов может уточняться значение каких-либо слов, особенно заимствованных или специальных;

-  в некоторых случаях синонимы используются для противопоставления понятий;

- синонимы могут служить средством создания градации.

Антонимы

- служат средством создания антитезы: Добро торжествует у него над злом, слабый всегда побеждает сильного, мудрый - глупого, скромный - гордого (А.Чехов).

- могут использоваться для выражения полноты охвата явлений: Войска идут день и ночь… (А. Пушкин)

- помогают создавать каламбур: Молодая была уже не молода (ИИльф, Е.Петров).

Тематическая группа слов

Слова одной тематической группы слов задают тему текста, позволяют автору создать определѐнный фон, на котором будет разворачиваться действие:

мороз, снег, метель, позѐмка, сугроб.

Оценочная лексика

Это слова, которые включают в себя элемент оценки: зачинщик - зачинатель …

Слова с эмоциональной окраской могут включать разнообразные оттенки: иронический, неодобрительный, презрительный, ласкательный, торжественно-приподнятый и т.п.

Устаревшие  слова

- используются для воссоздания колорита эпохи: Безвозвратно ушѐл в прошлое XIX век с его каретами, двуколками и дилижансами.

- придают речи оттенка торжественности, патетической взволнованности: На уважении к слову и зиждется здание русской словесности.                                   - служат для создания комического эффекта, иронии: Сей отрок отнюдь не блистал талантами и часто огорчал родителей двойками.

Неологизмы

- позволяют обозначить новые предметы и явления, недавно появившиеся в жизни общества: Автор текста использует неологизм биеннале — так называют регулярно проводимые художественные выставки, фестивали.

- авторские неологизмы создают яркие, неповторимые образы: Анатолий Приставкин называет людей, которые уничтожают природу, «себятниками», тем самым создавая яркий образ вредителей всего живого 

Фразеологизмы

- афористично, кратко и ѐмко выражают мысль;

ярко и эмоционально описывают особенности душевного состояния человека;

- позволяют описать действия, поступки человека;

- делают речь героев яркой и неповторимой.

Метафора

- основываясь на ярких ассоциациях, создают ѐмкий образ;

- наглядно и образно представляют мысль, описывают предметы и действия;

-  придают речи эмоциональность.         

Перифраз

- оборот, заменяющий слово, используется для украшения речи (Петр Первый – основатель Петербурга, Пушкин – автор «Евгения Онегина»).

Сравнение

- сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них  с помощью другого («глаза, как небо, голубые»).

Гипербола

- преувеличение событий, чувств, силы, размера, значения для броской подачи предмета или явления.

Ирония

- носит отчужденно-насмешливый характер. Часто выступает в виде похвалы.

Гротеск

- используется в целях создания сатирического образа.

Инверсия

- придаёт особую выразительность целой фразе. Чаще встречается в стихах. Например:  Белеет парус одинокий… (Лермонтов)

Риторический вопрос

- выступает в значении утверждения и усиливает эмоциональность высказывания. Например: Отчего люди не летают? (А.Н.Островский)

Восклицательные предложения

- выражают различные эмоции автора и героев;

- усиливают эмоциональное воздействие текста на читателя;

- с помощью восклицания выделяют наиболее важные части текста.

Вопросительные предложения

- формулируют проблему, над которой размышляет автор:

Но как? Как изменить власть имущих? (А.Ростовский)

- образуют вопросно-ответные единства, позволяющие автору привлечь читателя к совместному размышлению, диалогу:

Кто мы такие без родной культуры? Люди, себя не знающие, родства не помнящие. Старая истина, но напомнить о ней никогда не грех. (Н.Самвелян)

- содержат риторический вопрос, акцентирующий внимание читателя на высказывании:

Кто же из нас не слышал о том, что в споре рождается истина? Вы наверняка сталкивались с заядлыми спорщиками, которые готовы спорить до хрипоты из-за любой мелочи. (Л. Павлова)

Вводные слова

- оказывают последовательность изложения мыслей: во-первых, во-вторых, наконец и др.

- выражают оценку достоверности изображаемого: наверное, по-видимому, должно быть, разумеется, конечно;

- выражают чувства говорящего: к счастью, к несчастью, к сожалению;

- обозначают источник сообщения: по моему мнению, говорят, по словам… 

Обособленные определения

- помогают конкретизировать определяемое существительное, уточнить признак предмета:

Тут он бросает плед на мелкий белый песок у холма, высоко поднимающегося на западной стороне залива, и до самого завтрака лежит тут (И. Бунин).

- помогают автору наиболее полно раскрыть отличительные свойства предмета:

«Хорошо, что отложили на завтра», − думал он, рассматривая жука. Это Рыл большой узкий жук с живыми черными глазами, с длинными усами, похожий на интеллигентного дореволюционного авиатора в черном жилете из блестящего шелка, застегнутом доверху. А сюртук на нем был темно-серый, в мелкую светлую крапинку (В.Дудинцев)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль изобразительно-выразительных средств в создании художественного образа

Тот, кто хочет стать личностью, должен научиться воспринимать слово, письменное и устное. Для этого надо много читать. Главная задача читателя – вникнуть в то, что изобразил писатель, понять, какую мы...

Программа элективного курса «Роль изобразительно-выразительных средств в создании художественного образа»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАСреди стилей речи особое место занимает стиль художественной литературы. Одной его важной особенностью является большое количество выразительных средств. Другой важной чертой этог...

Роль изобразительно-выразительных средств языка в раскрытии идейно-художественного совершенства поэмы А.С.Пушкина "Медный всадник"

Статья содержит методические рекомендации к работе над выразительными средствами языка при изучении поэмы "Медный всадник". В частности, таких тем: "Образ Петербурга в поэме", "Проблема народного...

роль изобразительно-выразительных средств языка (таблица)

Материал таблицы поможет при анализе текста как на уроках русского языка и литературы, так и при подготовке к ГИА и ЕГЭ....

Подготовка к ЕГЭ. Таблица. Роль изобразительно-выразительных средств языка в тексте.

В таблице представлен материал о роли изобразительно - выразительных средств языка в тексте....

Роль изобразительно-выразительных средств в тексте

Роль изобразительно-выразительных средств в тексте...