роль изобразительно-выразительных средств языка
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе (9 класс) на тему
Таблица поможет обучающимся 9-х и 11-х классов при анализе текста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Таблица может при работе с текстом. | 21.56 КБ |
Предварительный просмотр:
РОЛЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА
Многозначные слова в тексте | - позволяют выразить оттенки смысла; - служат для создания ярких образов; - усиливают эмоциональность речи; - служат для выражения авторской оценки. |
Книжная лексика | - придаёт речи возвышенную окраску; - является средством речевой характеристики героя; - позволяет выразить авторскую оценку. |
Лексические повторы | - выделяют в тексте важное понятие; - придают речи эмоционально-экспрессивную окраску, усиливают выразительность; - однокоренные слова могут противопоставляться в контексте, придавая тексту особую афористичность: Служить бы рад – прислуживаться тошно. |
Эпитеты | - характеризуют предметы, образно описывают действия; - придают речи красочность и выразительность. |
Синонимы | - синонимы позволяют наиболее точно выразить мысль, найти слово, передающее нужный оттенок смысла; - с помощью синонимов может уточняться значение каких-либо слов, особенно заимствованных или специальных; - в некоторых случаях синонимы используются для противопоставления понятий; - синонимы могут служить средством создания градации. |
Антонимы | - служат средством создания антитезы: Добро торжествует у него над злом, слабый всегда побеждает сильного, мудрый - глупого, скромный - гордого (А.Чехов). - могут использоваться для выражения полноты охвата явлений: Войска идут день и ночь… (А. Пушкин) - помогают создавать каламбур: Молодая была уже не молода (ИИльф, Е.Петров). |
Тематическая группа слов | Слова одной тематической группы слов задают тему текста, позволяют автору создать определѐнный фон, на котором будет разворачиваться действие: мороз, снег, метель, позѐмка, сугроб. |
Оценочная лексика | Это слова, которые включают в себя элемент оценки: зачинщик - зачинатель … Слова с эмоциональной окраской могут включать разнообразные оттенки: иронический, неодобрительный, презрительный, ласкательный, торжественно-приподнятый и т.п. |
Устаревшие слова | - используются для воссоздания колорита эпохи: Безвозвратно ушѐл в прошлое XIX век с его каретами, двуколками и дилижансами. - придают речи оттенка торжественности, патетической взволнованности: На уважении к слову и зиждется здание русской словесности. - служат для создания комического эффекта, иронии: Сей отрок отнюдь не блистал талантами и часто огорчал родителей двойками. |
Неологизмы | - позволяют обозначить новые предметы и явления, недавно появившиеся в жизни общества: Автор текста использует неологизм биеннале — так называют регулярно проводимые художественные выставки, фестивали. - авторские неологизмы создают яркие, неповторимые образы: Анатолий Приставкин называет людей, которые уничтожают природу, «себятниками», тем самым создавая яркий образ вредителей всего живого |
Фразеологизмы | - афористично, кратко и ѐмко выражают мысль; ярко и эмоционально описывают особенности душевного состояния человека; - позволяют описать действия, поступки человека; - делают речь героев яркой и неповторимой. |
Метафора | - основываясь на ярких ассоциациях, создают ѐмкий образ; - наглядно и образно представляют мысль, описывают предметы и действия; - придают речи эмоциональность. |
Перифраз | - оборот, заменяющий слово, используется для украшения речи (Петр Первый – основатель Петербурга, Пушкин – автор «Евгения Онегина»). |
Сравнение | - сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них с помощью другого («глаза, как небо, голубые»). |
Гипербола | - преувеличение событий, чувств, силы, размера, значения для броской подачи предмета или явления. |
Ирония | - носит отчужденно-насмешливый характер. Часто выступает в виде похвалы. |
Гротеск | - используется в целях создания сатирического образа. |
Инверсия | - придаёт особую выразительность целой фразе. Чаще встречается в стихах. Например: Белеет парус одинокий… (Лермонтов) |
Риторический вопрос | - выступает в значении утверждения и усиливает эмоциональность высказывания. Например: Отчего люди не летают? (А.Н.Островский) |
Восклицательные предложения | - выражают различные эмоции автора и героев; - усиливают эмоциональное воздействие текста на читателя; - с помощью восклицания выделяют наиболее важные части текста. |
Вопросительные предложения | - формулируют проблему, над которой размышляет автор: Но как? Как изменить власть имущих? (А.Ростовский) - образуют вопросно-ответные единства, позволяющие автору привлечь читателя к совместному размышлению, диалогу: Кто мы такие без родной культуры? Люди, себя не знающие, родства не помнящие. Старая истина, но напомнить о ней никогда не грех. (Н.Самвелян) - содержат риторический вопрос, акцентирующий внимание читателя на высказывании: Кто же из нас не слышал о том, что в споре рождается истина? Вы наверняка сталкивались с заядлыми спорщиками, которые готовы спорить до хрипоты из-за любой мелочи. (Л. Павлова) |
Вводные слова | - оказывают последовательность изложения мыслей: во-первых, во-вторых, наконец и др. - выражают оценку достоверности изображаемого: наверное, по-видимому, должно быть, разумеется, конечно; - выражают чувства говорящего: к счастью, к несчастью, к сожалению; - обозначают источник сообщения: по моему мнению, говорят, по словам… |
Обособленные определения | - помогают конкретизировать определяемое существительное, уточнить признак предмета: Тут он бросает плед на мелкий белый песок у холма, высоко поднимающегося на западной стороне залива, и до самого завтрака лежит тут (И. Бунин). - помогают автору наиболее полно раскрыть отличительные свойства предмета: «Хорошо, что отложили на завтра», − думал он, рассматривая жука. Это Рыл большой узкий жук с живыми черными глазами, с длинными усами, похожий на интеллигентного дореволюционного авиатора в черном жилете из блестящего шелка, застегнутом доверху. А сюртук на нем был темно-серый, в мелкую светлую крапинку (В.Дудинцев) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад: Роль изобразительно-выразительных средств в определении проблемы текста, позиции автора
Тропы, поэтические фигуры речи...
Роль изобразительно-выразительных средств в создании художественного образа
Тот, кто хочет стать личностью, должен научиться воспринимать слово, письменное и устное. Для этого надо много читать. Главная задача читателя – вникнуть в то, что изобразил писатель, понять, какую мы...
Программа элективного курса «Роль изобразительно-выразительных средств в создании художественного образа»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАСреди стилей речи особое место занимает стиль художественной литературы. Одной его важной особенностью является большое количество выразительных средств. Другой важной чертой этог...
Роль изобразительно-выразительных средств языка в раскрытии идейно-художественного совершенства поэмы А.С.Пушкина "Медный всадник"
Статья содержит методические рекомендации к работе над выразительными средствами языка при изучении поэмы "Медный всадник". В частности, таких тем: "Образ Петербурга в поэме", "Проблема народного...
роль изобразительно-выразительных средств языка (таблица)
Материал таблицы поможет при анализе текста как на уроках русского языка и литературы, так и при подготовке к ГИА и ЕГЭ....
Подготовка к ЕГЭ. Таблица. Роль изобразительно-выразительных средств языка в тексте.
В таблице представлен материал о роли изобразительно - выразительных средств языка в тексте....
Роль изобразительно-выразительных средств в тексте
Роль изобразительно-выразительных средств в тексте...