Урок русского языка в 9 классе "Смысловые отношения между частями в сложносочиненном предложении".
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)
Урок русского языка в 9 классе "Смысловые отношения между частями в сложносочиненном предложении".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Петухи давно пропели и играют на рожке.
Петухи давно пропели, и играют на рожке.
Определим цели урока по опорным словам: повторить усвоить научиться
Повторить сведения о сложносочинённом предложении; сочинительные союзы; Усвоить особенности сложносочинённого предложения; чем отличается ССП от ПП с однородными членами предложения; научиться различать виды сложносочинённых предложений.
Сложносочиненные предложения Сложносочиненными называются такие сложные предложения, части которых связаны интонацией и сочинительными союзами. Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит. Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет Все деревья выпустили клейкие листочки, дуб же пока ещё стоит без листьев .
Разновидности смысловых отношений между частями сложносочиненного предложения:
Сложносочиненные предложения с соединительными союзами Соединительные союзы: и да (=и) ни…ни тоже также В этих сложносочиненных предложениях выражается: А) одновременность Б) последовательность В) причина И вот в туманной вышине запели птички, и восток озолотился. Люди сильно проголодались, лошади тоже нуждались в отдыхе.
Сложносочиненные предложения с разделительными союзами Разделительные союзы: то…то или (иль) либо…либо не то…не то то ли…то ли В этих сложносочиненных предложениях выражаются отношения: А) чередование Б) взаимоисключения То моросил дождь, то падали крупные хлопья снега. Лишь изредка олень пугливый через пустыню пробежит, или коней табун игривый молчанье дали возмутит.
Сложносочиненные предложения с противительными союзами Противительные союзы: а не только… но и но да (=но) однако зато В сложносочиненных предложениях одно явление сопоставляет с другим или противопоставляется другому Еще земли печален вид, а воздух уж весною дышит. Ей было около тридцати, однако она казалось совсем молодой девушкой.
Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения Между частями сложносочиненного предложения обычно ставится запятая, реже – точка с запятой. Не то дождь моросит, не то снежная крупа сыплется. Сидел рыбак весёлый на берегу реки; и перед ним по ветру качались тростники.
Между частями сложносочиненного предложения иногда ставится тире перед союзом и (реже перед союзами но),если в предложении содержится резкое противопоставление или указывается на быструю смену событий. Вот север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл – и вот сама Идет волшебница зима. Надо успеть записать. Малейшая задержка — и мысль, блеснув, исчезнет. Душа, как прежде, каждый час полна томительною думой – но огонь поэзии погас.
В сложносочиненном предложении запятая не ставится: 1.Если его части объединены общим второстепенным членом или общим придаточным предложением Сквозь дождь лучилось солнце и раскидывалась радуга от края до края. Когда взошло солнце , роса высохла и трава позеленела. 2 . Если все его части являются вопросительными, побудительными, восклицательными предложениями Это кто такие и что им надобно? Пусть светит солнце и птицы поют!
3.Если части сложносочиненного предложения имеют общее вводное слово, общий обособленный член или общую, поясняемую ими, часть сложного предложения Словом , время уже истекло и пора было уходить. Вопреки предсказаниям синоптиков , небо уже прояснилось и дождь перестал. Останавливаться было нельзя : ноги засасывало и следы наливались водой. 4.Если части сложносочиненного предложения представляют собой безличные или неопределенно-личные предложения с одинаковой формой сказуемого С деревьев капало и вокруг пахло листвой.
Примечание. Между частями сложносочиненного предложения может стоять запятая и тире как единый знак препинания Оскалив зубы, староста стал драть его кнутом по чем попало, — и от боли и от ужаса Аверкий проснулся весь в слезах. На очереди были полицейские пункты, — и там о Давиде никто ничего не слыхал. Такое разделение частей сложносочиненного предложения несколько устарело.
Задание Выделите в предложениях грамматические основы, определите, какая смысловая связь существует между простыми предложениями в составе сложносочинённых, с помощью каких союзов она выражается. Сучок хрустнул, и ветка обломилась. В ёлках нависла синяя тишина, а плакучие берёзы опустили вниз свои зелёные косы. То тихо откроется калитка, то скрипнет дверь.
Тест Ознакомьтесь с предложениями, выполните задания. А. Снег шуршит под ногами и ему больше уже не белеть на мостовой. Б. Открыли дверь в сад, и оттуда повеяло тонким и вязким запахом. В. Тихо дышит зимний лес, почуяв приближение весны, и постепенно пробуждается ото сна. Г. В лесу тихо-тихо и пахнет сосняком и травой. 1. Укажите предложение, в котором допущена ошибка в постановке знака препинания. А. Б. В. Г. 2. Укажите сложносочинённые предложения. А. Б. В. Г. 3. Какое значение вносит союз в сложносочинённое предложение То вдруг пустит трель соловей, то закрякает утка ? А. одновременность явлений. Б. последовательность В. чередование Г. противопоставление 4 . Найдите предложение с союзом однако (знаки препинания не проставлены). А. В кустах раздался шорох однако вскоре он затих. Б. В кустах раздался шорох вскоре однако он затих.
Вывод: Сложносочиненным предложением (ССП) называют такой тип СП, в котором части соединены при помощи сочинительных союзов. При соединении частей с помощью сочинительных союзов части остаются относительно независимы друг от друга, между ними устанавливаются равноправные отношения. Более конкретные смысловые отношения выявляются из значения союзов, стоящих между частями.
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Класс 9
Тема урока «Смысловые отношения между частями в сложносочиненном предложении»
Цель урока:
создать условия для достижения образовательных результатов:
- личностных (осознание эстетической ценности русского языка, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью);
- метапредметных ( овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, способность к преобразованию информации, способность определять цели предстоящей учебной деятельности)
- предметных (различать смысловые отношения в сложносочиненном предложении)
Задачи урока:
- формировать понятие о сложносочинённом предложении,
- повторить сочинительные союзы;
- способствовать совершенствованию умения отличать сложносочинённое предложение,
- формировать навык построения схемы сложносочинённого предложения;
Тип урока – урок усвоения знаний.
Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке: компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Смысловые отношения в сложносочиненном предложении», тетрадь, раздаточный материал.
- Организационный момент
Добрый день, ребята!
Сегодня наш урок я хотела бы начать словами Е.Евтушенко.
Людей неинтересных в мире нет,
Их судьбы как истории планет,
У каждой всё особое, своё,
И нет планет, похожих на неё.
Какие ассоциации рождают у вас эти строки?
Я произношу эти слова и представляю каждого из вас, интересного и неповторимого. Именно такими я хочу видеть вас на каждом уроке.
Посмотрите на предложение, написанное на доске.
Петухи давно пропели и играют на рожке.
Читая это предложение, трудно удержаться от улыбки:
получается, что петухи сначала возвестили своим кукареканьем начало дня, а потом они же, а не пастух, заиграли на рожке.
-Какое перед нами предложение?
Отвечают:
-простое предложение с однородными сказуемыми, соединенными союзом и.
- Чего не хватает в этом предложении, чтобы мы всё правильно поняли?
Отвечают:
-не хватает запятой между частями сложного предложения перед союзом и, который будет соединять два простых предложения в составе сложного.
-Правильно. Теперь у нас получилось не простое предложение с однородными сказуемыми, а сложное предложение. И теперь всё понятно.
Петухи давно пропели, и играют на рожке.
-А можете ли вы сказать, какие смысловые отношения выражены между частями в этом предложении?
- Тогда давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока.
Формулируют тему урока:
Сложносочиненное предложение. Смысловые отношения между частями ССП.
- Определим цели урока по опорным словам:
повторить
усвоить
научиться
- Повторить сведения о сложносочинённом предложении; сочинительные союзы;
- Усвоить особенности сложносочинённого предложения; чем отличается ССП от ПП с однородными членами предложения;
- научиться различать виды сложносочинённых предложений.
-Правильно! Сегодня мы будем не только повторять уже известные нам сведения, но и познакомимся с тем, какие смысловые отношения могут быть между частями ССП
Запишите тему сегодняшнего урока в тетради
Смысловые отношения между частями в сложносочиненном предложении
2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу
Ребята, давайте вспомним, что мы знаем о ССП:
- Какое предложение можно назвать ССП?
- Как связаны между собой простые предложения в составе сложносочиненного?
- Назовите сочинительные союзы.
3. Изучение нового учебного материала.
4. Закрепление учебного материала
1.Запишем предложения, выделим в них грамматические основы, определим, какая смысловая связь существует между простыми предложениями в составе сложносочинённых, с помощью каких союзов она выражается. (попробуем переставить предложения местами)
- Сучок хрустнул, и ветка обломилась. (последовательность)
- В ёлках нависла синяя тишина, а плакучие берёзы опустили вниз свои зелёные косы. (сопоставление)
- То тихо откроется калитка, то скрипнет дверь. (чередование)
Сделайте самооценку, поставьте оценку в тетрадь.
«5»- выполнил без ошибок;
«4»- допустил 1 ошибку;
«3»- допустил 2 ошибки.
Подведем итоги нашей работы на уроке. Вспомним цели, которые мы ставили перед собой.
Какие из пословиц, как вы думаете, могут отразить результат нашей работы?
Попробуйте пословицей описать свои впечатления от урока.
- Славу свою добываю в бою.
- Бог-то бог, а не будь сам плох.
- Святой Боже пахать не поможет.
- Глаза с поволокой, а рот с позевотой.
- У врача лечись, у умного учись.
- Кто надеется на небо, тот сидит без хлеба.
- Один глаз на мельницу, другой на кузницу.
- Добрый разум наживёшь не сразу.
- На свой ум надейся, а за чужой держись.
- Пчела мала и та работает.
5. Задание на дом
Повторить материал
Выполнить тест
___ Тест.
Ознакомьтесь с предложениями, выполните задания.
А. Встаньте лицом к волнам, и вы почувствуете свежесть утреннего моря.
Б. Конец зимы и на деревьях без умолку кричат галки.
В. В лесу торжественно и тихо и по-весеннему пахнет воздух.
Г. Я подошёл к берегу моря, всё глубже погружаясь в свои мысли и вдруг увидел корабль.
1. Найдите предложения с пунктуационной ошибкой.
А. Б. В. Г.
2. Укажите сложносочинённые предложения.
А. Б. В. Г.
3. Какое значение вносит союз в сложносочинённое предложение
Первые паровозы потрясли моё воображение, и мне захотелось создавать эти умные машины?
А. одновременность явлений.
Б. последовательность
В. чередование
Г. противопоставление
4. Найдите предложение с союзом тоже.
А. Мы с трудом добрались до леса, до избушки лесника то (же) добирались долго.
Б. Дней через десять, уже заканчивая поход, мы вновь попали в то (же) село.
__________________________________________________________________________________
Тест.
Ознакомьтесь с предложениями, выполните задания.
А. Встаньте лицом к волнам, и вы почувствуете свежесть утреннего моря.
Б. Конец зимы и на деревьях без умолку кричат галки.
В. В лесу торжественно и тихо и по-весеннему пахнет воздух.
Г. Я подошёл к берегу моря, всё глубже погружаясь в свои мысли и вдруг увидел корабль.
1. Найдите предложения с пунктуационной ошибкой.
А. Б. В. Г.
2. Укажите сложносочинённые предложения.
А. Б. В. Г.
3. Какое значение вносит союз в сложносочинённое предложение
Первые паровозы потрясли моё воображение, и мне захотелось создавать эти умные машины?
А. одновременность явлений.
Б. последовательность
В. чередование
Г. противопоставление
4. Найдите предложение с союзом тоже.
А. Мы с трудом добрались до леса, до избушки лесника то (же) добирались долго.
Б. Дней через десять, уже заканчивая поход, мы вновь попали в то (же) село.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 11 классе по теме "Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложносочиненном предложении."
Урок русского языка в 11 классе по теме "Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложносочиненном предложении."...
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Знаки препинания в сложносочиненном предложении"
Урок по теме «Знаки препинания в сложносочиненном предложении» разработан для учащихся 9 класса, обучающихся по программе по русскому языку для основной школы, подготовленной под научной р...
Наглядный материал к уроку русского языка по теме "Дефис между частями слова в наречиях"
Данная сводная таблица представляет информацию о правописании дефиса в наречиях. Эта тема, изучаемая в 7 классе, требует особого внимания и тщательной проработки. Для более легкого запоминания п...
Урок русского языка в 9-м классе на тему « Сложносочиненные предложения с придаточными изъяснительными»
Цели, данной разработки: научиться определять место придаточных изъяснительных в сложноподчиненном предложении, средства их связи с главным; производить (где это возможно и целесообразно) их сино...
Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Бессоюзное сложное предложение. Смысловые отношения между простыми предложениями в составе БСП».
Представленная модель урока русского языка в 9 классе по теме «Бессоюзное сложное предложение. Смысловые отношения между простыми предложениями в составе БСП» является уроком изучени...
Урок русского языка в 9 классе по теме: "Группы сложносочиненных предложений по значению и союзам. Знаки в сложносочиненных предложениях"
Презентация к уроку русского языка "Группы сложносочиненных предложений по значению и союзам. Знаки в сложносочиненных предложениях" (9 класс)...