Урок русского языка для обучающихся с ОВЗ
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Тема: Правописание звонких и глухих согласных в корне слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1._urok_v_5_klasse_ovz.docx | 23.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка.
Тема: Правописание звонких и глухих согласных в корне слова.
Цель: обобщить и актуализировать имеющиеся знания по теме, способствовать формированию грамотного письма;
Задачи:
- Образовательная: закрепить знания обучающихся о правописании звонких и глухих согласных в корне слова.
- Коррекционно-развивающая: развивать внимание, орфографическую зоркость.
- Воспитательная: воспитывать стремление к получению знаний.
Оборудование: учебник, раздаточный материал «Правописание звонких и глухих согласных в корне слова», карточки, таблица «Звонкие и глухие согласные».
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Ход урока:
I.Оргмомент.
Давайте ответим на вопросы, которые нам задает стихотворение.
Почему на небе тучи?
Почему ежи колючи?
Почему снежинка тает,
До ладони долетая?
Почему звезда упала?
Почему я знаю мало?
Видно, надо не лениться,
А учиться и учиться. Эта часть стихотворения закрыта.
- Как вы можете ответить на эти вопросы? - Какие знания вы применили, отвечая на эти вопросы? (знания окружающего мира) - Что нужно делать, чтобы дать ответы на эти вопросы? Прочитать хором последние 2 строчки. – Прочитаем. Это будет девиз нашего урока.
II.Проверка домашнего задания.
- Ребята, как вы выполнили домашнее задание? Что вам нужно было сделать?
(Опрос нескольких учащихся).
III.Сообщение темы и цели урока.
Ребята, к нам обратился с просьбой о помощи Незнайка, давайте попробуем ему помочь! (На доске написаны предложения):
Сшила Саша Сашке ша (п, б) ку,
Сашка ша(б,п)кой шишку сши(б,п).
Чтобы помочь правильно написать слова, какое правило нужно знать?
- А теперь попробуйте расшифровать тему нашего урока (работа учащихся с шифром: з-с, п-б, д-т, г-к, в-ф).
- Назовите все звонкие и глухие согласные (работа с таблицей «Звонкие и глухие согласные»).
IV. Проверка знаний.
1. Придумывание однокоренных слов.
- Предлагаю вам узнать, о каком дереве пойдет речь?
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей.
- Верно, береза.
- Какую работу можно провести с этим словом? (подобрать однокоренные слова, выделить орфограмму) Слова напечатаны на карточках: березонька, подберезовик, березка.
- Выполняем.
- Почему эти слова называются однокоренными? (они имеют общую часть корень)
- Выделим.
2. Повторение парных согласных и правила проверки написания парных согласных.
Минутка чистописания.
- Открываем тетради, отступаем две чистых строки, пишем число, классная работа, тема урока: «Правописание звонких и глухих согласных в корне слова»
- А сейчас запишем предложение и выполним синтаксический разбор предложения:
Красный гриб на тонкой ножке вырос прямо у дорожки. (Прост., распр., повест.)
Задание: Выписать слова, которые вызвали у вас затруднение, выделить корень, подчеркнуть последнюю согласную в корне слова.
- Четко ли мы слышим последнюю согласную?
- Что нужно сделать, чтобы проверить сомнительную согласную? (подобрать проверочное слово, чтобы после согласной стояла гласная).
Послушаем стихотворение, и все вместе будем находить ответы на вопросы:
Если слышишь парный звук,
Будь внимательным, мой друг,
Парный сразу проверяй,
Слово смело изменяй:
«Зуб»-на «зубы»,»лед»-на «льды»-
Будешь грамотным и ты.
-Где растет морковь? -На грядках.
-Буквы пишут где? -В тетрадках.
-Чистим что мы? -Чистим зубки.
-Одеваем в холод… -Шубки.
-Любим все: -Снежки, салазки.( санки)
-А читаем часто? -Сказки!
Звук согласный проверяй, рядом гласный подставляй!
Грядка. Нет чего? -Нет грядок.
А тетрадка? -нет тетрадок.
Зубки! Изменили - зубы.
Шубки! Проверяем - шубы.
Ждем снежинок и салазок.
И побольше чудных сказок!
3. Нахождение орфограммы.
ВЕСНА ДА ОСЕНЬ - НА ДНЮ ПОГОД ВОСЕМЬ.
- Почему так говорят? Весной солнце начинает прогревать почву, но погода все еще стоит переменчивая. Теплые дни вдруг сменяются холодными, снежными. Меняется погода.
- На доске облака со словами:
ло*ка, клю*ка, но*ка, кры*ка, доро*ка, ко*ка, игру*ка, кату*ка, кни*ка, варе*ка.
А на тучках буквы - Ж, Ш.
- Разгоним облака на небе. Два человека работают у доски.
- Остальные списывают пословицу и находят орфограмму, которую мы сегодня повторяем.
- Проверим. На какие две группы разбили слова?
- Теперь небо ясное.
Физкультминутка.
— Я буду называть слова. Если в слове есть парный согласный,
то хлопнете в ладоши, а если нет, то топнете ногой.
(Трава, зуб, суп, книга, школа, клуб, зима, мороз, земля, вода, сторож.)
4. Упражнение в написании парных согласных.
Это задание на внимательность, вам нужно записать стихотворение, вставляя пропущенную согласную. Чтобы проверить слово, необходимо подобрать проверочное слово.
Карточка.
Взял я в руки гибкий пру… (прутик)
И погнал гусей на пру…(пруды)
В руки взял зеленый лу… (луковица)
И пошел гулять на лу.. .(луга)
Смастерил из бревен пло… (плотик)
А на груше спелый пло… (плоды)
5. Составление предложений. Работа по карточкам.
Следующее задание вам нужно выполнить самостоятельно, выбрав одну из указанных букв, выделить корень, подобрать проверочное слово.
Карточка:
- З или С? Ре…кий, ни…кий, бере...ка, про…ьба.
- Б или П? Ро…кий, ги…кий, ду…, хру…кий.
- Д или Т? Ре…кий, сла…кий, блю…це, салфе…ка.
- А теперь проверяем задание друг у друга, не забываем, что оценки за самостоятельную работу пойдут в журнал (выборочно проверить, оценки прокомментировать).
VI. Итог.
- Какую тему мы сегодня закрепляли?
- Что нужно знать, чтобы правильно написать парную согласную?
- Давайте еще раз это правило произнесем.
- И в итоге я хочу убедиться, как вы готовы к проверочной работе на следующем уроке. Выполним небольшой тест. У вас на партах варианты ответов, которыми вы будете сигнализировать правильный ответ.
- В каких словах будем писать букву В? …
V. Итог урока. Тест и самопроверка.
Тест.
1. Букву В будем писать в словах:
А) ло*кий
Б) жира*
В) варе*ка
- В каком варианте все парные согласные?
2. Все согласные парные:
А) б, д, р, т, ж
Б) г, с, б, п, ф
В) ш, щ, ж, ч, з
- Какое слово является проверочным к слову загадка?
3. Проверочное слово для слова ЗАГАДКА:
А) отгадка
Б) загадать
В) загадки
- Проверим.
1. а), в), 2. б), 3. б).
Оценки за урок.
Оцените урок (смайлики на доске)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта "Формирование навыков грамотного письма на уроках русского языка у обучающихся 2 ступени через рациональные приемы умственной деятельности"
Актуальность данного опыта определяется необходимостью создания условий для формирования навыков грамотного письма у обучающихся через рациональные приемы умственной деятельностиЕжегодно повышаются тр...
«Развитие коммуникативной компетентности на уроках русского языка у обучающихся 5-х классов через инновационные технологии в рамках ФГОС»
«Развитие коммуникативной компетентности на уроках русского языка у обучающихся 5-х классов через инновационные технологии в рамках ФГОС»...
Урок русского языка для обучающихся 7 класса. Тема:"Семь цветов наречия".
Цель урока: познакомить учащихся с понятием о наречии (посредством эффективного вида запоминания-эйдетизма), подготовить учащихся к восприятию орфограмм по теме.Оборудование урока: таблица, акварельны...
Методическая разработка урока русского языка для обучающихся 6 класса "Выделение причастного оборота на письме"
Урок по теме «Выделение причастного оборота на письме» из раздела «Причастие в языке и речи», относящийся к уроку закрепления знаний, разработан для учащихся 6 класса, об...
Методическая разработка урока русского языка для обучающихся 7 класса (ОС "Школа 2100") по теме "Повторение изученного о деепричастии"
Урок по теме «Повторение изученного о деепричастии» из раздела «Деепричастие в языке и речи», относящийся к уроку обобщения и систематизации знаний, разработан для учащихся 7 к...
Разработка урока русского языка для обучающихся 5 «Б» класса VII вида по теме: «Самостоятельные и служебные части речи».
Разработка урока русского языка по теме: «Самостоятельные и служебные части речи».урок предназнаен для обуающихся с ОВЗ...
Оптимизация уроков русского языка для обучающихся с ОВЗ через визуализацию учебного материала
Учебно-методический материал по теме "Оптимизация уроков русского языка для обучающихся с ОВЗ через визуализацию учебного материала" (из опыта работы)...