Оптимизация уроков русского языка для обучающихся с ОВЗ через визуализацию учебного материала
учебно-методический материал на тему
Учебно-методический материал по теме "Оптимизация уроков русского языка для обучающихся с ОВЗ через визуализацию учебного материала" (из опыта работы)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Оптимизация уроков русского языка для обучающихся с ОВЗ
через визуализацию учебного материала
Чагина Татьяна Николаевна,
учитель русского языка и литературы,
КОУ «Нижневартовская школа для обучающихся с ОВЗ №1»,
г. Нижневартовск
Детская природа требует наглядности.
К.Д. Ушинский
Как эффективно обучать русскому языку ребёнка с ограниченными возможностями здоровья?
Обучающиеся с нарушением слуха испытывают особую трудность на уроках русского языка. Параграфы и задания учебника и по содержанию, и по объёму трудны. Не обладая достаточным запасом слов, такие дети запоминают тексты дословно, употребляют в речи однотипные грамматические конструкции, однообразные слова и фразы, их язык беден, затрудняются в выделении главного, существенного признака, у них плохо развито воображение.
Как показывает опыт работы, практически весь успех усвоения материала зависит от правильного выбора учителем методов и приёмов, учитывающих индивидуальные особенности данных обучающихся.
Одним из основных средств обучения детей с ОВЗ становится преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств визуализации.
При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать некоторые условия:
- хорошее качество наглядности;
- должна соответствовать возрасту обучающихся;
- должна использоваться в меру;
- все обучающиеся должны хорошо видеть демонстрируемый предмет;
- чётко выделять главное, основное при показе иллюстраций;
- детально продумывать пояснения, они должны быть просты для восприятия;
- должна соответствовать содержанию материала.
В качестве оптимизации учебного материала на уроках русского языка я использую следующие способы обучения:
1. Применение картин, кино- и диафильмов.
Использую репродукции картин, кино- и диафильмы, мультипликационные фильмы, фотографии, открытки. Цветные изображения производят на обучающихся большое впечатление, хорошо запоминаются.
Например, в 6 классе при изучении темы «Гласные в суффиксах существительных –ек- и –ик-» после просмотра фрагмента из мультфильма "В стране невыученных уроков" обучающиеся делают выводы о правописании гласных в суффиксах.
2. Использование объемных пособий.
На уроках использую объёмные пособия, которые есть в школе. Например, при работе в 5 классе над темой «Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова» через игру «Гора грамотеев» отрабатываем навык написания словарных слов. Предварительно показываю обучающимся макет «горы», знакомимся из каких частей состоит гора.
3. Применение рисунков и схем.
Составление, запись и вывешивание на доску основных понятий изучения темы, выводов, которые нужно запомнить.
В качестве примера приведу речевой материал при изучении темы «Виды сказуемых» (8 класс):
Образец рассуждения:
[… - это простое глагольное сказуемое, оно выражено глаголом.]
[… - это составное глагольное сказуемое, оно состоит из вспомогательного глагола … и неопределённой формы.]
[… - это составное именное сказуемое, оно состоит из глагола-связки … и именной части …, которая выражена …]
Основные понятия: простое глагольное сказуемое, составное глагольное сказуемое, составное именное сказуемое, именная часть, неопределённая форма, глагол-связка, вспомогательный глагол, вспомогательные глаголы.
Рисунки, схемы незаменимы в работе и применяются систематически. Ученики лучше закрепляют материал, фиксируют главное в данной теме.
4. Работа с таблицами, памятками.
Обучающиеся испытывают трудности при устном воспроизведении правил по русскому языку. Дети заучивают их механически, зачастую не понимая смысла прочитанного.
Поэтому необходимо систематически использовать адаптированные таблицы и памятки по русскому языку в качестве наглядного дидактического материала на уроках, а также при подготовке обучающимися домашних заданий. (Приложение 1. «Памятки по русскому языку»)
С 5 класса обучаю составлению схем и таблиц на данное изучаемое правило, а с 7 класса ввожу понятие – «алгоритм».
По мере изучения тех или иных разделов программы, обучающиеся накапливают в речи определённые наборы словосочетаний, усваивают необходимую грамматическую терминологию, с помощью которой объясняют соответствующие языковые закономерности.
Не следует опасаться того, что обучающиеся часто смотрят в памятки и будто бы не держат в голове определённых правил. Умение работать с ними ценнее технического заучивания учебного материала.
5. Работа с учебными пособиями.
Немного меняю или дополняю инструкции к упражнениям из учебника (разумеется, если позволяет материал). Например, задание за 9 класс по теме «Сложносочинённые предложения с соединительными союзами» трансформирую по следующему типу: «Спишите. Расставьте пропущенные запятые. Подчеркните грамматическую основу предложений». Иначе выполнение многих заданий превращается в малопродуктивное механическое занятие.
6. Работа с дидактическим материалом.
Работа по выполнению упражнения отнимает на уроке слишком много времени. Поэтому я разрабатываю рабочие тетради по русскому языку. Предлагаю вашему вниманию образец рабочей тетради для обучающихся 5 класса по всем темам раздела «Фонетика» (Приложение 2. Рабочая тетрадь по русскому языку по разделу «Фонетика» для 5 класса ).
Задания расположены по возрастанию сложности. Пятым заданием каждой темы является упражнения для развития логического и образного мышления, воображения, зрительного восприятия и внимания, развивают письменную речь.
Планирую эту тетрадь сделать в электронном виде, чтобы работа стала более эффективной и современной.
В работе постоянно применяю различные виды карточек, индивидуальных заданий, тесты, кроссворды. (Приложение 3. Дидактический материал). С пособиями индивидуального пользования учителю легче организовать занятия.
7. Применение звуковых пособий.
Материалы звукового пособия: электронные приложения к учебнику, прозаические и стихотворные тексты, звуки окружающего мира. Добавляю музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации презентации.
8. Использование ИКТ (презентации, компьютерные тесты, компьютерные обучающие программы).
Для повышения качества обучения учеников мною разработана система компьютерных тестов в программе - конструктор тестов easy Quizzy.
Такой вид работы позволяет мне осуществить оперативную диагностику уровня усвоения учебного материала каждым учеником, обеспечивает одновременную проверку знаний обучающихся всей группы и формирование у них мотивации для подготовки к каждому уроку, повышения интереса к предмету, экономит учебное время
Используя подобную систему тестирования, уроки получаются интересными, насыщенными разнообразной информацией.
Применяю и бумажный вариант тестов, контрольных и проверочных работ.
Активно использую на уроках ноутбуки, мультимедийную презентацию , интерактивную доску, электронный учебник, диски, интернет – ресурсы (Приложение 4. Слайды мультимедийной презентации по теме «Буквы О и А на конце наречий» (7 класс)
Это всё расширяет кругозор детей, прививает любовь к русскому языку и активизирует познавательные интересы на уроках.
В своём выступлении я попыталась раскрыть коррекционно – развивающую роль в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья через визуализацию учебного материала. Ведь это так важно для детей, имеющих нарушение слуха.
Литература
1. Артёмов В.А. Психология наглядности при обучении. - М.: Просвещение, 1998.
2. Аксёнова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе.
-М.: Просвещение, 2002.
3. Зельманова Л.М. Наглядность в преподавании русского языка.- М.: Просвещение, 1984.
4. Лорсанова А. А., Лорсанова Л. С. Использование средств наглядного обучения на уроках русского языка и литературы в условиях новой школы // Инновационные педагогические технологии: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 7-11.
5. Осмоловская И.М. Наглядные методы обучения. М., Издательский центр «Академия», 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта "Формирование навыков грамотного письма на уроках русского языка у обучающихся 2 ступени через рациональные приемы умственной деятельности"
Актуальность данного опыта определяется необходимостью создания условий для формирования навыков грамотного письма у обучающихся через рациональные приемы умственной деятельностиЕжегодно повышаются тр...
Активизация учебной деятельности на уроках русского языка в классах с ОВЗ через использование различных видов диктантов.
Примеры словарных диктантов,с помощью которых можно организовать работу со слабыми учащимися....
«Развитие коммуникативной компетентности на уроках русского языка у обучающихся 5-х классов через инновационные технологии в рамках ФГОС»
«Развитие коммуникативной компетентности на уроках русского языка у обучающихся 5-х классов через инновационные технологии в рамках ФГОС»...
Система работы по формированию коммуникативных навыков обучающихся на уроках русского языка как повышение качества обученности через совершенствование форм и методов работы
Система работы по формированию коммуникативных навыков обучающихся на уроках русского языка как повышение качества обученности через совершенствование форм и методов работы...
Метапредметные связи уроков русского языка и литературы как средство развития универсальных учебных действий обучающихся
Метапредметные уроки дают возможность повысить интерес обучающихся к изучению русского языка и литературы, активизировать познавательную самостоятельность, повысить качество обучения, создать условия ...
ПРИЛОЖЕНИЕ к рабочей программе по учебному предмету «Русский язык» для обучающихся 7класса на 2020-2021 учебный год
ПРИЛОЖЕНИЕк рабочей программепо учебному предмету «Русский язык»для обучающихся 7 классана 2020-2021 учебный год( по итогам ВПР)...
Педагогический проект«Развитие навыка смыслового чтения на уроках русского языка и литературы как условие формирования универсальных учебных действий обучающихся».
Целью педагогического проекта является развитие навыков смыслового чтения и работы с текстом в соответствии с уровнем возрастного развития обучающихся. Актуальность инновационного проекта обуслав...