Доклад: «Влияние социальных сетей на социализацию детей. Влияние социальных сетей на виртуальное общение детей».
консультация
Выявить и изучить особенности влияния социальных сетей на формирование личности и интернет-зависимости у подростков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_vliyanie_sotsialnyh_setey_na_sotsializatsiyu_dtey.docx | 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Московской области.
Государственное казенное образовательное учреждение Московской области для детей – сирот и детей , оставшихся без попечения родителей «Преображение».
Доклад.
«Влияние социальных сетей на социализацию детей. Влияние социальных сетей на виртуальное общение детей».
Воспитатель:
Логинова С.С.
Тема: «Влияние социальных сетей на социализацию детей. Влияние социальных сетей на виртуальное общение детей».
Цель:
выявить и изучить особенности влияния социальных сетей на формирование личности и интернет-зависимости у подростков.
Задачи:
- Изучить литературу об истории создания и развития социальных сетей;
- Охарактеризовать виды социальных сетей;
- Проанализировать статистику пользователей выбранных социальных сетей, возможности регистрации;
- Провести исследования среди учеников нашей школы о роли социальных сетей в их жизни;
- Обработать полученные данные, построить сравнительные таблицы, диаграммы;
- Выявить преимущества и недостатки социальных сетей;
- Дать рекомендации ученикам и родителям, как избежать интернет-зависимости и не попасть в «виртуальную реальность».
Цифровизация повседневной жизни затрагивает современное детство: социальные сети становятся всё более привычной формой досуга для детей. Домашнее пространство становится одновременно приватным и публичным — ребёнок может общаться с целым миром, сидя в своей комнате. Влияние социальных сетей на ребёнка вызывает интерес не только родителей и образовательных институтов, но и исследователей.
Социальные сети как пространство автономиии саморепрезентации
Интернет предоставляет как новые риски, так и новые возможности: к последним относятся прежде всего новые способы достижения ребёнком автономии. Эмансипационный потенциал интернета для детей стал особенно заметен в период пандемии и самоизоляции. Но даже вне подобных кризисных ситуаций соцсети расширяют горизонт возможностей для творчества и общения. Многие дети и подростки используют свои аккаунты в социальных сетях для того, чтобы делиться своей деятельностью с аудиторией, которая может состоять из близких друзей, одноклассников, друзей по переписке, сообщества людей со схожими интересами (самый яркий пример — фандомы произведений популярной культуры).
Для большинства пользователей, и детей в том числе, интернет функционирует как территория исследований. Расширение информационного поля за счёт доступности различных источников знаний о мире, безусловно, способствует интеллектуальной автономии подростка. Множество научно-популярных ресурсов позволяет подросткам выбрать наиболее удобный для себя формат получения знаний — для кого-то это подкасты, для кого-то статьи, для кого-то короткие видео на ютубе.
Положительные черты влияния социальных сетей
С развитием Интернет – технологий мир очень сильно изменился. Вслед за ним меняется и образ мысли, и образ жизни молодых людей. Таким образом, несомненно, можно выделить определенные плюсы социальных сетей.
- Общение упростилось до максимального уровня. В наше время огромное расстояние между людьми теперь не помеха для их коммуникации. Достаточно иметь компьютер или ноутбук, подключенный к Интернету, и специальное программное обеспечение, которое дает возможность общаться, слышать и видеть друг друга.
Подростки могут сказать гораздо больше через сеть, чем в реальной жизни, и не чувствовать себя при этом неудобно: у них есть время обдумать свою мысль и выразить ее наиболее точно.
- Сеть дает возможность найти себе друзей, знакомых одноклассников, а неуверенному в себе подростку почувствовать себя востребованным. Он заводит новые знакомства, не опасаясь того, что возможно в дальнейшем с этим человеком не о чем будет поговорить. Вступая в группы по интересам, не боится того, что может быть отвергнутым.
- Социальные сети привлекают своей возможностью самовыражения, ознакомить всех со своими талантами, увлечениями, достижениями. Некоторые выкладывают результаты своего творчества – стихи, песни, музыку, видео. Это также происходит и через оформление страниц: интересы, увлечения, хобби.
- В сети можно почерпнуть значимую для образования позитивную, познавательную информацию. Например, «В Контакте» является самым крупным в Рунете хранилищем аудио, видео и фотоматериалов по многим учебным предметам, которые можно слушать, просматривать и скачивать. Кроме того, социальная сеть – это быстрая передача или распространение информации о школе, классе, мероприятиях и новостях учащихся.
Мы видим, что с одной стороны, социальные сети дают подростку все то, что ему необходимо в этом возрасте: социализацию, коммуникации, самовыражение, создание своего образа, нахождение интересов и формирование взглядов, а главное – самостоятельность!
Отрицательные черты влияния социальных сетей
Влияние социальных сетей на подростков может быть, как позитивным, так и негативным. Почти всегда отрицательных факторов становится больше.
1. У подростков появляется зависимость от виртуального мира. Вечерние прогулки по городу, посещение культурных мест, кафе теперь с легкостью заменит вербальное общение в сети. Такой путь приводит к аутизму и полной деградации личности, как составляющей общества.
2. При злоупотреблении сетью у молодых людей на подсознательном уровне развивается фобия (страх) общения с реальными людьми. Подростки стесняются знакомиться в жизни с противоположным полом, возникают трудности с речевыми оборотами. Ведь гораздо проще зайти в Интернет и написать сообщение невидимому объекту. Становится сложно заводить новых друзей. Общение современных людей мутирует в сторону подмены истинных чувств и ощущений на виртуальные переживания.
Влияние соцсетей на коммуникативные навыки
Существуют четыре равно подтверждённые и принятые гипотезы по поводу влияния социальных сетей на коммуникативные навыки ребёнка.
- От общения в соцсетях выигрывают дети с высокими социальными компетенциями: интернет становится дополнительной площадкой для реализации и совершенствования их навыков.
- Наиболее полезен коммуникативный потенциал интернета для тех детей, у которых есть проблемы с социализацией — по психологическим или другим причинам: например, ситуации физической изоляции от сверстников из-за частых длительных командировок родителей или нахождения в больнице.
- Общение детей в соцсетях одинаково полезно и продуктивно для социализации любого ребёнка, ведь средства интернет-коммуникации увеличивают количество взаимодействий с людьми в жизни детей.
- «Оптимальный», или «сбалансированный» подход, который говорит нам, что на ребёнка благотворно влияет среднее количество интернет-общения. Чрезмерное интернет-присутствие чревато рисками для благополучия ребёнка, но дети, которые совсем не сидят в соцсетях, лишаются опыта, который есть у сверстников, и чувствуют себя информационно и социально исключёнными.
- Влияние социальных сетей на подростков может быть, как позитивным, так и негативным. Почти всегда отрицательных факторов становится больше.
Основные негативные последствия того, что ребёнок слишком долго сидит в интернете, и как с ними справляться
- Снижение физической активности. Этого можно избежать, например, составляя план на день, в котором онлайн-занятиям будут отведены определённые промежутки между делами, которые требуют движения;
- Нарушения сна. Для профилактики важно учить ребёнка ограничивать использование цифровых девайсов за пару часов до сна и тем более в ночное время;
- Набор веса и переедание в связи со сбитым режимом отдыха и активности. Желательно разграничивать в квартире зоны приёмы пищи и досуга, приучать ребёнка к полноценным приёмам пищи вместо перекусов за компьютером;
- Проблемы с концентрацией и вниманием. Для профилактики важно, чтобы ребёнок умел получать удовольствие от вещей, которые требуют сосредоточенности на протяжение длительного времени, например, от чтения.
- У подростков появляется зависимость от виртуального мира. Вечерние прогулки по городу, посещение культурных мест, кафе теперь с легкостью заменит вербальное общение в сети. Такой путь приводит к аутизму и полной деградации личности, как составляющей общества.
При злоупотреблении сетью у молодых людей на подсознательном уровне развивается фобия (страх) общения с реальными людьми. Подростки стесняются знакомиться в жизни с противоположным полом, возникают трудности с речевыми оборотами. Ведь гораздо проще зайти в Интернет и написать сообщение невидимому объекту. Становится сложно заводить новых друзей. Общение современных людей мутирует в сторону подмены истинных чувств и ощущений на виртуальные переживания.
Вероятно, общение и досуг в соцсетях сами по себе не влияют на ухудшение эмоционального состояния ребёнка. Однако резкое увеличение времени, проводимого онлайн, скорее всего, будет сигнализировать об имеющейся проблеме в жизни ребёнка. Чрезмерное использование интернета может усугублять или даже вызывать проблемы с психологическим и физическим здоровьем, но чаще всего избыточное времяпрепровождение онлайн — это не причина, а симптом серьёзной неудовлетворённости жизнью. Для детей, которые сталкиваются с депрессией, одиночеством, стигматизацией, нездоровой обстановкой дома, соцсети становятся формой эскапизма от неблагополучной среды.
Что запомнить
- Одинаково важно научить ребёнка переживать неудачный опыт интернет-взаимодействий и дать ему пространство для самостоятельности. Ни полное игнорирование, ни тотальный контроль над ребёнком не обеспечат ему безопасность.
- Социальные сети позволяют ребёнку экспериментировать с самовыражением, а также помогают на разных этапах взросления — они становятся ещё одним инструментом для познания мира и социализации.
- Несмотря на пользу, которую может приносить детям интернет, не забывайте: в сутках ограниченное количество часов, и если большую часть свободного времени ребёнок проводит в интернете, у него будет меньше возможностей для физической активности и других офлайн-занятий. В вопросе использования интернета самое важное — знать меру, потому что вредит, как правило, только превышение этой меры, которое тянет за собой проблемы со здоровьем, учёбой и общением.
Со временем у подростка может развиваться патологическая необходимость постоянного пребывания на сайте – виртуальная зависимость, от которой он уже не может избавиться самостоятельно. Острая тяга к пользованию сетевыми ресурсами – это своего рода болезнь, которая может возникать из-за каких-либо личностных или психологических проблем, из-за нереализованных желаний, а также скрытых комплексов и трудностей в общении. Ведь в виртуальном мире намного легче выражать себя, создавать идеальный образ, особое значение имеет осознание собственной защищенности и анонимности, чего нет в реальном мире. Происходит полная замена реальных отношений на виртуальные.
Как избавиться от своей интернет - зависимости
- О социальных сетях – как наркотиках нашего времени говорилось немало. И о том, что социальные сети могут загнать в депрессию. В любом случае, это привыкание может, изрядно испортить ваше физическое или душевное состояние. Этому следует противостоять.
- Даже если вы обнаружили в себе описанные признаки зависимости, вспомнили подозрительных собеседников – не стоит отчаиваться, у вас всегда есть время взять себя в руки, нужно только вовремя суметь сказать себе: «Стоп!».
- Прежде всего, ограничьте свое время пребывания в социальной сети, установите себе временные рамки. Лучше потратьте свободное время с пользой для себя, наверняка, у вас накопилась приличная масса незавершенных дел, которые вы всё время откладывали «на потом». Также лучше отключить все уведомления социальной сети, приходящие на почту, так у вас будет меньше соблазна посетить свою страницу в незапланированное время.
- Старайтесь почаще встречаться с друзьями лично, звоните им больше по телефону, приглашайте в гости, посетите вместе какое-нибудь уютное местечко, где можно хорошо провести время, и вы поймете, что это гораздо интересней, чем проводить свой вечер у монитора.
- Чаще проводите свое время на свежем воздухе, найдите себе интересное занятие, которое отвлечет вас.
- Замените чтение новостей в социальной сети чтением интересных книг, пополняйте свои знания.
Рекомендации при работе в социальных сетях
В результате проведенных опросов и обработки информации, можно выделить пути решения проблем, связанных с использованием социальных сетей:
- ограничение времени пребывания в сети;
- поиск альтернативных способов время препровождения (например, занятия спортом, рисование, вышивание, чтение книг и т.п.);
- оказание большего внимания своей реальной жизни (проблемам в школе, в семье, друзьям);
- увеличение времени пребывания в компании друзей.
Сколько времени ребенку можно проводить в социальных сетях
Специалисты утверждают, что дошколята должны проводить за компьютером не более часа в сутки, подростки 10—12 лет – не больше двух, а детям с 15 лет можно уделить информационному другу около 3 часов в день. Превышение этих норм приводит к расстройству работы нервной системы, нарушению осанки, гиподинамии, депрессии. И чем младше ребенок, тем сильнее негативное воздействие социальных сетей на личность.
Необходимо отметить, что наблюдаемая в молодежной среде тенденция к увеличению времени пребывания в киберпространстве, вовлеченность в социальные сети нельзя считать однозначно негативными. На мой взгляд, многое зависит от ближайшего окружения подростка, образа жизни и его личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние социальных сетей на успеваемость студента.
Анализ влияния социальных сетей на успеваемость студентов....
Влияние социальной сети Интернет на детей
Подростки и социальные сети, положительные и отрицательные стороны социальных сетей, что такое сетеголизм, как формируется зависимость...
«Влияние социальных сетей на современных подростков»
Данная работа рассматривает роль социальных сетей в жизни современной молодежи на примере учеников МБОУ СОШ№15...
Презентация "Влияние социальных сетей на речь молодежи"
Вллияние интернета и социальных сетей на речь молодежи...
Влияние социальных сетей на психику детей
Влияние социальных сетей на психику детей...
"Профилактика негативного влияния социальных сетей на детей и подростков"
Статья о вреде и пользе социальных сетей длч детей и подростков...
Доклад "Влияние социальных сетей на успеваемость студентов"
Доклад "Влияние социальных сетей на успеваемость студентов"...