Статья «Реализация элективного курса по русскому языку «Заговори, чтобы я тебя увидел»
статья по русскому языку (9 класс)

Элективный курс по русскому языку «Заговори, чтобы я тебя увидел» был реализован в ГБОУ СОШ № 564 Адмиралтейского района с 2008 года по сегодняшний момент. Данный курс (Культура речи. Языковая норма) адресован учащимся 9 (10) классов общеобразовательных школ и рассчитан на 34 часа учебной нагрузки в течение учебного года.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon egorova_l.k._zagovori._russk.yaz_.9_10_kl.-34_ch._1.doc115 КБ

Предварительный просмотр:

Егорова Лидия Константиновна,

учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ № 564 г. Санкт-Петербург

Статья «Реализация элективного курса по русскому языку «Заговори, чтобы я тебя увидел»

Элективный курс по русскому языку «Заговори, чтобы я тебя увидел» был реализован в ГБОУ СОШ № 564 Адмиралтейского района с 2008 года по сегодняшний момент. Данный курс (Культура речи. Языковая норма) адресован учащимся 9 (10) классов общеобразовательных школ и рассчитан на 34 часа учебной нагрузки в течение учебного года.

В программе курса представлены материалы по культуре речи и художественно-изобразительным средствам выразительности. Это позволяет повторить и расширить представления учащихся о типах норм современного русского языка: орфоэпических, лексических, морфологических и синтаксических. Данный элективный курс предназначен для успешного формирования основных видов компетенций учащихся: языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой.

Универсальность курса заключается в том, что он может быть использован как для учащихся 9-х, так и для учащихся 10-х классов, потому что предполагает систематизацию и углубление знаний о языке, полученных ранее.

Занятия включают в себя работу с различными видами словарей: орфоэпическим, этимологическим, толковым, словарём иностранных слов. В ходе занятий учащиеся познакомятся с историческими предпосылками современных норм русского языка, научатся редактировать тексты, созданные самостоятельно, решать лингвистические задачи, используя полученные знания.


Пояснительная записка

Элективный курс «Заговори, чтобы я тебя увидел» (Культура речи.  Языковая норма) предназначен для учащихся 9 (10) классов общеобразовательных учреждений. Программа курса рассчитана на 34 часа учебной нагрузки в течение одного учебного года.

Актуальность программы определяется тем, что полученные знания формируют умение грамотно выразить свои мысли и создавать собственные высказывания с учётом задач общения.

Значимость данной программы состоит в углублении лингвистических знаний, овладении культурой устной и письменной речи и искусства речевого общения, формирования умений применять полученные знания на практике.

В структуре занятий учтена необходимость систематического повторения разделов языкознания, изученных ранее.

Цели и содержание программы соотнесены с целями и задачами модернизации образования, современными требованиями к преподаванию  русского языка и опираются на следующие  нормативные документы:

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 « Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», а также Письмо Министерства образования и науки от 04.03.2010 № 03-413 « О методических рекомендациях по реализации элективных курсов».

Цель программы:

- повторение и углубление знаний, полученных в среднем звене общего образования;

- формирование языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой компетенций учащихся;

- систематизация знаний по русскому языку и культуре речи при подготовке к итоговой аттестации.

Программа элективного курса включает различные виды организации учебного процесса: самостоятельный поиск информации в справочных и научных источниках, создание собственных текстов, их анализ и редактирование, устные подготовленные выступления,  сопоставление  речевых высказываний с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств.         После каждого раздела курса предусматривается проверочная зачётная работа, позволяющая увидеть результаты усвоения изученного материала и умения его применения в речевой деятельности.

Предполагаемый результат:

По окончании курса учащиеся должны уметь

  • применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису и соблюдать в практике устной и письменной речи основные нормы русского литературного языка;
  • оценивать речь с точки зрения языковых норм  русского литературного языка;
  • работать с информацией, предъявленной в разной форме; понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
  • создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение;
  • аргументировать собственное мнение и последовательно излагать свои мысли.

Программа курса универсальна и может использоваться на этапах завершающего обучения русскому языку как в 9-х, так и в 10-х классах, так как предполагает систематизацию и углубление  знаний о языке.


Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Виды деятельности

Форма контроля

Лекц.

Практ.

I

Орфоэпические нормы современного русского языка

1

5

1

Вводное занятие.

Литературный язык и понятие нормы

1

Беседа. Работа со словарными статьями

2

Орфоэпические нормы современного русского языка

3

Практическое занятие. Составление  словарной статьи

3

Средства звуковой выразительности речи

2

Беседа, комплексный анализ текста

Тест  

II

Коммуникативные качества речи. Лексические нормы современного русского языка

4

1

Правильность и точность речи

1

Лексический анализ текста. Проект по теме

2

Лексика разных стилей речи

2

Стилистический практикум. Подготовка презентации

3

Выразительность и чистота речи

1

Анализ поэтического текста

Презентация проекта

III

Морфологические нормы современного русского языка

2

8

1

Употребление грамматических форм имён существительных и прилагательных

1

2

Подготовка  тестов.

Создание рекламного текста

2

Употребление грамматических форм имён числительных

1

Практикум. Редактирование  текста

3

Употребление в речи местоимений

2

Корректорская правка текстов.

Составление  словарной статьи

Сочинение -миниатюра

4

Употребление различных форм глаголов в речи

1

Подготовка мини-проекта

5

Культура монологической речи

2

Беседа.

Составление опорного конспекта

Сочинение -рассуждение

IV

Синтаксические нормы современного русского языка

4

8

1

Порядок слов в предложении

1

Анализ художественного текста

2

Согласование подлежащего и сказуемого в предложении

1

Практическая работа с перфорированным текстом

3

Виды подчинительной связи

1

1

Составление теста по теме

4

Построение предложений с однородными членами

1

Редактирование, выполнение тестовых заданий

5

Построение предложений с причастными оборотами

1

1

Практикум. Анализ художественного текста

Редактирование текста

6

Построение предложений с деепричастными оборотами

1

1

Практикум. Редактирование текста.

7

Особенности использования в речи сложных предложений

1

Практикум.

Составление опорного конспекта

Сочинение-рассуждение

8

Синтаксические средства выразительности речи

1

1

Составление опорного конспекта по теме. Выполнение тестовых заданий

Анализ художественного текста

9

Итоговая работа

1

Сочинение-рассуждение

Итого

7

27


Содержание курса

Содержание учебного предмета  соответствует требованиям ФГОС, целям и задачам  образовательной программы образовательного учреждения и строится по  темам в соответствии с учебно-тематическим планом рабочей программы.

I. Орфоэпические нормы современного русского языка

  1. Вводное занятие. Литературный язык и понятие нормы 

Презентация курса: цели, задачи, формы работы, требования,  прогнозируемый результат.

Литературный язык и его признаки. Нормированность как основная качественная характеристика литературного языка. Понятие нормы и правила. Развитие языка и изменчивость норм. Язык как система и речь как опыт владения языком. Понятие культуры речи.

  1. Орфоэпические нормы современного русского языка

Современные нормы произношения. Акцентологические и орфоэпические нормы. Виды ударения в русском языке. Орфоэпические словари. Практическая работа с орфоэпическим словарём.

Произношение гласных и согласных звуков. Ударные гласные. Редукция. Безударные гласные. Сильная  и слабая позиции звуков. Произношение иностранных слов. Техника речи. Звуки и скороговорки.

Произношение звукосочетаний и некоторых грамматических форм. Различие старомосковских и петербургских норм произношения словосочетаний. Произношение окончаний имён прилагательных в безударном положении сегодня и в прошлом. Произношение отдельных форм глаголов. Техника речи. Скороговорки, помогающие улучшить свою речь.

  1. Средства звуковой выразительности речи

Богатство и благозвучие русской речи. Средства выразительности речи: словесная инструментовка, звукоподражание, звуковой символизм, ритм, интонация. Приёмы словесной инструментовки. Какофония. Аллитерация. Ассонанс. Звуковые повторы и звукопись.

Интонация русского языка и её характерные черты и богатство. Интонационный рисунок прозы. Анализ  прозаических и поэтических текстов.

Самостоятельная тестовая работа по теме «Орфоэпические нормы речи».

II. Коммуникативные качества речи. Лексические нормы современного русского языка

  1. Правильность и точность речи  

Лексикология как раздел науки о языке. Важность отбора слов в высказывании. Качества речи правильной и выразительной. Понятие о паронимах, лексической сочетаемости, тавтологии, плеоназме. Употребление фразеологизмов в речи.

  1. Лексика разных стилей речи

Книжная и разговорная лексика. Научный, официально-деловой, публицистический и художественный стили речи. Стилистически окрашенная лексика. Стилистический приём в художественном тексте. Определение стилистических особенностей предложенных для анализа текстов.

  1. Выразительность и чистота речи

Многозначность слов - полисемия. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Переносное значение слов. Художественные изобразительно-выразительные   средства речи. Понятие  о тропах. Эпитет. Сравнение. Метафора. Метонимия. Синекдоха. Олицетворение. Литота. Гипербола. Практическая работа.  Итоговый тест по лексикологии.

III. Морфологические нормы современного русского языка

  1. Употребление грамматических форм имён существительных и прилагательных

Сложные случаи определения рода существительных (аббревиатуры, заимствованные слова, профессионализмы). Практическая  работа с толковым словарём.  Стилистические отличия в употреблении полных и кратких имен прилагательных. Образование степеней сравнения имён прилагательных. Создание рекламного текста с употреблением имён прилагательных в превосходной степени. Использование имен прилагательных в фольклоре и художественной литературе.

  1. Употребление грамматических форм имён числительных

Числительные количественные и качественные. Склонение имён числительных. Использование в речи собирательных числительных. Редактирование предложений, содержащих ошибки, связанные с употреблением имён числительных и существительных.

  1. Употребление в речи местоимений

Использование местоимений для связи предложений в тексте. Употребление местоимений в роли союзных слов в сложных предложениях. Выразительные возможности местоимений. Редактирование предложений, содержащих ошибки в употреблении предложений. Создание собственного текста и его редактирование.

  1.  Употребление различных форм глагола в речи

Образование глаголов несовершенного вида с суффиксами  -ыва-/-ива. Правила использования возвратных глаголов  и глаголов в повелительном наклонении. Глаголы, имеющие вариантные формы в изъявительном наклонении. Видо-временное соотношение глагольных форм в тексте. Практическая работа по использованию глаголов в речи.

  1.  Культура монологической речи

Основные этапы подготовки монологической речи: 1. Определение темы высказывания  (Формулировка темы в названии высказывания). Определение тезиса (основной идеи). Поиски и отбор необходимого материала.  2. Композиция выступления  ( Вступление. Основная часть. Заключение ). Подготовка устного высказывания на самостоятельно выбранную тему. Анализ подготовленного высказывания.

IV. Синтаксические нормы современного русского языка

  1.  Порядок слов в предложении

Прямой и обратный порядок слов в предложениях. Инверсия как средство выразительности речи.  Анализ поэтических текстов с использованием инверсий.

  1.  Согласование подлежащего и сказуемого в предложении

Роль подлежащего и сказуемого в предложении. Способы выражения подлежащего и сказуемого и их согласование. Редактирование предложений, в которых допущены ошибки при согласовании подлежащего и сказуемого.

  1.  Виды подчинительной связи

Согласование, управление и примыкание  как виды подчинительной связи в словосочетаниях. Влияние рода существительного на нормы согласования. Согласование существительных общего рода.  Роль лексического значения слова при  управлении. Особенность примыкания как вида подчинительной связи. Практическая работа по определению вида связи в словосочетаниях  и составлению словосочетаний с различными видами связи.

  1.  Построение предложений с однородными членами

Интонация перечисления в предложениях с однородными членами. Обобщающие  слова в предложениях с обобщающими членами и синтаксические нормы при  их употреблении. Грамматические ошибки при употреблении однородных сказуемых. Практическая работа по редактированию предложений с однородными членами предложения.

  1.  Построение предложений с причастными оборотами

Согласование определяемого слова с причастным оборотом. Место определяемого слова в предложении с причастным оборотом. Случаи, когда причастный оборот  нельзя заменить сложноподчинённым предложением с определительным придаточным. Практическая работа по построению предложений с причастными оборотами.

  1.  Построение предложений с деепричастными оборотами

Правила построения предложений с деепричастными оборотами. Соотношение действия, выраженного глаголом, и добавочного действия, выраженного деепричастием,  с субъектом, выполняющим эти действия. Редактирование предложений с деепричастными оборотами. Создание собственного текста с использованием причастных и деепричастных оборотов.

  1.  Особенности использования в речи сложных предложений  

Смысловые и грамматические особенности сложных предложений. Причинно-следственные отношения в сложноподчинённом предложении. Употребление подчинительных союзов в сложноподчинённом предложении. Грамматические неточности в сложноподчинённом предложении. Редактирование сложных предложений.

  1.  Синтаксические средства художественной выразительности

Фигуры речи. Риторические вопросы. Риторические восклицания и обращения. Параллелизм. Анафора. Эпифора. Параллелизм. Лексический повтор. Градация. Многосоюзие. Эллипсис. Парцелляция. Практическая работа по определению фигур речи.  

  1.  Итоговая  работа.

Написание сочинения-рассуждения.


Литература для учащихся

  1. Сенина Н.А., Глянцева Т.Н., Гурдаева Н.А. Русский язык. Нормы речи.    «Заговори, чтобы я тебя увидел»: учебное пособие для формирования языковой и коммуникативной компетенций. 10-класс. Под ред. Н.А.Сениной. – Ростов /н/Д: Легион, 2013.
  2. Аннушкин В.И. Риторика. 10-11 классы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений /  В.И.Аннушкин. – М.: Просвещение, 2012.
  3. Горшков А.И. Русская словесность : 10-11 кл.  : сб. задач и упражнений к учеб. «Русская словесность» : учебное пособие для общеобразовательных учреждений / А.И. Горшков. – 4-е изд. дораб. – М.: Просвещение, 2006.

  1. Ожегов С.И. Словарь русского языка.
  2. Новейший словарь иностранных слов и выражений. – М.: Современный литератор,2005
  3. Толковый словарь русского языка. / под ред. Д.В. Дмитриева. – М.:
  4. «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003.
  5. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение,          грамматические формы: Под ред.Р.И.Аванесова: АН СССР. Ин-т
  6. Школьный толково-этимологический словарь./ составитель Г.Н. Афонина. 3-е изд. _ М.: Айрис-пресс, 2008.

 


Литература для учителя

  1. Концепция  федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. – М.: Просвещение, 2009.
  2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М. Концепция  духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России. - М.: Просвещение, 2009.
  3. Асмолов А.Г. , Карабанова О.А. Формирование универсальных учебных действий. Система заданий. Основная школа. Просвещение, 2011.
  4. Сенина Н.А., Глянцева Т.Н., Гурдаева Н.А. Русский язык. Нормы речи. «Заговори, чтобы я тебя увидел»: учебное пособие для формирования языковой и коммуникативной компетенций. 10-класс. Под ред. Н.А.Сениной. – Ростов /н/Д: Легион, 2013.
  5. Аннушкин В.И. Риторика. 10-11 классы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений /  В.И.Аннушкин. – М.: Просвещение, 2012.
  6. Русский язык. 9 класс: элективный курс. Практический курс речеведения /авт.-сост. Л.А.Кобзарёва. – Волгоград: Учитель.2008.
  7. Горшков А.И. Русская словесность: 10-11 кл.: сб. задач и упражнений к учеб. «Русская словесность»: учебное пособие для общеобразовательных учреждений / А.И. Горшков. – 4-е изд. дораб. – М.: Просвещение, 2006.
  8. Любичева Е.В., Ольховик Н.Г. От текста к смыслу и от смысла к тексту (Текстовая деятельность учащихся). Учебное пособие. Под ред. Любичевой Е.В. – СПб: САГА, Азбука-классика, 2005.
  9. Пахнова Т.М. Русский язык. Комплексная работа с текстом. 9 – 11классы. Дидактические материалы. / Т.М. Пахнова. – М.: Айрес-пресс, 2009.
  10.  Русский язык. 9 класс. Хотите быть успешными? Говорите правильно!: элективные курсы / авт.-сост. Г.И.Дудина, В.Н. Пташкина. – Волгоград: Учитель, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по русскому языку в 6 классе «Что в имени тебе моём?»

Задачи курса: знакомство с ономастикой как наукой и как совокупностью собственных имён;  рассмотрение связи ономастики с другими науками (географией, историей, астрономией,...

Заговори, чтоб я тебя увидел...

Статья о развитии речи младших школьников в дополнительном образовании...

"Заговори, чтоб я тебя увидел"

Материал может пригодиться учителю, чтобы проанализировать речь учащихся сегодня...

Конспект урока русского языка по теме "Заговори, чтоб я тебя увидел"

Цель урока - развитие устной речи школьников, направление  внимания на осмысление информации, логики и образной системы текста...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Заговори, чтоб я тебя увидел" для 6-7 классов

Рабочая программа по внеурочной деятельности сответствует требованиям ФГОС, содержит диагностический материл. Программа предназначена для развития коммуникативных и творческих способностей учащихся....

Статья "Заговори, чтобы я тебя увидел"

Статья-размышление о нужности и важности учителя...

Рекомендации для начинающего оратора "Заговори, чтобы я тебя увидел..."

В материале даны краткие рекомендации, которые помогут подготовиться к публичному выступлению и преодолеть страх перед ним...