Статья «Реализация элективного курса по русскому языку «Заговори, чтобы я тебя увидел»
статья по русскому языку (9 класс)
Элективный курс по русскому языку «Заговори, чтобы я тебя увидел» был реализован в ГБОУ СОШ № 564 Адмиралтейского района с 2008 года по сегодняшний момент. Данный курс (Культура речи. Языковая норма) адресован учащимся 9 (10) классов общеобразовательных школ и рассчитан на 34 часа учебной нагрузки в течение учебного года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
egorova_l.k._zagovori._russk.yaz_.9_10_kl.-34_ch._1.doc | 115 КБ |
Предварительный просмотр:
Егорова Лидия Константиновна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ № 564 г. Санкт-Петербург
Статья «Реализация элективного курса по русскому языку «Заговори, чтобы я тебя увидел»
Элективный курс по русскому языку «Заговори, чтобы я тебя увидел» был реализован в ГБОУ СОШ № 564 Адмиралтейского района с 2008 года по сегодняшний момент. Данный курс (Культура речи. Языковая норма) адресован учащимся 9 (10) классов общеобразовательных школ и рассчитан на 34 часа учебной нагрузки в течение учебного года.
В программе курса представлены материалы по культуре речи и художественно-изобразительным средствам выразительности. Это позволяет повторить и расширить представления учащихся о типах норм современного русского языка: орфоэпических, лексических, морфологических и синтаксических. Данный элективный курс предназначен для успешного формирования основных видов компетенций учащихся: языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой.
Универсальность курса заключается в том, что он может быть использован как для учащихся 9-х, так и для учащихся 10-х классов, потому что предполагает систематизацию и углубление знаний о языке, полученных ранее.
Занятия включают в себя работу с различными видами словарей: орфоэпическим, этимологическим, толковым, словарём иностранных слов. В ходе занятий учащиеся познакомятся с историческими предпосылками современных норм русского языка, научатся редактировать тексты, созданные самостоятельно, решать лингвистические задачи, используя полученные знания.
Пояснительная записка
Элективный курс «Заговори, чтобы я тебя увидел» (Культура речи. Языковая норма) предназначен для учащихся 9 (10) классов общеобразовательных учреждений. Программа курса рассчитана на 34 часа учебной нагрузки в течение одного учебного года.
Актуальность программы определяется тем, что полученные знания формируют умение грамотно выразить свои мысли и создавать собственные высказывания с учётом задач общения.
Значимость данной программы состоит в углублении лингвистических знаний, овладении культурой устной и письменной речи и искусства речевого общения, формирования умений применять полученные знания на практике.
В структуре занятий учтена необходимость систематического повторения разделов языкознания, изученных ранее.
Цели и содержание программы соотнесены с целями и задачами модернизации образования, современными требованиями к преподаванию русского языка и опираются на следующие нормативные документы:
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 « Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», а также Письмо Министерства образования и науки от 04.03.2010 № 03-413 « О методических рекомендациях по реализации элективных курсов».
Цель программы:
- повторение и углубление знаний, полученных в среднем звене общего образования;
- формирование языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой компетенций учащихся;
- систематизация знаний по русскому языку и культуре речи при подготовке к итоговой аттестации.
Программа элективного курса включает различные виды организации учебного процесса: самостоятельный поиск информации в справочных и научных источниках, создание собственных текстов, их анализ и редактирование, устные подготовленные выступления, сопоставление речевых высказываний с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств. После каждого раздела курса предусматривается проверочная зачётная работа, позволяющая увидеть результаты усвоения изученного материала и умения его применения в речевой деятельности.
Предполагаемый результат:
По окончании курса учащиеся должны уметь
- применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису и соблюдать в практике устной и письменной речи основные нормы русского литературного языка;
- оценивать речь с точки зрения языковых норм русского литературного языка;
- работать с информацией, предъявленной в разной форме; понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
- создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение;
- аргументировать собственное мнение и последовательно излагать свои мысли.
Программа курса универсальна и может использоваться на этапах завершающего обучения русскому языку как в 9-х, так и в 10-х классах, так как предполагает систематизацию и углубление знаний о языке.
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Виды деятельности | Форма контроля | |
Лекц. | Практ. | ||||
I | Орфоэпические нормы современного русского языка | 1 | 5 | ||
1 | Вводное занятие. Литературный язык и понятие нормы | 1 | Беседа. Работа со словарными статьями | ||
2 | Орфоэпические нормы современного русского языка | 3 | Практическое занятие. Составление словарной статьи | ||
3 | Средства звуковой выразительности речи | 2 | Беседа, комплексный анализ текста | Тест | |
II | Коммуникативные качества речи. Лексические нормы современного русского языка | 4 | |||
1 | Правильность и точность речи | 1 | Лексический анализ текста. Проект по теме | ||
2 | Лексика разных стилей речи | 2 | Стилистический практикум. Подготовка презентации | ||
3 | Выразительность и чистота речи | 1 | Анализ поэтического текста | Презентация проекта | |
III | Морфологические нормы современного русского языка | 2 | 8 | ||
1 | Употребление грамматических форм имён существительных и прилагательных | 1 | 2 | Подготовка тестов. Создание рекламного текста | |
2 | Употребление грамматических форм имён числительных | 1 | Практикум. Редактирование текста | ||
3 | Употребление в речи местоимений | 2 | Корректорская правка текстов. Составление словарной статьи | Сочинение -миниатюра | |
4 | Употребление различных форм глаголов в речи | 1 | Подготовка мини-проекта | ||
5 | Культура монологической речи | 2 | Беседа. Составление опорного конспекта | Сочинение -рассуждение | |
IV | Синтаксические нормы современного русского языка | 4 | 8 | ||
1 | Порядок слов в предложении | 1 | Анализ художественного текста | ||
2 | Согласование подлежащего и сказуемого в предложении | 1 | Практическая работа с перфорированным текстом | ||
3 | Виды подчинительной связи | 1 | 1 | Составление теста по теме | |
4 | Построение предложений с однородными членами | 1 | Редактирование, выполнение тестовых заданий | ||
5 | Построение предложений с причастными оборотами | 1 | 1 | Практикум. Анализ художественного текста | Редактирование текста |
6 | Построение предложений с деепричастными оборотами | 1 | 1 | Практикум. Редактирование текста. | |
7 | Особенности использования в речи сложных предложений | 1 | Практикум. Составление опорного конспекта | Сочинение-рассуждение | |
8 | Синтаксические средства выразительности речи | 1 | 1 | Составление опорного конспекта по теме. Выполнение тестовых заданий | Анализ художественного текста |
9 | Итоговая работа | 1 | Сочинение-рассуждение | ||
Итого | 7 | 27 |
Содержание курса
Содержание учебного предмета соответствует требованиям ФГОС, целям и задачам образовательной программы образовательного учреждения и строится по темам в соответствии с учебно-тематическим планом рабочей программы.
I. Орфоэпические нормы современного русского языка
- Вводное занятие. Литературный язык и понятие нормы
Презентация курса: цели, задачи, формы работы, требования, прогнозируемый результат.
Литературный язык и его признаки. Нормированность как основная качественная характеристика литературного языка. Понятие нормы и правила. Развитие языка и изменчивость норм. Язык как система и речь как опыт владения языком. Понятие культуры речи.
- Орфоэпические нормы современного русского языка
Современные нормы произношения. Акцентологические и орфоэпические нормы. Виды ударения в русском языке. Орфоэпические словари. Практическая работа с орфоэпическим словарём.
Произношение гласных и согласных звуков. Ударные гласные. Редукция. Безударные гласные. Сильная и слабая позиции звуков. Произношение иностранных слов. Техника речи. Звуки и скороговорки.
Произношение звукосочетаний и некоторых грамматических форм. Различие старомосковских и петербургских норм произношения словосочетаний. Произношение окончаний имён прилагательных в безударном положении сегодня и в прошлом. Произношение отдельных форм глаголов. Техника речи. Скороговорки, помогающие улучшить свою речь.
- Средства звуковой выразительности речи
Богатство и благозвучие русской речи. Средства выразительности речи: словесная инструментовка, звукоподражание, звуковой символизм, ритм, интонация. Приёмы словесной инструментовки. Какофония. Аллитерация. Ассонанс. Звуковые повторы и звукопись.
Интонация русского языка и её характерные черты и богатство. Интонационный рисунок прозы. Анализ прозаических и поэтических текстов.
Самостоятельная тестовая работа по теме «Орфоэпические нормы речи».
II. Коммуникативные качества речи. Лексические нормы современного русского языка
- Правильность и точность речи
Лексикология как раздел науки о языке. Важность отбора слов в высказывании. Качества речи правильной и выразительной. Понятие о паронимах, лексической сочетаемости, тавтологии, плеоназме. Употребление фразеологизмов в речи.
- Лексика разных стилей речи
Книжная и разговорная лексика. Научный, официально-деловой, публицистический и художественный стили речи. Стилистически окрашенная лексика. Стилистический приём в художественном тексте. Определение стилистических особенностей предложенных для анализа текстов.
- Выразительность и чистота речи
Многозначность слов - полисемия. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Переносное значение слов. Художественные изобразительно-выразительные средства речи. Понятие о тропах. Эпитет. Сравнение. Метафора. Метонимия. Синекдоха. Олицетворение. Литота. Гипербола. Практическая работа. Итоговый тест по лексикологии.
III. Морфологические нормы современного русского языка
- Употребление грамматических форм имён существительных и прилагательных
Сложные случаи определения рода существительных (аббревиатуры, заимствованные слова, профессионализмы). Практическая работа с толковым словарём. Стилистические отличия в употреблении полных и кратких имен прилагательных. Образование степеней сравнения имён прилагательных. Создание рекламного текста с употреблением имён прилагательных в превосходной степени. Использование имен прилагательных в фольклоре и художественной литературе.
- Употребление грамматических форм имён числительных
Числительные количественные и качественные. Склонение имён числительных. Использование в речи собирательных числительных. Редактирование предложений, содержащих ошибки, связанные с употреблением имён числительных и существительных.
- Употребление в речи местоимений
Использование местоимений для связи предложений в тексте. Употребление местоимений в роли союзных слов в сложных предложениях. Выразительные возможности местоимений. Редактирование предложений, содержащих ошибки в употреблении предложений. Создание собственного текста и его редактирование.
- Употребление различных форм глагола в речи
Образование глаголов несовершенного вида с суффиксами -ыва-/-ива. Правила использования возвратных глаголов и глаголов в повелительном наклонении. Глаголы, имеющие вариантные формы в изъявительном наклонении. Видо-временное соотношение глагольных форм в тексте. Практическая работа по использованию глаголов в речи.
- Культура монологической речи
Основные этапы подготовки монологической речи: 1. Определение темы высказывания (Формулировка темы в названии высказывания). Определение тезиса (основной идеи). Поиски и отбор необходимого материала. 2. Композиция выступления ( Вступление. Основная часть. Заключение ). Подготовка устного высказывания на самостоятельно выбранную тему. Анализ подготовленного высказывания.
IV. Синтаксические нормы современного русского языка
- Порядок слов в предложении
Прямой и обратный порядок слов в предложениях. Инверсия как средство выразительности речи. Анализ поэтических текстов с использованием инверсий.
- Согласование подлежащего и сказуемого в предложении
Роль подлежащего и сказуемого в предложении. Способы выражения подлежащего и сказуемого и их согласование. Редактирование предложений, в которых допущены ошибки при согласовании подлежащего и сказуемого.
- Виды подчинительной связи
Согласование, управление и примыкание как виды подчинительной связи в словосочетаниях. Влияние рода существительного на нормы согласования. Согласование существительных общего рода. Роль лексического значения слова при управлении. Особенность примыкания как вида подчинительной связи. Практическая работа по определению вида связи в словосочетаниях и составлению словосочетаний с различными видами связи.
- Построение предложений с однородными членами
Интонация перечисления в предложениях с однородными членами. Обобщающие слова в предложениях с обобщающими членами и синтаксические нормы при их употреблении. Грамматические ошибки при употреблении однородных сказуемых. Практическая работа по редактированию предложений с однородными членами предложения.
- Построение предложений с причастными оборотами
Согласование определяемого слова с причастным оборотом. Место определяемого слова в предложении с причастным оборотом. Случаи, когда причастный оборот нельзя заменить сложноподчинённым предложением с определительным придаточным. Практическая работа по построению предложений с причастными оборотами.
- Построение предложений с деепричастными оборотами
Правила построения предложений с деепричастными оборотами. Соотношение действия, выраженного глаголом, и добавочного действия, выраженного деепричастием, с субъектом, выполняющим эти действия. Редактирование предложений с деепричастными оборотами. Создание собственного текста с использованием причастных и деепричастных оборотов.
- Особенности использования в речи сложных предложений
Смысловые и грамматические особенности сложных предложений. Причинно-следственные отношения в сложноподчинённом предложении. Употребление подчинительных союзов в сложноподчинённом предложении. Грамматические неточности в сложноподчинённом предложении. Редактирование сложных предложений.
- Синтаксические средства художественной выразительности
Фигуры речи. Риторические вопросы. Риторические восклицания и обращения. Параллелизм. Анафора. Эпифора. Параллелизм. Лексический повтор. Градация. Многосоюзие. Эллипсис. Парцелляция. Практическая работа по определению фигур речи.
- Итоговая работа.
Написание сочинения-рассуждения.
Литература для учащихся
- Сенина Н.А., Глянцева Т.Н., Гурдаева Н.А. Русский язык. Нормы речи. «Заговори, чтобы я тебя увидел»: учебное пособие для формирования языковой и коммуникативной компетенций. 10-класс. Под ред. Н.А.Сениной. – Ростов /н/Д: Легион, 2013.
- Аннушкин В.И. Риторика. 10-11 классы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / В.И.Аннушкин. – М.: Просвещение, 2012.
- Горшков А.И. Русская словесность : 10-11 кл. : сб. задач и упражнений к учеб. «Русская словесность» : учебное пособие для общеобразовательных учреждений / А.И. Горшков. – 4-е изд. дораб. – М.: Просвещение, 2006.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка.
- Новейший словарь иностранных слов и выражений. – М.: Современный литератор,2005
- Толковый словарь русского языка. / под ред. Д.В. Дмитриева. – М.:
- «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003.
- Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы: Под ред.Р.И.Аванесова: АН СССР. Ин-т
- Школьный толково-этимологический словарь./ составитель Г.Н. Афонина. 3-е изд. _ М.: Айрис-пресс, 2008.
Литература для учителя
- Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. – М.: Просвещение, 2009.
- Данилюк А.Я., Кондаков А.М. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России. - М.: Просвещение, 2009.
- Асмолов А.Г. , Карабанова О.А. Формирование универсальных учебных действий. Система заданий. Основная школа. Просвещение, 2011.
- Сенина Н.А., Глянцева Т.Н., Гурдаева Н.А. Русский язык. Нормы речи. «Заговори, чтобы я тебя увидел»: учебное пособие для формирования языковой и коммуникативной компетенций. 10-класс. Под ред. Н.А.Сениной. – Ростов /н/Д: Легион, 2013.
- Аннушкин В.И. Риторика. 10-11 классы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / В.И.Аннушкин. – М.: Просвещение, 2012.
- Русский язык. 9 класс: элективный курс. Практический курс речеведения /авт.-сост. Л.А.Кобзарёва. – Волгоград: Учитель.2008.
- Горшков А.И. Русская словесность: 10-11 кл.: сб. задач и упражнений к учеб. «Русская словесность»: учебное пособие для общеобразовательных учреждений / А.И. Горшков. – 4-е изд. дораб. – М.: Просвещение, 2006.
- Любичева Е.В., Ольховик Н.Г. От текста к смыслу и от смысла к тексту (Текстовая деятельность учащихся). Учебное пособие. Под ред. Любичевой Е.В. – СПб: САГА, Азбука-классика, 2005.
- Пахнова Т.М. Русский язык. Комплексная работа с текстом. 9 – 11классы. Дидактические материалы. / Т.М. Пахнова. – М.: Айрес-пресс, 2009.
- Русский язык. 9 класс. Хотите быть успешными? Говорите правильно!: элективные курсы / авт.-сост. Г.И.Дудина, В.Н. Пташкина. – Волгоград: Учитель, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по русскому языку в 6 классе «Что в имени тебе моём?»
Задачи курса: знакомство с ономастикой как наукой и как совокупностью собственных имён; рассмотрение связи ономастики с другими науками (географией, историей, астрономией,...
Заговори, чтоб я тебя увидел...
Статья о развитии речи младших школьников в дополнительном образовании...
"Заговори, чтоб я тебя увидел"
Материал может пригодиться учителю, чтобы проанализировать речь учащихся сегодня...
Конспект урока русского языка по теме "Заговори, чтоб я тебя увидел"
Цель урока - развитие устной речи школьников, направление внимания на осмысление информации, логики и образной системы текста...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Заговори, чтоб я тебя увидел" для 6-7 классов
Рабочая программа по внеурочной деятельности сответствует требованиям ФГОС, содержит диагностический материл. Программа предназначена для развития коммуникативных и творческих способностей учащихся....
Статья "Заговори, чтобы я тебя увидел"
Статья-размышление о нужности и важности учителя...
Рекомендации для начинающего оратора "Заговори, чтобы я тебя увидел..."
В материале даны краткие рекомендации, которые помогут подготовиться к публичному выступлению и преодолеть страх перед ним...