Заговори, чтоб я тебя увидел...
статья по теме
Статья о развитии речи младших школьников в дополнительном образовании
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zagovori.docx | 21.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Заговори, чтобы я тебя увидел…
Сократ
Панфилова И.М., педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории,
МОУ ДОД Быковский Центр Развития
Творчества Детей и Юношества
Значимость речи в жизни современного человека трудно переоценить. Недаром во все времена выдающиеся мыслители придавали большое значение умению чётко и красиво выражать свои мысли. Вспомним, что утверждал Антон Павлович Чехов: «…Для интеллигентного человека дурно говорить должно считаться таким же неприличным, как не уметь читать и писать».
Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ребёнка - показатель его умственного развития. Поэтому развитие речи является важным звеном в общей системе развития детей, обеспечивающим успехи в учебной деятельности.
Количество детей с трудностями овладения письмом и чтением увеличивается год от года. К сожалению, эти трудности могут сохраняться и во взрослой жизни.
В связи с вышесказанным по просьбам родителей в МОУ ДОД Быковский Центр Развития Творчества Детей и Юношества под руководством А.В.Мордвинцевой была открыта группа « Совёнок –грамотейка». Цель программы данного объединения - в игровой форме содействовать развитию речи детей, воспитывать познавательный интерес к родному языку, развитие высших психических функций как основы развития языка.
Задачи:
- формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения.
- развитие метапредметных умений: умения работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое до конца; работать внимательно, сосредоточенно, планировать и контролировать свои действия;
- формирование и развитие фонематических процессов;
- уточнение и расширение лексического запаса;
- формирование и развитие грамматического строя речи;
- формирование полноценной связной устной и письменной речи.
Новизна данной программы состоит в формировании ведущих компетенций личности ребёнка:
- коммуникативная - умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым;
- информационная - умение работать со всеми видами информации;
- автономизационная - умения саморазвития;
- социальная - умение жить и работать с другими людьми;
Основной контингент детей – от 7 до 12 лет
В разработанной программе предусмотрена работа по развитию речи, которая проводится в системе, охватывающей все ее стороны (словарь, грамматический строй, звуковую культуру речи, связную речь)
Научно-практическая основа
Во–первых, психологами и педагогами доказано, что знания усваиваются лучше в ситуации дидактической игры. Самое главное - дидактическая задача в дидактической игре осуществляется через игровую задачу. Дидактическая задача скрыта от детей. Внимание ребенка обращено на выполнение игровых действий, а задача обучения им не осознается. Это и делает игру особой формой игрового обучения, когда дети чаще всего непреднамеренно усваивают знания, умения, навыки. Взаимоотношения между детьми и педагогом определяются не учебной ситуацией, а игрой. Дети и педагог - участники одной игры. Нарушается это условие - и педагог становится на путь прямого обучения. Цель дидактических игр и игровых приемов обучения - облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным. Сказанное позволяет сформулировать основные функции дидактических игр в обучении:
- функция формирования устойчивого интереса к учению и снятия напряжения, связанного с процессом адаптации ребенка к школьному режиму;
- функция формирования психических новообразований;
- функция формирования собственно учебной деятельности;
- функция формирования общеучебных умений, навыков учебной и самостоятельной работы;
- функция формирования навыков самоконтроля и самооценки;
- функция формирования адекватных взаимоотношений и освоения социальных ролей.
Таким образом, дидактическая игра - это игра только для ребенка. Для взрослого она - способ обучения.
В дидактических играх происходит не только усвоение учебных знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения. Дидактическая игра помогает сделать учебный процесс увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Умелое использование дидактической игры в учебном процессе облегчает его, так как игровая деятельность привычна ребенку. Через игру быстрее познаются закономерности обучения. Положительные эмоции облегчают процесс познания.
Во-вторых, проблемы в овладении языком существуют не в отдельности, а образуют целый комплекс. Грамотность складывается из трёх основных блоков:
- Нейропсихологический, включающий в себя функциональную готовность ребёнка к письму, то есть достаточное развитие психических функций, необходимых для осуществления деятельности письма;
- Социально –педагогический. Важно учитывать характер общения ребёнка со взрослым, его игровое развитие в дошкольном возрасте, отношение в семье к чтению;
- Психологический, который предполагает определённый уровень мотивации ребёнка к занятиям письму, чтению и обучению вообще.
А.Р. Лурия считал, что « акт письма не является результатом деятельности какого – либо одного
« центра»; в его осуществлении принимает участие целая система взаимосвязанных, но высокодифференцированных зон коры головного мозга» ( А.Р.Лурия,1969)
Все отделы мозга А.Р.Лурия разделил на три блока:
блок | название | симптомы нарушений | коррекция |
первый | Блок регуляции тонуса и бодрствования | Ребёнок быстро утомляется, быстро перестаёт воспринимать информацию, вертятся. Роняют карандаши, строят рожи, мешают другим. | Для повышения тонуса требуется обеспечить кислородом мозг, усилить кровоток - выполнять дыхательную гимнастику, специальный массаж. Организовать правильный режим питания. |
второй | Блок приёма, хранения и переработки информации | Проблемы с памятью и трудностями пространственной ориентации -зеркальное написание букв, замена букв, трудности удержания информации в кратковременной памяти. | Упражнения на развитие памяти, внимания |
третий | Блок программирования, регуляции и контроля | Ребёнок не соблюдает правила, не может себя контролировать, даже если хочет: правила знает, а пишет с «дурацкими» ошибками. Может не соблюдать общие нормы поведения. | Упражнения на развитее произвольности. |
Структуры мозга, функциональная несформированность которых мешает усвоению школьных предметов, со временем созреют при благоприятных условиях, но к этому времени ребёнок может упустить уже очень многое из школьного материала, что может привести к развитию чувства неуверенности, страху, неврозу.
Итак , мы хотим направить наши занятия на работу не только по развитию речи, но и развитию памяти, внимания, произвольности; активацию мыслительной деятельности; мышечную релаксацию, что создаст благоприятные условия для развития необходимых структур мозга.
Данные занятия будут полезны и детям без речевых недостатков, так как высокий уровень речевого развития способствует формированию мышления, памяти, внимания, регуляции поведения. А умение красиво говорить, точно и правильно излагать свои мысли – необходимое условие эффективного обучения в школе и успехов в будущей карьере и взрослой жизни.
Литература
Глозман Ж.М., Курдюмова С.В., Сунцова А.В. Развиваем мышление.
-М.:Эксмо, 2010
Соболева А.Е., Емельянова Е.Н.Русский язык. Пишем грамотно.
-М.:Эксмо, 2009
Сунцова А.В., Курдюмова С.В. Развиваем память. -М.:Эксмо, 2010
.Федеральный государственный образовательный стандарт.URL: http ://standart.edu.ru/
Материалы интернет-сайтов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Заговори так, чтобы я тебя увидел!» Или секреты успешного публичного выступления.
Научный проект, направленный на исследование навыков и умений публичного выступления учащихся, составление рекомендаций выступающим....
"Заговори, чтоб я тебя увидел"
Материал может пригодиться учителю, чтобы проанализировать речь учащихся сегодня...
Конспект урока русского языка по теме "Заговори, чтоб я тебя увидел"
Цель урока - развитие устной речи школьников, направление внимания на осмысление информации, логики и образной системы текста...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Заговори, чтоб я тебя увидел" для 6-7 классов
Рабочая программа по внеурочной деятельности сответствует требованиям ФГОС, содержит диагностический материл. Программа предназначена для развития коммуникативных и творческих способностей учащихся....
Статья «Реализация элективного курса по русскому языку «Заговори, чтобы я тебя увидел»
Элективный курс по русскому языку «Заговори, чтобы я тебя увидел» был реализован в ГБОУ СОШ № 564 Адмиралтейского района с 2008 года по сегодняшний момент. Данный курс (Культура речи. Язык...
Статья "Заговори, чтобы я тебя увидел"
Статья-размышление о нужности и важности учителя...
Рекомендации для начинающего оратора "Заговори, чтобы я тебя увидел..."
В материале даны краткие рекомендации, которые помогут подготовиться к публичному выступлению и преодолеть страх перед ним...