Статья "Заговори, чтобы я тебя увидел"
статья

Лукосяк  Мария Германовна

Статья-размышление о нужности и важности учителя  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.75 КБ

Предварительный просмотр:

Лукосяк Мария Германовна

учитель русского языка и литературы

ГБОУ лицей № 64

Приморского района г. Санкт-Петербурга  

Заговори, чтоб я тебя увидел.

Преподавателям слово дано не для того,

чтобы усыплять свою мысль,

 а для того, чтобы будить чужую»

Василий Осипович Ключевский

                   Что главное в работе учителя? Помнить о своем предназначении в профессии. Какое оно, мое предназначение? Ведь я что-то значу для себя и что-то значу для других, прежде всего, моих учеников. Каждый учитель ставит цели, которых хочет достигнуть сам, и цели, которых должны достигнуть его ученики. Эти цели всегда благие, нужные, важные, зачастую возвышенные.

               Русский язык и литература ставят именно такие, важные, цели: каждый учащийся должен овладеть грамотной устной и письменной речью, научиться писать сочинения, анализировать классические произведения. А что учитель в этот момент? Учитель реализуется через успехи своих учеников. И казалось бы, что проще? Я даю знания, дети эти знания берут, в итоге, расту и я, и они. И вот здесь и скрыта самая непростая задача работы учителем-помнить, что я работаю с самым хрупким и нежным материалом-с душой ребенка.

                  Ценность ее не оспорима. И важно помнить, что каждое слово, каждый жест, каждый мой поступок, суждение отражаются, словно в зеркале, в мыслях детей, на их жизни. И учитель должен не забывать, что каждое мнение каждого ребенка ценно, нужно слышать за каждым словом больше, чем сказано. «Я отвечаю за все»- непросто слова. Это девиз учительства. Русский язык и литература дают целую вселенную возможностей раскрыть не только дарования и таланты ребенка, но и его мировоззрение и помогают сформировать систему ценностей. Учитель должен стремиться к прекрасному и вести за собой детей. И хотя наш мир очень переменчив, красота, любовь, искренность, доброта в нем остаются, и мы можем дать их детям.

          В литературе существует множество методов и приемов, позволяющих учащимся и показать культуру, и воспитать любовь к ней.

          Большое значение отводится эмоциональному аспекту своей работы. Лучших результатов можно добиться, если дети могут «прожить» жизнь персонажа произведения, прочувствовать эмоции, которые испытывают герои книги, ощутить себя частью событий. Прекрасно помогает в этом использование приема визуализации, например, прием литературной картографии, при помощи которого учащиеся узнают глубже историю родного города, находят связь между замыслом произведения и местами развития событий, при сопоставлении современного облика города с прошлым воспитывается любовь к малой Родине. В работе удачно применяется метод создания экскурсий по местам действий произведения. Учащиеся продумывают маршрут, опираясь на ключевые слова. При такой работе очень много внимания уделяется анализу произведения.

              Я считаю, что литература изначально несет эстетическое воспитание, через изучаемые произведения мы проводим много связей с другими видами искусства. На уроках я подвожу детей к восприятию музыки, живописи, театра. Учащиеся сопоставляют лирические произведения с классической музыкой, ища схожие и различные мотивы, делают инсценировки эпизодов, разрабатывают сценарии фрагментов изучаемых произведений, продумывая внешний вид персонажей, реквизит.  Итогом такой работы становится глубокое понимание не только произведения, но и связей между различными видами искусства.

             Освоение художественного произведения – сохранение литературы не как предмета, а как искусства слова, образца классики. Учащиеся, подготавливая выразительное чтение отдельных частей текста, воспринимают текст гораздо глубже. Одно из условий культурной речи – это выразительное чтение-использование голоса, интонации, выразительных средств. Наш язык обладает интонационным богатством, и речевая среда помогает слышать и читать, она вызывает у учащихся разнообразные чувства: радость, боль, сострадание – человечность, а воспитание духовности и есть главная задача литературы. Один из важнейших этапов работы - анализ произведения – выделение ключевых слов, умение найти позицию автора, формулирование темы и основных проблем, идеи, понять композицию произведения. Истолкование – метод критического мышления, различные интерпретации текста, сопоставительный анализ, использование литературных терминов, умение написать критическую статью собственного видения художественного произведения. Оценка – итог работы мысли ученика, продукт работы с текстом. Этап обобщения определяет принципы интерпретации художественного текста. В уроках должна быть соблюдена логика в движении ученика от темы к теме: ученик должен соблюдать единый процесс развития литературы в историческом пространстве национальной культуры. Использование на уроке информационно-компьютерной технологии – ИКТ, ЦОР – цифровые образовательные ресурсы. Особенно уроки выразительного чтения и задания по развитию речи, это также касается музыкального сопровождения.

             На протяжении всей работы с произведением учитель не должен забывать, что его суждения формируют суждения детей, их взгляды, жизненную позицию , и от нас, учителей, зависит то, какими наши пойдут во взрослую жизнь.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заговори, чтоб я тебя увидел...

Статья о развитии речи младших школьников в дополнительном образовании...

«Заговори так, чтобы я тебя увидел!» Или секреты успешного публичного выступления.

Научный проект, направленный на исследование навыков и умений публичного выступления учащихся, составление рекомендаций выступающим....

"Заговори, чтоб я тебя увидел"

Материал может пригодиться учителю, чтобы проанализировать речь учащихся сегодня...

Конспект урока русского языка по теме "Заговори, чтоб я тебя увидел"

Цель урока - развитие устной речи школьников, направление  внимания на осмысление информации, логики и образной системы текста...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Заговори, чтоб я тебя увидел" для 6-7 классов

Рабочая программа по внеурочной деятельности сответствует требованиям ФГОС, содержит диагностический материл. Программа предназначена для развития коммуникативных и творческих способностей учащихся....

Статья «Реализация элективного курса по русскому языку «Заговори, чтобы я тебя увидел»

Элективный курс по русскому языку «Заговори, чтобы я тебя увидел» был реализован в ГБОУ СОШ № 564 Адмиралтейского района с 2008 года по сегодняшний момент. Данный курс (Культура речи. Язык...

Рекомендации для начинающего оратора "Заговори, чтобы я тебя увидел..."

В материале даны краткие рекомендации, которые помогут подготовиться к публичному выступлению и преодолеть страх перед ним...