Олимпиадные задания дляшкольного этапа
олимпиадные задания по русскому языку
Задания для олимпиады по русскому языку с 5 по 11 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadaniya_olimpiady_dlya_shkolnogo_etapa.rar | 44.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 2017/2018 учебном году.
(10-11 КЛАССЫ)
1. В каких словосочетаниях прилагательное имеет нулевое окончание?
а) отчий дом: б) висячий шкаф; в) заячий тулуп; г) жгучий мороз; д) колючий ёж.
2. Заполните таблицу недостающими названиями частей человеческого тела.
лоб | |
ланита | |
глаза | |
рот | |
выя | |
грудь | |
туловище | |
рамена | |
правая рука | |
шуйца | |
длань | |
палец |
3. Представляя героиню романа «Евгений Онегин», А.С.Пушкин писал:
Её сестра звалась Татьяна…
Впервые именем таким
Страницы нежные романа
Мы своевольно освятим,
И что ж? Оно приятно, звучно,
Но с ним, я знаю, неразлучно
Воспоминанье старины
Иль девичьей! Мы все должны
Признаться: вкусу очень мало
У нас и в наших именах
(Не говорим уж о стихах)…
Ниже перечислены произведения русской литературы 18-19 вв. Героини каких из них носили исконно русские имена?
А. «Горе от ума» А.С. Грибоедова;
Б. «Евгений Онегин» А.С. Пушкина;
В. «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова;
Г. «Анна Каренина» Л.Н. Толстого;
Д. «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского;
Е. «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина;
Ж. «Светлана» В.А. Жуковского;
3. «Ася» И.С. Тургенева;
И. «Ревизор» Н.В. Гоголя.
4. Объясните значение фразеологизмов.
разводить антимонии-
колумбово яйцо-
закусить удила-
седлать пегаса-
чин чином-
5.Подчекните фамилии учёных-лингвистов:
Бархударов, Виноградов, Ковалевская, Даль, Ландау, Розенталь, Щерба, Бехтерев, Вавилов, Пирогов.
6. Исправьте грамматические и речевые ошибки в следующих предложениях. Ответ обоснуйте.
1. Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом.
2.Страна любила и гордилась поэтом.
3.Когда герой опомнился, было уже поздно.
4.Дефилируйте мимо контролеров с гордо поднятой головой, чтобы они вас не заметили.
5.Лодка приближалась все ближе.
6. Это слово вернулось ко мне обратным бумерангом.
7.Таким людям всегда удается объегорить других.
7.О каких странах идёт речь? Какое из них является в этом ряду лишним? Объясните свой выбор.
Страна ацтеков, страна викингов, страна восходящего солнца, страна гейзеров, страна детства, страна кедра, страна кенгуру, страна кленового листа, страна пирамид, страна тюльпанов, страна фьордов.
8.Поставьте нормативное ударение, подчеркните слово с вариативным ударением:
включат, жалюзи, занята, черпать, оптовый, позвонит, балуясь, торты, шарфы, щавель, каталог, облегчить, газопровод, творог, обеспечение, откупорить, принудить, ходатайство, квартал.
9.Разъясните различия в значении следующих однокоренных слов (или покажите их, составив словосочетания с существительными). Назовите лингвистическое понятие, объединяющее каждую пару:
Личный – личностный, представить – предоставить, артистический – артистичный, невежа – невежда, инженерный - инженерский.
10.Соотнесите название знака препинания в левом столбце со сведениями о его происхождении в правом столбце.
Знак препинания | Этимология |
1. Точка | I. Раньше этот знак назывался «удивительным». |
2. Запятая | II. В.И. Даль связывает происхождение этого слова с глаголами запясть, запять, запинать– «останавливать», «задерживать». |
3. Многоточие | III. Предполагают, что название этого знака препинания связано с диалектными названиями утёнка, гусёнка или лягушки. |
4. Тире | IV. Образовано от слова ткнуть, «значок от укола, от приткнутия к чему остриём, кончиком пера, карандаша; мелкая крапина» (В.И. Даль). |
5. Кавычки | V. В переводе с французского термин означает «черта». |
6. Восклицательный знак | VI. Под названием «знак пресекательный»слово отмечается уже в 1831 году в грамматике А.Х. Востокова. |
11.К каким частям речи относятся и какую синтаксическую функцию выполняют выделенные слова в следующих предложениях? 1)Вон из комнаты! 2)Уйди вон из комнаты! 3) Прочь с глаз! 4)Уйди прочь с глаз! 5) Завели они новую прислугу, а старую прочь.
ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 10-11 КЛАССЫ. ОТВЕТЫ
Задание № 1. А. В.( 2 балла)
лоб | чело |
щека | ланита |
глаза | очи |
рот | уста |
шея | выя |
грудь | перси |
туловище | стан |
плечи | рамена |
правая рука | десница |
левая рука | шуйца |
ладонь | длань |
палец | перст |
По 0,5 за каждое слово .Итого 6 баллов.
Задание № 3. Только Светлана – героиня одноимённой баллады Жуковского. Остальные героини, включая упомянутую пушкинскую Татьяну, носили имена греческого, латинского и древнееврейского происхождения. 1 балл
4.
Разводить антимонии – болтать, вести пустые разговоры, пускаться в отвлекающие от чего-либо разговоры.
Колумбово яйцо – остроумное решение трудной задачи, неожиданно простой и смелый выход из затруднительного положения.
Закусить удила – действовать не зная удержу, идя напролом, не считаясь с обстоятельствами, со здравым смыслом, распалившись.
Седлать пегаса – писать стихи;
Чин чином – так, как нужно, как полагается, как следует; Итого 5 баллов
5..Бархударов, Виноградов, Даль, Розенталь, Щерба. Итого 5 баллов.
6.7 баллов и 1 балл за обоснование.
7.Мексика,Норвегия или Швеция, Япония, Исландия , Россия, Австралия, Канада, Египет, Нидерланды, Норвегия. Лишнее – страна детства, у каждого она своя. 0,5за каждую страну и 0, 5 за лишнее. Итого5,5
8.За каждое слово – 0,5 балл + 0,5 балла за слово с вариативным ударением. Итого 9.5
ВключАт, жалюзИ, занятА,чЕрпать, оптОвый, позвонИт, балУясь, тОрты, шАрфы, щавЕль; каталОг, облегчИть, газопровОд, творОг,обеспЕчение, откУпорить, принУдить, ходАтайство, квартАл.
9. Личный автомобиль, личное мнение -личностное начало, личностный потенциал;
Предоставить1. Отдать кого-что-либо в распоряжение, пользование кому-чему-либо. 2. Дать возможность кому-либо сказать, сделать что-либо, чем-либо распорядиться. Примеры: 1) предоставить кредит, заём, концессию, помощь, место, участок, помещение, удобства, должность; предоставить себя воле волн, течению; 2) предоставить возможность, выбор, права, независимость, слово. Представить: 1. Предъявить, сообщить что-либо кому-либо. 2. Познакомить с кем-либо, дать возможность ознакомиться с чем-либо. 3. Признав достойным чего-либо, ходатайствовать о чём-либо (о награде, повышении по службе и т. п.). 4. Воспроизвести в мыслях, вообразить кого-что-либо (обычно со словом «себе»). 5. Изобразить, показать кого-что-либо. Примеры: 1) представить документы, отчёт, заключение, факты, доказательства, список, справку, рукопись; 2) представить гостя, нового сотрудника, дебютанта, научный труд, характеристику; 3) представить к награде, к званию, на соискание премии.Артистическая жизнь, судьба, артистические способности, наклонности - артистичный ребёнок, артистичная поза, артистичное поведение. Невежа – невоспитанный, грубый человек; невежда – малообразованный, малознающий человек. Инженерный - технический; связанный с деятельностью инженеров (инженерный факультет; инженерные кадры; инженерная профессия; инженерное дело; инженерные войска); инженерский - относящийся к инженеру, принадлежащий, свойственный ему (инженерский диплом, дом, сын).
Это паронимы. 1 балл за пару однокоренных слов + 1 балл за термин. Итого: 6 баллов.
10.
.Знак препинания | Этимология |
1. Точка | IY |
2. Запятая | II |
3. Многоточие | YI |
4. Тире | Y |
5. Кавычки | III |
6. Восклицательный знак | I |
1 балл за знак препинания. Итого 6 баллов.
Задание 11.
1), 3) – в значении приказания, требования уйти слова вон и прочь являются императивными междометиями и не являются членами предложения;2), 4) – в значении «наружу», «в сторону какого-либо места» слова вон и прочь принадлежат к разряду обстоятельственных наречий и выступают в роли обстоятельств;5) – при отсутствии глагола обстоятельственное наречие прочь выступает в роли сказуемого.
По 0,5 за правильно названную часть речи и 0,5 балла за синтаксическую функцию.
Итого: 5 баллов.
Общее количество баллов – 59.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Олимпиадные задания школьного этапа. Природоведение. 5 класс.
Задания для школьного тура олимпиад по природоведению в 5 классе...
Олимпиадные задания (школьный этап) 5-8 классы
Образцы олимпиадных заданий для школьного этапа олимпиады по английскому языку (5-8 классы)...
Олимпиадные задания (школьный этап) - 10, 11 классы
Образцы олимпиадных заданий для школьного этапа олимпиады по английскому языку (10-11 классы)...
Олимпиадные задания школьного этапа по физике для 7-11 классов
Олимпиадные задания школьного этапа по физике для учащихся 7-11 классов...
Олимпиадные задания школьного этапа по физике для 5-6 классов
Олимпиадные задания школьного этапа по физике для 5-6 классов...
Олимпиадные задания школьного этапа 5-6 класс
Олимпиадные задания школьного этапа по английскому языку для учащихся 5-6 класса...
Олимпиадные задания Школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии
Олимпиадные задания Школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии....