ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В СООТВЕТСТВИИ С ДУХОВНЫМИ ТРАДИЦИЯМИ НАРОДА.
статья по русскому языку
Огромное значение нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавалось в педагогике с древних времён. Многие выдающиеся педагоги прошлого отмечали, что подготовка доброжелательного человека не может сводиться только к его образованию и умственному развитию, и на первый план в воспитании выдвигали нравственное формирование. В своём трактате «Наставление нравов» чешский педагог Я. А. Коменский цитировал древнеримского философа Сенеку, который писал: «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости. Ибо без первой трудно научиться последней». Там же он приводил известное народное изречение: «Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает».
Стремительное развитие техники, убыстрение темпов жизни, социальные преобразования во всем мире, увеличения числа и разнообразия контактов между людьми, все это предъявляет повышенные требования и к моральной зрелости, и к самостоятельности человека. Нравственное становление человека представляет собой чрезвычайно сложный и многогранный процесс. Нравственным, воспитанным человеком, утверждает народная мудрость, считается тот человек, который умеет найти своё место среди людей. Культурность – совокупность образования, самовоспитания и воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovno-nravstvennoe_vospitanie.docx | 27.63 КБ |
Предварительный просмотр:
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В СООТВЕТСТВИИ С ДУХОВНЫМИ ТРАДИЦИЯМИ НАРОДА.
Настоящий человек начинается там,
где есть святыня души.
В.А.Сухомлинский
Огромное значение нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавалось в педагогике с древних времён. Многие выдающиеся педагоги прошлого отмечали, что подготовка доброжелательного человека не может сводиться только к его образованию и умственному развитию, и на первый план в воспитании выдвигали нравственное формирование. В своём трактате «Наставление нравов» чешский педагог Я. А. Коменский цитировал древнеримского философа Сенеку, который писал: «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости. Ибо без первой трудно научиться последней». Там же он приводил известное народное изречение: «Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает».
Стремительное развитие техники, убыстрение темпов жизни, социальные преобразования во всем мире, увеличения числа и разнообразия контактов между людьми, все это предъявляет повышенные требования и к моральной зрелости, и к самостоятельности человека. Нравственное становление человека представляет собой чрезвычайно сложный и многогранный процесс. Нравственным, воспитанным человеком, утверждает народная мудрость, считается тот человек, который умеет найти своё место среди людей. Культурность – совокупность образования, самовоспитания и воспитания.
Школа как социальный институт общества может внести существенный вклад в формирование ценностного отношения подрастающего поколения к духовно - нравственным нормам. Задача воспитания гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, свою малую родину, свой народ не может быть выполнена без приобщения к духовным богатствам своего народа. Особенностью народной культуры является то, что в условиях постоянно меняющихся исторических ситуаций, уклада общественной жизни она не подвержена коренной трансформации, она стабильна благодаря вековому отбору жемчужин народной мудрости.
Моя работа по формированию духовно-нравственной культуры и патриотического воспитания обучающихся включает: сочетание учебной и внеклассной работы, развитие творческой деятельности учащихся, формирование устойчивого интереса учащихся к подлинным ценностям родной культуры и истории, воспитание патриотизма и гражданственности, трудовое воспитание.
Особое место в духовно-нравственном воспитании школьников занимает изучение литературы. Литература выделяется в системе школьных предметов, так как обладает немаловажной особенностью: не только формирует у учащихся определённые знания, умения и навыки, но и помогает их нравственному становлению, приобретению моральных, этических жизненных принципов. Литературные произведения – это духовный опыт поколений, передаваемый как в форме устных повествований, так и на страницах печатных литературных произведений. И одна из важнейших целей литературного школьного образования – помочь ученикам понять и принять нравственные заветы, хранящиеся в произведениях литературы. Не случайно преподавание литературы в пятом классе начинается с изучения фольклора. Фольклорные произведения доносят до читателей из глубины веков народные представления о таких важных этических категориях, как добро и зло, верность, преданность Родине, отвага и трусость. В своей практике изучая тот или иной раздел литературы, я включаю произведения мордовской литературы, что служит толчком к пробуждению этнокультурных традиций. Например, в 8 классе при изучении темы «Частушки», мы с детьми оформили небольшой проект «Мордовские частушки». Дети с удовольствием приняли участие в данном проекте, множество мордовских частушек было прослушано на уроке, некоторые предоставили информации о происхождении тех или иных частушек. По творчеству мордовских писателей и поэтов мы с детьми проводим уроки-семинары, уроки-концерты, уроки-презентации.
В прошлом учебном году в рамках реализации ФГОС в 6 классе мне была предложена внеурочная деятельность по предмету. Я выбрала тему «За страницами школьного учебника». Имена людей, географические названия - часть истории народов. В них отражаются быт, верования, чаяния, фантазия и художественное творчество народов, их исторические контакты. Наша страна многонациональна, и у каждого из народов, населяющих ее, есть свои замечательные личные имена. Эти и другие темы, связанные с именованием человека, освещает курс «За страницами школьного учебника», являющийся актуальным в настоящее время. Курс ориентирован на то, чтобы, углубляясь в ономастику, топонимику дети больше узнали о лексической, языковедческой стороне родного языка, умели свободно получать необходимые знания, изучая специальную литературу. Кроме этого, учащиеся по окончанию изучения курса должны овладеть навыками работы со справочной литературой и словарями разных типов, расширить кругозор, сформировать осознанное отношение к культурному наследию родного края, развить умения совместной и индивидуальной поисковой и творческой деятельности.
Духовно-нравственная культура и патриотическое воспитание - фундаментальная основа общего образования, база для самосовершенствования личности и социального взаимодействия на основе единства свободы и ответственности.
Хотелось бы добавить, что приобщение детей к нравственным традициям, способствует узнаванию и укреплению национального самосознания, так важного для сохранения самобытности общества, сохранение истории и определяет будущее нашего народа.
Список литературы.
- Багашев А. Духовно-нравственное воспитание молодежи// Воспитание школьников. – 2008. – № 9. – С. 10-13.
- Ильин И.А. Путь духовного обновления // Религиозно-философская библиотека. М., Изд-во Библиополис, 2008.
- Петрова В. И. Азбука нравственного взросления. СПб.: Питер, 2007.
- Тучкова Т. Русская нравственная традиция в воспитании// Народное образование. – 2001. - № 8. – С. 272-274.
- Юности честное зерцало или показания к житейскому обхождению. Репринтное издание. – Тверь: Планета, 1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно - нравственное воспитание и развитие учащихся на традициях народной культуры, языковом и литературном наследии родного края
Использование проектной технологии как средство развития духовно - нравственных качеств. Учащиеся создают собственные проекты, используя краеведческий материал....
Выступление на районном молодежном форуме «Время жить в России» «Духовно-нравственное воспитание молодежи на основе православных традиций в современных условиях» (на примере Шарангского благочиния)
В моем выступлении речь пойдет об очень важной составляющей воспитания подрастающего поколения - восстановлении системы традиционных духовно – нравственных ценностей, основанных на правосл...
Духовно-нравственное воспитание детей на примере семейных традиций. Статья "Моральный дух семьи Василисиных не угасает..."
Василисина Людмила Дмитриевна - моральный дух этой женщины не угасает, а крепнет с годами, у этого человека есть чему поучиться.Как часто говорят «человек старой закалки», но я бы сказала человек, пол...
«Духовно – нравственное воспитание учащихся на основе народных традиций родного края»
Презентация о работе в школе по направлению «Духовно – нравственное воспитание учащихся на основе народных традиций родного края»....
Духовно –нравственное воспитание дошкольников на основе традиций русского народа
В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, а также обращение к духовной жизни. Детство - время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение зна...
Духовно-нравственное воспитание школьников на основе культурных традиций своего народа (адыгэ хабзэ) «Нравственные уроки»
Программа "Духовно-нравственное воспитание школьников на основе культурных традиций своего народа (адыгэ хабзэ) «Нравственные уроки»...
Статья: Духовно-нравственное воспитание детей через погружение в традиции русского народа.
Цель: формировать духовно-нравственные качества личности школьников....